Бродяги Севера: на мотоциклах по Алтаю и Сибири - Часть 1 из 3

Бродяги севера (На мотоциклах по Сибири) - Часть 1/3

Я задаю себе вопрос – что такое дорога? Чем она так манит, завораживает путника? Не оттого ли, что она сродни увлекательной книге, и каждый поворот её, как новая страница - несет к очередным испытаниям, урокам и победам; к иным людям с их неповторимыми судьбами и характерами, многим из которых суждено стать тебе друзьями и наставниками? Сюжет этой книги никогда и ни для кого не повторяется – она переписывается на ходу. И раз в году, в эти ясные дни между летом и осенью, когда небо наливается глубокой прохладной синевой, и в прозрачном воздухе один за другим отчетливо вырисовываются далекие перевалы, зов дороги становится особенно настойчивым. В такие моменты только и остается, что взять долгожданный отпуск, упаковать вещи, чмокнуть родных и с щекотящим нутро чувством перевернуть форзац очередного, потрепанного многими предшественниками томика, имя которому в этот раз – Сибирь. Колеса накачаны, шмотки приторочены, цепь смазана, бак под горловину. Ключ на старт, поехали!


Техника:
Я – BMW F800GS, кофры Holan Nomada, канистры 3+2л, резина Continental TKC 80.
Игорь – Suzuki DL1000 V-Storm, кофры Givi, GPS, канистра 5 л, резина Michelin Anakee 2.




Маршрут:
Астана – Баянаул – Павлодар – Карасук – Новосибирск – Бердск – Кемерово – Мариинск – Красноярск – Куртак – Абакан – Казанцево – Шушенское – Ермаковское – Саяно-Шушенская ГЭС – Шира – Туим – Сундуки – Ачинск – Кемерово – Новокузнецк – Таштагол – Турочак – Артыбаш (оз. Телецкое ) – Ускуч – Горно-Алтайск – Ая – Алтайское – Белокуриха – Петропавловское – Огни – Алейск – Рубцовск – Семей – Кайнар – Каркаралинск – Караганда – Астана

30/07: Встретили с другом Ернаром моего попутчика Игоря (Bibigor), который за световой день отмахал трассу Алматы – Астана! Бокал пива за подвиг товарища, еще один за предстоящий путь, ужин и спать.

31/07: Погода с утра не радует, как бы призывая передумать. Пакуемся, и невзирая на дождь, выезжаем в путь. Вскоре дождь стихает и уже под Павлодаром степь суха, а воздух дрожит от жаркого марева. Обед в придорожке и прострел до заповедника Баянаул. Место удивительное – вздыбленные округлые камни как будто с неба свалились огромными жидкими каплями, и затвердели одна на другой.



Купаемся и ночуем на озере Сабындыколь, скользкие камни которого и впрямь будто намылены. Чем-то смахивает на Боровое, но людей и мусора здесь заметно меньше. По лаконичному выражению Игоря, «прекрасное место, очень красиво, спокойно, вода теплая и приятная». Впоследствии, попутные озера да реки и составляли всю нашу гигиену – в них мы отмывались и отстирывались




01/08: Осматриваем озеро Жасыбай в оправе из скал с бахромой сосновых рощ.



Я всегда был уверен в том, что красивые места порождают людей под стать, красивых и добрых. И в подтверждение тому, на ум мне пришел мой товарищ Айбол Ахметов – выходец из здешних мест, человек широкой души и светлых помыслов. Невзирая на призывы местных дружелюбных ребят «остаться на дискотеку», продолжаем путь на Павлодар через ухабы ремонтирующейся дороги. Уже после обеда переходим границу. Наши пограничники набивают себе цену и заставляют раскрыть тщательно увязанный багаж, российские же только желают ровной дороги и пропускают без заминок. Еще не раз мы к своему удивлению убеждались, что и гаишники российские настроены к мототуристам более чем благосклонно, игнорируя даже явное попадание на радар. Граница между РК и РФ – понятие абсолютно внятное и ощутимое. Сразу за ней начинается череда густеющих лесов, воздух становится свежим и прохладным, а качество дорог заметно улучшается и сохраняется таким на протяжении почти всего нашего маршрута по сибирской России, за исключением совсем уж захудалых проселочных дорог. Едем через городок с веселым называнием Карасук, за которым нас вновь настигает дождик и 30 км грунтовки до озера Веселое. Не доезжая него, усилившийся дождь загоняет нас на милую опушку в березовой роще, где мы разбиваем лагерь, просыхаем у костра под песни Розенбаума с ДДТ, и живописно ночуем при полной луне.




02/08: Весь день был посвящен дороге на Новосибирск. Достигаем его предместий на закате, долго ищем место для бивака, и найдя высокий подмытый яр в окружении березовых лесов, успеваем искупаться в Оби. Здесь она широко разливается в Новосибирское водохранилище, другой берег которого почти не виден.



Под вечер приезжает добродушный рыбак Василий на стареньком Иже, и слово за словом мы узнаем что он родом из Алма-аты! Это ж надо так? Впрочем, уже скоро мы перестанем удивляться тому, что почти половина россиян, встречавшихся нам на пути, имеет либо казахстанские корни, казахстанских родных, либо как минимум бывали у нас в гостях. На радостях, земляк дарит складной нож и приглашает нас к себе на пасеку. Но, уставшие с дороги, мы вежливо отказываемся и забуриваемся в палатку на боковую. Как только мы делаем это, нас настигают раскаты грома, треск молний, и с небес обрушивается неистовый ливень, да такой, что к утру вымокают палатка и вещи на мотоциклах.




03/08: С трудом выезжаем назад на асфальт по раскисшим грунтовым просекам, и вскоре въезжаем в Новосибирск, где по плану делаем ТО мотоциклов, меняем масло и резину, припасенную еще с дома.



С этого момента и на ближайшие пять дней, у меня появляется пассажир в лице.. моей матери, которой я заблаговременно взял билет на самолет :). Я давно решил сделать ей такой маленький романтический отпуск. Вместе мы доедем до самого Красноярска, на что у нас есть особая причина, о которой я поведаю позже. Ну а пока мы встречаем маму в аэропорту и по сырому холодку, оставшемуся со вчерашнего ненастья, выезжаем в город-спутник Бердск на ежегодный мотофестиваль под названием «Обская волна», который собирает тысячи двухколесных бродяг и прочего странного люду с ближнего и дальнего зарубежья.



Мероприятие приятно впечатляет организацией, количеством гостей, качеством выступающих рок-команд, и просто дружелюбной, веселой атмосферой. Особенно порадовало то, что не под стать нашим мототусовкам до зари, музыку тут вырубают ровно в 12. Чего однако не скажешь о некоторых праздно и пьяно шатающихся соседях - моя мама впервые слышала столько мата и сделала для себя много других открытий в отношении современной молодежи ,).




04/08: Неспешно собираемся, прощаемся с новыми друзьями, среди которых особого внимания заслуживает гостеприимная омичка Инна, которая этим летом приезжала на фест к нам в Балхаш. В обед стартуем на Кемерово, и нас сразу же поражают размеры Новосибирска – часа два мы плелись в загруженном трафике 70-километровой объездной дороги. Живописная магистраль рассекает густые леса и безбрежные луга, над которыми огромными стаями парят коршуны, коих в Сибири – как у нас ворон. На закате мы въезжаем в Кемерово, и город этот сразу обволакивает нас каким-то необъяснимым уютом и теплотой, веющих от его тенистых зеленых аллей и по-европейски живописной набережной реки Томь, от величественных зданий Филармонии и Театра, и от чудом пережившей лихие времена статуи Ленина на центральной площади.



Исходит такая аура и от самих жителей Кемерово – красивых, неожиданно смуглых, спортивных. И стар, и млад – все здесь неспешно катят на великах, роликах, скейтах, а то и просто прогуливаются по набережной, создавая атмосферу черноморского курортного городка. Ночевать же нам довелось и вовсе у удивительного человека. Дело в том, что я на протяжении уже трех лет принимаю у себя гостей глобального сообщества CouchSurfing.org из разных уголков земли. Сайт этот объединяет и дает возможность бесплатно гостить друг у друга многочисленным путешественникам, советоваться, дружить и обмениваться культурой «из первых рук». Однако самому побывать в гостях у кого-либо мне еще не доводилось, и планируя этот трип, я наконец воспользовался радушными приглашениями из трех городов. Первым нашим хостом и стал Алексей – добродушный парень, волею судьбы живущий один в добротной трехкомнатной квартире в фешенебельном районе. Он ведет здоровый образ жизни, отлично разбирается в чаях, немного играет на гитаре и много путешествует по экзотическим местам планеты. А недавно он прошел обучение и стал консультантом в области постановки и достижения персональных целей (life coach), что стало поводом для оживленной беседы в скверике парка до позднего вечера.




05/08: Вкусно завтракаем, прощаемся с Алексеем и выезжаем в Красноярск. С нами едут новые друзья и попутчики – Жека на чоппере и Дамир на СиБихе, которые также возвращались с мотофестиваля в Бердске. Дорога, доселе прямая и широкая, начинает петлять по холмам чередой серпантинов, в результате чего моя мама прошла прямо-таки альпийскую школу мотопассажира. Надо отдать ей должное, этот длинный отрезок маршрута в 540 км она перенесла героически, и даже находила в себе силы улыбаться и шутить на привалах.



Прибываем еще засветло, и нас встречает гостеприимная девушка Света, живущая с родителями и нервозной кошкой Дашей в небольшой, но уютной квартире по улице Семафорной. Наша хозяйка отменно готовит, обожает путешествия по миру, работает администратором в цирке и, между прочим, уже на полпути к собственному бенефису на арене в роли иллюзиониста! Ближайшие три дня мы гостим у нее, и за это время становимся хорошими друзьями. Более того, благодаря неуемной тяге ко всяческим траблам и приключениями, Светлана в итоге бросает на время все свои дела и проезжает с нами пассажиром всю Хакасию.




06/08: Практически весь день посвящен осмотру заповедника Столбы – визитной карточке Красноярска. Природный парк знаменит благодаря причудливым каменных останцам – «столбам», вздымающимся к небу из живописной пихтовой тайги Саянских гор. Геологический их возраст относят чуть ли не докембрийскому периоду, когда динозавров и в помине не было. Сейчас же заповедник изобилует растениями и животными, многие из которых занесены в Красную книгу, отчего доступ в его глубинную часть запрещен для непрофессионалов. Место это издревле кормило промысловиков и собирателей из коренных народностей, а во времена революционной смуты служило надежным убежищем партизан. Облик каждой скалы настолько неповторим и уникален, что практически все столбы имеют свои имена – угрюмый и старый Дед, остро торчащие Перья, Такмак, Слоник, Львиные Ворота, Манская Баба.



Отдельная категория местного населения, именующая себя «столбистами», приспособилось лазить по этим крутым скалам без какого-либо снаряжения в специальных сыромятных калошах, пары которых по сей день раскиданы по хвойным ветвям, согласно устоявшейся традиции. Вместе с тем, каждый год тут срывается со склонов и гибнет большое число людей, среди которых есть и дети.

Нам не сразу удалось попасть туда – охранник утверждал, что заповедник закрыт в связи с недавними пожарами и осмелевшим в этом году выводком молодых медведей, якобы покушающимся на туристов. Пришлось взять гида. Тот провел нас живописными тропами по ближайшим столбам, откуда открывается прекрасный панорамный вид на окрестную тайгу.



Тут и там встречались заросли ароматной дикой малины, земляники, костяники, будоража и без того ярко выраженные собирательские инстинкты моей мамы – с ней нигде не пропадешь, везде она отыщет какие-то ягоды, грибы и прочий подножный корм. Сам я с превеликим удовольствием отыскал и отправил в рот прозрачные натеки пихтовой смолы – «живицы», которой сибиряки издревле лечат многие недуги. Её терпкий сладковатый аромат очень силен и отличается от вкуса знакомых нам с детства сосновых и еловых жвачек. Губы и пальцы она склеивает нещадно, а послевкусие смывается с немеющего нёба только к вечеру.



07/08: Едем в село Овсянка под Красноярском. Здесь самое время поведать об истинной цели моего путешествия. Конечно, путешествовать можно и без цели – просто ради удовольствия дороги, ради самой непредсказуемости и бесцельности её. Но я все чаще прихожу к мысли, что сжигать столько топлива, времени и сил просто так – по меньшей мере эгоистично, непродуктивно. Должна быть какая-то миссия, которая если не оправдывает затраченных усилий, то хотя бы придает путешествию какой-то смысл. Так, по совету бывалых, в свой прошлогодний вояж на «крышу мира» – Памир, я брал полсумки сладостей и игрушек для детей из отдаленных высокогорных кишлаков, и те были им неподдельно рады. Поездка же в Сибирь, помимо возможности полюбоваться первозданными красотами тайги и окунуться в колорит самобытных русских деревушек, имела целью посетить родину горячо полюбившегося нам с матерью писателя Виктора Петровича Астафьева.



Оказаться в доме его мудрой бабушки, в котором он провел свое такое яркое, но вместе с тем такое короткое детство – нелегкая жизнь заставила его повзрослеть досрочно. Увидеть могучий Енисей и его притоки, надышаться тайгой – образы, так живо и красочно воспетые в его книгах. Наконец, отдать свой «последний поклон» писателю у его надгробья. С трепетом в душе, мы посетили смотровую площадку с мемориалом астафьевской «Царь рыбы», библиотеку-музей, усадьбу его бабушки и дом самого Астафьева, в котором он творил на протяжении последних, самых плодотворных лет своей необычной жизни.


Возлагая в молчании цветы на могиле писателя, мама всплакнула. Мусульмане говорят – чтобы отблагодарить мать за молоко и заботу, надо отнести её на своих плечах в Мекку. Вот и я решил взять ее в это своеобразное паломничество, устроить необычный отпуск и заставить вкусить романтику пути. На исходе дня, с чувством удовлетворения и исполненного долга, я проводил маму на вокзал, откуда она благополучно добралась фирменным поездом назад в Новосибирск и далее самолетом домой.



Несмотря на поздний вечер и усталость насыщенного дня, мы с Игорем все же нашли в себе силы принять предложение Светланы посетить чудную баню на острове Отдыха посреди Енисея. Находится она на самом крайнем мыске его, куда не всякий таксист и днем-то готов ехать, не то что по ночному лесу. Но эта маленькая, уютная банька превзошла все наши ожидания. Мы размякали в парной, полной аромата душистых трав, затем ухая нутром, ныряли в ледяной Енисей, и Света учила нас париться по-сибирски, крапивой. Мне не забыть светящейся дорожки из ночных огней на прозрачной глади этой могучей реки, и пешей прогулки назад в город по темному безлюдному острову – вызвать машину в такое место и в такой час нам так и не удалось.

08/08: Наша хозяйка оказалась такой же авантюристкой как и мы, и вызвалась, или, как потом дразнился Игорь – напросилась :) ехать с нами в Хакасию гидом и младшим поваренком (после меня, естественно – макароны с тушенкой это мой конек). Минуем мост через массивную Красноярскую ГЭС (вторую по мощности в России, высота плотины 126 метров) в Дивногорске, и едем на юг по извилистому хребту Саянских гор, по левой стороне невидимого из-за тайги и гор Красноярского моря, образовавшегося запруженным Енисеем.



И если саму реку древние народы уподобляли Млечному пути, то море это я бы сравнил со «звездным облаком Стрельца», в котором находится утолщение центра Галактики. Миновав протяженный участок таежных серпантинов, мы наконец выехали на равнины близ Хакасии. В районе села Куртак, где дорога наиболее близко походит к реке, мы свернули с шоссе и сделали живописный привал с купаниями.



Ландшафты Республики Хакасия местами напоминают казахстанскую целину, однако освоены они лучше и разнообразней. Земля тут, будто причудливый пирог, поделена на аппетитные разноцветные ломти: зеленые поля люцерны и рапса соседствуют с налитыми золотом посевами злаков, и между всем этим шоколадной глазурью темнеют пашни, отдыхающие на пару или уже убранные.



Отдельного внимания заслуживают многочисленные хакасские курганы – менгиры. Они представляют собой вертикально стоящие камни, кругами или поодиночке разбросанные в степи. Поверхность многих из них испещрена древними надписями и рисунками, и они почитаются как священные.



Уже к вечеру мы въезжаем в столицу Хакасии – Абакан, где нас встречает очередной хост Саня. Современная, но пустая квартира обставлена просто, по-холостяцки. Из предметов обихода тут только кухня с холодильником да трехместный диван с Sony Playstation. Тем не менее, нам этого было более чем достаточно, чтобы принять душ, поужинать роскошным омулем с пивом, и завалиться спать на этом самом диване на троих.

Часть 2/3 (продолжение)

Часть 3/3 (окончание)