4-й блог-тур Expedition58 в подробностях - тюрьма, мыши, подземелья, Нарчатка, Сурья, сапоги... (Часть 2)
После посещения старинной тюрьмы в Наровчате и пещер близ села Сканово блог-тур Expedition58 отправился к следующей точке на маршруте...

39. В единственный в своём роде, частный (что в Пензенской области ещё более уникальные пример) музей истории и культуры народа буртас, что расположен в селе Сканово.
40. Директор музея и отличный гид-рассказчик - Чекашкина Мария Васильевна ждала нашу группу у порога музея в самом настоящем национальном костюме. Чем, конечно, весьма удивила участников поездки. Которые принялись фотографировать её прямо при входе.
41. И не прекращали этого действа за весь её подробный рассказ об истории, культуре и интересных артефактах народа буртас, представленных в данном музее.

42. Фотографы, что чуть поленивее, просто сосредоточились на процессе погружения в историю. Тем более, что история в музее буртас окружает посетителей со всех сторон. И в отличии от других подобных заведений, доступна не только взгляду, но и рукам.
43. Например, древнюю керамическую фигурку ведийского божества Сурьи, найденную некогда в наровчатских пещерах, не прикрывает (как обычно) толстенное стекло. И она доступна для подробного изучения со всех сторон.

44. Впрочем, и не только она. Почти все экспонаты музея истории и культуры народа буртас можно рассмотреть (и сфотографировать) близко и во всех деталях. Согласитесь, далеко не в каждом историческом музее такое возможно.

45. Более того, Мария Васильевна - директор музея, сама предлагает оценить некоторые предметы быта из коллекции собрания, что-называется, на ощупь. Потому, как только так, можно понять все особенности и качество изготовления, например, уникального сапога-гармошки.

46. А потрогать окаменевший зуб сурского мамонта (к буртасам он имеет, конечно, весьма далёкое отношение) можно не только профессиональным дантистам.
47. Ещё одной интересной особенностью музея истории и культуры народа буртас является то, что в этом музее можно... остановиться на ночь. Или на две. Или на три. Или, вообще, тут жить целую неделю. Потому как, в комплексе музея помимо экспозиции есть и ещё и несколько домиков для гостей, оформленных в деревенском стиле (и с настоящими артефактами прошлого).

48. Так что, если кому наскучит ежедневный городской быт - как говорится, добро пожаловать. Не "к тётке, в глушь, в Саратов". А в Пензенскую область, в Сканово, к буртасам.

49. Потому, как тут столько всего интересного. Как большого...
50. Так, и не очень.

51. Сфотографировавшись всей дружной компанией среди многочисленных раритетов летнего подворья музея истории и культуры буртас, участники блог-тура Expedition58 отправились дальше. На свидание с мордовской княгиней (по другим данным - царицей) Нарчаткой.

52. Памятник которой установлен на берегу реки Мокши, как раз между селом Сканово и Наровчатом. По легенде княгиня Нарчатка возглавила дружину, защищавшую город Наровчат от войск татарского хана Тагая. Однако, дружина Нарчатки была разбита татаро-монголами и спасаясь от плена, княгиня бросилась на коне в реку Мокшу, в самом широком ее месте, около Пенясевой заводи. Усталый конь не мог переплыть реку с тяжелой вооруженной Нарчаткой и потонул вместе со всадницей.
53. Следующим местом (заключительным в программе данного тура) на пути блог-тура Expedition58 стал Казанско-Богородицкий (Успенский Казанский) мужской монастырь в селе Норовка - пригороде Нижнего Ломова.

54. Этот монастырь на протяжении своей истории тоже не раз оказывался в центре военных конфликтов. Так как, в период крестьянских войн 1667-1671 гг. здесь расквартировывались атаманы Степана Разина. А сто лет спустя, именно, из Казанского мужского монастыря руководили осадой Нижнего Ломова атаманы уже другого народного предводителя - Емельяна Пугачёва. Притом, за то, что местный архимандрит Исаакий встретил восставших с хоругвями, иконами и колокольным звоном, здешние монахи, после подавления пугачёвского бунта, были сильно наказаны.

55. Сейчас исторические здания монастыря (из тех, что хоть как-то сохранились до наших дней) находятся в плачевном состоянии. И вряд ли смогут быть восстановлены - слишком уж сильны необратимые последствия многих лет забвения.

56. Однако, рядом со старинным жилым корпусом архимандритов (который пока ещё хоть как-то походит на здание) постепенно строится современная часть возрождённого Казанско-Богородицкого монастыря.

57. Состоящая из относительно небольшой Казанской церкви, построенного на месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

58. И деревянного комплекса из часовни и купелей, расположенных на месте, где 8 июля 1643 года конному казаку Андрею Михайловичу Набокову явилась Казанская икона Божией Матери, давшая название вскоре открытой в Норовке монастырской обители.

59. Кстати, вода из здешнего источника, сейчас заключённого в красивое каменное обрамление в виде креста, посредством установленных насосов ранее питала весь Нижний Ломов, расположенный чуть выше по склону холма. Да и ныне (если судить по количеству людей с бутылками и канистрами) тоже пользуется немалой популярностью.

60. Попробовав монастырской воды на вкус (село Норовка имеет ещё одно название - Монастырское).
61. И бросив последний взгляд на остатки разрушенной Казанско-Богородицкой колокольни, участники блог-тура Expedition58 засобирались в обратный путь - домой, в Пензу.

62. Тем более, что лёгкая накопленная усталость после посещения и осмотра стольких интересных мест уже давала о себе знать - в столицу Сурского края мы въезжали с наполовину спящем автобусом.
В общем, четвёртый блог-тур Expedition58 (так же, как и первый, и второй, и третий) можно признать состоявшимся и успешным. Думаю, что некоторые достопримечательности в субботней поездке были для части участников трипа маленькими (а может и большими) открытиями на карте Пензенской области. А раз так, то наши поездки по родному краю мы будем продолжать - встречаемся в пятой экспедиции "СВОЁ РАДИО", которая состоится уже совсем скоро!


39. В единственный в своём роде, частный (что в Пензенской области ещё более уникальные пример) музей истории и культуры народа буртас, что расположен в селе Сканово.
40. Директор музея и отличный гид-рассказчик - Чекашкина Мария Васильевна ждала нашу группу у порога музея в самом настоящем национальном костюме. Чем, конечно, весьма удивила участников поездки. Которые принялись фотографировать её прямо при входе.
41. И не прекращали этого действа за весь её подробный рассказ об истории, культуре и интересных артефактах народа буртас, представленных в данном музее.

42. Фотографы, что чуть поленивее, просто сосредоточились на процессе погружения в историю. Тем более, что история в музее буртас окружает посетителей со всех сторон. И в отличии от других подобных заведений, доступна не только взгляду, но и рукам.
43. Например, древнюю керамическую фигурку ведийского божества Сурьи, найденную некогда в наровчатских пещерах, не прикрывает (как обычно) толстенное стекло. И она доступна для подробного изучения со всех сторон.

44. Впрочем, и не только она. Почти все экспонаты музея истории и культуры народа буртас можно рассмотреть (и сфотографировать) близко и во всех деталях. Согласитесь, далеко не в каждом историческом музее такое возможно.

45. Более того, Мария Васильевна - директор музея, сама предлагает оценить некоторые предметы быта из коллекции собрания, что-называется, на ощупь. Потому, как только так, можно понять все особенности и качество изготовления, например, уникального сапога-гармошки.

46. А потрогать окаменевший зуб сурского мамонта (к буртасам он имеет, конечно, весьма далёкое отношение) можно не только профессиональным дантистам.
47. Ещё одной интересной особенностью музея истории и культуры народа буртас является то, что в этом музее можно... остановиться на ночь. Или на две. Или на три. Или, вообще, тут жить целую неделю. Потому как, в комплексе музея помимо экспозиции есть и ещё и несколько домиков для гостей, оформленных в деревенском стиле (и с настоящими артефактами прошлого).

48. Так что, если кому наскучит ежедневный городской быт - как говорится, добро пожаловать. Не "к тётке, в глушь, в Саратов". А в Пензенскую область, в Сканово, к буртасам.

49. Потому, как тут столько всего интересного. Как большого...
50. Так, и не очень.

51. Сфотографировавшись всей дружной компанией среди многочисленных раритетов летнего подворья музея истории и культуры буртас, участники блог-тура Expedition58 отправились дальше. На свидание с мордовской княгиней (по другим данным - царицей) Нарчаткой.

52. Памятник которой установлен на берегу реки Мокши, как раз между селом Сканово и Наровчатом. По легенде княгиня Нарчатка возглавила дружину, защищавшую город Наровчат от войск татарского хана Тагая. Однако, дружина Нарчатки была разбита татаро-монголами и спасаясь от плена, княгиня бросилась на коне в реку Мокшу, в самом широком ее месте, около Пенясевой заводи. Усталый конь не мог переплыть реку с тяжелой вооруженной Нарчаткой и потонул вместе со всадницей.
53. Следующим местом (заключительным в программе данного тура) на пути блог-тура Expedition58 стал Казанско-Богородицкий (Успенский Казанский) мужской монастырь в селе Норовка - пригороде Нижнего Ломова.

54. Этот монастырь на протяжении своей истории тоже не раз оказывался в центре военных конфликтов. Так как, в период крестьянских войн 1667-1671 гг. здесь расквартировывались атаманы Степана Разина. А сто лет спустя, именно, из Казанского мужского монастыря руководили осадой Нижнего Ломова атаманы уже другого народного предводителя - Емельяна Пугачёва. Притом, за то, что местный архимандрит Исаакий встретил восставших с хоругвями, иконами и колокольным звоном, здешние монахи, после подавления пугачёвского бунта, были сильно наказаны.

55. Сейчас исторические здания монастыря (из тех, что хоть как-то сохранились до наших дней) находятся в плачевном состоянии. И вряд ли смогут быть восстановлены - слишком уж сильны необратимые последствия многих лет забвения.

56. Однако, рядом со старинным жилым корпусом архимандритов (который пока ещё хоть как-то походит на здание) постепенно строится современная часть возрождённого Казанско-Богородицкого монастыря.

57. Состоящая из относительно небольшой Казанской церкви, построенного на месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

58. И деревянного комплекса из часовни и купелей, расположенных на месте, где 8 июля 1643 года конному казаку Андрею Михайловичу Набокову явилась Казанская икона Божией Матери, давшая название вскоре открытой в Норовке монастырской обители.

59. Кстати, вода из здешнего источника, сейчас заключённого в красивое каменное обрамление в виде креста, посредством установленных насосов ранее питала весь Нижний Ломов, расположенный чуть выше по склону холма. Да и ныне (если судить по количеству людей с бутылками и канистрами) тоже пользуется немалой популярностью.

60. Попробовав монастырской воды на вкус (село Норовка имеет ещё одно название - Монастырское).
61. И бросив последний взгляд на остатки разрушенной Казанско-Богородицкой колокольни, участники блог-тура Expedition58 засобирались в обратный путь - домой, в Пензу.

62. Тем более, что лёгкая накопленная усталость после посещения и осмотра стольких интересных мест уже давала о себе знать - в столицу Сурского края мы въезжали с наполовину спящем автобусом.
В общем, четвёртый блог-тур Expedition58 (так же, как и первый, и второй, и третий) можно признать состоявшимся и успешным. Думаю, что некоторые достопримечательности в субботней поездке были для части участников трипа маленькими (а может и большими) открытиями на карте Пензенской области. А раз так, то наши поездки по родному краю мы будем продолжать - встречаемся в пятой экспедиции "СВОЁ РАДИО", которая состоится уже совсем скоро!

Читайте также