Павел Демин
5 декабря 2019
3620

Калмыкия: эстетика буддийского спокойствия

Калмыкия степь

Вы когда-нибудь бывали там, где совсем не растут деревья? Где раздольный ветер дует днём и ночью, разнося по окрестностям ароматы трав и щебет тысяч птиц? Где бескрайние поля тюльпанов сменяются песочными дюнами, а от окружающих просторов захватывает дух? Чтобы увидеть всё это, не нужно отправляться на край света, испытывать трудности пеших походов или тратить огромные деньги - достаточно просто отправиться в поездку по Калмыкии.

Овцы в степях Калмыкии

Этот край уникален в своём роде. На огромной территории, размеры которой превышают размеры Бельгии, Нидерландов и Дании, проживает всего около 270 000 человек, при этом половина - в столице Элисте. Основная часть поверхности представлена здесь бескрайними равнинами, которые создают неповторимое ощущение "плоскости" - здесь глазу человека буквально не за что зацепиться. В какую сторону ни посмотришь - на десятки километров в округе увидишь одинаковый плоский рельеф, поросший невысокой травой... Но он может показаться пустынным лишь на первый взгляд. Стоит заглушить мотор и выйти из машины, как со всех сторон начинает доноситься птичье пение: голоса миллионов птиц звонко звучат над степью днём и ночью. В траве снуют зайцы и лисы, из-под земли выглядывают суслики и другие грызуны, а в воздух то и дело взмывают куропатки, журавли и другие птицы. На бесконечных пастбищах пасутся огромные стада коров и овец, по размерам которых Калмыкия занимает 1 место среди всех регионов России. Большинство населения здесь занимается животноводством поколениями и крайне довольно традиционным укладом жизни. Исторически они были кочевниками, которые перемещались со своими семьями и стадами по просторам несколько раз за год. Лишь в 20 веке они были закреплены на постоянных местах государственным вмешательством, но многие семьи до сих пор живут отдельно и вдали от населенных пунктов. То здесь, то там в степи можно встретить фермерское хозяйство, где калмык со своей семьёй проводит большую часть своей жизни и пасёт стада. Многие из них любят степь и чувствуют с ней историческое и душевное родство, жизнь в этих местах очень суровая.

Пустыня в Калмыкии

Климат здесь резко-континентальный, а это означает довольно резкие смены температуры даже в течение дня. Зимой здесь может быть очень холодно (до -30 °C) и ветрено: из-за плоского рельефа сильный ветер дует тут постоянно, не прекращаясь ни на минуту, и в результате почва и воздух очень быстро остывают. Летом дневная температура в +30 °C может быстро смениться +10 °C с заходом солнца, а сразу по восходу стремительно вернуться на прежний уровень. При этом летом Калмыкия является самым жарким субъектом России, наряду с Астраханской областью (абсолютный максимум здесь выше +45 °C). Зимой степи замерзают под сильным морозом, а летом буквально выжигаются под жарким солнцем и постоянными суховеями.

Дикие тюльпаны в степях Калмыкии

Именно поэтому самое комфортное и красивое время для посещения Калмыкии (ради которого многие калмыки готовы жить здесь круглый год) - это апрель-июнь. В середине весны степи начинают покрываться густым травяным покровом, в котором расцветают целые поля диких тюльпанов. Углубляясь всё дальше в степь, тюльпаны буквально превращают окрестности в цветущие райские кущи, которые теплое весеннее солнце согревает своими лучами. Особенно красиво наблюдать их у берегов озера Маныч-Гудило - крупнейшего водоёма на юге России, которое имеет реликтовое происхождение и вытянулось на добрую сотню километров по степи. Вдоль его высоких берегов распускаются тысячи ярких цветов, среди которых встречаются редкие тюльпаны самых разных расцветок, красные маки и огромное количество полевых цветов. Воздух становится наполнен сотнями мягких и нежных ароматов, а шелест густой травы под теплым ветром создаёт неповторимое ощущение радостной свободы. Продолжается цветение тюльпанов очень недолго (буквально одну-две недели), поэтому застать его считается большой удачей. Но раз увидев такую красоту, захочется возвращаться сюда снова и снова. Как захочется вновь и вновь проехать по бескрайним холмистым грядам, усыпанным мириадами цветов, насладиться обволакивающей тишиной и спокойствием, а также познакомиться поближе с крупными пушистыми овечками, которые как раз к лету обзаводятся молодым потомством. Юные ягнята, бегающие по холмистым степям и мелким озёрам вслед за своими родителями - этот идиллический пейзаж производит неизгладимое впечатление!

Деревня и быт в Калмыкии

Тот же равнинный пустынный рельеф стал ключевым фактором того, что на территории современной Калмыкии практически никогда не было оседлых поселений. Большинство народов, когда-то проживавших в этих землях (скифы, сарматы, гунны, печенеги, половцы и многие другие), никогда не задерживались здесь надолго и находились в постоянных перемещениях за поиском лучших пастбищ для своего скота, а также военных набегов на соседние государства. В этих местах наиболее длительное время существовал Хазарский каганат, который контролировал всю территорию Закавказья, Крыма и Волго-Донского междуречья, воевал с арабами и русами, а в итоге распался в конце 10 века. Следующие два века местные степи полностью принадлежали редким независимым поселенцам и кочевникам из Азии, и были вновь объединены под одной властью лишь с приходом татаро-монгол. Золотая Орда во многом занималась политическими и военными "вопросами" с прикаспийскими государствами, Московским княжеством, Волжской Булгарией и другими крупными государствами, а калмыцкие степи всё также оставались пустой и незаселенной территорией, в которой редкие кочевники пасли свои бесчисленные стада. Воистину, здешние места были свидетелями множества исторических событий, появлений и распадов великих государств прошлого, но не сохранили никаких следов того времени. Только ветер всё также дует над степью...

Стела на въезде в Калмыкию

С распадом Золотой Орды в течение многих десятилетий здешние места вновь оставались дикими и необжитыми, несмотря на активно развивающиеся города русских на Волге и в Кавказском регионе. В XVII веке на горизонте наконец-то появляются калмыки, а точнее - их давние предки западные монголы - ойраты, которые были выходцами из Джунгарии и бежали оттуда из-за политических распрей и междоусобиц в поисках свободы и новых пастбищ для своего скота. Они стали селиться в диких местах между Доном и Волгой и основали здесь Калмыцкое ханство, с которого начинается история республики Калмыкия. Сохраняя традиционный кочевой уклад жизни, калмыки стали налаживать торговые отношения с русскими и другими народами в этих местах, а в 1609 году принесли присягу на подданство русскому царю. Они также были отличными наездниками, благодаря чему стали крепкой опорой российского государства на южных рубежах. Калмыки неоднократно воевали вместе с казаками и русскими против татар (взятие Казани), турков (взятие Азова) и Крымского ханства. Есть легенда, согласно которой именно калмыки в 1812 первыми вошли в Париж, что отражено во многих исторических документах и произведениях искусства, которые можно увидеть, в том числе, в национальном музее Калмыкии в Элисте.

Буддистские пагоды в Элисте

В 18 веке, во время продвижения русских на юг и на Кавказ, в калмыцкие степи стали переселять тысячи крестьян и донских казаков, которые занимали пастбища под сельское хозяйство. С течением времени калмыки стали ощущать себя все менее независимыми и всё более ущемленными, в результате возникла идея возврата народа на историческую родину в Джунгарию, которая после завоевания китайской династией Цин больше не была враждебной к Калмыцкому ханству. Подготовка к этому "великому исходу" длилась несколько лет, и в 1771 году больше 180 000 калмыков двинулись в Центральную Азию. Этот поход оказался гибельным для и без того небольшого калмыцкого народа: до Джунгарии с огромными лишениями и потерей почти всего скота дошли лишь около 20 000 человек, остальные либо погибли во время перехода, либо были взяты в плен или убиты врагами на пути. Те немногие из калмыков, кто отказался участвовать в этом походе, остались в опустевших степях, но окончательно потеряли независимость - Екатерина II расформировала Калмыцкое ханство, которое отныне было включено в состав Астраханской губернии, которая фактически управляла калмыками на протяжении 18-19 веков. Огромные пустынные территории степей предполагалось постепенно осваивать, поэтому государство активно строило тракты через степь, создавая рядом с ними небольшие крестьянские поселения. Так возникли все крупные поселения в Калмыкии, включая текущую столицу региона Элисту. Но здесь важно отметить, что селились в этих поселениях в основном русские и украинцы; сами калмыки вплоть до начала 20 века оставались кочевым народом и всячески стремились отгородиться от оседлой жизни в поселениях.

Буддистские ступы в Калмыкии

После уничтожения царской власти в 1917-1918 годах по степям Калмыкии быстро пронеслись войска белогвардейцев, которые здесь надолго не задержались и которым калмыки не оказали особой поддержки (как и русским крестьянам, заселявших их пастбища, тоже). В 1918 году калмыки вошли в СССР и были подвержены всем постановлениям большевистского режима: коллективизации, раскулачиванию и антирелигиозной деятельности. В итоге большинство буддистских хурулов было разрушено, накопленные богатства и знания в ученых академиях были изъяты, а у крупных скотоводов было конфисковано их главное богатство - скот. На протяжении последующих 30 лет калмыки активно вовлекались в советскую жизнь и ассимиляцию с русскими, однако для большинства калмыков предпочтительнее было остаться верными своим народным традициям и буддистской вере. Возможно, это отчасти сыграло свою роль во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 году калмыцкий народ был депортирован в Сибирь и Центральную Азию вслед за своими "товарищами по несчастью" - народами Кавказа. Это стало очередной (после исхода) национальной катастрофой: и так немногочисленный калмыцкий народ (130 000 чел до войны) был практически полностью депортирован в холод Сибири без своего скота, в ходе которого погибло около половины людей. В память об этих жутких событиях в Элисте сооружен памятник "Исход и Возвращение". Депортация автоматически привела к ликвидации республики, территория которой была разделена между соседними регионами Астрахани, Ставрополя, Ростова-на-Дону и Волгограда.

Памятник "Исход и возвращение" в Элисте

После войны, в 1956 году калмыки были реабилитированы и смогли вернуться на свои земли. Потеряв свой скот, жилье и традиционный уклад жизни, они начали восстанавливать своё национальное достояние в городах и населенных пунктах. В 1962 году в Калмыкию было впервые проведено электричество, а также построена железная дорога до Ставрополя, которая в скором времени была заброшена. Сегодня только удивительная фреска из калмыцкого эпоса "Джангар" напоминает о некогда насыщенной жизни в этом месте. В 1990-е годы в Элисте началось активное строительство культурных и национальных учреждений, весь город становится украшенным калмыцкой символикой, мозаиками и буддистскими беседками, а также в нём был построен новый буддистский храм Сясюкн-Сюме. В 1998 году в Элисте была проведена 33-я Всемирная шахматная олимпиада, ради которой в городе был отстроен целый микрорайон - Сити Чесс. В начале 2000-х город стал центром буддизма в России, а в 2005 году здесь был построен самый большой в Европе буддистский храм - Золотая обитель Будды Шакьямуни. Его постройку благословил сам Далай-Лама, о чем свидетельствуют как его личные вещи и подарки в хранилище храма, так и многочисленные упоминания местных жителей. Так Элиста постепенно стала центром культурной и общественной жизни. Сегодня здесь проживает половина населения республики, и именно с Элисты для большинства туристов начинается знакомство с республикой.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте

Некоторые калмыки по возвращении на родину решили восстановить свои скотоводческие хозяйства, и в бескрайних сухих степях впервые за много лет началась активная жизнь. Отсутствие конкуренции и полная свобода в организации своего хозяйства привели к тому, что в 1970-1980 годах численность овец и коров стала чрезмерной. Они буквально "выели" многочисленные травяные пастбища, которые в ходе засушливого лета и осени стали сильно подвергаться эрозии - так возникли антропогенные пустыни, которые сегодня можно встретить по всей республике. Попытки орошения степи водой из Волги привели к ещё большему засолению земли, в результате были образованы масштабные лиманы и солёные ильмени на границе с Астраханской областью. Из-за опустынивания и охоты на многочисленную степную дичь в республика возникла острая необходимость в заповедниках, которые были созданы у берегов озера Маныч-Гудило и в пустынях "Черной Земли". Посетить их обязательно стоит каждому, кто приезжает в Калмыкию, однако будьте готовы добираться туда своим ходом, без общественного транспорта.

Озеро Маныч-Гудило в Калмыкии

Калмыкия обладает особой эстетикой. Здесь можно увидеть бескрайние степи и высокие барханы, понаблюдать за дикой природой на расстоянии вытянутой руки и ощутить гармонию с окружающим миром. Эта пустынная и суровая земля, издревле населяемая гостеприимным калмыцким народом, приглашает к себе тех путешественников, которые готовы пожертвовать комфортом ради познания буддистского спокойствия и неповторимой атмосферы жизни кочевников. Добро пожаловать в Калмыкию, друзья!

✵ Репортажи о других регионах России и моих путешествиях находятся на этой странице сайта. А если хотите увидеть эти места своими глазами, присоединяйтесь к моим путешествиям. Давайте откроем Россию вместе!

Буддистские барабаны в Элисте

Озеро Маныч-Гудило в Калмыкии

Пустыня в Калмыкии

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Магия вкуса. В Питере есть!
06:30
Магия вкуса. Швейцария. Альпийская кухня
07:00
Вокруг света с Ману Фиделем. Лондон
06:00
В дикой природе. Индия. Путь матриарха
06:55
Звериный репортёр
07:20
Звериный репортёр
Инвестиции в поездки это инвестиции в себяМэттью Карстен