Форталеза – Ча Лонг Бей: три четверти длины экватора на надувном катамаране. Дыхание Северной Атлантики
Тринидад - Гренада – дыхание северной Атлантики
Вечером 28 апреля 2012 года мы первый раз попали в Великий круг Северной Атлантики. Для того, чтобы понять масштаб этого явления, надо принять некоторую точку за его начало. Общепринятой точкой отсчета считаются Канары – место, откуда начинается атлантическая ветка Северного пассатного течения. Огромная масса воды под влиянием вращения Земли устремляется на запад. Упираясь в хребет Барбадос и гряду Малых Антильских островов, оно разделяется на две ветви – северную, через сотню миль гаснущую в Карибском море, и южную, которая протискивается в пролив между Тринидадом и Гренадой, омывает побережье Венесуэлы, Колумбии и Панамы, ударяется в восточный берег Коста-Рики и Никарагуа, сжимается в проливе между Юкатаном и Кубой и выходит между Багамами и Флоридой на восток мощнейшим Гольфстримом – «потоком из залива». Гольфстрим, питаемый водами горячего Мексиканского залива, отдает свою энергию половине Евразии, частично выдавливая Ледовитый океан на восток, и основной своей массой спускается вдоль Пиренейского полуострова холодным течением на юг, чтобы снова нагреться у Канар и продолжить вечный круг. Северо-восточный пассат у южного края Карибской дуги иногда складывается с ветром, дующим в сторону материка, разгоняясь до 50 узлов. Нам в этот вечер повезло – прогноз обещал не более 30 на порывах. Два слоя туч несло в разных направлениях, дуло с северо-востока, на порывах заходя к северу, что вынудило нас идти на северо-запад, слабо отдаляясь от венесуэльского берега. Через час после заката ветер усилился и стал постоянно восточным, и нам удалось лечь на курс чуть восточнее Гренады.
Около 23 часов, что по тропическим порядкам считается глубокой ночью, отдыхающих от вахты, только успевших привыкнуть к долбежке трехметровой волной, подбросило вверх от удара снизу по третьей поперечной балке. Удары начали повторяться через промежутки 3-5 секунд. Казалось, что от следующего балка точно лопнет, или, по крайней мере прогнется. Мы как тараканы расползлись по судну в поисках источника, диагноз удалось поставить Олегу. Заглянув в щель между баллоном и палубой, он обнаружил, что оторвался превентор шверта – ограничитель, удерживающий его в вертикальном положении. Шверт всплыл вперед и всеми своими ста килограммами с размаху бился об набор. О том, чтобы лезть в воду ночью на таком ветре и волнении, не могло быть и речи, поэтому временно шверт расперли подъемной талью.
Через два часа мы встретились с нефтедобывающей платформой. По правилам плавания у побережья Венесуэлы, в Мексиканском заливе и в Карибском море к платформам нельзя подходить ближе, чем на 500 метров. Если проигнорировать правила, можно нарваться на огонь на поражение. До этого все встреченные нами платформы вели себя смирно – стояли на отмелях и с грохотом, который слышно на пару миль, добывали нефть. Этой почему-то приспичило сменить дислокацию. Когда расстояние между нами было около мили, на платформе зажглись ходовые огни и она двинулась на северо-восток, курсом, сходящимся с нашим. Пришлось завести мотор и объехать ее с кормы. Сопровождавший платформу катер еще несколько минут провожал нас прожектором.
Еще через час мы прошли через строй небольших военных кораблей, предположительно сторожевиков и ракетных катеров. Они лежали в дрейфе двумя кильватерными колоннами на расстоянии примерно полмили. Мы прошли сквозь строй беспрепятственно, только один катер подошел поближе, чтобы рассмотреть странную яхту.
Шторм «выключило» на рассвете. На полчаса наступило затишье, а потом ровный 10-узловый восточный ветер разогнал низкие облака и понес нас в направлении марины Prickly Bay.

Около 23 часов, что по тропическим порядкам считается глубокой ночью, отдыхающих от вахты, только успевших привыкнуть к долбежке трехметровой волной, подбросило вверх от удара снизу по третьей поперечной балке. Удары начали повторяться через промежутки 3-5 секунд. Казалось, что от следующего балка точно лопнет, или, по крайней мере прогнется. Мы как тараканы расползлись по судну в поисках источника, диагноз удалось поставить Олегу. Заглянув в щель между баллоном и палубой, он обнаружил, что оторвался превентор шверта – ограничитель, удерживающий его в вертикальном положении. Шверт всплыл вперед и всеми своими ста килограммами с размаху бился об набор. О том, чтобы лезть в воду ночью на таком ветре и волнении, не могло быть и речи, поэтому временно шверт расперли подъемной талью.
Через два часа мы встретились с нефтедобывающей платформой. По правилам плавания у побережья Венесуэлы, в Мексиканском заливе и в Карибском море к платформам нельзя подходить ближе, чем на 500 метров. Если проигнорировать правила, можно нарваться на огонь на поражение. До этого все встреченные нами платформы вели себя смирно – стояли на отмелях и с грохотом, который слышно на пару миль, добывали нефть. Этой почему-то приспичило сменить дислокацию. Когда расстояние между нами было около мили, на платформе зажглись ходовые огни и она двинулась на северо-восток, курсом, сходящимся с нашим. Пришлось завести мотор и объехать ее с кормы. Сопровождавший платформу катер еще несколько минут провожал нас прожектором.
Еще через час мы прошли через строй небольших военных кораблей, предположительно сторожевиков и ракетных катеров. Они лежали в дрейфе двумя кильватерными колоннами на расстоянии примерно полмили. Мы прошли сквозь строй беспрепятственно, только один катер подошел поближе, чтобы рассмотреть странную яхту.
Шторм «выключило» на рассвете. На полчаса наступило затишье, а потом ровный 10-узловый восточный ветер разогнал низкие облака и понес нас в направлении марины Prickly Bay.
Гренада
Нет на острове том ни замков, ни дверей и нет границ
Лишь шумит листва, неба синева, пенье райских птиц.
Он в море стоит как будто смешной цветной газон
Нет здесь дураков, нет здесь мудрецов, нет военных зон…
В. Кузьмин
Лишь шумит листва, неба синева, пенье райских птиц.
Он в море стоит как будто смешной цветной газон
Нет здесь дураков, нет здесь мудрецов, нет военных зон…
В. Кузьмин
В то утро нам было страшно интересно, что же осталось от третьей балки. Катамаран с разгона выскочил на пологий пляж и мы сразу же кинулись под палубу. Ура!!! Балка цела и даже без вмятин! Пока мы быстро прикручивали превентор, на этот раз уже из нержавеющей цепи, к нам подскочили два офицера береговой охраны. Диалог между ними и Джеком был очень бурный, примерно следующего содержания:
- Нарушаете, уважаемые господа граждане дружественной державы!
- Ну да, нарушаем, но мы ведь практически тонули!
- Что-то мы не очень заметили, что вы тонули. Покажите вашу неисправность. Хотя нет, не надо, у нас есть все полномочия отправить вас обратно в море.
- Не надо нас отправлять, нам нужен ремонт, вода, еда, у нас нет туалета, нет душа…
- Хорошо, лодку на рейд, капитан – в офис!
Капитану пришлось примерно час извиняться за нарушение границы. То, что у нас на судне «страшная беда», совершенно не читалось по сияющей новенькой лодке и нашим упитанным физиономиям. В конце концов нас простили и разрешили встать у причала.
На сутки мы предались отдыху на этом прекрасном острове. Остров как будто специально появился в океане, что быть местом для отдыха яхтсменов - множество неглубоких заливов с песчаным дном, удобных для якорной стоянки и полное отсутствие штормов.
Прежде, чем стать дачным поселком для богатых американцев, Гренада несколько раз меняла европейские метрополии. В 1974 она вышла из Британской империи, оставшись в Британском содружестве наций. В 80-х годах XX века там чуть было не начали строить коммунизм под чутким контролем Фиделя Кастро, но неожиданно появившаяся в Поинт-Салинас американская десантная группа пресекла этот процесс. Американцы сменили правительство, быстро отстроили то, что было разрушено во время вторжения, и в стране установилась мирная размеренная жизнь. «All right, no crime» - улыбнулся офицер службы иммиграции, провожая нас на экскурсию в столицу. Сент-Джорджес показался пестрым, живописным, и интересным. Полдня мы провели в форте, любуясь прекрасными видами на порт и город. К вечеру мы полностью отошли от вчерашней взбучки в проливе и были готовы к выходу.
- Нарушаете, уважаемые господа граждане дружественной державы!
- Ну да, нарушаем, но мы ведь практически тонули!
- Что-то мы не очень заметили, что вы тонули. Покажите вашу неисправность. Хотя нет, не надо, у нас есть все полномочия отправить вас обратно в море.
- Не надо нас отправлять, нам нужен ремонт, вода, еда, у нас нет туалета, нет душа…
- Хорошо, лодку на рейд, капитан – в офис!
Капитану пришлось примерно час извиняться за нарушение границы. То, что у нас на судне «страшная беда», совершенно не читалось по сияющей новенькой лодке и нашим упитанным физиономиям. В конце концов нас простили и разрешили встать у причала.
На сутки мы предались отдыху на этом прекрасном острове. Остров как будто специально появился в океане, что быть местом для отдыха яхтсменов - множество неглубоких заливов с песчаным дном, удобных для якорной стоянки и полное отсутствие штормов.
Прежде, чем стать дачным поселком для богатых американцев, Гренада несколько раз меняла европейские метрополии. В 1974 она вышла из Британской империи, оставшись в Британском содружестве наций. В 80-х годах XX века там чуть было не начали строить коммунизм под чутким контролем Фиделя Кастро, но неожиданно появившаяся в Поинт-Салинас американская десантная группа пресекла этот процесс. Американцы сменили правительство, быстро отстроили то, что было разрушено во время вторжения, и в стране установилась мирная размеренная жизнь. «All right, no crime» - улыбнулся офицер службы иммиграции, провожая нас на экскурсию в столицу. Сент-Джорджес показался пестрым, живописным, и интересным. Полдня мы провели в форте, любуясь прекрасными видами на порт и город. К вечеру мы полностью отошли от вчерашней взбучки в проливе и были готовы к выходу.
Гваделупа
Над темною водой огни горят в ночи -
Там встретит поутру нас остров Гваделупа
А. Городницкий
Там встретит поутру нас остров Гваделупа
А. Городницкий
Двое суток вдоль гряды Наветренных, или Малых Антильских островов прошли совершенно без приключений. Развлечением для вахтенных был проход в ветровой тени высоких островов. Каждый раз думая, как бы ее обогнуть, мы, очарованные видами Сен-Винсента, Санта-Лючии, Мартиники и Доминики, все-таки в нее влетали. Особенно шикарно острова выглядели ночью: Сен-Винсент, похожий на ряд новогодних елок, и Доминика с драконом, нарисованным уличными фонарями. Поход на нос до гальюна также был небольшим развлечением. При ходе в бейдевинд на полутораметровой волне это занятие совмещалось с соленым душем. Гваделупа встретила нас как в песне: поутру, в легкой дымке показалась вершина Суфриер – самая высокая на Наветренных островах, затем - дома на ее склонах, маяк Вье Фор и яхты, стоящие на рейде за маяком. В марину на окраине Бас-Тера мы попали к полудню. И снова пришлось долго уговаривать администрацию оставить нас до завтра, но на этот раз потому, что марина была на ремонте и в ней (о, ужас!) не работали душ и туалет. На самом деле они работали, только были закрыты на ключ. Героям необычной кругосветки администрация отказать не смогла - нас оставили на сутки.
На осмотр достопримечательностей времени было немного, да и район столицы не отличался большим количеством достопримечательностей. Форт Луи Дельгре был закрыт на реконструкцию. Но что французу нельзя, то русскому хочется, и Джек с Женей проникли в него через южную стену. В течение получаса им удавалось оставаться незамеченными, затем охрана все-таки выдворила их за пределы форта. Вечером, помывшись в душе, мы всей командой прогулялись по набережной Бас-Тера, чистой и уютной. А на следующий день, прогулявшись по городу и купив в дорогу продуктов, воды и бутылку фирменной мадеры, попрощались с не очень гостеприимной, но красивой Гваделупой и взяли курс на Доминиканскую республику. Команде не спалось, до полуночи гитара ходила по рукам вокруг камбуза, изображавшего походный костер. Огни Бас-Тера скрылись за горизонтом уже ближе к рассвету.
Бас-Тер – Пунта-Кана
Да простят меня одесситы, но я уверен, что самое синее в мире море не Черное. Самое синее в мире море – Карибское. Его цвет невозможно передать словами, и, кажется, даже на фото. Но увидели мы эту синеву только на третьи сутки после отхода с Гваделупы. Двое суток нас болтало в области низкого давления, дождей и переменных ветров. Мы ловили каждый порыв ветра, и лишь слабое попутное течение было нашим союзником. На третьи сутки с рассветом тучи рассеялись и мы увидели горы Пуэрто-Рико. Ветра больше не стало, но он стал постоянно попутным.
Прилетел дикий голубь и уселся на ветряк. Судя по обвисшим крыльям, он летел далеко и силы у него кончились. К вечеру повстречали танкер. Капитан запросил его наудачу по радио по-русски и ему ответили. Вахтенным начальником оказался его земляк с Краснодара. Неожиданно приятно оказалось поговорить в море на родном языке. В следующий раз такая возможность представилась нам больше чем через полгода, в Тихом океане, у берегов Новой Гвинеи.
Утром 9 мая прямо по курсу показался берег Доминиканы. Голубь, отдохнувший за ночь, поднялся в воздух и направился в сторону Пуэрто-Рико. А мы к обеду оказались в гостеприимной марине Кап-Кана.
Пунта-Кана
Кап-Кана оказалась гостеприимной, но дорогой мариной. О том, чтобы пожить несколько дней под кондиционером, не могло быть и речи – самые дешевые апартаменты стоили около 400 долларов за сутки. Русских в Пунта-Кане много. Нам сразу же порекомендовали водителя Володю, который устроил нам подробную экскурсию по окрестным населенным пунктам. 10 мая ко мне прилетела жена и привезла контрабандой килограмм гречки и шмат соленого сала. Вечером по случаю дня рождения Олега состоялся небольшой пир, на котором сибирское сало прекрасно сочеталось с доминиканским ромом и кокосами.
11 мая мы просто провалялись на пляже. Завтра предстоял старт гонки с наступающим сезоном циклонов…
Текст: Станислав Березкин
Фото: Евгений Ташкин, Станислав Березкин
Фото: Евгений Ташкин, Станислав Березкин
Читайте также