Городище Старый Донков и Казанская церковь в селе Стрешнево

Урочище Стрешнево на левом берегу верхнего Дона примечательно не только одинокой руиной, что возвышается над окрестными полями. Когда-то здесь кипела жизнь, о которой к нынешнему моменту осталось очень мало следов. Виной тому и средневековые степняки-кочевники, и современные чёрные копатели, и время, год за годом разглаживающее свидетельства бурного прошлого.

Город Данков, который в настоящее время является одним из районных центров Липецкой области — довольно древнее поселение, город непростой судьбы. Датой его основания считается 1568 год, когда Иван Грозный, направил сюда князя Владимира Константиновича Курлятева и боярского сына Григория Степановича Сидорова, чтобы «города ставить». Строительство города на границе государства и Дикого поля было направлено на защиту южных рубежей от набегов кочевников.



Если попытаться обобщить информацию о месте и времени Данкова в нескольких предложениях, то выглядит это примерно так.

До 1568 года на левом берегу Дона, примерно в 30 км выше нынешнего Данкова стоял старый Донков, свидетельства о котором обрывочны и не допускают однозначного понимания ни даты его возникновения, ни точного места, которое остаётся размытым в пределах десятка километров. Многие исследователи отождествляют старый Донков с летописным Дубком, который был упомянут в 1147 году и разорён Золотой Ордой. Вероятно, что после набегов город неоднократно отстраивался, но в 1521 году был уничтожен в ходе кратковременной татаро-русской войны под предводительством крымского хана Мехмеда I Гирея. Всё это подтверждают строки, сделанные австрийским послом Зигмундом Герберштейном в 1526 году о «древнем, но разрушенном городе Донке». В 1568 году Донков возрождается на прежнем месте указом царя, с этого момента берёт начало его документальная история и именно эта дата считается годом основания. Через 50 лет, в 1618, Донков в очередной раз разрушается вторженцами и заново отстраивается в уже новом месте, которое мы знаем теперь как небольшой уездный городок с богатой историей.



Идея посетить Стрешнево витала с момента посещения Полибина, а, может быть, и того раньше. Останавливали рассказы знакомых, о том, что дорога туда от с. Долгое, где кончается асфальт, непростая, и до определённой поры мы не рисковали. К удивлению, все прошло вполне благополучно, а для низкого клиренса самыми сложными моментами из десятикилометрового участка от Долгого до Стрешнево стали первые 300 м грейдера и последние 400 м высокой колеи — уже при подъезде к древнему городищу. В остальном — вполне обычное путешествие по нашим русским полям.

Храм удивил своей величественностью, которую он сумел пронести сквозь годы безбожия и разорения. Он был выстроен с стиле классицизма с украшающими фасад портиками и венчающей его ротондой, украшенной четырьмя мощными выступами-пилонами.



Верхний барабан до строительства колокольни служил звонницей.



От внутреннего убранства мало что сохранилось. Колхозное прошлое и современные кладоискатели сделали своё дело. Неравнодушные христиане, как это часто бывает, снесли в храм иконы, которые теперь можно наблюдать перед алтарём или в приделах.



Кстати о кладоискателях. Складывалось ощущение, что в тот августовский вечер в урочище Стрешнево был объявлен слёт чёрных копателей. Спустя полчаса после нас рядом остановился внедорожник с московскими номерами, откуда вывалилась шумная компания, уже подогретая пивом.



Нетрезвые любители археологии стали показывать своим спутницам проход наверх по замаскированной в одной из колонн винтовой лестнице, спутницы благоразумно лезть туда отказывались.



Влечение это понятно. Древний город Донков, ровесник Москвы и Ельца предсказуемо служит лакомым местечком для копателей. Влекут и записи о богатой серебряной утвари Казанской церкви.

А непонятно то, что это место не удостаивается никакого внимания со стороны государства в части проведения систематических исследований. Немного печалит и стиль работы наших краеведов, которые проводят титаническую работу, выкапывают из архивов уникальную информацию, которая из-за малого тиража не становится достоянием общественности, а оседает в библиотеках.

В заключение я даю ссылку на видео о Казанской церкви в Стрешневе, одной из многих заброшенных церквей, рассказы о которых можно найти на нашем канале Ютуб.