Форталеза – Ча Лонг Бей: три четверти длины экватора на надувном катамаране. Атюона - Папеэте

В гости к Хейердалу






От Хива-Оа до Таити «всего» 750 миль. Самым простым было бы скользнуть по ветру в узкий пролив между Хива-Оа и Тауата, а затем в постоянных пассатных ветрах спускаться на юго-запад, может быть попутно завернув на один из живописных атоллов Туамоту. Но мы не могли пройти мимо места, в котором обретались взгляды на жизнь человека, заведшего нас в эти места. Одной из главных наших целей был уже не так оторванный от цивилизации, как в 30-е годы ХХ века, до сих пор труднодоступный остров Фату-Хива, которому была посвящена первая книга Тура Хейердала. И чтобы на него попасть, нам требовалось идти 40 миль на юго-юго-восток в бейдевинд против пассата и пятиметровой волны.
Для этого мы вышли перед закатом. Надеясь посмотреть кормящихся мант, завернули за камень в бухте Атюона, но манты в этот вечер решили по какой-то причине не показываться, и мы двинулись к выходу из архипелага, огибая скалистый Тауата. С первого галса это не получилось – мы оказались в быстрых экваториальных сумерках в полукабельтове от подветренных скал. Пришлось делать короткий контргалс на северо-восток.
Катамаран, гремя сочленениями, довольно спокойно карабкался на пятиметровую встречную волну, ни разу не позволив нам усомниться в его мореходности. Находиться на палубе было не совсем комфортно – пристегнутый вахтенный мог передвигаться только на четырех, о том, чтобы сварить кофе, нельзя было даже подумать. В палатке было почти то же самое, но без сильного прохладного ветра и периодического соленого душа. Фату-Хива показалась на рассвете. Зачарованные величественным контуром острова, мы чуть было не прозевали сорвавшийся с хребта сорокаузловый шквал. Через несколько минут шквал кончился так же внезапно, как начался, и мы оказались в тени острова с неровно работающим мотором и переменным ветром. Еще через час мы отшвартовались в бухте Ханававе. Нам надо было попасть на несколько километров южнее, в бухту Омоа, где Хейердал провел год вдали от цивилизации с молодой женой, пытаясь обрести рай на земле. Путь через хребет оказался гораздо длиннее – около 12 километров, пришлось взять такси.


Остров действительно завораживает. Через полчаса пребывания здесь разговоры кажутся неуместными. Еще через полчаса начинают казаться неуместными люди. В немного засушливом раю, этом зеленом клочке каменистой земли посреди вечно бурлящего океана, существование человека кажется таким же невозможным, как и на маленьком астероиде, несущемся в бескрайнем космосе. И наш «космический зонд», остановившись здесь на несколько часов, унесется дальше, увозя «пробы грунта» - фотографии и воспоминания, оставив лишь небольшое пятно на поверхности. Через какое-то время затянется и это пятно, астероид будет по прежнему пронзать пространство, постепенно покрываясь рыхлой космической пылью, со временем слой пыли будет достаточным чтобы дольше хранить следы гостей, но это будет тогда, когда не будет ни нас, ни, возможно, самого астероида, ни необходимости оставить след, ни, возможно, самого пространства и времени… А пока нас везет на пикапе по головокружительному серпантину странный парень с накладными ногтями, женской прической и в женском парео, попутно рассказывая о местных нравах.


Омоа - современный поселок, с автомобилями, интернетом и мобильной связью. Жилище Хейердалов, конечно же не сохранилось, да и место, где оно было, отыскать трудно. Приходится ограничиться осмотром местных тики, небольшим «приседанием на дорогу» на берегу бухты. Время поджимает, иы возвращаемся в Ханававе, благодарим нашего гида и с закатом отбываем в сторону Таити.




21.09.2012



Вчерашняя ночная трепка не прошла даром. Выйдя ночью отдать дань природе, хватаюсь за дополнительную ванту и обнаруживаю, что она болтается в свободном полете. Лопнул эквадорский нержавеющий коуш, перетерся трос. Чиним утром. Днем рвется шверт-таль, ложимся в дрейф, фиксируем шверт в поднятом положении. А к вечеру обнаруживаем самое интересное – лопнувшее «ухо» опоры пирамиды. Теперь нам надо спешить на Таити, не нагружая конструкцию – задача не самая простая.


22.09.2012



Происшествий нет, но опора стучит, неуютно.




23.09.2012



Лопнула другая дополнительная ванта, погода спокойная, зафиксировали тросом.


24.09.2012




Проходя мимо атолла Кауехи, решили высадиться на час. Совершенно сказочный оказался мир – в полосе прилива огромное множество кораллов различной формы, стайки маленьких, ярких, будто игрушечных, коралловых акул – длиной меньше метра, идеальной формы, шоколадного цвета, с ярким черным верхом спинного и хвостового плавников, совершенно фантастическое сборище рыб на стенке атолла… Огромный кит, вынырнувший метрах в двадцати от катамарана… Синее, чернильное море, синее, яркое небо…




25.09.2012



Ползем.


26.09.2012



А вот и циклон, детально совпавший с прогнозом. Он еще не такой, какие начинаются в этих широтах с ноября, гораздо слабее, но все-таки с нашими поломками заставляет нервничать. Холодает, небо начинает покрываться рваными облаками, треплет шквалами, приходится брать рифы, все больше и больше рифов.





27.09.2012



К мысу Винус Поинт - северной оконечности Таити - подходим с 30-узловым фордаком под одним скрученным наглухо стакселем, а за мысом попадаем в полосу почти полного штиля. Извилистая гавань Папеэте очень хорошо провешена навигационными знаками, в нее попадаем, практически не пользуясь навигатором.
В 4 часа утра швартуемся к яхтенному причалу. Город пуст. От бушующего не востоке циклона – мокрый плотный туман. Ia Orana, Tahiti!



Текст: Станислав Березкин
Фото: Станислав Березкин, Евгений Ташкин, Ольга Антонова