Елена Яковлева
28 июля 2017

ДНК из бронзового века опровергла утверждения из Библии

Генетики выяснили, что 90% населения современного Ливана происходят от древнего загадочного народа — хананеев, жителей библейского Ханаана.

Исследователям удалось изучить геном хананеев, полученный из захоронений пяти людей в древнем портовом городе Сидон (сейчас это Сайда, Ливан), которым 3700 лет.

Ученые Марк Хабер и Крис Тайлер-Смитт сравнили полученную ДНК с геномом древнего населения Евразии и установили, что хананеи возникли из смешения аборигенов, заселивших Левант (древний регион, простиравшийся на территории современных Иордании, Сирии, Ливана, Израиля и Палестины) около 10 000 лет назад, и мигрантов с запада 6600–3350 лет назад.

Многие археологи были очарованы хананеями. Им приписывают создание первого алфавита, но, как ни парадоксально, все, что известно о них науке сейчас, происходит из текстов, созданных соперниками хананеев, включая египтян, греков и израильтян.

Геном хананеев Хабер и Тайлер-Смитт сравнили с геномом 99 ныне живущих добровольцев из Ливана. Выяснилось, что почти 90% ливанской ДНК содержит хананейскую.

Из Библии известно, что население Ханаана было практически полностью уничтожено, однако открытие современных ученых говорит о том, что библейские сведения сильно преувеличены, передает New Scientist. Это также подтверждает данные археологов, которые отмечают значительное влияние хананеев в XII веке до н. э., особенно в крупных портовых городах.