Городская скульптура Элисты. Часть II. Скульптуры "Цам" , "Эхо", "Беркутчи" , "Кееда" и "Странник"

На улице Ленина стоит устрашающая скульптура.​ Она называется "Цам". Эта поясная скульптура представляет собой голову-маску, стилизованную под маску из буддийской мистерии Цам. Не только огромных два глаза смотрели на нас, но и «третий глаз» на лбу тоже. Выразительный оскал, волосы словно языки​ пламени, пять черепов венчают голову - жуть, да и только.​ В левой руке - большая плоская стрела, на запястье руки выпукло изображен браслет, в правой - подобие чаши, из которой возникают лепестки, плавно переходящие в волосы, одеяние выполнено в виде чешуи. Нижняя часть изображена​ в стиле импрессионизма без детализации элементов. Маска ужасна, как и ужасны​ страдания внутри нас и она как бы  предостерегает, что​ "застревать" в страданиях не стоит.

 

Буддийская мистерия «Цам» устраивалась ойрат-калмыками в особо торжественных случаях. Шествием масок «Цам» открывали обычно ритуальные праздники. Образы мистерии Цам глубоки в национальной культуре калмыков, хотя сейчас мистерию практически не​ устраивают. Первая и последняя за последний век​ была проведена в 2015 году. В музее истории буддизма, который находится в Золотой обители Будды Шакьямуни целая экспозиция отведена этой теме и об этом я уже писала.​ ​ Вот тут ссылка

https://moya-planeta.ru/reports/view/bogosluzhenie_i_misteriya_tsam?utm_source=social

А возле этой скульптуры всегда толпится народ. Называется она «Эхо».​ Внушительная четырехметровая фигура мужчины​ ​ бережно прижимает к груди домбру, которая как будто сливается с телом музыканта. Калмыцкая домбра, как бы говорит о том, что пока звучат ее струны, живет душа народа и​ культура его не исчезнет в веках. Корпус домбры в форме сквозного проема - символ пространственной бесконечности, открытости народной души, готовности к восприятию окружающего мира. Кто-то придумал, что если пролезть через это отверстие, то непременно выйдешь замуж. Вот и толпятся девушки возле этого калмыка-музыканта. Одни лезут в отверстие, другие фотографируют. Туристическая маркетинговая уловка отлично работает.

 


Следующая скульптура, встеченная на пути, называется Беркутчи. Эта скульптура соединила человека и птицу. Сидящий мужчина с монголоидным типом лица, опустившись на правое колено, держит беркута. Величавая, спокойная, сильная фигура человека сливается с гордым профилем беркута, символизируя единение природы и человека.

 

Ближе к рынку стоит, вернее сидит на баране пожилой человек. На голове - мужская национальная шапка, левая рука опущена, правая придерживает у рта курительную трубку.Это Кееда.​ Популярный персонаж калмыцкой сказки: старик-бедняк выехал из дома на единственном своём баране, а вернулся благодаря своей смекалке и находчивости богачом. Не иначе, был на этом самом рынке. Кееда олицетворяет собой народную мудрость, позволяющую находить выход из любых сложных жизненных ситуаций, верить в свои силы и справедливость.

 

А эта скульптура называется "Странник".  Одежда и четки, указывают на то, что это монах.  Он улыбается нам, как будто приглашает поразмышлять о своем пройденном жизненном пути.

 

Продолжение следует...