Дарья Вяльцева
18 февраля 2015

Пингвины «разучились» различать сладкий, горький и «мясной» вкусы

Биологи из американского университета в Энн-Арборе изучили структуры ДНК и белков пингвинов и пришли к неожиданным выводам.

Как объяснил Цзянь-чжи Чжан, один из ученых, принимавших участие в исследовании, «пингвины питаются рыбой, и поэтому всем всегда казалось, что рецепторы "мясного" жизненно важны для них, но, как выяснилось, у них их просто нет. Это открытие крайне удивило и озадачило нас, и пока у нас нет однозначного объяснения этому».

Несмотря на то что установить точную причину злой шутки эволюции пока невозможно, у биологов есть несколько версий о том, почему пингвинов лишили возможности различать вкус мяса, а также горькой и сладкой пищи. Авторы открытия предполагают, что пингвины потеряли способность ощущать вкус белковой пищи из-за климатических изменений: климат в древней Антарктике стал в какой-то период еще более холодным, чем сегодня. В ходе таких «заморозков» белок Trpm5, который отвечает за распознавание вкуса мяса, просто переставал работать. Поэтому ход эволюции постепенно «перепрофилировал» его на работу с инсулиновой системой и распознаванием феромонов.

По другой версии, причина «потери» возможности различать некоторые вкусы связана с тем, что пингвины и их предки всегда проглатывают добычу целиком, не деля ее на части и не пережевывая. В пользу этого предположения говорит и то, что на языке этих птиц практически нет вкусовых сосочков, так как его форма и поверхность адаптированы для захвата и удерживания скользкой рыбы.

Чжан и его коллеги также попытались найти пропавшие рецепторы вкуса, проанализировав геномы и образцы тканей языка птиц. После безуспешных поисков они сделали вывод, что пингвины не способны ощущать три базовых вкуса из пяти из-за отсутствующих или поврежденных генов. Судя по количеству мелких мутаций в поврежденных участках ДНК, пингвины потеряли эту способность около 20 млн лет назад или даже еще раньше.

Генетики считают, что эта черта является уникальной для пингвинов — ДНК всех остальных птиц, которых ученые изучили, содержали в себе исправные гены, соответствующие «потерянным» пингвинами вкусам.

Исследование уже опубликовано в журнале Current Biology.