Макс Большаков
25 июля 2017

Дорожные записки о России. Краснодарский край и Адыгея. День шестой

День 1, День 2, День 3, День 4, День 5.

День 6.

Прошлым днём Женя бился в догадках о продолжении маршрута. Идти на Большой Тхач в полной нагрузке, а затем далее по горам. Либо встать очень рано - сгонять налегке в радиалку на Большой, спуститься и после обеда оказаться уже на вершине Малого. В итоге он выбрал самый лёгкий и естественно скучный вариант - поздний подъём и неторопливый поход на вершину Большого Тхача с лёгкими рюкзаками. А сделал он этот выбор из-за погодных условий и общей усталости группы - две девчонки так вообще не пошли в радиалку и остались сторожами лагеря. В итоге план на день - сгонять на вершину Большого Бога и тупить остаток дня. Но грех жаловаться - мне и так супер.

Но проснулся я опять рано. Утренние процедуры делать на таком крутом склоне очень уж затруднительно. Кто бы захотел бегать в туалет на третий - пятый этаж. Я пока один. Ищу котлы - Женя оставил их прямо под елками - и иду на родник. Справляюсь не очень быстро - всё-таки кружечкой черпать надо аккуратно, чтоб чистенькая вода была. Прихожу, а Женя уж думал - котлы уперли соседи - раз он первый проснулся, а котлов нет, но костёр он все равно разжег - в горных походах почти нет воровства, и это прекрасно.

Завтрак также не тороплив, как и сборы в путь. Некоторые с собой взяли мелкие рюкзачки на случай радиалки. Я же просто выгрузил из баула лишнее и оставил свитр, куртку, дождевики и запас воды.

Дорога на вершину - это зайти к нему сзади и оседлать. Сначала возвращаемся к перевалу, на который с таким трудом группа залезла вчера. Но теперь от этой точки начинаем подъём на гору. Камни, снег и склоны - фотки, снег и привалы. Над головой висит палящее солнце, а вокруг густая облачность, которая не даёт забыть о вчерашних приключениях и расслабиться.

Гора Большой Тхач (скальная ее часть) напоминает корону. И каждый луч этой короны разделяет не хилая такая пропасть. Один из таких лучей меня просто загипнотизировал - стоит в стороне от основного трафика хайкеров, да ещё на фоне чумовых (хоть и не высоких) гор, покрытых снежными нарядами. Так и вижу на этой картине себя - крохотную такую букашку на фоне величественной красоты гор. Осталось лишь подыскать исполнителя, но с выбором главное не ошибиться - второй попытки не будет ведь. А не каждый подойдёт на эту Миссию (руки вроде у всех людей из плеч, но это обманчивое впечатление).

Поднялись ещё выше. Последняя полоска снега на пути к вершине пройдена. Уже видна макушка - ее не спутать из-за толпы людей и флага. Я же путь держу в сторону соседнего луча этой величественной короны. Здесь нет людей, а по старой традиции – там, где их нет виды покруче будут. Правило работает всегда. От сюда отличный вид на вершину. Кричу людям через разделяющую нас пропасть - Эй!!! Они машут руками - классные фотки выходят.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

И вот рядом появляется Яна. (Яне 21 и мы ее в группе по доброму называем ребёнком). Яна тоже любит фоткать. Яна хочет на тот же луч, где стою и я, но Женя кричит издалека - "не ходи туда, там опасно". Но я же чувствую, что клиент мой - Яна хочет клевых фоток. Я говорю "не боись, иди сюда". Прошу ее - снять меня, сидящим на краю обрыва. На границе звука крик, похожий на крик Жени "это опасно, уйди от края" - но наверняка просто показалось - если правильно сидеть на обрыве, то никаких проблем не случится - это далеко не первый мой обрыв.

Яна решается подойти. Она делает всего пару кадров (сказывается привычка экономить кадры и батарейку), но я говорю ей - это твой полный творческий беспредел - и тут она оторвалась - сделала кучу фоток - молодец. Вот человек, на которого я возложу Миссию. Но сначала нужно сделать для неё классных фоток...тоже на обрыве. Снова ощущение, что кто-то кричит "опасно".

Наконец можно и на вершине по присутствовать. Вершина Большого Тхача на высоте – 2638 метров. Идём с этого луча в сторону главного и самого высокого. Женя встречает словами, что я ему ребёнка испортил )) Но ничего - все будет ок, всегда ок. На вершине остаётся наша великолепная двадцатка (хотя два человека же в лагере сидят). Фотки-фотки...фотки. Когда цель достигнута, люди теряются, начинают хаотично двигаться по вершине и делать сэлфи и групповые фотки.

Когда все уже точно удовлетворены, Женя даёт команду - "в лагерь".

Я со спокойной душой ухожу с вершины – все, что только можно было я сфоткал. Время настало. Миссия превыше всего. Вручаю свой фотик Яне, напоминаю её какая и где та самая гора (луч короны) и сломя голову бегу вниз. Мне надо успеть спуститься с вершины через снег и камни максимально быстро, затем подняться на ту самую гору опять-таки максимально быстро и надеяться, что у Яны все получится. Мой мега быстрый спуск не очень сильно похож на академический, а снег я преодолел вообще, как какой-то бешеный трактор (пару раз очень не хило провалившись в снег) – главное это скорость. И вот я на вершине той самой скалы, уставший но довольный от предвкушения. Чет холодно тут – одеваюсь в тепленькое.

Моя группа начинает проявляться на склоне – маленькие такие букашечки вдали – далеко я от них убежал. Сам я тоже должен букашечкой выглядеть на фотке – счастливой такой букашечкой. А в это время Женя решил осуществить свой план по быстрому спуску вниз. Он берет палки, встает ногами на снег….и как лыжник поехал вниз! Прямо по снегу! Стоя на ногах в кроссовках! Да, так и поехал! Прямо вниз! Не быстро конечно, но зрелище очень необычное. Некоторые садятся на свои поджопники и едут следом, другие пытаются повторить трюк Жени с разной степенью успешности. Зрелище адски забавное, даже жаль, что я так далеко и без фотика. Но в данный момент я больше хочу букашечную фотку себя! Наконец вижу Яну – она выполнила свою Миссию идеально – можно догонять группу.

Обратно в лагерь идти проще, но какая-то усталость все-таки над нами висит (наверное это остаточное за три дня). В лагерь приходим к обеду. Делать нечего после обеда. У костра практически никто не собирается – все отдыхают в палатках. Раз никуда не надо идти – кто же откажется отдыхать. Я тоже иду в палатку – хочется полежать немного, да и дневник я совсем не успеваю писать, только короткие заметки, чтобы потом вспомнить. В итоге провалился в омут сна на часик примерно.

Проснувшись, обнаружил, что сил особо не прибавилось. А прогулявшись до костра, понял, что там тоже ловить нечего – почти никого – скучно. Вот что такое безделье (( Решаю найти себе фото задачу. А она так и напрашивается с того момента как закончился дождь над нашим лагерем, и мы расслышали шум реки где-то ниже по склону. Шум сильный – река большая. Большая река – красивые кадры. Красивые кадры – иди, Макс. Взял с собой вещички и пошёл вниз искать гигантскую реку, а в итоге она оказалась очень небольшой, хотя и течёт она очень извилисто по каменному русло со множеством порогов – от того и шум такой стоит. Живописное место. И каждый порог, к которому я спускаюсь обещает кадры лучше прежних. Жаль только света уже маловато, а штатив я не подумал взять. В итоге речка завела меня очень далеко и очень вниз. Понял, что пора уже возвращаться. Ведь на сегодня еще был план – прогуляться до перевала Ветренного с целью увидеть закат.

Этот склон мне с самого первого дня не понравился – очень уж крутой. Но сейчас я его вообще возненавидел. Очень долго я в итоге поднимался по склону до лагеря, а когда дошёл, понял, что надо сразу же двигать в сторону перевала Ветренного. Тучи висели над нами целый день (хотя дождя так и не случилось) и надежда на закат была очень уж маленькой. Но делать ведь всё-равно больше нечего. По дороге на перевал встречаю Сашу. Она тоже хотела туда сходить – подумать о жизни в лучах заката, но испугалась идти одна через все эти группы туристов, которые встречаются на пути. Предлагаю пойти вместе – думать о жизни и фоткать закат можно одновременно и в компании ))

11.

12.

13.

14.

15.

Перевал Ветренный не просто так свое название носит. Здесь целый лагерь стоит – все палатки на растяжках стоят. Первоначально у нас был план здесь ставить лагерь, но мы спрятались под защитой леса, хоть это и стоило нам жизни на склоне. Здесь же стоит небольшой бревенчатый домик. В этом домике можно найти пристанище на случай совсем уж скверной погоды. Про такой как раз случай Саша рассказала – в прошлый ее поход по этому маршруту. Жесть в общем была.

Пришли. Выбрали местечко повыше. Сели. Можно начинать о жизни думать и её же обсуждать. А тучи даже и не думают расходиться – плевать им на чувства жаждущих заката людей. Но тот, кто ждёт – обязательно дождётся. Между слоем серых облаков и горизонтом всё-таки просачивается розовый свет от солнца. Получается красиво. А с двух сторон – склоны Тхачей в красивой облачности спрятаны. В общем не зря сидели. Когда розовое сияние сошло на нет – уже и холодно совсем стало – пора идти за горячей едой в лагерь. Ужин и игры у костра без особых оригинальностей. Далее только сон без сил.

10.

День 7