Филиал Парижа на Дону | Отель в стиле СССР | Где Дон становится морем? | EP3

 
Как я уже рассказывал, на ночь мы остановились в придорожном кемпинге, сделанном вполне в духе американцев – длинный сарай, разделенный на номера, каждый со своим входом. Очень удобно, можно запарковать машину прямо у своей двери, вещи таскать недалеко, да и в целом прикольно – напоминает фильм Коммандо. А учитывая, что нам это обошлось всего 1200 рублей, то я считаю, мы приняли правильное решение не ехать ночью дальше.
 
 
Утром оказалось, что здесь еще и кафе отличное, не зря тут столько фур стоит – все абсолютно канонично, мягкие диваны, вкусная и недорогая еда и даже кипяток по десять рублей за литр, мы доверху наполнили свой мега-термос. И, кстати, совершенно без проблем расплатились по карте, опять скептически вспомнив столовую на М4 – все-таки можно вести бизнес, не стремясь выжать все до копейки из случайных клиентов, гораздо правильнее создать условия, чтобы людям хотелось у тебя потратить деньги и приехать еще.
 
 
А вот Калач-на-Дону, до которого мы добрались минут за сорок, нам не глянулся, если честно. Это даже и не город в моем представлении, а большая станица, застроенная сотнями разномастных домиков. Население здесь почти двадцать пять тысяч человек, но городской статус Калач получил относительно недавно, в 1951 году, а свою историю ведет с 1708 года, когда был небольшим казачьим хутором. Короткий взлет значения города как раз связан с советским прошлым, когда был открыт Волго-Донской канал, и речной порт в Калаче стал крупным узлом – сюда приходила старейшая на юге железнодорожная ветка.
 
 
Сейчас здесь все тихо и грустно – пассажирского железнодорожного сообщения нет, речной порт зачах, объемы каких-то перевозок вообще незначительны. Как нам сказали местные рыбаки, расположившиеся на толстом льду затона, корабли, которые присутствуют на большинстве фотографий из Калача, стоят без движения уже несколько лет, потихоньку ржавея, и пока не видно никаких перспектив для изменения такого положения. Вообще, речной порт в это время производит впечатление одной большой заброшки в стиле постапокалипсиса, хотя, возможно, в период навигации здесь все-таки повеселее.
 
 
Но Дон красив вне зависимости от времени года и погоды – здесь это уже широченный полноводный красавец, которого не касаются проблемы каких-то людишек на его берегу. Со спокойным достоинством он проходит мимо, за многие века своей жизни видевший и рождение, и смерть, и войну, и мир, взлеты и падения, любовь и ненависть, рассветы и закаты.
 
 
Он видел и жесточайшие битвы белых и красных во время гражданской войны, когда Калач восемь раз переходил из рук в руки, видел и яростные сражения советских чудо-богатырей с фашистской нечистью, когда город сыграл огромную роль в Сталинградской битве. Он видел и времена подъема, когда в послевоенное время люди с энтузиазмом прокладывали новые пути и строили новую жизнь, но видел и то, как это стало никому не нужным и пришло в упадок.
 
 
Но, по большому счету, туристам в Калаче делать нечего, поэтому мы безо всякого сожаления распрощались с ним и поехали в населенный пункт с говорящим названием Пятиморск – порт пяти морей. Это очень интересное место. Построен он был в начале пятидесятых, как поселок для сотрудников гидроузла Волго-Донского канала и имел достаточно утилитарное назначение. Но вот гидротехнические сооружения здесь никак не назовешь обычными.
 
 
Конечно, арка шлюза номер тринадцать не может не привлечь к себе внимание – она выполнена из светлого камня в стиле подобных строений и напоминает и ВДНХ в Москве, и Триумфальную арку в Париже. К слову сказать, она находится на одной широте с парижской с точностью до минуты, и если идти точно на запад, никуда не сворачивая, то можно выйти как раз к площади Шарля де Голля. Ну, если есть шенгенская виза. Интересно, что и размеры пятиморской арки почти точно повторяют парижские, чтобы уж совсем не оставалось вопросов, чем вдохновлялись архитекторы.
 
 
 
А неподалеку расположен знаменитый монумент не менее знаменитого скульптора Вучетича Соединение фронтов. Как можно понять из его названия, он посвящен одному из важнейших событий Сталинградской битвы. Безусловно, это очень величественное сооружение, и оно реально привлекает к себе множество людей – кто-то приезжает с экскурсионными целями, а кто-то действительно отдать дань уважения великому подвигу наших предков, но я думаю, что никто здесь не сможет остаться равнодушным.
 
 
В Пятиморске есть и очень своеобразный тематический парк, посвященный истории России – он состоит из нескольких разделов и, как мне кажется, рассчитан на самый живой интерес посетителей любых возрастов от мала до велика. Здесь каждый сможет найти то, что ему интересно – и историю Волго-Донского канала, и военную историю, историю Победы, историю Российского государства. А детям так вообще тут раздолье.
 
 
Честно, я даже удивился, что в таком микроскопическом поселочке может быть такой роскошный парк. Конечно, современными технологиями тут никого не поражают, типа как в 57 павильоне на ВДНХ с постоянно действующей экспозицией по истории России, но вполне можно почерпнуть для себя много интересной информации. Однако, надо чтобы погода была соответствующей – когда мы здесь гуляли, с воды дул такой влажный пронизывающий ветер, что было одно желание – поскорее забиться обратно в машину и включить печку на максимум.
 
 
 
Поэтому в Пятиморске мы особо не стали задерживаться и выдвинулись в сторону Цимлянска. До него было примерно две с половиной сотни километров, но поскольку мы почти нигде не останавливались, то часам к двум пополудни уже въезжали в маленький городок, где поняли, что если не пообедаем, то ничего интересного здесь не увидим. Поэтому мы предприняли усилия, чтобы найти какое-нибудь кафе, которые увенчались непредсказуемым успехом – я совершенно не ожидал, что нам удастся отведать такой вкусной вок-лапши, как будто изготовленной по всем правилам китайского кулинарного искусства.
 
 
 
Сытый турист – довольный турист. Выбравшись из подвальчика суши-бара на поверхность земли, мы уже другими глазами смотрели на маленький городок, который сразу начал приоткрываться в выгодном свете. В другое время года его роскошный песчаный пляж, вне всякого сомнения, привлекает к себе сотни людей, но и в такую погоду там тоже есть на что посмотреть. Дон предстал нам в образе настоящего моря, где в туманной дымке угадывались силуэты больших сухогрузов, но при всем желании невозможно было разглядеть другой берег. Мне почему-то вспомнился Финский залив где-нибудь в районе Лисьего Носа.
 
 
 
А вообще, Цимлянск славен своими винами – как говорят, здесь уникальное сочетание почвы и климата, а традиции виноградарства уходят в петровские времена. По одной из легенд, первую лозу посадил лично Петр Первый, бывавший в этих местах в апреле 1709 года. Во всяком случае, Цимлянск, до революции бывший станицей, считался центром виноделия, и его игристые вина, сделанные по старинным казачьим рецептам, были известны далеко за пределами региона. Но поскольку сейчас по состоянию здоровья я временно не могу проводить дегустации, то пришлось поверить на слово информации с различных сайтов и отложить исследование местных вин до лучших времен.
 
 
 
 
Цимлянск мне показался вполне милым городком, хотя и самым заурядным – такая же малоэтажная застройка, частные домики, одна главная улица, по большому счету он сильно похож на Калач. Но лично для меня он надолго запомнится двумя вещами – потрясающе красивым пляжем и вкуснейшей вок-лапшой. Не стану загадывать наперед, но мне бы хотелось побывать здесь летом.
 
 
 
После Цимлянска мы взяли курс на Азов. Конечно, для чистоты эксперимента надо было заехать и в Волгодонск, который все равно проезжали по краю, но день уже заканчивался, и мы рассудили, что не успеем ничего рассмотреть засветло. Тем более начинался час пик, и совершенно не было желания толкаться в пробках – все-таки Волгодонск город немаленький, почти две сотни тысяч населения, после Ростова самый крупный в области. А учитывая, что он был построен в начале пятидесятых годов и является типичным примером великих строек страны Советов, то очень похож на наш Новомосковск, который строился вокруг крупнейшего химкомбината и тоже был стройкой века.
 
А вот Азов, куда мы приехали уже поздним вечером, даже в темноте показался очень интересным городом, и мы уже прикидывали, что обязательно должны посмотреть утром. Порывшись на букинге, мы остановили свой выбор на сетевом отеле, с которым уже имели дело в Беларуси. Он и здесь нам понравился – я испытал радостно-изумленный шок, очутившись сразу в конце восьмидесятых годов, настолько интерьер номера сохранил ту атмосферу.
 
 
 
Конечно, нас предупредили на рецепшене, что это разряд эконом, но, честно, жалеть не пришлось – это было как полное погружение, встреча с молодостью и возвращение в СССР. Я не уверен, что мне постоянно хотелось бы таких впечатлений, но, как разовый, опыт показался очень даже интересным. Ну и стоимость номера соответствовала, мы заплатили чуть меньше полутора тысяч, что посчитали очень даже приемлемым. В конце концов, много ли надо человеку, чтобы выспаться с дороги? А наутро мы отправились гулять по городу, о чем обязательно расскажу…
 
 
Продолжение обязательно будет…
Спасибо за просмотр и удачи на дорогах