Станислав Березкин
13 января 2015
2301

Форталеза – Ча Лонг Бей: три четверти длины экватора на надувном катамаране. Раротонга - Тонгатапу - Сува

Прощание со сказкой






Раротонга укрылся за стеной дождя. В какой-то миг мне показалось, что две недели нашего на нем пребывания он отгонял плохую погоду, чтобы запомниться нам удивительно красивым и солнечным, а сейчас закрыл за нами дверь, чтобы не дать повода к долгим проводам. «С вами было хорошо, но прощайте. Я буду рад вас видеть снова, но не буду рад снова расстаться…» Неспешная, приветливая Центральная Полинезия оставалась за кормой. Впереди снова маячила евразийская цивилизация.
Мы простились с постоянными ветрами восточных румбов. Наступал сезон циклонов, а вместе с ним – непостоянная погода с ливнями и рваными ветрами. Жаркое тропическое лето провоцирует неравномерный нагрев поверхности океана, который порождает сильные восходящие потоки воздуха, а с ними - области низкого давления, куда, ускоряясь и закручиваясь, как будто в слив ванны, устремляется воздух из соседних районов с высоким давлением. Восходящий теплый воздух на высоте образует облака, высвобождая огромную энергию, которая запускает и раскручивает гигантский «мотор» циклона. Проходит несколько дней, а иногда и несколько часов, и вот на месте небольшого грозового фронта уже крутится тысячемильный смерч, сметая все на своем пути.
Полинезийцы считают циклоны живыми существами. Циклон может умереть ребенком, может слиться с другим циклоном, может разорвать вас в клочья, может поиграть и отпустить, а может и не заметить совсем. Зная об их мощи и непредсказуемости, мы теперь не могли расслабиться. Прогноз погоды два раза в день, постоянное наблюдение за волной и облачностью стали нашей нормой жизни на борту.




28.10.2012



Из-за капризов ветра весь день – сплошной action. Только успели лечь на генеральный курс – ветер зашел и усилился, заставив зарифиться. К вечеру резко затихло. Лавируемся против встречного штиля, занятие не для слабонервных. Всю ночь любовались на звезды и заклинали погоду. Не помогло – трек за ночь напоминал картинку броуновского движения из учебника физики.




29.10.2012




Утром чуть подуло, да попутно! Но за полчаса, наупражнявшись с парусами, вновь оказались ползущими в крутой бейдевинд. Зато почти по генеральному. Начинаем ставить антирекорды: ночь – 7 миль, день – 54. К вечеру ветер все-таки сжалился над нами и отошел к северу.




30.10.2012




Полдня воюем с кливером, стараясь заставить его устойчиво работать на бейдевинде. Временами это удается, и мы летим 6-7 узлов. К вечеру с севера приходит облачный фронт со шквалами и дождями. Облака нависают стеной в полумиле от нас, но вместе с ними приходит северо-восточный ветер, устойчиво гонящий нас по генеральному.





31.10.2012



Ветер зашел к северу. Облака потащило в два слоя: невысоко, около километра – рваные кучевые, высоко, километрах в 5-6 – перистые, что не предвещает ничего хорошего. Вдобавок еще и кроваво-красный закат… Но прогноз успокаивает – в пределах досягаемости ничего страшного.





1.11.2012



Перед рассветом ветер за два часа сменил направление на 180 градусов. Он теперь у нас юго-западный. Карта погоды пока ничего плохого не обещает.


2.11.2012



Как-то не совсем уютно: рваный ветер, рваные тучи. Снова два слоя облаков идут в разных направлениях. Признак нехороший, но пока что есть надежда, что все это рассосется.


3.11.2012



Ветер выровнялся и усилился, понемногу натягивает сплошную облачность. Заканчивается среднестатистический интервал между циклонами – неделя. Пора бы уже…





4.11.2012



Подумал – случилось. На рассвете получаем СМС с «Большой Земли» – встречный циклон, ветер до 50 узлов, волна до 6 метров, движется из района севернее Фиджи на юго-запад. Уходить на север в Ниуэ - шторм накроет нас там своим самым сильными фронтом, на юг – значит гарантированно попасть в его эпицентр. Остается только один путь – как можно быстрее вперед. И мы, повесив на мачту все, что можно, рвем на запад 8-узловым ходом, молясь, чтобы циклон не ускорился и не изменил направление.
Вечер проходит в подготовке к встрече – проверяем матчасть, аварийное снаряжение, подтягиваем такелаж, заряжаем аккумуляторы, пакуем документы и деньги…
Вечерний прогноз немного обнадежил – циклон изменил направление на юг, а мы летим на запад 10 узлов. Появилась надежда, что пронесет.





5.11.2012



За ночь ветер отошел до восточного и усилился. Приходится убрать кливер, для него уже много. Несмотря на это едем около 8 узлов.
К полудню сняли прогноз. Циклон снова идет на Тонгатапу со скоростью около 30 узлов, но расчетное время нашего прибытия раньше на несколько часов. Если обстановка не изменится, то мы будем в гавани в 5 часов утра.


6-7.11.2012



Около полуночи прошли линию смены дат и «проглотили» день. 7 ноября, день исторически неспокойный. Начался кошмар штурмана: узкий проход в рифах, не обозначенный вехами, по ненадежной карте, в условиях плохой видимости и при шквалистом ветре. Самый надежный вход в атолл Тонгатапу находится в северной его части, но у нас нет времени, чтобы сначала рваться 20 миль на север, а потом продираться столько же сквозь мелководную лагуну по судовому ходу. Приходится идти по западному лабиринту, высматривая в темноте огни, хоть немного похожие на то, что изображено на карте, сопоставляя рваные многоугольники на карте с причудливыми очертаниями коралловых островов. В 4 часа минуем низкий малоприметный остров Еуаики, чуть не зацепив его южный риф. Получаем жесткий мордотык на входе в узкий залив, приходится завести мотор. В точке, обозначенной на карте как «Место взятия на борт лоцмана» все навигационные огни исчезают с горизонта. Чуть больше мили приходится идти по приборам в кромешной тьме. В тот момент, когда мне уже кажется, что я потерялся, из-за лесистого мыса показывается створный огонь. Дальше нам направо, в узкий проход, через полмили налево и – уфф, рассвет и одна миля до спасительной гавани… Успели…


Шторм пришел после полудня. Катамаран стоял на самом входе в лагуну и был, как нам казалось, хорошо пришвартован. Но к нам подошел один из местных рыбаков и предложил перечалиться к нему внутрь лагуны, потому что очень скоро здесь будет «рок-н-ролл». Пока мы осматривали место, рок-н-ролл уже начался – 30-узловый ветер и жесткая метровая волна начали отрывать швартовы. Чтобы перечалиться, нам надо было выйти из узкого канала против ветра, обогнуть ощетинившийся арматурой мыс, повернуть направо в другой канал, забитый рыбацкими ботами и яхтами, пройти по нему несколько десятков метров, завернув нос на ветер, чтобы не сносило к причалу, затем резко дать реверс и втиснуться между двух ботов кормой. Маневр и на гладкой воде не самый простой, а в этих условиях он требовал серьезной концентрации. Но, несмотря на бурю нам все удалось, до самого последнего момента, когда… брошенный капитаном швартовый конец не долетел до адресата и нас начало выталкивать из уютного гнездышка. Спасла хорошая реакция – я в две секунды завел мотор, который проработал на полном газу примерно пять секунд, пока, как оказалось, не кончился бензин. Этого хватило, чтобы остановить сползание в канал, где стояло с десяток ботов, готовых распороть нас ржавыми углами. Как только мы отшвартовались, ветер взвыл в такелаже так, что заложило уши. Скоро мы уже сидели в гостинице, рев ветра и грохот тропического ливня нас уже не беспокоил.





Тонга




[/justify]

9.11.2012



С утра приходится мыть и сушить все наши пожитки – дождь не пощадил даже то, что лежало в палатке и в рундуках. К полудню отваливаем.


До выхода из атолла, того самого, северного, сижу на руле, чертыхаясь и подавляя в себе желание рвануть напрямую. Точность карт для этих мест сомнительна, а воспоминания о столкновениях с кораллами на Ямайке и Хуахине еще достаточно свежи, чтобы остудить горячую голову. И я два с половиной часа терпеливо правлю по фарватеру, пока мы не выходим за пределы северной банки.
На краю банки нас встречает «генератор морской болезни» - пятиметровая волна точно в борт. Циклон удалился на юг, разогнав ветер до 70 узлов, а здесь оставил мертвую зыбь, вид которой внушает страх и уважение.


10.11.2012



По прежнему волна в борт 5 метров, но ветер теперь бакштаг. Катамаран часто серфит. при устрашающем крене. В конце спуска с волны щекочет в животе, будто мы на качелях.



11.11.2012



Нам еще немного потрудиться - «объехать» группу мелких островов южнее Вити-Леву, и в порт. Погода по прежнему не дает расслабиться – бакштаг на пятиметровой зыби, «американо-русские горки».


21.11.2012






В Суву прибыли уже в темноте. Здесь, в отличие от Тонгатапу, оживленно, фарватер провешен, карта не врет, яхт-клуб находим довольно быстро. В городе индуистский праздник бога Огня – салюты в полнеба. Прибытие удается отметить заначеной непьющим Джеком ма-а-а-ленькой бутылочкой рома. «Славная была охота…»

Текст: Станислав Березкин
Фото: Евгений Ташкин, Станислав Березкин

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Есть в этом что-то волшебное: уезжаешь одним человеком, а возвращаешься совершенно другимКейт Дуглас Уигген