19 февраля 2020

Цветы и надгробный камень: раскрыты подробности похоронного обряда неандертальцев

Ученые считают, что у живших 70 000 лет назад неандертальцев был похоронный обряд.

Недавно обнаруженные в пещере Шанидар в иракском Курдистане окаменелости неандертальцев подтверждают гипотезу ученых о том, что неандертальцы хоронили умерших. Об этом сообщает Daily Mail.

Анализ окаменелостей показал, что человек был помещен на дно небольшой ямы, выкопанной специально. Останки состояли из раздробленного, но полного черепа, верхней части грудной клетки и обеих рук. Находка представляет собой первый найденный за 20 лет сочлененный скелет неандертальца, чьи кости все еще находятся в исходном положении. Несмотря на то что его пол еще не определен, предварительный анализ показывает, что у скелета, получившего название «Шанидар Z», зубы человека «взрослого или пожилого возраста».

На месте пещеры Шанидар в конце 50-х и начале 60-х годов уже были обнаружены останки десяти других неандертальцев, включая нашумевшее «цветочное захоронение», которое вызвало споры о том, были ли древние люди достаточно культурны, чтобы соблюдать похоронные ритуалы. Найденный здесь 60 лет назад скелет «Шанидар 4» был окружен сгустками древней пыльцы — ее присутствие было расценено некоторыми археологами как свидетельство того, что эти виды гоминидов не только хоронили своих мертвецов, но и покрывали тела цветами. Обнаружение останков «Шанидара Z» стали еще одним доказательством наличия у неандертальцев похорон.

Исследователи считают, что «Шанидар Z» лежал рядом с цветочным захоронением, а значит, в пещере находилось несколько могил каменного века. Этот человек жил 70 000 или 60 000 лет назад. «Шанидар Z» был обнаружен на дне впадины, на слегка уплотненной почве, что указывает на то, что яма была вырыта намеренно. При этом не было выявлено никаких признаков камнепадов в пещере. Возле изголовья могилы неандертальца были найдены два камня, которые, возможно, отмечали место захоронения.

Ранее «Моя Планета» рассказывала о свидетельствах проживания неандертальцев в Крыму.