Из холодной весны Урала в жаркую весну Казахстана и Киргизии - где всё цветёт. Почти всё...
Урал - суровый край нашей Родины. Весной тут можно увидеть в основном только поляны цветущей медуницы да подснежники.
Да и весна обычно достаточно прохладная. А так хочется весной тепла! Хочется посмотреть на многократно описанные другими путешественниками поля цветущих маков или тюльпанов. И мы решили - лучше один раз увидеть, чем много раз почитать. Условий всего два - надо ехать на автомобиле, чтобы встать в том месте, где могут быть цветы. А они могут быть где угодно. И условие второе - надо ехать весной, когда на юге всё цветёт. Отсюда уже начинает вырисовываться план - ехать или в Крым, или в Казахстан. С Урала намного ближе доехать до Казахстана. Вот уже и маршрут прояснился - от Екатеринбурга мимо Петропавловска, через Караганду, мимо Балхаша, по Чуйской долине в Киргизию, немного проехать по Киргизии и через Чимкент (теперь Шымкент) - Кызыл-Орду - Джезказган - Аркалык - Кустанай вернуться обратно. Где будут зоны цветения - неясно. Всё очень сильно зависит от погоды - где цветы расти будут, там и будем ими любоваться. С транспортом тоже всё ясно. Самая обычная машина - Лада Гранта. Из плюсов - машина достаточно хорошо проходима по грунтовым дорогам, небольшой расход бензина, неприхотлива. Минусы - для нас их нет. Размещаться в основном планируем в палатке, где место понравится, там и остановимся. В одно из предыдущих посещений Казахстана мы разжились картой заправок Казмунайгаза (одна из больших сетей заправок, их бензину можно доверять), где также были указаны и дороги. Вот по этой карте мы и проложили казахстанский маршрут.
В последний день апреля мы выехали из Екатеринбурга на поиски полей цветения и других красивых мест. К вечеру доехали до Петропавловска - довольно долго проходили Казахстанскую границу. На следующий день поехали дальше, до Астаны долетели по автостраде моментом. За 260 км уплатили аж 50 рублей. За этот день мы проехали также и Караганду. Да, Казахстан - страна степей, даже великих степей, как говаривает лидер Казахстана Назарбаев. Абсолютно правильно, кстати.
Первые цветы мы встретили на третий день, уже за Карагандой. И что же мы увидели? Мы увидели цветущие подснежники! Вот стоило уезжать в "теплые края", чтобы увидеть то, что есть у нас? Хотя их тут много.
Мы не ожидали такого - чтобы в степях Казахстана росли подснежники, или, правильно, сон-трава. Ну что же, мы должны теперь увидеть и что-то другое. И через несколько часов это другое мы увидели. При подъезде к одному из красивейших мест Казахстана - массиву Бектау -Ата - мы заметили в степи цветы. Подобравшись ближе, мы увидели уже то, что хотели. Появились единичные тюльпаны и ирисы. В некоторых случаях они даже росли рядом.
Причём цвет ирисов был разнообразный - и белый, и голубой, и синий. Покрутившись в степи, мы решили подетальней исследовать сам массив. Это место очень и очень живописное, и оно заслуживает отдельного рассказа. От трассы к нему идёт дорожка, по которой надо проехать порядка 15 км - и вот мы на месте. Только представьте - большие горы из розового гранита. В некоторых местах они поросли можжевельником, а посреди можжевельника цветут ирисы. Ну разве не красиво такое сочетание?
Несколько часов мы бродили по этому сказочному месту. Конечно, сочетание розового гранита под ногами и голубого неба очень экзотично. Это место из-за своей красоты пользуется заслуженной популярностью.
Мы поехали дальше, мимо озера Балхаш. Дорога в основном идёт в отдалении от озера, и чтобы рассмотреть озеро более внимательно, мы завернули в город Приозёрск, ранее закрытый, связанный с ракетными испытаниями и другой секретной деятельностью. Сейчас доступ туда свободен.
Полюбовавшись красивыми берегами, двинулись дальше. После того, как проехали Балхаш, дорога раздваивается. Основная идёт к Алма-Ате, а по отвилку можно выехать по долине реки Чу напрямую на границу с Киргизией, почти рядом с Бишкеком. Мы выбрали дорогу по долине Чу. Всё-таки подальше от больших городов. Дорога стала похуже, скорость в среднем можно держать около 40 - 50 км в час, но нас это устраивает - видно больше. Хорошо чувствуется юг - тепло, даже ночью. И наконец по бокам стали попадаться единичные цветущие маки. Хорошо, ведь если попадаются единичные, то и массовые будут. Но очередной ночлег встали на берегу оросительного канала. Вся земля в долине ухожена и обрабатывается. Ведь если весной тут тепло, то что здесь может быть летом? Без воды ничего не вырастет. И действительно, уже при посадке всё подготовлено для будущего полива.
И здесь мы уже столкнулись с массовым появлением цветущих маков. На поле и справа, и слева от дороги среди яркой зелени разбросаны ярко-красные пятна. Это они, маки, про цветение которых мы много читали и наконец увидели самолично. И эти цветущие маки шли по полю до самого горизонта. Нам, не избалованным на Урале подобной красотой, можно было только стоять рядом с полем и восхищенно цокать языком.
Но ведь не только маки нам интересны! Может быть, в Киргизии мы увидим ещё что-нибудь цветущее?
Я здесь опускаю все природные красоты Киргизии - горы, озеро Иссык-Куль, горные долины. О них можно рассказывать очень долго, но лучше один раз увидеть. Гораздо лучше увидеть не один раз. Поэтому постараюсь ограничить свою восхищённую песнь в основном растительным миром. Хотя надо чуть-чуть сказать и про дороги.
Граница Казахстан-Киргизия очень оживлённая, и количество народа, которое проходит через неё, просто может удивить. Во многом это связано с тем, что жизнь в Кыргызстане заметно бедней, чем в Казахстане, и многие мотаются туда-обратно на работу или что-нибудь закупить. Бензин в Кыргызстане заметно дороже, чем в Казахстане, поэтому мы затарились в Казахстане по полной. Дороги в Кыргызстане в основном качественные.
В Бишкек мы заезжать не стали, а сразу направились к Иссык-Кулю. По дороге, на одном из многочисленных рыночков, купили абрикосов и клубники. Эти фрукты тут уже созрели.
Конечно, Иссык-Куль очень красив. Горы вокруг Иссык-Куля прекрасно обрамляют эту живописнейшую чашу с водой, Каменистые (в некоторых местах) берега, прозрачнейшая вода, тёплый и чистый воздух манят к себе многих.
Мы с большим трудом отрывались от такого расслабляющего и красивого берега, чтобы посмотреть на долины и на цветущие в этих долинах растения. В 2018 году весна была поздняя, и цвела только дикая вишня. Местные называют её "сакура".
Объехав Иссык-Куль, решили немного расширить наш кругозор и поехали мимо Бишкека в сторону ещё более горной части - на Ош. За въезд на дорогу с нас взяли 300 рублей - и надо сказать, что это ещё мало. Дорога через горные перевалы требует постоянного ухода, на неё постоянно летят камни с окружающих крутых склонов. Сама дорога отличается повышенной живописностью, и ехать по ней надо очень осторожно - всё время тянет взмахнуть руками с криком: "Ты погляди, какая красота!" Вот, например, вид с одного из перевалов, высота заметно больше 3000 метров.
А в долинах - начинается цветение. Мы добрались до Токтогульского водохранилища, полюбовались на природу и потихоньку поехали в сторону границы, на этот раз переходить её будем около города Тараз. Преодолели ещё пару заснеженных перевалов с высотой почти 3500. Немного огорчились, что весна поздняя - ведь буквально через пару недель здесь все склоны бы покрылись красивейшими цветами. А сейчас только походили мимо растений, которые бы нас очень порадовали через пару недель. В качестве небольшой компенсации между ними (а по внешнему виду это ирисы) цвели небольшие ярко-жёлтые цветочки.
Наконец мы снова вернулись в Казахстан и сразу почувствовали, что мы покинули горную прохладу и попали в настоящую жару. Начало мая - и температура уже выше 30. По планам нам ехать по автостраде до Кызыл-Орды, но мы не могли не сделать небольшой крюк в сторону. На нашей карте дорог Казахстана мы выбрали место, где к автостраде наиболее близко подходила река Сыр-Дарья. Быть рядом, в 15 километрах, и не посмотреть? Нет, это не про нас. Удивило, что река очень даже большая. Конечно, сказывается, что ещё весна и снег в горах продолжает таять. Вода в реке поэтому мутная, но рыба в ней есть. Пока мы полчаса сидели на бережку, мы видели, как из воды выскакивали довольно крупные рыбины. Вот когда мы пожалели, что не взяли с собой спиннинга! Хотя сочетание степного Казахстана и спиннинга перед отъездом казалось странным.
После Кызыл-Орды мы ушли по боковой дороге в сторону Жезказгана. На карте дорога показана полностью асфальтированной, и первые километров 100 так и было. Машину вести надо осторожно - под колёса бросаются дикие черепахи, переходящие дорогу без всякого предупреждения.
По бокам стали появляться цветы, которые мы вначале приняли за маки. Что это было, мы так и не определили, но сфотографировали.
Очень странные цветочки. Но они послужили предвестниками для настоящих маков - когда кончились эти странные цветки, пошли настоящие. К глубокому сожалению, здесь тюльпаны уже отцвели - но мы ведь едем на север, там тюльпаны обязательно будут!
Маков много, можно не спеша выбрать нужный ракурс, не боясь, что они кончатся. Жаль только, что были маки, но не было солнца.
Хотя своей яркостью и большим количеством маки успешно заменяли отсутствующее на небе солнце. Казалось, что солнце спустилось на землю, раздробилось и окружало нас маленькими красными солнышками. Рядом с этим обилием солнышек мы и заночевали.
На следующий день появилось солнце, но кончился асфальт и пошла грунтовка. Нас грунтовкой не испугать, всё равно мы едем не спеша и внимательно глядим по сторонам. Кстати, кроме грунтовки начались и пески. По бокам дороги местами были сплошные песчаные поля, а на них росли интересные высокие цветущие кусты. Конечно, мы к ним подошли.
Долго спорили, что же это такое - и в результате пришли к выводу, что так цветёт перекати-поле. Мы его видели осенью, катящимся через дорогу, а вот теперь увидели, как оно растёт на месте.
Увидели мы в песках и ещё что-то интересное, но что это - так и не поняли. Цветёт ярко, видно издалека, но это явно не укроп. В общем, будем разбираться.
У езды по грунтовой дороге есть свои прелести. Где на автостраде можно увидеть, как суслик, долго стоявший посередине дороги и с интересом следящий за твоим приближением, наконец ныряет в норку, которая расположена посередине этого "направления". Только на казахстанских дорогах!
Да и вообще - - просторы Казахстана удивляют. Едешь долго-долго, и никакого жилья, только иногда по обочинам попадаются памятники тем, кто зимой сбился с дороги и замёрз. Поэтому где-то километров через 50 попадаются постройки, в которых можно укрыться от песчаной бури летом и от снежного бурана зимой. На пустынной дороге встречаются границы областей. Вот мы выехали из одной области и попали в другую. Если бы не этот большой знак, то никогда бы не заметить перехода одной области в другую.
Потихоньку за осмотром окрестностей грунтовка закончилась, и мы подъехали к Жезказгану. Сделали одну ошибку - не заправились, думали, что сможем сделать это в Аркалыке. Как оказалось, не смогли, туда просто не успели подвезти бензин. Спасло положение дел имевшаяся у нас канистра. В результате от заправки в Кызыл-Орде до следующей заправки мы проехали по грунтовкам и даже без них, прямо по бескрайним степям Казахстана, больше тысячи километров на 70 литрах бензина. Спасибо нашей экономной машинке.
Проехали Жезказган, и опять через какое-то время асфальт кончился (а на карте - асфальт до конца!) и пошла грунтовка. Стали появляться холмики, и наконец стали появляться и столь давно нами ожидаемые тюльпаны. Кстати, не только тюльпаны. В одном из наших выходов от дороги мы нашли обломки чего-то ракетного. Ну да, космодром Байконур не так уж и далеко. На ночь встали километрах в полутора от дороги, в уютном месте, где спокойно насладились красивым закатом.
Без палатки и газа там довольно трудно, а так - всё своё вожу с собой. Утром к нам подъехал на мотоцикле местный казах, сказав, что увидел нас с дороги. Рассказал, что дорогу впереди размыло половодьем, проехать нельзя совсем, где можно объехать это место, что крюк получается небольшим - километров 50, и что наша машина брод сможет пройти, и поехал по своим делам дальше. Обсудили полученную информацию, решили ехать дальше.
Вот, наконец, и долгожданные тюльпаны. Разноцветные, но преобладают жёлтые.
Да, поля действительно большие, но тюльпаны стоят не сплошняком, а приблизительно в полуметре друг от друга.
Для наших Уральских мест совершенно непривычно, что вот так просто, без всякого ухода, растёт такое обилие тюльпанов. И можно просто приехать и ими полюбоваться.
По грунтовке нашли место, где начинается объезд. Знаков, правда, нет, но по следам видно - все едут туда, а не по основной дороге. Поехали и мы. Народу нет, жилья нет, только аисты ходят по сторонам дороги и топчут тюльпаны.
При нашем приближении они отлетали с некоторой неохотой. Наконец доехали до небольшого села - единственное село на более чем сто километров. Там показали дальнейший путь - махнули рукой и сказали "туда". И мы поехали "туда". Сначала одна дорога, потом она разветвилась, потом ещё - а нам то по какой? Потом выехали к какому-то полевому стану, где стоит десяток домов и нет вообще никого, а дороги разбегаются во все стороны. Наверно, там мы покрутились с час прямо по степи (дорога кончается - возвращаемся), наконец, подумав и посмотрев на компас, выбрали правильное направление, а на нём столкнулись с машиной. На просьбу показать, как выехать на дорогу на Аркалык, сказано было - едь за мной. Минут через 15, на очередной развилке, нам подробно и точно объяснили, где и как сворачивать и сколько нам осталось. И мы выехали, куда хотели. Дорога идёт не заезжая в Аркалык, но мы хотели заправиться, и заехали. Да, и в Казахстане существуют проблемы с депрессивными территориями. Их пытаются устранить, но - не всё получается сразу.
Местные полицейские, когда объясняли нам дорогу, сказали: "Вот километров 50 проедете, с дороги съезд будет в поля - так вы по нему". И через 50 километров мы поняли, почему. Асфальт на дороге был, но он почему-то встал дыбом. Наконец, после Державинска пошли громадные распаханные поля.
Вот она - поднятая целина. масштабы впечатляют. И даже тут, на пахоте, мы видели цветущие тюльпаны. Пашут плоскорезом, и он не подсекает луковицы. А мы продолжали двигаться домой, на север. Зелень становилась всё скудней, и вот, наконец, пошли уже столь близкие глазу деревца, на которых вместо листьев были только птичьи гнёзда - показатель того, что весна сюда ещё идёт.
А мы, побывав в теплой цветущей весне, возвращаемся домой - к нашим скромным цветам. Снова здравствуй, холодный Урал. За спиной 8000 километров, море впечатлений и радость, что мы, наконец, вернулись!
Да и весна обычно достаточно прохладная. А так хочется весной тепла! Хочется посмотреть на многократно описанные другими путешественниками поля цветущих маков или тюльпанов. И мы решили - лучше один раз увидеть, чем много раз почитать. Условий всего два - надо ехать на автомобиле, чтобы встать в том месте, где могут быть цветы. А они могут быть где угодно. И условие второе - надо ехать весной, когда на юге всё цветёт. Отсюда уже начинает вырисовываться план - ехать или в Крым, или в Казахстан. С Урала намного ближе доехать до Казахстана. Вот уже и маршрут прояснился - от Екатеринбурга мимо Петропавловска, через Караганду, мимо Балхаша, по Чуйской долине в Киргизию, немного проехать по Киргизии и через Чимкент (теперь Шымкент) - Кызыл-Орду - Джезказган - Аркалык - Кустанай вернуться обратно. Где будут зоны цветения - неясно. Всё очень сильно зависит от погоды - где цветы расти будут, там и будем ими любоваться. С транспортом тоже всё ясно. Самая обычная машина - Лада Гранта. Из плюсов - машина достаточно хорошо проходима по грунтовым дорогам, небольшой расход бензина, неприхотлива. Минусы - для нас их нет. Размещаться в основном планируем в палатке, где место понравится, там и остановимся. В одно из предыдущих посещений Казахстана мы разжились картой заправок Казмунайгаза (одна из больших сетей заправок, их бензину можно доверять), где также были указаны и дороги. Вот по этой карте мы и проложили казахстанский маршрут.
В последний день апреля мы выехали из Екатеринбурга на поиски полей цветения и других красивых мест. К вечеру доехали до Петропавловска - довольно долго проходили Казахстанскую границу. На следующий день поехали дальше, до Астаны долетели по автостраде моментом. За 260 км уплатили аж 50 рублей. За этот день мы проехали также и Караганду. Да, Казахстан - страна степей, даже великих степей, как говаривает лидер Казахстана Назарбаев. Абсолютно правильно, кстати.
Первые цветы мы встретили на третий день, уже за Карагандой. И что же мы увидели? Мы увидели цветущие подснежники! Вот стоило уезжать в "теплые края", чтобы увидеть то, что есть у нас? Хотя их тут много.
Мы не ожидали такого - чтобы в степях Казахстана росли подснежники, или, правильно, сон-трава. Ну что же, мы должны теперь увидеть и что-то другое. И через несколько часов это другое мы увидели. При подъезде к одному из красивейших мест Казахстана - массиву Бектау -Ата - мы заметили в степи цветы. Подобравшись ближе, мы увидели уже то, что хотели. Появились единичные тюльпаны и ирисы. В некоторых случаях они даже росли рядом.
Причём цвет ирисов был разнообразный - и белый, и голубой, и синий. Покрутившись в степи, мы решили подетальней исследовать сам массив. Это место очень и очень живописное, и оно заслуживает отдельного рассказа. От трассы к нему идёт дорожка, по которой надо проехать порядка 15 км - и вот мы на месте. Только представьте - большие горы из розового гранита. В некоторых местах они поросли можжевельником, а посреди можжевельника цветут ирисы. Ну разве не красиво такое сочетание?
Несколько часов мы бродили по этому сказочному месту. Конечно, сочетание розового гранита под ногами и голубого неба очень экзотично. Это место из-за своей красоты пользуется заслуженной популярностью.
Мы поехали дальше, мимо озера Балхаш. Дорога в основном идёт в отдалении от озера, и чтобы рассмотреть озеро более внимательно, мы завернули в город Приозёрск, ранее закрытый, связанный с ракетными испытаниями и другой секретной деятельностью. Сейчас доступ туда свободен.
Полюбовавшись красивыми берегами, двинулись дальше. После того, как проехали Балхаш, дорога раздваивается. Основная идёт к Алма-Ате, а по отвилку можно выехать по долине реки Чу напрямую на границу с Киргизией, почти рядом с Бишкеком. Мы выбрали дорогу по долине Чу. Всё-таки подальше от больших городов. Дорога стала похуже, скорость в среднем можно держать около 40 - 50 км в час, но нас это устраивает - видно больше. Хорошо чувствуется юг - тепло, даже ночью. И наконец по бокам стали попадаться единичные цветущие маки. Хорошо, ведь если попадаются единичные, то и массовые будут. Но очередной ночлег встали на берегу оросительного канала. Вся земля в долине ухожена и обрабатывается. Ведь если весной тут тепло, то что здесь может быть летом? Без воды ничего не вырастет. И действительно, уже при посадке всё подготовлено для будущего полива.
И здесь мы уже столкнулись с массовым появлением цветущих маков. На поле и справа, и слева от дороги среди яркой зелени разбросаны ярко-красные пятна. Это они, маки, про цветение которых мы много читали и наконец увидели самолично. И эти цветущие маки шли по полю до самого горизонта. Нам, не избалованным на Урале подобной красотой, можно было только стоять рядом с полем и восхищенно цокать языком.
Но ведь не только маки нам интересны! Может быть, в Киргизии мы увидим ещё что-нибудь цветущее?
Я здесь опускаю все природные красоты Киргизии - горы, озеро Иссык-Куль, горные долины. О них можно рассказывать очень долго, но лучше один раз увидеть. Гораздо лучше увидеть не один раз. Поэтому постараюсь ограничить свою восхищённую песнь в основном растительным миром. Хотя надо чуть-чуть сказать и про дороги.
Граница Казахстан-Киргизия очень оживлённая, и количество народа, которое проходит через неё, просто может удивить. Во многом это связано с тем, что жизнь в Кыргызстане заметно бедней, чем в Казахстане, и многие мотаются туда-обратно на работу или что-нибудь закупить. Бензин в Кыргызстане заметно дороже, чем в Казахстане, поэтому мы затарились в Казахстане по полной. Дороги в Кыргызстане в основном качественные.
В Бишкек мы заезжать не стали, а сразу направились к Иссык-Кулю. По дороге, на одном из многочисленных рыночков, купили абрикосов и клубники. Эти фрукты тут уже созрели.
Конечно, Иссык-Куль очень красив. Горы вокруг Иссык-Куля прекрасно обрамляют эту живописнейшую чашу с водой, Каменистые (в некоторых местах) берега, прозрачнейшая вода, тёплый и чистый воздух манят к себе многих.
Мы с большим трудом отрывались от такого расслабляющего и красивого берега, чтобы посмотреть на долины и на цветущие в этих долинах растения. В 2018 году весна была поздняя, и цвела только дикая вишня. Местные называют её "сакура".
Объехав Иссык-Куль, решили немного расширить наш кругозор и поехали мимо Бишкека в сторону ещё более горной части - на Ош. За въезд на дорогу с нас взяли 300 рублей - и надо сказать, что это ещё мало. Дорога через горные перевалы требует постоянного ухода, на неё постоянно летят камни с окружающих крутых склонов. Сама дорога отличается повышенной живописностью, и ехать по ней надо очень осторожно - всё время тянет взмахнуть руками с криком: "Ты погляди, какая красота!" Вот, например, вид с одного из перевалов, высота заметно больше 3000 метров.
А в долинах - начинается цветение. Мы добрались до Токтогульского водохранилища, полюбовались на природу и потихоньку поехали в сторону границы, на этот раз переходить её будем около города Тараз. Преодолели ещё пару заснеженных перевалов с высотой почти 3500. Немного огорчились, что весна поздняя - ведь буквально через пару недель здесь все склоны бы покрылись красивейшими цветами. А сейчас только походили мимо растений, которые бы нас очень порадовали через пару недель. В качестве небольшой компенсации между ними (а по внешнему виду это ирисы) цвели небольшие ярко-жёлтые цветочки.
Наконец мы снова вернулись в Казахстан и сразу почувствовали, что мы покинули горную прохладу и попали в настоящую жару. Начало мая - и температура уже выше 30. По планам нам ехать по автостраде до Кызыл-Орды, но мы не могли не сделать небольшой крюк в сторону. На нашей карте дорог Казахстана мы выбрали место, где к автостраде наиболее близко подходила река Сыр-Дарья. Быть рядом, в 15 километрах, и не посмотреть? Нет, это не про нас. Удивило, что река очень даже большая. Конечно, сказывается, что ещё весна и снег в горах продолжает таять. Вода в реке поэтому мутная, но рыба в ней есть. Пока мы полчаса сидели на бережку, мы видели, как из воды выскакивали довольно крупные рыбины. Вот когда мы пожалели, что не взяли с собой спиннинга! Хотя сочетание степного Казахстана и спиннинга перед отъездом казалось странным.
После Кызыл-Орды мы ушли по боковой дороге в сторону Жезказгана. На карте дорога показана полностью асфальтированной, и первые километров 100 так и было. Машину вести надо осторожно - под колёса бросаются дикие черепахи, переходящие дорогу без всякого предупреждения.
По бокам стали появляться цветы, которые мы вначале приняли за маки. Что это было, мы так и не определили, но сфотографировали.
Очень странные цветочки. Но они послужили предвестниками для настоящих маков - когда кончились эти странные цветки, пошли настоящие. К глубокому сожалению, здесь тюльпаны уже отцвели - но мы ведь едем на север, там тюльпаны обязательно будут!
Маков много, можно не спеша выбрать нужный ракурс, не боясь, что они кончатся. Жаль только, что были маки, но не было солнца.
Хотя своей яркостью и большим количеством маки успешно заменяли отсутствующее на небе солнце. Казалось, что солнце спустилось на землю, раздробилось и окружало нас маленькими красными солнышками. Рядом с этим обилием солнышек мы и заночевали.
На следующий день появилось солнце, но кончился асфальт и пошла грунтовка. Нас грунтовкой не испугать, всё равно мы едем не спеша и внимательно глядим по сторонам. Кстати, кроме грунтовки начались и пески. По бокам дороги местами были сплошные песчаные поля, а на них росли интересные высокие цветущие кусты. Конечно, мы к ним подошли.
Долго спорили, что же это такое - и в результате пришли к выводу, что так цветёт перекати-поле. Мы его видели осенью, катящимся через дорогу, а вот теперь увидели, как оно растёт на месте.
Увидели мы в песках и ещё что-то интересное, но что это - так и не поняли. Цветёт ярко, видно издалека, но это явно не укроп. В общем, будем разбираться.
У езды по грунтовой дороге есть свои прелести. Где на автостраде можно увидеть, как суслик, долго стоявший посередине дороги и с интересом следящий за твоим приближением, наконец ныряет в норку, которая расположена посередине этого "направления". Только на казахстанских дорогах!
Да и вообще - - просторы Казахстана удивляют. Едешь долго-долго, и никакого жилья, только иногда по обочинам попадаются памятники тем, кто зимой сбился с дороги и замёрз. Поэтому где-то километров через 50 попадаются постройки, в которых можно укрыться от песчаной бури летом и от снежного бурана зимой. На пустынной дороге встречаются границы областей. Вот мы выехали из одной области и попали в другую. Если бы не этот большой знак, то никогда бы не заметить перехода одной области в другую.
Потихоньку за осмотром окрестностей грунтовка закончилась, и мы подъехали к Жезказгану. Сделали одну ошибку - не заправились, думали, что сможем сделать это в Аркалыке. Как оказалось, не смогли, туда просто не успели подвезти бензин. Спасло положение дел имевшаяся у нас канистра. В результате от заправки в Кызыл-Орде до следующей заправки мы проехали по грунтовкам и даже без них, прямо по бескрайним степям Казахстана, больше тысячи километров на 70 литрах бензина. Спасибо нашей экономной машинке.
Проехали Жезказган, и опять через какое-то время асфальт кончился (а на карте - асфальт до конца!) и пошла грунтовка. Стали появляться холмики, и наконец стали появляться и столь давно нами ожидаемые тюльпаны. Кстати, не только тюльпаны. В одном из наших выходов от дороги мы нашли обломки чего-то ракетного. Ну да, космодром Байконур не так уж и далеко. На ночь встали километрах в полутора от дороги, в уютном месте, где спокойно насладились красивым закатом.
Без палатки и газа там довольно трудно, а так - всё своё вожу с собой. Утром к нам подъехал на мотоцикле местный казах, сказав, что увидел нас с дороги. Рассказал, что дорогу впереди размыло половодьем, проехать нельзя совсем, где можно объехать это место, что крюк получается небольшим - километров 50, и что наша машина брод сможет пройти, и поехал по своим делам дальше. Обсудили полученную информацию, решили ехать дальше.
Вот, наконец, и долгожданные тюльпаны. Разноцветные, но преобладают жёлтые.
Да, поля действительно большие, но тюльпаны стоят не сплошняком, а приблизительно в полуметре друг от друга.
Для наших Уральских мест совершенно непривычно, что вот так просто, без всякого ухода, растёт такое обилие тюльпанов. И можно просто приехать и ими полюбоваться.
По грунтовке нашли место, где начинается объезд. Знаков, правда, нет, но по следам видно - все едут туда, а не по основной дороге. Поехали и мы. Народу нет, жилья нет, только аисты ходят по сторонам дороги и топчут тюльпаны.
При нашем приближении они отлетали с некоторой неохотой. Наконец доехали до небольшого села - единственное село на более чем сто километров. Там показали дальнейший путь - махнули рукой и сказали "туда". И мы поехали "туда". Сначала одна дорога, потом она разветвилась, потом ещё - а нам то по какой? Потом выехали к какому-то полевому стану, где стоит десяток домов и нет вообще никого, а дороги разбегаются во все стороны. Наверно, там мы покрутились с час прямо по степи (дорога кончается - возвращаемся), наконец, подумав и посмотрев на компас, выбрали правильное направление, а на нём столкнулись с машиной. На просьбу показать, как выехать на дорогу на Аркалык, сказано было - едь за мной. Минут через 15, на очередной развилке, нам подробно и точно объяснили, где и как сворачивать и сколько нам осталось. И мы выехали, куда хотели. Дорога идёт не заезжая в Аркалык, но мы хотели заправиться, и заехали. Да, и в Казахстане существуют проблемы с депрессивными территориями. Их пытаются устранить, но - не всё получается сразу.
Местные полицейские, когда объясняли нам дорогу, сказали: "Вот километров 50 проедете, с дороги съезд будет в поля - так вы по нему". И через 50 километров мы поняли, почему. Асфальт на дороге был, но он почему-то встал дыбом. Наконец, после Державинска пошли громадные распаханные поля.
Вот она - поднятая целина. масштабы впечатляют. И даже тут, на пахоте, мы видели цветущие тюльпаны. Пашут плоскорезом, и он не подсекает луковицы. А мы продолжали двигаться домой, на север. Зелень становилась всё скудней, и вот, наконец, пошли уже столь близкие глазу деревца, на которых вместо листьев были только птичьи гнёзда - показатель того, что весна сюда ещё идёт.
А мы, побывав в теплой цветущей весне, возвращаемся домой - к нашим скромным цветам. Снова здравствуй, холодный Урал. За спиной 8000 километров, море впечатлений и радость, что мы, наконец, вернулись!
Читайте также
13 сентября 2024
619