Дело 700-летней давности: как мстительная дворянка убила священника

Разгадана загадка запутанного средневекового убийства

Кембриджский криминолог Мануэль Эйснер раскрыл новые детали в деле об убийстве священника Джона Форда, произошедшем в 1337 году в Лондоне. Преступление было связано с местью, корыстью и церковными интригами.

Согласно архивным документам, аристократка Эла Фицпейн, обвиненная архиепископом Кентерберийским в прелюбодеянии с Джоном Фордом, могла организовать его убийство. Церковь принуждала ее к публичному покаянию, что в те времена было тяжелым унижением. Однако переписка и отчеты коронеров указывают на более запутанную версию. Форд, Фицпейн и ее муж, похоже, участвовали в разграблении церковного имущества и вымогательствах, пишет Phys.org.

Преступление средь бела дня

Фото: Heritage Art/Image State/East News

Убийство священника совершили брат Элы и ее слуги, что подтверждает версию о мести. Согласно записям, Джон Форд шел по Чипсайду после вечерней службы 3 мая 1337 года, когда его коллега-священник отвлек его «приятной беседой». Когда они подошли к собору Святого Павла, четверо других мужчин, включая Хью Ловелла, брата Элы Фицпейн, напали на Форда. Его зарезали ножами на глазах у многих людей.

Свидетели опознали всех убийц, но заявили, что не знают, где они находятся.  Они также отметили, что Фицпейны давно враждовали с Фордом. «Несмотря на то, что убийцы были названы по именам и было точно известно, кто был заказчиком, когда дело дошло до суда, присяжные закрыли на это глаза», — сказал Эйснер. По его словам, так случилось потому, что семья быиз высшего дворянского сословия — типично для правосудия того времени.

Впрочем, бывшего слугу семьи Фицпейн в конце концов осудили пять лет спустя и заключили в Ньюгейтскую тюрьму. Это было единственное обвинение, выдвинутое по этому делу. 

Противостояние церкви и дворянства

Фото: The London Archives

Изучая дело Форда, Эйснер обнаружил письмо архиепископа Кентерберийского Саймона Мефэма епископу Винчестерскому, отправленное в январе 1332 года. В нем утверждалось, что Эла Фицпейн вступала в сексуальные связи с «рыцарями и другими людьми, холостыми и женатыми, и даже со священнослужителями». В письмах упоминался только один предполагаемый любовник — Джон Форд, что позволяет предположить его причастность к информированию архиепископа.

«Архиепископ наложил на Элу тяжкое, позорное публичное покаяние, которому она, по-видимому, не подчинилась, но, возможно, это вызвало жажду мести. Не в последнюю очередь потому, что Джон Форд, похоже, избежал наказания со стороны церкви», — рассказывает Эйснер.

Другая запись, датированная мартом 1322 года, свидетельствует о том, что Эла Фицпейн и Джон Форд обвинялись Королевской комиссией в серьезном преступлении. Вместе с рыцарем Робертом Фицпейном, мужем Элы, пара совершила набег на бенедиктинский монастырь. Бандиты разбили ворота и здания монастыря, повалили деревья и ограбили каменоломню, забрав до 18 быков, 30 свиней и около 200 овец и ягнят.

Монастырь был форпостом французского аббатства во время растущей вражды между Францией и Англией, а недавно коронованный король Эдуард III претендовал на французский престол. К 1337 году, когда Форд был убит, началась Столетняя война. Форд, вероятно, вступил в сговор с Фицпейнами, чтобы воспользоваться дипломатической напряженностью и совершить набег на монастырь.

«Видимо, Форд был предан двум сторонам. Одна — семья Фицпейн, которая, вероятно, покровительствовала его церкви и помогла ему занять должность. А другая — епископы, имевшие власть над ним как над священнослужителем», — считает криминолог. Однако архиепископ Мефэм стремился насаждать моральную дисциплину среди дворянства и наказывать тех, кто вел себя аморально. Участие в бандитском нападении показало бы, что Форд верен Фицпейнам, а не церкви, что не понравилось бы архиепископу.

Возможно, Форд признался в своей связи с Элой под давлением. Затем архиепископ использовал его признанение, чтобы вынести унизительное наказание высокопоставленной дворянке, которая бросила вызов моральному авторитету церкви. Архиепископ умер в 1333 году, но Эла Фицпейн подождала еще четыре года, прежде чем отомстить предателю Форду.