Алина Назарова
10 января 2018

Химики доказали зарождение жизни из неживой материи

Химики из Научно-исследовательского института Скриппса в США разработали увлекательную теорию, согласно которой жизнь на Земле зародилась 4 млрд лет назад благодаря зацикленным химическим реакциям.

«Это был черный ящик для нас. Но если вы сосредоточитесь на химии, вопросы зарождения жизни покажутся вам менее сложными», — говорит доктор философии, адъюнкт-профессор химии и ведущий автор исследования Раманараяна Кришнамурти, сообщает портал Phys.org.

В рамках исследования эксперты сосредоточились на изучении серии химических реакций, называемых циклом трикарбоновых кислот. Именно на эти реакции полагается каждый аэробный организм, чтобы высвободить накопленную энергию в клетках.

Однако проблемой было то, что, по мнению ученых, цикл трикарбоновых кислот не мог протекать в доклеточную эпоху, поскольку необходимых соединений тогда просто не существовало. В связи с этим специалисты начали поиск веществ, которые присутствовали на молодой Земле и могли стать аналогами для создания цикла трикарбоновых кислот.

Результаты работы, опубликованные в журнале Nature Communications, свидетельствуют о существовании двух небиологических циклов, называемых циклом HKG и малонатным циклом, которые при объединении могли привести к созданию ранней версии цикла трикарбоновых кислот. Этот цикл включал в себя α-кетокислоты, β-кетокислоты и реакции декарбоксилирования, при которых образуется углекислый газ. Кроме того, эти циклы приводили к формированию аминокислот, что и способствовало образованию сложных ферментов, необходимых для зарождения жизни.

Это лишь одна из теорий о зарождении жизни на Земле. Так, в октябре прошлого года ученые из Канады и Германии заявили, что жизнь на нашу планету принесли метеориты в период между 3,7 и 4,5 млрд лет назад. А до этого геологи обнаружили в окрестностях Квебека древние следы микробной жизни возрастом до 4,3 млрд лет, что позволяет предполагать, что жизнь на Земле появилась сразу после формирования планеты.