Большая история маленького острова Тиниан. Часть 2 - про атомные бомбы

Это продолжение рассказа, которое не влезло в первую часть.
И так, мы остановились на том, как американские военные развернули свои силы на острове и успешно выполняли свои боевые задачи. Но главные события были впереди...

Атомная бомба «малыш» («Little boy») была доставлена на Тиниан 26 июля 1945 года крейсером «Индианаполис» и вечером 5 августа 1945 года была транспортирована и гидравлической установкой загружена в эту яму, ставшую известной, как «Погрузочная яма атомной бомбы №1» (погрузочная яма №1).



9000-пудовая бомба (4000 кг) была слишком большой для традиционного способа погрузки, поэтому требовала специальных условий, согласно которым и была построена эта яма.


("Малыш" в погрузочной яме №1)

После того, как бомба была установлена в яме, самолет B-29 «Enola Gay» был транспортирован в положение над бомбой и «малыш» был поднят на борт.

6 августа в 2:45 «Enola Gay», лично пилотируемый полковником Тиббетсом оторвался от земли взлетно-посадочной полосы «А» острова Тиниан.


(ВПП "А")

В 3:20 бомба была активирована на борту самолета.
В 8:15:17 с высоты 31000 футов (9,5 км) была сброшена майором-бомбардиром Томасом Фереби и в 8:16:00 сдетонировала на высоте 1890 футов (576 метров) над японским городом Хиросима.

Последствиями взрыва стала мгновенная гибель свыше ста тысяч человек, а общее число погибших от рака и других тяжелых болезней в первые годы после бомбардировки превысило 200 тысяч человек.

По окончании миссии самолет «Enola Gay» успешно вернулся на Тиниан без повреждений, проведя в воздухе 12 часов и 13 минут. 8 ноября машина была возвращена на базу 509-й композитной группы в штате Нью Мексико.

Американским командованием принято решение сохранить самолет и 30 августа 1946 года он был транспортирован в Смитсоновский институт в штате Иллиноис и выведен из состава ВВС США. Однако долгое время крупногабаритная машина приходилась «не ко двору» ни в едином месте дислокации и в 1953 году ее стало попросту негде хранить. Музейные деятели надеялись, что о судьбе самолета позаботится армия США, однако этого не случилось ипосле смены трех ангаров оказалась на улице в Мэрилэнде. Охотники за сувенирами буквально растащили фюзеляж по кусочкам, к тому же доступ к «крепости» получили дикие птицы и животные и за 10 лет такома режима самолет сильно изменился, пока благодаря инициативе первой главы Национального музея авиации США Пола Гербера он не был разобран и по частям доставлен в Суитлэнд, где также провел 20 лет без единого изменения. В 1980-х годах два ветерана 209-й композитной группы выдвинули инициативу по восстановлению «Enola gay», с которой обратились к Тиббенсу. Новую встречу с самолетом его бывший командир описал так: «Это была грустаня встреча. Мои лучшие воспоминания – и я не имею ввиду сброс бомбы, а те полеты, которые я совершил на самолете… Я управлял им очень и очень усердно и он никогда не подводил меня… Возможно, это была лучшая часть машиностроения на которой когда-либо летал пилот».
5 декабря 1984 началась реставрация самолета – она проводилась долго и тщательно. Впервые показать публике фюзеляж самолета (без крыльев и двигателей) планировалось в 1995-м году, однако выставка была сорвана жесткой критикой ее тематики, которая делал весь акцент на разрушениях, принесенных бомбардировками, нежели объяснением причин ее необходимости. Также случались инциденты, когда неизвестны е кидались в самолет человеческой кровью и прахом.
В 2003 году фюзеляж самолета впервые с 1960-го года был соединен с крыльями и реставрация была окончена. Самолет был выставлен на публику в Национальном музее авиации и космонавтики США на базе международного аэропорта Вашингтона, где и хранится по сей день.


("Enola Gay" в Национальном музее авиации и космонавтики США)

***

Вторая атомная бомбардировка была запланирована на 11 августа против города Кокура, однако перенесена на более ранний срок из-за надвигающихся плохих погодных условий. Вторую атомную бомбу, названную «толстяк» доставили на Тиниан тремя разными самолетами и собирали уже на месте. 8 августа 1945 года 10000-пудовая (4500 кг) она была установлена в «Погрузочную яму атомной бомбы №2», откуда загружена в машину B-29, названную «Bock’s car».


(погрузочная яма №2)

9 августа в 02:47 с аэродрома на острове Тиниан в воздух поднялись 6 машин B-29, среди которых был «Bock’s car», а также «Enola gay», экипажу которого на этот раз была поручена разведка погоды над потенциальной целью №1 – городом Кокура. Разведка определила незначительную облачность над городом, однако при подходе к цели облачность сильно увеличилась и после трех неудачных заходов на цель, «Bock’s car» взял курс на вторую цель – город Нагасаки и 9 августа в 11:01 самолет, пилотируемый майором Чарлизом Суини, сбросил вторую атомную бомбу, использованную во время 2 Мировой войны. Бомба взорвалась примерно в 500 метрах над Нагасаки, но из-за плохой видимости сброс был неточным и треть зоны поражения пришлась на водное пространство, предотвратив большие разрушения. Результатом бомбардировки стала жизнь от 60 до 80 тысяч человек к концу 1945 года. 14 августа 1945 года японское правительство объявило о своей полной и безоговорочной капитуляции.

***

Из-за неполадок в топливной системе и непланируемо долгого полета, самолет «Bock’s car» не имел возможности вернуться на базу на Тиниане и даже «дотянуть» до запасного аэродрома на Иоджиме. Он совершил экстренную посадку в Окинаве. На тот момент ни один из самолетов кроме «Enola gay» не были нанесены картинки с их «прозвищами», поэтому «Bock’s car» в статье военного журналиста New York Times был ошибочно указан, как «The Great Artiste» - другой самолет, учавствовавший в миссии в Нагаски. Под этим же имененем он был помещен на всеобщее обозрение в Аризоне как самолет, сбросивший «толстяка» на Нагасаки. Только в 1961 году, когда машина была передана Национальному музею ВВС США в штате Огайо его оригинальное название «Bock’s car» было восстановлено. На машине название нанесено без пробелов и знаков препинания – «Bockscar», также оно и упоминается во всех источниках. Название «Машина Бока» дано в честь пилота капитана Фредерика Бока, который транспортировал машину на остров Тиниан. «Bockscar» вместе с моделью бомбы «толстяк» в натуральную величину по сей день выставлены в музее в Огайо.



("Bockscar" в музее ВВС США)