Станислав Березкин
7 октября 2014
2263

Форталеза – Ча Лонг Бей: три четверти длины экватора на надувном катамаране. Салина-Крус - Пуэрто-Айора

12-15 июля 2012 года


Ни один человек в здравом уме не будет верить картам погоды. Нет шторма – и хорошо, а остальное переживем. В постоянно ветреной бухте Салина-Крус на этот раз тихо и жарко. Отойдя миль на пять от порта, встречаем сторожевик береговой охраны. Он режет нам курс, слегка пошевеливая орудием в носовой башне. Флаг у нас зачехлен, поэтому, скорее всего, нас проверяют – не контрабандисты ли? Минут десять уходит на переговоры с портом, и нас оставляют в покое. Теперь вокруг нас только олуши, рыбаки и плавающий мусор. Два раза на выпущенную за кормой блесну ловятся птицы, снасти приходится свернуть.
Ночью 13 июля, отлавливая слабые переменные ветра с Кордильер, продвинулись на 46 миль. Показалось довольно неплохо на встречном течении. С рассветом приходит северный ветер, а с ним хороший ход. До полудня проходим около 30 миль и снова повисаем в вязком и влажном штиле. Закончились сухие тропики, начался влажный и непостоянный экваториальный пояс. К вечеру наползли грозовые тучи, и до утра мы развлекались упражнениями с парусами: туча – убрать кливер, взять второй риф, сменить курс на юг – туча ушла – раздать рифы, поставить кливер, сменить курс на юго-восток– снова туча – убрать, взять, на юг… Но, уворачиваясь от гроз и чертыхаясь в штилях, нам удается продвинуться еще на 11 миль.


14 июля – проклятый день. Так жарко не было никогда до этого и никогда после. В редкие ветровые окна продвигаемся на несколько кабельтовых по курсу, затем встаем с бессильно хлопающими парусами и стиснув зубы, наблюдаем отрицательное сближение на навигаторе. Когда становится совсем невмоготу, заводим мотор и проходим несколько минут в поисках спасительной ряби. Несколько кабельтовых, в лучшем случае пара миль под парусами и снова раздражающее плюх-плюх-хлоп-хлоп… С закатом приходят грозы, а с ними хоть рваное, но более быстрое продвижение вперед.
Солнце приносит штиль. Слишком большой расход бензина и пресной воды вынуждает зайти в Пуэрто-Мадейра. Заводим мотор и дожигаем последний бензин. На полпути к порту мотор чихает и глохнет, предположительно от воды, попавшей в бак. Приходится на жаре и зыби разбирать и чистить карбюратор. В Мадейре берем 60 литров воды и 50 литров бензина. До Галапагосов 1100 миль, по нашим расчетам – 11 дней. Но… Если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему прогноз.




15-18 июля 2012 года. Врата в Чистилище.


15-16 июля крутилось привычное кино: день – штиль, ночь - грозы. Мы ползли вдоль Гватемалы на юго-восток, два раза в день наблюдая за ураганом Дэниел. 17 июля Дэниел наконец начал снижать обороты, а новых синих с желтыми краями пятен, на карте погоды не появилось. Это позволяло повернуть на юг, напрямую на Галапагосы, и через 5-6 дней оставить зону тропических циклонов за кормой, что мы и сделали немедленно после просмотра прогноза. Но карта погоды умолчала о карибском шторме, который в ночь с 16 на 17-е зловеще подсвечивал непрерывными грозовыми разрядами горную цепь на побережье, а в ночь на 18-е решил ее пересечь и обрушился в Тихий океан.



То, что люди могут предвидеть события и видеть, не используя глаза – совершеннейшая правда. Сидя на вахте, фронт я почувствовал спиной. Грозовая туча, как огромный хищник, подкралась совершенно бесшумно. Обернувшись, я увидел ее примерно в 2-3 кабельтовых. Она выглядела как черное пятно на чуть более светлом небе, повисшее на высоте не более 50 метров. В абсолютной тишине мы с Джеком взяли второй риф и стали ждать. Через несколько минут последовало три удара ветра: 15, 35 и 50 узлов. Мне показалось, что одновременно сверкнуло не меньше десятка молний, а грохот грома слился в мощный гул. Джек в два рывка скрутил стаксель, команда выскочила авралом рубить грот. Я положил катамаран в дрейф. Внезапно выключилась вся бортовая электросеть. В кромешной темноте под рев усиливающегося ветра капитан, Джек и Женя около двух минут воевали с гротом. Затем они ушли надевать штормовые костюмы, а я без парусов поставил лодку в фордевинд и рванул в темноту. По ветру удавалось держаться по звуку волны и по колдунчикам на вантах, освещаемым молниями. Пару раз удалось оценить компасный курс – запад. Через несколько минут авральная вахта отправила меня одеться и снять прогноз. Прогноз показал, что в нашем районе нет циклона, а значит, этот фронт в течение ближайших нескольких часов оставит нас в покое. И действительно, к утру от него остались только мертвая зыбь и рваные облака. Мы снова взяли курс на юг.
Причиной аварии в электросети оказалось замыкание в топовом фонаре. Лезть на мачту на волне капитан не разрешил, поэтому на палатке у шпора мачты установили времянку. Весело заурчал генератор. Засветился навигатор, отсчитывая мили до Пуэрто-Айоры. Настроение было приподнятым – мы только что пережили короткий, но одиннадцатибалльный шторм. Наши усилия по реконструкции не прошли даром - катамаран показал себя с самой лучшей стороны, приняв больше 50 узлов ветра и устояв лагом против трехметровой волны.


18 июля – 2 августа. Сквозь Солярис.


Область океана, через которую мы решили двигаться до Галапагосов, постоянством не отличается. Между северной и южной пассатными зонами образуется пояс ветрового хаоса, шириной примерно 10-12 градусов, то есть 600-700 миль. От 7 до 4 градуса северной широты свои коррективы в движение вносит экваториальное противотечение, а южнее 4 градусов – ветка холодного Перуанского течения. Зарождение атмосферных вихрей в этих местах процесс совершенно случайный, поэтому достоверный прогноз погоды – не более трех часов. Торговые суда идут либо вдоль американского побережья, либо гораздо западнее, через Полинезию и Гаваи. Яхтсмены также избегают попадать в этот район из-за его непостоянства. Нас сопровождают лишь морские черепахи и олуши. Черепахи предпочитают солнечную погоду. В ясные дни они подолгу греются на поверхности, а при нашем появлении степенно отплывают в сторону. Эскорт олушей не покидает нас никогда. Пара-тройка их постоянно вьется вокруг, высматривая мелкую рыбешку, и частенько мешает рыбачить нам, пикируя на блесну. Особо «удачливые» ловятся, и приходится освобождать их с риском для собственных глаз.



18 и 19 июля, около 15 часов, нас посещает американский патрульный самолет. Он пролетает так низко, что можно различить лица пилотов, закладывает вираж и снова скрывается в облаках. 20-го в это же время мы уже ждем его, но его зона патрулирования, похоже, закончилась. Мы остаемся одни в соленой, постоянно меняющей облик пустыне. Каждые несколько часов в атмосфере рождается новый вихрь. Невозможно угадать, что принесет следующий облачный фронт – 40-узловый шквал или двухчасовой мертвый штиль. Великий океан своей мощью и непредсказуемостью выдавливает из нас последние остатки самоуверенности, не переставая развлекать великолепными видами. Больше ни у кого не остается сомнений в том, что он – живое существо, могущественное и загадочное. Нет борьбы, есть только усталость и восхищение…



Мы ползем по курсу, прилагая неимоверные усилия, со скоростью, вдвое меньше расчетной. С завидным постоянством рвутся шверт-тали. Однажды ночью рвутся сразу обе, и два часа нам приходится слушать грохот шверта, летающего вперед-назад под палубой. Чинить приходится сразу на рассвете, несмотря на налетевший шквал, рискуя быть расплющенным между швертом и палубой. Удается выявить места перетирания талей, но устранение этого приходится отложить до порта. Возникает неприятность с диагональными тросами – они начинают пилить грузовые стрингера. Примерно в течение часа Женя лечит эту проблему с помощью армированных ПВХ-шлангов, надетых на тросы в местах их контакта со стрингерами. Олег находит на основном гроте разрывы, образовавшиеся, скорее всего, на том самом гватемальском шторме. День уходит на починку грота, идем под штормовым, делая 5 узлов бейдевиндом. Погода меняется все чаще, вперед движемся все медленнее. Уже наступает расчетная дата прибытия – 23 июля, а мы а до Пуэрто-Айоры еще 400 миль. С нашими порой 10 милями в сутки… 24-го пересчитали воду, начали есть то, что тащилось с нами аж с Бразилии. Океан неожиданно стал пустынным, исчезли даже олуши, несколько дней безбилетниками ехавшие у нас на носу. Перестала ловиться рыба. У Олега поднялось давление. Несмотря на боевое настроение, напряжение усилилось…


Ветер подул с юга, ровно навстречу. Приходится взять курс на юго-восток, вдоль кромки встречного холодного Перуанского течения. Днем – изматывающие холодные дожди, ночью – холодный встречный ветер и пустынный океан, в котором, кажется, не осталось даже планктона. Капитан проводит ревизию продуктов и резко урезает паек. Жесткого нормирования пресной воды пока не вводит, но на всякий случай рекомендует умываться морской. Несколько раз пробуем собирать воду с грота. За каждый шквал набегает литр-полтора, но с приближением широты Галапагосов шквалы становятся все реже.


27 июля ночью – снова рвутся обе шверт-тали. Очередь нырять моя и Джека. Как всегда волна метра три, под днищем сто килограммов фанеры и железа летают с носа на корму и обратно, но процедура уже отработана, справляемся минут за пятнадцать. Когда вылезаем, Женя замечает метрах в пятидесяти по корме акулу. У меня зрение хуже, но синюю полосу в свинцовой воде я различаю хорошо. Полоса метра полтора-два, соответствует трехметровой синей акуле, но очень хочется думать, что это все-таки дорада: золотистая макрель. А еще очень хочется думать, что таль порвалась в последний раз…
29 июля делаем оверштаг и берем курс на Пуэрто-Айору. После полудня ветер отходит и мы ложимся на курс юго-запад-запад. На следующее утро утихает воздушная турбулентность. К вечеру ветер отходит еще к востоку, позволяя идти курсом 250, а это уже почти на цель. 31 июля утром входим в Перуанское течение. Океан разворачивает перед нами грандиозную сцену из облаков, обозначающих границу холодных антарктических вод, пришедших сюда с юга вдоль южноамериканского побережья. Несколько раз течение отбрасывает нас на север. После полудня удается пробить границу течения и взять курс на юго-восток. Молимся, чтобы не стих ветер – в этом случае нас выбросит трехузловым течением севернее Изабеллы. Перед закатом пересекаем экватор, отметив это событие забортной водой.


Ночью 1 августа ветер заходит, приходится делать десятимильный контргалс на юг. Утром на юге показываются вершины Сан-Кристобаля. Весь день приходится бороться с течением. Ночью на 2 августа, прикрытые от течения Сан-Кристобалем, а от крутой волны Санта-Крусом, мы приближаемся, наконец, к Пуэрто-Айоре на дистанцию 20 миль, которую можем преодолеть под мотором на имеющихся у нас запасах топлива. В моторе снова закисла заслонка, Жене приходится закрепить ее проволокой в среднем положении. Ветер, как будто сжалившись над нами, отходит к югу. Убираем стаксель, заводим мотор и ныряем в пролив между Санта-Фе и Санта-Крусом. Ура! Теперь мы дойдем до порта даже в режиме бревна!


По раскатистой пассатной волне семиузловым ходом мы доходим до Байя де Академия, оставляем левым бортом маленький остров Камаро и швартуемся за первый попавшийся муринг у причала для водных такси. Не обращая на нас совершенно никакого внимания, на рундук усаживается галапагосский вьюрок – маленький местный эндемик – и деловито начинает склевывать крошки, оставшиеся от перекуса. Пока мы собираем разбросанные в палатке вещи, Джек умиротворенным голосом вызывает портовые службы. Мы на тех самых Галапагосских, Блуждающих, Призрачных островах. Пожалуй, я никогда до этого так не радовался земле...


Текст: Станислав Березкин
Фото: Евгений Ташкин, Евгений Ковалевский, Станислав Березкин
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
17:05
Человек мира. Израиль. Еврейский анекдот. Часть первая
17:35
Человек мира. Израиль. Еврейский анекдот. Часть вторая
18:00
Австралийский пожар. Спасение коалы
17:10
Лесная школа орангутанов. Фильм третий
18:00
Звериный репортёр
18:30
Звериный репортёр
Я встретил много людей в Европе. Я даже с собой познакомилсяДжеймс Болдуин