Доброго пути!

Начало «высокого» туристического сезона проходит под разными лозунгами, от «нечего надеть» до «нечем платить». Но даже самый скромный маршрут нуждается в гарантиях.
Кто-то доверяет страховому агенту, а кто-то заветной иконке на лобовом стекле.
По вере даётся.

"Не бойся, я с тобой!"

Многим случалось попадать в ситуацию, когда самолёт выруливает на взлётную полосу, а пассажир(ка) 17В начинает публично демонстрировать приступ паники и истерить по поводу «а вдруг».
А вдруг: хвост отвалится, пилот пьяный, не взлетит, взлетит и упадёт, солярки не хватит, все умрут. Напрасно запрещено правилами пассажирской авиации перевозить таких граждан в прохладном грузовом отсеке)
Кроме шуток, если вы ни во что не верите, ни в себя, ни в Бога, ни в людей, поверьте хотя бы в Святого Христофора,великомученика, который, судя по многочисленным мифам и легендам, принял за нас все виды казней и пережил все катастрофы.
Сегодня к его чудодейственной силе обращаются тысячи тысяч страждущих по всему миру.



Считается, что святой Христофор в качестве «ответственного за безопасность на транспорте» оберегает отважных лётчиков, моряков, автомобилистов, космонавтов, и даже серферов.
Образ святого стал таким популярным, что прихожане обращаются к его помощи при любых жизненных трудностях.
С ним не страшны наводнения и цунами.
В Бразилии Св.Хриштофору оберегает от голода, мокнущих ран и зубной боли, иконка с его изображением украшает кабину любого здравомыслящего дальнобойщика, и ни один рыбак не войдет в пучину вод не поцеловав медальон и не вознеся надлежащей молитвы.



На берегах туманного Альбиона ревностные почитатели святого Христофора веруют в покровительство и персональную защиту от града, линя и просто плохой нелётной погоды.

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет, что у греков существует поверье:
увидевший икону Христофора, в тот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения
; поэтому издревле икону его ставят при входах в церкви, чтобы видели ее входящие» (Полный месяцеслов Востока, т. III, 9 мая).

Навстречу приключениям!


Пакуете ли чемоданы, либо уже пытаетесь скоротать время в пути, займу вас интересной легендой.
Скудные сведения, почерпнутые из источников, близких скорее к мифологии, чем к истории, сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (отверженный, осужденный).
Согласно довольно позднему сказанию, получившему широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень привлекала женщин.
И желая избежать соблазнов, он истово вымаливал себе уродство.
А что это, если не недовольство базовыми нстройками?
Создатель долго слушал ропот красавчика, посланного на Землю, дабы населить её как можно большим количеством прекрасных ликом и благородных сердцем созданий...
Но и у отца небесного нервы сдали, плюнул он неблагодарному в лицо со словами: «Да и пёс с тобой, живи, как знаешь!» и отвернулся...
Живи юноша на просторах России-матушки, где бытует мнение, что мужчина не должен быть прекрасней обезьяны и, вообще, с лица воду не пить, не отделался бы он так легко от женской ласки.
А в изобилии юношей пригожих, желание несчастного исполнилось; став похожим на пса, он получил билет в безбрачие.
С этих пор начались его страдания.



Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто был нещадно бит.
Но принимал всё смиренно, ибо это ради слова Христа.
Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда, как он наивно полагал, перед его силою не устоит ни один смертный, даже сам император.
Годы жизни человека с именем Репрев приходятся на время правления императора Деция Траяна.
Легенда гласит, что однажды во время боя в Мармарике 200 римских воинов были посланы за Псеглавцем, чтобы привести его к императору.
Но когда они схватили Репрева, то увидели необъяснимые чудеса:
- огромный монстр с телом человека и пёсьей головой держал в руках сухой жезл, который вдруг расцвёл;
- у воинов иссякли запасы хлеба, а пленник дал его в изобилии.
Эти великие дела привели конвоиров в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).



Но коварный император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью и лестью, затем уже – используя менее цивилизованные методы убеждения, а впоследствии – просто с особой жестокостью.
Но тщетно. Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело.
Видя всё это, многие люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть. Лёгкую, по сравнению с Христофором.
Загнобить его оказалось задачей многоступенчатой:
• сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;
• потом на него надели раскаленную медную одежду (в злобе своей не ищи лёгкого пути);
• и наконец, отсекли голову мечом.
Так мученик скончался в Ликии около 250 года. Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов.
С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

о.Раб,Хорватия

В 251году император Деций был убит в сражении (территория современной Болгарии) в результате предательства одного из сподвижников.
А уже в 270(по некоторым сведениям – 258г) году в ликийском городе Патара родился тот, кому суждено было прослыть Николаем Чудотворцем по совершенным при жизни чудесам, а также исполненным просьбам и молитвам после его кончины.
Угодник – поскольку в течение всей жизни Святитель Николай был помощником Божьим – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию.
Он прожил достойно и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.
9 мая (по григорианскому календарю)и 22 мая(по юлианскому календарю)отмечают праздник в честь дня памяти переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века.



Святой Христофор, как и Святитель Николай, в православии ассоциируется с праведностью и смирением.
Поэтому и сегодня почитаемы как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.



Каноническое изображение Христофора лаконично.
На иконе он представлен с поднятой в благословляющем жесте рукой.
Упс... и с собачьей головой, - некрасивый момент - поэтому в 17-18 веках (в России –до 1722 года) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали.
Следы ранее написанного образа с головой животного можно проследить на иконах и сейчас: на нимбе виден абрис собачьей головы.
Позднее этот спорный иконографический сюжет с полудиким языческим персонажем решено было унифицировать, так что с середины XVIII века в православии святой изображается только с телом и головой человека.
Это начало благообразной человеческой ипостаси святого и новой легенды.



Итак, до крещения его звали Офферо и был он человеком огромного роста и недюжинной силы.
Поселившись на берегу у речного брода, он помогал людям переправляться с берега на берег.
Многих путников он перевозил прямо на своей могучей спине.
Однажды ему довелось переносить маленького мальчика, который на самой середине реки вдруг стал таким тяжёлым, что силач сам чуть не утонул, однако не выпустил ребёнка из крепких надёжных рук.
Наконец, когда под тяжестью ноши Офферус готов был рухнуть в реку, Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира.
Христос, принявший облик ребёнка, окрестил великана и нарек Христофором, что означает «христоносец».
Дальнейшую жизнь гигант посвятил проповеди христианства и мученически закончил свои дни.
Поначалу он считался покровителем переносчиков тяжестей, а со временем получил новое почётное «назначение» смотрителя за тем, кто в пути.
Так что, если вы хотите купить для своего автомобиля икону Христофора – лучше выбрать ту, где он имеет пристойный человеческий облик.



Впрочем, большинство автолюбителей довольствуются иконой Николая Чудотворца, который настолько «универсален», что помогает всем – от водителей абсолютно любого вида транспорта до пешеходов.
Ну а лётчики?
За авиацию привычно для многих россиян «отвечают» двое святых: ветхозаветный пророк Илия и живший в XVIII веке святитель Иоасаф Белгородский. Согласно Библии, Илия был взят на Небо живым, улетев в вихре на огненной колеснице. Святитель Иоасаф по воздуху не летал, но тоже был выбран в покровители авиаторов и пассажиров. В день его памяти, 23 декабря (по новому стилю) 1914 года, в России была создана эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец». Ровно год спустя в Киеве сформировали военную школу лётчиков-наблюдателей. В родном городе святителя, Прилуках, более полувека базировался элитный боевой авиационный полк. А в 1999 году был учреждён праздник – День дальней авиации ВВС России, который, опять же, отмечают 23 декабря.
Здесь никак нельзя не упомянуть двух совершенно необыкновенных людей планеты Земля: французского лётчика Антуана де Сент Экзюпери и космонавта №1 Юрия Гагарина (Советский Союз).
Они так и ушли на небо «в вихре огненной колесницы», останки обнаружены не были.
Никогда.
Каждый из вас вспомнит другие имена благословенных Ильёй пророком покорителей неба. Светлая память.

о.Мэйчжоу, Китай

Россиянам, ориентированным на юго-восточную азию следует присмотреться к тайской богине MAZU .
Даосская легенда гласит, что Небесная Императрица путешествовала по морю на циновке, но могла оседлать и облако.
Девушка летала спасать братьев, терпящих бедствие на море.
После того, как в возрасте 28 лет она вознеслась на небо, ей стали полностью подвластны все движения вод.
Если Мацзу прикажет, утихнут тайфуны и цунами.
Но если ей будет угодно, стихия может вновь разбушеваться.

«СЕДОЙ ПАРОМЩИК»


Так кто же Христофор на самом деле?
По своей основной функции перевозчика через реку, чудотворец Христофор, он же Офферо, он же Репрев из страны людоедов обязан быть Хароном, греческим божеством, стоящим на переправе в ад, у реки забвения с названием Стикс.
Недаром в одной из легенд император никак не может Христофора убить.
А как убьешь того, кто каждый день ходит на тот свет?
Позднее Харон обзаводится собственной лодкой, но сути дела это не меняет.
Этот самый Харон-Офферо-Репрев и перенес младенца Иисуса через некую реку, и здесь надо бы вспомнить о сошествии Христа в ад, а в греческих преданиях ад находится именно за рекой.
Как утверждают предания, тяжел был Иисус – даже в образе младенца, – еле донес его на себе Главный Перевозчик.
«И признал Его Господом и преклонил колена.»
Ясно, что преклонение столь важного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом.
Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, церковь декларирует, что акт подписан, - Иисус бессмертен!
Но есть у многоликого Христофора еще один прообраз – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны.



Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох.
Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы.
Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора.
С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.
Важно понять, при чем здесь собачья голова? В Христианстве ответа не найти: собака табуирована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого.
Хотя сакральный смысл собаки все «реальные» церкви отлично осознают.



Ответ ищем у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет; и пока покинувшая тело душа трепещет, привыкая к новой ипостаси, чуткий и верный пёс ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.
Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис (не забудьте проставиться ему в день почитания 25 июля), а если поскрести по сусекам более тщательно, любознательный исследователь сможет нащупать холодный нос преданного пса, разделившего участь смерти с хозяином.



И вишенка на тортик для любителей путешествий в Доминиканскую Республику.
Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – это т.н. брутальная трактовка.
Но мы-то с вами теперь знаем, что в зубах у пса - распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.
Та же символика была и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства.
И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо.
Думаю, и жаргонизм «легавый» имеет вполне понятные корни.
По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, полицейских, является как раз собакоголовый Христофор.

Санто-Доминго, дальновидные родители назвали Колумба Христофором

А теперь перенесёмся в Прагу, постоим немного на Карловом мосту и вглядимся внимательно в статую святого Христофора, несущего на плечах маленького Иисуса.
В руках святой держит огромный пальмовый посох, который, согласно легенде, покрывался зелеными листьями всякий раз, как только Христофор втыкал его в землю.
Оригинал Эммануэля Макса был установлен в 1857 г. на средства десятого пражского бургомистра В.Ванки. И почему же господин бургомистр так расщедрился? Да потому что не хотел он повторения одной весьма печальной истории...



Некогда на месте статуи стояла будка стражников, присматривающих за порядком на мосту.
В 1784 г. седьмой устой Карлова моста был подмыт водой и неожиданно рухнул в воду вместе с будкой.
Все пять стражников утонули. С тех пор охрана с моста была снята.
Сам мост устоял, но при этом, чтобы избежать возможного разрушения, было запрещено движение транспорта и ограничен проход пешеходов.

Поврежденный мост восстановили на средства австрийского императора Иосифа II, а в 1857 установили изваяние св. Христофора.
Вот вам последствия весьма дальновидного, разумного и эстетичного суеверия, увековечившего пражского бургомистра.



Ну а пока взрослые осматривают достопримечательности... Младенец крепко спит, прижавшись всем тельцем к отцу, уткнувшись носом в его могучую шею.
Надёжно малышу на руках у такого родного великана.
Спокойное размеренное дыхание, чёткая пульсация его сердца умиротворяют ребёнка.
У папы на руках, а ещё веселей – на шее – можно хоть на край Земли! И если – Он - подбросит, то обязательно поймает...
Мы растём, нас подбрасывают, а то и бросают, толкают, бьют по ногам... а мы всё идём, потому что надо двигаться дальше.
Но так хорошо иногда притвориться маленьким, зажмуриться и прошептать:

Приди, Хриштофору, пронеси через гору!


Комментарии
Валентин Смирнов
11 июня, в 12:45

Бредятина. Языческая ахинея.
Его тоже как вяленую колбасу попилили на "святыни" и возят по миру убогих стращают-завлекают?

Pavel Voronkov
11 июня, в 13:49

Точно знаете, что останки Гагарина не были обнаружены?

Никита Кузнецов
11 июня, в 17:44

Лучше бы науку пропагандировали

Оставить комментарий
Необходимо авторизоваться
Загрузка...
Человек, много путешествующий, похож на камень, пронесенный водою многие сотни верст: его шероховатости сглаживаются, и все в нем принимает мягкие, округленные формы…И. Реклю