Дионисий в Ферапонтово. Библейские сюжеты глазами известного православного художника. Часть 2. Вопросы

Что сказать! Более современным художникам и искусствоведам, наверное, лучше было известно в начале XX века, чем Дионисию в начале XVI века: в каких одеждах ходили библейские цари! Незнающему в начале XX века уже иной хронологии, кроме скалигеровской, но добросовестному исследователю В. Т. Георгиевскому уже непросто было объяснять «осовременивание» библейской знати Дионисием.

«Немало черт эпохи, современной (Как считает В. Т. Георгиевский. Автор) художнику, можно отметить и в палатном письме. Следуя вполне иконописному канону при изображении храмов, портиков, башен, городских стен и жилищ, Дионисий не заимствует некоторых уже вошедших в обиход западного искусства правил о перспективе, но в форме палат, тронов, предметов бытовой обстановки повторяет то, что он видит вокруг себя». А может быть, Дионисий или видел, или точно знал, как именно выглядят Иерусалимские мотивы библейских времен.

«… В изображениях храмов (Библейских!Автор) мы видим все черты русской архитектуры того времени: одноглавые и трехглавые церкви с луковичными главами, с пестрыми чешуйчатыми кровлями и с барельефными украшениями в виде розеток и поясов, идущих кругом церкви на половине ее высоты… Троны и столы с точеными в виде кубариков ножками, с полукруглыми, не высокими спинками, или без спинок, с полукруглыми вырезами между ножек, также носят на себе черты современности и, очевидно, изображают мебель, современную художнику, как об этом свидетельствуют дошедшие до нас предметы домашней утвари от того времени [Б. К. Веселовский. Старинная русская утварь. „Зодчий" 1879 г., таб. XV]».

«Ферапонтовский храм посвящен Пресвятой Деве Богородице, радостнейшему событию – Рождеству Ее, и Дионисий в своей росписи в целом ряде священных изображений ставит себе главную цель – в художественных образах прославление Богоматери». «… За исключением главного купола, в котором помещается Глава Церкви Христос, Господь Вседержитель, и изображений Его Апостолов и Евангелистов, святителей и всех ликов святых, от века угодивших Богу, помещенных в отдельных медальонах на сводах и столбах храма и некоторых немногих евангельских событий, где Богоматерь иногда является также милосердной Ходатаицей за людей, … – вся храмовая роспись Ферапонтовского храма посвящена прославлению Богоматери, Ее величия, как Царицы Небесной, Ее милосердия к роду человеческому и, следовательно, уяснению великого церковного торжества всерадостного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, возвестившего радость всей вселенной».

Многие «исследователи» обвиняют знаменитого иконописца в «русификации» библейских персонажей. Читаем дальше: «… изображены четыре евангелиста, пишущие евангелия. Фрески эти сильно повреждены… Евангелисты Матвей, Марк и Лука представлены в обычной обстановке и с соблюдением требований иконописного подлинника относительно вида и возраста… Но, если мы обратим внимание на типы евангелистов, то увидим значительную русификацию их. При соблюдении иконописной обстановки, Дионисий уже не соблюдал греческих типов с резко выраженным греческим характером… Еще далее его в этом отношении идет сын его Феодосий. Его евангелисты в Евангелии 1507 г., несмотря на греческие одежды, на всю иконописную обстановку, являются чисто русскими: круглые лица, малые глаза, тонкие небольшие носы с расширенными ноздрями и весь склад лица». Далее В. Т. Георгиевский обличает художника и его артели в незнании «типичных черт греческих ликов с их крутыми носами, крупными и широко раскрытыми глазами и густыми черными волосами», как будто, сам он лично видел евангелистов.




Притча о брачном пире




Евангелист Иоанн




Евангелист Лука




Евангелист Марк




Евангелист Матфей


Теперь рассмотрим: « … центральное изображение Божией Матери с Младенцем на руках, на богато убранном престоле в главном своде среднего алтарного выступа, где Ей служат, как Царице Небесной, коленопреклонные архангелы, где Ее прославляют пророки Давид и Моисей, Даниил и Наум, провидевшие Ее в своих прообразах».



Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом
«Богоматерь слегка касается правой рукой плеча Младенца Спасителя, левая же рука спущена и покоится на колене около обнаженных стоп Младенца. Христос сидит свободно на лоне у Богоматери, держа в левой руке свернутый свиток, которым он опирается на свое колено, правой же рукой, покоящейся около пояса, благословляет двуперстно. Лик Богоматери исполнен тихого умиления; миндалевидные глаза, широко раскрытые, глядят прямо на молебщика, рот слегка сжат, что придает всему лицу выражение вдумчивости; – видно мастерство художника. Но тонкий нос с чисто русскими широкими ноздрями, неправильный овал лица, что зависело от особой манеры, свойственной русским женщинам, собирать волосы и стягивать их под особый плат (голубой повой), который здесь виден под свободно накинутым на голову пурпурным мафорием, слишком широким, придают чисто русские черты типу Богоматери». Далее автор пишет, что у Дионисия сохранены черты греческие у «Младенца-Христа (высокий лоб, крупная голова)». Не рисовал Дионисий, получается, Спасителя с натуры! На чём же тогда основаны обвинения, что Дионисий рисовал «с натуры» только: Богородицу, евангелистов, царей?

«Так как вся роспись в Ферапонтовском храме располагается здесь в три яруса (верхний захватывает своды), то акафист Божией Матери занимает самое видное место, заполняя центральный пояс по всем стенам и столбам храма,… темы акафиста сделались любимыми сюжетами для храмовых росписей в XIV–XVII вв., в особенности, в Богородичных храмах в Греции…




«Поюще твое Рождество...» (Акафист. Икос 12)


Отдельные картины, иллюстрирующие икосы и кондаки акафиста, ранее были разработаны миниатюристами, которые, в свою очередь, многое черпали для своих композиций уже из сложившихся ранее иконографических схем (Благовещение, Поклонение пастырей и волхвов, Сретение, Бегство в Египет), восходящих иногда к глубокой древности. Затем из миниатюр художники брали эти сюжеты, разрабатывали и развивали их и украшали ими стены в тех храмах, где было нужно нарочито прославить имя Божией Матери, как Покровительницы этого храма, и Заступницы рода христианского… темы акафиста у Дионисия разработаны в духе древних миниатюр и далеко не имеют тех новшеств, которыми полна греческая ерминия («ерминия» - особый род руководства по иконописи: [8])» Получается: то Дионисий рисовал с «натуры», то темы акафиста «разработаны в духе древних миниатюр» и «везде сохраняет старую иконописную традицию, выработанную еще Византией»? Как объяснить эти противоречия?
Смотрим далее. «Икос 12-й „Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси яко одушевленный храм". Изображен одноглавый храм. На храме погрудное изображение Божией Матери с Младенцем-Христом. Справа группа - 3 святителя, слева – Царь и Царица в розовой с лиловыми оттенками одежде, на голове зубчатая корона формы XVI века, украшенная жемчугом, из под короны спускается белый плат. Царь в порфире, в круглой короне, украшенной жемчугом, сверху голубой накинутый плащ» [(4)].




Ферапонтов монастырь. Беседа с самарянкой. Исцеление слепорожденного
«Исцеление 2-х слепцов». «Слепцы в коротких рубашках, в красных остроконечных колпаках, в коричневой одежде рабочих бедняков и в желтых сапогах, протягивают руку Христу. Христос с белым свитком в руке благословляет слепцов. Сзади апостолы. У слепцов прекрасно выписаны ноги, видны мускулы и чашки коленные; хорошо выписаны ноги Спасителя. Что касается ликов, то они выполнены не ясно (эскизно)». Получается то, что мускулы прорисованы очень хорошо, а научились так прорисовать в 17 веке н.э. - в эпоху Реформации. Вряд ли раньше. А вот лики прорисованы иначе. Не означает ли это, что часть фрески («лики») была нарисована Дионисием или его артелью в начале 16 века, а часть («мускулы и чашки коленные») в 17 веке н.э. - лет на 100-150 позднее? Может быть, в 17 веке н.э. реставрировали часть фрески?

„Вселенские соборы". «В Ферапонтовском храме они занимают низ скверной и южной стен и части прилегающей к ним западной стены. На всех вселенских соборах, представленных более или менее однообразно, царь изображается в пурпурной порфире, украшенной по подолу, около плеч, пояса и рукавов золотой парчой. Короны везде золотые, формы XVI в.».




Первый Вселенский собор




Второй Вселенский собор




Третий Вселенский собор




Четверый Вселенский собор




Пятый Вселенский собор




Шестой Вселенский собор




Седьмой Вселенский собор


Дополнение. Придел Святителя Николая Чудотворца.


Ферапонтов монастырь. Святитель Николай Чудотворец (Мирликийский)

«Широкий, выпуклый и высокий лоб, при глубоко впалых щеках, делающих лицо внизу узким, сближает этот образ Николая Чудотворца в фреске Дионисия с классическим в византийском искусстве типом Иоанна Златоуста, который своей ревностно по вере и стойкостью во многом напоминал Святителя Николая. Сходство во внешнем облике этих двух Святителей дополняют впалые глаза, сосредоточенный взор, свидетельствующий о сильном внутреннем проникновении, сдвинутые слегка брови, придающие при первом взгляде, несколько строгий вид старческому лицу Святителя. … В выражении лика Святителя Николая столько милосердия, столько сострадания, столько благости, что нам понятно то „неисчерпаемое чудес море", которое сотворено угодником Божиим, – Правилом веры и Образом кротости, и в этом отношении образ, данный Дионисием, совсем не похож на тот несколько суровый тип Святителя Николая, распространенный в нашей иконописи.
Как на один из превосходнейших образцов многочисленного множества икон Святителя, дошедших до нас от XV–XVI вв. в типе „благостного", можно указать икону, бывшую в семье царя Иоанна Грозного, снохи его, царевны Александры Богдановны Сабуровой, жены царевича Ивана Ивановича, хранящуюся ныне в Суздальском Покровском монастыре».


Общий вывод.

Просмотрев замечательные фрески Дионисия, насладившись их красотой и мастерством иконописца, мы можем заметить, что ряд фресок выражают «как бы собственный» взгляд мастера на религиозные сюжеты, в частности - на Библейские, и на внешний вид Святых и праведников. Хотелось отметить несколько обстоятельств. Ферапонтов монастырь в Средние века часто посещался и ценился российской элитой от Рюриков до первых Романовых, и был расписан замечательным мастером и его артелью. Но даже такому мастеру вряд ли было бы позволено в своей работе сильно отходить в иконописании от общепринятых канонов, тем более это могли бы заметить высокие особы. Хотя Дионисий и ОЧЕНЬ сильно ценился и Православными иерархами, но и ими ему вряд ли было бы дозволено сильно отклоняться от общепринятых религиозных канонов изображения Святых при росписи храма. Поэтому я не думаю, что Дионисий, как писал В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ, мог себе позволить писать так часто, как он (Дионисий) это делал, одежды и лица с современной ему улицы («с натуры»). Либо это соответствовало православным канонам того времени по большей части, о чем уже к началу ХХ века подзабыли. Либо Дионисий точно знал, как именно, на самом деле, внешне выглядели Библейские Цари и Святые. И это его знание особенно ценно, поскольку не так уж много сохранилось такого рода свидетельств, а фрески самого Дионисия представлены широко, по сути, только в Ферапонтово. Остальные произведения Дионисия почти не сохранились. Либо - то и другое.

Выглядели Библейские Святые, цари и знать у Дионисия, как средневековые (по современным понятиям) цари и правители. Русский тип лица очень часто присутствовал в лицах библейских Святых и героев. Интересен и свой взгляд Дионисия на облик популярного на Руси великого Святого - Николая Чудотворца.

Когда говорят, что русская иконопись примитивна по сравнению с западной, то эти люди: либо расписываются в собственном невежестве и незнании, либо умышленно наговаривают и лгут. Не буду распространяться о том, что, вполне возможно, часть западной живописи эпохи Возрождения, согласно многим новым фактам, вполне могла быть по ошибке, из-за политики ли или по злому умыслу датирована более ранним возрастом. Ряд западных шедевров мог быть написан не так давно, как русские и греческие иконы. Когда техника написания была более совершенна, был накоплен опыт (в том числе и за счет русских и греческих иконописцев).

Я о другом. Иконы тоже могут быть очень разные: не с точки зрения религиозной и духовной ценности (это нематериальные понятия, а духовность «сравнивальщикам» и не доступна порой), а с точки зрения мастерства написания. Но если взять работы Рублёва и Дионисия…Всмотреться поближе и объективно посмотреть на образы Святых, ангелов и царей. На улыбку Богоматери… Или задержаться хоть раз и внимательно посмотреть Владимирскую икону Богоматери от 12 века…Все мифы о западном превосходстве рассыпаются в прах!


Приложение 2.Николай Рубцов. Ферапонтово.

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, небывалой досель...

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле...
1970 год.




Пророк царь Давид-2 царь 11 в.




Архангел Михаил


Приложение 3. Иоасаф (Оболенский) и «ересь жидовствующих».
Иоасаф принадлежал к богатому роду князей Оболенских и служил у Великого князя московского. В «1436 г. он женился на княжне Дарье Андреевне Луговской. Через год княгиня умерла при родах и князь постригся в монахи в Белозерском Ферапонтовом монастыре. О ранних годах его монашества сведений нет. Жил некоторое время под ближайшим руководством преподобного Мартиниана… в 1480 г. он был избран братиею в игумны, а в 1481 г. посвящён в сан архиепископа ростовского».
Здесь можно и закончить статью о Дионисии. Дальше идут небольшие наброски, связанные с интересными параллелями в биографиях русских и библейских царей.
Иоасаф. «Сохранились послания к нему от новгородского архиепископа Геннадия, в которых Геннадий с ним советуется о мерах борьбы с «ересью жидовствующих». В споре митрополита Геронтия с Великим князем по поводу обрядов при освящении храма Иоасаф и Геннадий держали сторону Великого князя». Затем у Иоасафа испортились отношения с Великим князем Иваном III, возможно из-за великой княгини Софьи и из-за меняющихся взглядов Великого князя к «ереси жидовствующих». Достоверной информации об этой непонятной ссоре почти нет! Есть только неподтвержденные мифы. «В 1488 года (Иоасаф) оставил кафедру и отошёл на покой обратно в Ферапонтову пустынь. Причины оставления кафедры не совсем понятны, но из письма Геннадия Новгородского следует, что причиной была некая обида в мирских делах, и что Великий князь не раз звал ростовского владыку, но тот не поехал. Геннадий упрекает, что Иоасаф оставил кафедру в столь сложное время и просит его отложить гнев. В 1490 г. Иоасаф после пожара построил собор Рождества Богородицы и пригласил для его росписи иконописца Дионисия. Здесь он и скончался в глубокой старости, почти ста лет. При копании для него могилы в ногах преподобного Мартиниана были найдены мощи последнего.».([10]) История запутанная, не ясная. Понятно, что Иоасаф был активным борцом с «ересью жидовствующих», поддерживая Ивана III в тот момент, когда царь боролся с ересью. Авторитет у настоятеля Ферапонтова монастыря был ОГРОМНЫЙ. Что-то не устраивало Иоасафа в отношениях царя с его женой-Софьей. И хотя Иван III Великий был готов помириться с Иоасафом, архиепископ не пошел на мировую.

Замечу, хотя это и не является темой данной статьи и требует дополнительного и основательного исследования: здесь, возможно, наблюдаются (даже в событиях монастырской жизни) интересные параллели-совпадения между событиями времен Ивана III и более поздних - на 80-100 лет- времен. С одной стороны происходят похожие события, с другой – в истории АВТОРИТЕТНОГО монастыря очень много провалов и белых пятен, плохо описанных летописцами. И, возможно, также совпадения-параллели с библейскими событиями - времен царя Давида (по линиям: Давид-чужая жена(Вирсавия) - осуждение пророка Нафана; Иван III-чужая жена(Волошанка)-своя жена(Софья)-осуждение Иоасафа (и других религиозных деятелей - Иосиф Волоцкий,...)). Всё это происходит на фоне религиозных усобиц: «ереси жидовствующих» времен Ивана III и религиозных реформ царя Давида. После объединения Израиля Давид «превратил Иерусалим в сакральный иудейский центр», а Иван III, объединив Русь, Москву - в Третий Рим-Иерусалим и окончательно в столицу. В начале подданные царя Давида обвиняли его в некой ереси под влиянием иностранцев, как обвиняли в начале Ивана III в поддержке ереси под влиянием Волошанки. И даже в семьях родителей царей было по восемь детей. «На вершине своего могущества, во время войны, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, приказал привести её в царский дом и спал с нею (2Цар.11:4)», похожие отношения были у Ивана III и Волошанки. Урия пал в бою (убит), странно погибает и сын Ивана III (Иван Молодой) – муж Волошанки. К Давиду был послан пророк Нафан, обличивший его поведение (здесь - явление Архангела Михаила), после чего царь Давид покаялся. Очень серьёзные претензии у Православной церкви были и к Ивану III, с которыми он потом согласился и покаялся. У обоих царей страсти кипели сильные и в вопросах престолонаследия.
Изображение царя Давида есть и среди фресок Дионисия.


Источники:
1.http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=17
2.Ферапонтов монастырь. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3.Музей фресок Дионисия (фото фресок Дионисия взяты с этого сайта). http://www.dionisy.com/monastery/
4.ИЗДАНИЕ ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННОГО КОМИТЕТА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. «ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ» В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ, С.-ПЕТЕРБУРГ, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, Звенигородская, 11, 1911.
5.Каппадокия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6.Понт. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%ED%F2
7.Палеологи. http://ru.wikipedia.org/wiki
8.Ерминия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9.« Православные монастыри. Путешествие по святым местам», « Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь», N 13, 2009
10.Иоасаф (Оболенский). http://ru.wikipedia.org/wiki
11.Царь Давид. http://ru.wikipedia.org/wiki/