Ученые выяснили, как дикие кошки стали домашними

Как изменились гены кошки за время проживания с человеком, выяснили американские ученые.

Кошки и люди живут вместе уже как минимум 9000 лет. Однако до сих пор ученые не могли объяснить, как именно произошло одомашнивание этих животных. В ходе нового исследования группа американских ученых сравнила геномы домашних и диких кошек и обнаружила существенные изменения в генах домашних питомцев. Прежде всего отличаются гены, которые отвечают за память, чувство страха и другие поведенческие привычки. Главным фактором, который способствовал одомашниванию, ученые назвали стремление животного к получению вознаграждения. «Люди, скорее всего, приручали кошек, потому что они контролировали численность грызунов, поедавших урожай. Люди давали им еду, чтобы кошки оставались поблизости», — пояснил руководитель исследования Уэсли Уорен из Института генома в США изданию The Daily Mail. Так постепенно дикие коты, привыкшие к жизни на воле, стали держаться поближе к человеку, и люди выбирали из них самых послушных.

Геном кошки ученые сравнивали с геномом других животных: тигра, коровы, собаки — а также с ДНК человека. По их данным, изменения в генах кошек с момента одомашнивания произошли очень быстро, гораздо быстрее, чем у собак. Изменения затронули 281 ген, в том числе те, что участвуют в метаболизме жиров — ни у человека, ни у коровы нет таких способностей к расщеплению жиров и сложной пищи. Также в ходе эволюции у кошек улучшились обоняние, слух и зрение. По данным генетиков, кошки менее, чем собаки, ориентируются на запах, зато у них исключительный слух: они слышат лучше, чем большинство хищников, и ловят звуки даже в ультразвуковом диапазоне, что позволяет им легко отыскивать добычу на слух. Зрение кошек дает им возможность ориентироваться в условиях низкой освещенности: на рассвете и в сумерках.

По мнению ученых из Университета Гумбольдта, которые также проводили исследование геномов кошек в этом году, в процессе одомашнивания этих животных сыграла роль определенная мутация: наши предки неосознанно отбирали для получения потомства животных с генетическими дефектами клеток нервного гребня. Такие мутации приводят к неправильному развитию надпочечных желез, ответственных за поведение в стрессовых ситуациях, и, как результат, к более смирному и послушному поведению, отмечают «Вести.ру».

Исследование генома кошки проводится за счет финансирования Национального института исследований генома человека с 2007 года. Результаты были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.