Из точки «А» в точку «А»: по дороге из Архангельска в Адлер

- “Да в Архангельске все отмороженные” – недовольно произнесла женщина то ли по телефону, то ли сама себе, протаскивая свой чемодан по узкому коридору плацкарта. Это первое, что я услышала, зайдя в вагон поезда «261Я Архангельск – Адлер». Посадка в поезд это, пожалуй, самый суетливый момент. В вагоне куча народу, все спешат найти своё место, разложить свои сумки и чемоданы, попрощаться с друзьями и родственниками. При этом туда-сюда ходят проводники с важным видом, объявляя о выходе провожающих из вагона за несколько минут до отправления.
От последнего прощания из окна поезда до первого чаепития проходит не больше получаса. А через час кто-нибудь уже заварит первый доширак. Потихоньку начинается раскладка вещей из сумок и чемоданов, распаковка постельного белья. В вагоне уже становится пыльно и душно. Поезда южных направлений не отличаются повышенным комфортом. А ведь ещё ехать 3 ночи и 2 дня. Такой вот длинный путь предстоит пассажирам из столицы Поморья, желающим отдохнуть на русских югах. Два с половиной дня езды, 53 остановки и почти 10 тысяч на билеты туда и обратно. Но мне нравится, я с четырёх лет езжу на поездах. Тут какая-то своя атмосфера. Начинаю мысленно рассуждать о плюсах поездок на этом виде транспорта. Да, это довольно долго, но зато 2 дня можно лежать и ничего не делать. Два дня бесконечных чаепитий, игр в карты, разговоров с попутчиками и чтений книг.
От своих мыслей меня отвлекает телефонный разговор ещё одной женщины из соседнего купе. Одна из особенностей русского человека – звонки своим родственникам и знакомым, причем не только о том, что ты хорошо сел в поезд, а подробный рассказ историй из жизни и дальнейших планов на будущее. Говорят, народ в России закрытый, но только не в поезде. Здесь можно узнать чуть ли не о половине жизни совершенно незнакомого тебе человека из его телефонных разговоров или небольших бесед. Я люблю рассуждать о людях: кто они? Куда конкретно едут и зачем? На какой станции выйдут?
Первая ночь в поезде самая беспокойная. Дело в том, что вагон еще не полон народу. А значит люди постоянно будут подсаживаться на станциях. Мы сели в поезд в 19:15. Первая остановка - Исакогорка уже через 30 минут. Ночью постоянно будут заходить люди. Сквозь сон только и слышишь шёпот, шуршание пакетов и прочую возню. Смотришь на часы – время 3 часа ночи, а за окном по-прежнему Архангельская область. Да, наша область действительно огромна, за 10 часов её всё-таки можно проехать.
6 часов утра. Всё, за окном Вологда. Стоянка 25 минут. Пожалуй, тут можно упомянуть еще об одном неудобстве – это резкие перепады температур в вагоне. При движении поезда работает кондиционер, но при остановке он отключается. Уже через пару минут чувствуешь жару. А на календаре 3 августа, на улице ничуть не прохладнее. Раньше кондиционеров вообще не было. Помню, в детстве собиралось несколько пассажиров и все дружно пытаются открыть окно, которое по каким-то причинам практически невозможно открыть. А потом этот прекрасный держатель открытого окна - пластиковая бутылка.
После беспокойной ночи садишься завтракать, а это значит очередная чашка чая. Тут опять хочется сказать про пассажиров поезда: кто-то начинает трапезу с 7 утра, стуча ложкой о чашку на весь вагон, а кто-то спит до вечера. Видимо это те люди, которые зашли ночью. Через весь вагон иду за кипятком. Заодно решаю посмотреть расписание ближайших остановок. В 10:36 Ярославль. Красивый жёлтый вокзал Ярославля, мне кажется, его я узнаю из тысячи вокзалов. Это моя любимая станция. Остановка 50 минут, и чтобы не сидеть в жаре, мы с подругой выходим прогуляться до ближайшего ларька с мороженым, чтобы разочароваться в ценах на вокзале.
В вагон люди заходят уже с кучей покупок. Средняя полоса нашей страны ассоциируется у меня именно с этим. Всевозможные продавцы пирожков, варёной картошки, кукурузы, ягод в стаканчиках, яблок, дынь. Яблоки, которые покупаются вёдрами, по моим наблюдениям особенно ценятся. Выглядят они неприглядно, но какой у них вкус и аромат…Дальше на небольших станциях будет еще больше еды.




На второй день к нам в купе подсаживается молодой человек, Евгений, лет 30. Разговор как-то быстро завязывается, и он рассказывает, что он родом из Адыгеи. Рассказывает про красивые горы там, показывая фото на телефоне. Сейчас он едет с пересадками в Краснодар. Рассказывает и о других путешествиях, как он ездил в Иркутск на машине, как провёл лето в Воронеже. На обед он угощает нас вкусным сыром, солеными огурцами и копченной колбасой. Люблю, когда люди делятся едой. Атмосфера как-то сразу становится дружелюбнее. Половина разговоров в поезде начинается именно с предложением попробовать что-то из еды. Мы тоже рассказываем, что едем до Адлера, а оттуда будем добираться до Абхазии. При высадке, а это было поздно вечером, Евгений оставляет нам записку на салфетке, с пожеланиями хорошего отдыха.



За окном открываются новые пейзажи, пожалуй самые красивые за всё время пути. Южные тополя, пирамидальной формы, цветущие деревья, маленькие причудливые домики и конечно же огромные поля подсолнухов. Для человека, живущего среди берез и ёлок круглый год, это кажется необычным. Однако, самый красивый пейзаж ещё впереди. Когда проезжаешь Сочи, на горизонте появляется долгожданное море. Особенно на розово-оранжевом закате это потрясающая картина. Сочи находится примерно в 30 минутах езды от Адлера. А значит мы уже почти приехали. Снова среди пассажиров начинаются бесконечные звонки, только уже об удачном приезде. Полчаса и мы на месте. Вокзал Адлера как обычно полон туристов. Впереди ещё дорога до границы Абхазии. Но это уже другая история.