Камчатские хроники по мотивам маршрута "Вулканы и горячие источники". Часть заключительная
Природный парк Налычево, Пиначево, вулкан Мутновский, Тихий океан. Мои мечты прерывает суровая реальность... Хотя о чём это я? Слава Богу, что мы вообще живы!... Дима старался... Пишу и думаю, насколько я обнаглел! По пути нас то и дело приветствовали выглядывающие из воды нерпы, а чуть позже встретились и касатки. Погода, пускай и не солнечная, была совсем и не дождливая. Свежий морской воздух и простор вокруг. Слава Богу за это путешествие! При всём желании, мне кажется, я бы не смог придумать чего-либо, что сделало бы его еще лучше.
25 августа – день 11
По тропе бежит Дима. За ним Инна, а следом волочусь с рюкзаком я. Действительно, почему бы не пробежаться с утра по лесной тропе с рюкзаком наперевес? Оказывается, что сил еще вполне для этого достаточно. Так происходит несколько раз, отчего у одних резко поднимается настроение, а у других в уме начинают ковыряться червяки-бунтовщики. И только Таня, ровно, в своем темпе продолжает движение и обгоняет нас во время остановок – тише едешь, дальше будешь.
– Could you ask Dima, why do we run so much? – слышу голос Дориана сзади.
– Run for fun! – отвечаю я, но Дориан не понимает моей шутки.
По тропе приходим в Налычево. Дикие места! Здесь поселились люди и запрещают собирать дрова в лесу, берут деньги за вход на территорию, границы которой ни коем образом не обозначены, и ходят слухи, что даже ягоду не дают собирать, т.к. это является внедрением в жизнь местной флоры и фауны. А еще (это я лично видел) люди прилетают сюда на вертолётах в брюках и с кожаными портфелями… По сравнению с тундрой, ольхачём и прочими непролазными дебрями эти места показались мне поистине дикими.
Так называемый Грифон. Струя кипятка вырывается из земли.
***
Я, кажется, натёр мозоль. На 11 день, пройдя жерла вулканов и горные реки, леса и бурьяны, здесь, на туристической тропе я натер мозоль!
Мозоли нет… но пластырь всё равно клею, а то мало ли чего ещё от этой цивилизации ждать.
30.08.2016
Тёплые солнечные дни начинают сменяться холодными и ветреными ночами. С утра, выходя из палатки, надеваю на себя всё, что есть под рукой и вдыхаю холодный и свежий лесной воздух. Вот чувствуется, как потихоньку, но уверенно, вступает в свои права сентябрь.
Близость к городу расслабляет и ум, и тело, и оно уже смело и нагло начинает заявлять о своей усталости. Ладно, ещё чуть-чуть. Ещё один перевал, и почти финишировали. По тропе каждый идет в своём темпе. Это последний подъём и хочется побыстрее с ним разделаться. Капает с носа, подбородка и, кажется, даже с ушей. К счастью, в этот раз видимый край гребня действительно оказывается краем и не скрывает за собой сюрпризов в виде дополнительных подъемов.
И снова взгляду открываются бесконечный линии вулканов и сопок. Позади виден недавно пройденный перевал вулкана Дзен-Дзур. Глядя на него, становится ясно, что именно после этого перевала с появлением первых признаков туристической тропы, закончился для меня наш дикий тур. В последние дни присутствие человека чувствуется на каком-то животном уровне и становится ясно насколько нетронутой и естественной была среда там, на оставшихся позади просторах Камчатки. Понимаю, что то, что я хотел получить от этой поездки, я уже получил. Теперь осталась просто обязательная часть программы, без которой мы не сможем добраться до города. Разве что не хватило одного дня на океане – но это уже очевидные капризы.
27 август – день 13
Новое утро начинается с открытия новой мозоли. Не устаю удивляться возможностям туристической тропы. Нам три часа до места, откуда нас должны забрать машины, а я продолжаю обклеивать ногу пластырем. А еще чувствуется (и очень отчетливо), как болит место стыковки левой ноги с попой, а также ахилловы сухожилия, икры, бёдра и т.д. Всё. Тело совсем распоясалось.
***
В час дня из поселка Пиначевский нас забирают машины и отвозят в город. Впереди еще два дня программы – восхождения на вулканы Мутновский и Горелый, но по сравнению с пройденным это кажется обычной туристической экскурсией.
***
Встреча с миром в этот раз дается как-то особенно тяжко. Смотрю по сторонам и оцениваю происходящее с каким-то диким любопытством. Появилась связь, но рабочий телефон выключен, и я уверен, что не включу его до тех пор, пока не вернусь в Москву и не зайду в офис (такое впервые).
Мозг, который за это время научился отключаться от посторонних забот, с трудом учится включаться снова. А может быть, он просто катапультировался где-то по ходу маршрута, то ли от шока, то ли как лишний, ненужный вес.
Вспоминаются дни, когда я вернулся из армии и тоже смотрел вокруг круглыми глазами. Тогда, правда, это состояние было несколько иного качества.
Удивительно, но, уходя в отпуск, у меня было такое чувство, как будто бы я закрываю свои дела и увольняюсь. И сейчас мне кажется, что я возвращаюсь в уже не совсем знакомую среду.
По-моему, только сейчас, когда мозг снова включается в работу (видимо всё-таки не катапультировался) а сам я возвращаюсь к привычной жизни, начинает приходить осознание пережитого и увиденного за эти две недели.
28 августа – день 14
Погода снова начала портиться.
– Вы что, серьезно собираетесь на Мутновку? – спросил нас Базин, когда мы грузились в вахтовку на базе Урала, и покрутил у виска.
Чего уж там, надо завершить программу! Не в городе же сидеть, да и Мутновский посмотреть стоит.
Я не ошибся. Казалось, что мы видели уже столько всего, что удивить нас невозможно. Но, начав восхождение, я снова почувствовал себя в каком-то совершенно ином мире. Снова туман, снова облака и снова камни вокруг. Полное отсутствие чего-либо живого. Яркие краски камней, запах серы, пар, кипящая вода и вековые ледники. Все вместе. Если убрать туристические группы и людей, то можно довольно скоро начать сомневаться в том, что находишься на планете Земля. Если бы я был художником, решившим нарисовать преисподнюю, то, безусловно, восстанавливал бы в памяти именно эти виды.
Второй кратер Мутновского.
***
Спускались мы уже под дождём. Оставаться в такую погоду на ночёвку никто не хотел, да и сам Дима относился к этой идее со скептицизмом. Решено, завершаем программу и возвращаемся в город сегодня.
Тем временем, продолжают сбываться мои желания, и Дима предлагает нам отправиться на следующий день на прогулку в океан, поесть уху, крабов и подышать морским воздухом. Чувствую, как в душе растекается радостное и благодарное чувство за это путешествие. В нём было всё, чего я искал в этом походе: и дикость, и трудности и хорошая погода, и замечательный коллектив, и прекрасные соседи в палатке, ставшие теперь моими друзьями, и многое другое. И вот даже теперь, в предпоследний день, осуществляется мой каприз, и Дима обещает помочь желающим с поездкой на океан.
Мои мечты прерывает суровая реальность. Посреди дороги, в ночи, водитель вдруг разворачивает машину и едет назад. Никакой реакции на звонки в кабину. Через минуту, Дима, высунувшись из окна вахтовки бьёт палкой в водительское стекло, и машина, наконец останавливается.
– Выходим! – командует Дима.
Не знаю, как мы до сих пор целы, с учётом того, что последний час, как выясняется, мы ехали по горной дороге с пьяным вдрызг водителем.
По GPS Дима быстро находит озеро в 15 минутах ходьбы и отправляет туда Урал с нашими рюкзаками.
Смотрю на растерянные лица иностранцев, и мне становится смешно. В Москве, когда к нам приезжают наши зарубежные коллеги, я всегда искренне стараюсь оставить у них хорошее впечатление о России, с удовольствием гуляю с ними по городу, организую их день и т.д. Не знаю почему, но здесь мне почему-то совсем не стыдно, что сбываются их стереотипы о России с медведями и пьяными мужиками. В принципе, они ведь отчасти за этим и ехали. Какой цивилизации они ждали в диком туре на Камчатке? Так что нечего теперь нюни распускать!
А вот если из-за пьяного водилы сорвётся поездка на океан!.. Хотя о чём это я? Слава Богу, что мы вообще живы!
Вскоре Дима по спутниковому телефону связывается с организатором и просит оставить для нас места. Завтра утром пораньше уедем отсюда и должны успеть.
29 августа – день 15
Дождь, сырость, и никакого желания ехать на океан. Часть людей сразу же отказываются, но мы вчетвером (Саша, два Макса и я) решаем, что надо плыть. Зачем? Не хочется же. Но как-то неудобно уже. Дима старался.
– Вы главное там не теряйтесь там, если увидите еду. Сразу налетайте. А то вон какие туристы с животиками приехали, проморгаете, и ничего вам не достанется, – дает последние наставления Дима.
Смешно, но зайдя на судно и увидев перед собой блюдо с нарезкой, овощами и булками, мы, сначала неуверенно, а потом достаточно смело, начали уминать еду, еще до отправления. Забыл сказать, что предварительно, мы зашли пообедать.
С первых же минут после отправления становится ясно, насколько правильным было решение поехать на океан. Как правило, после активного отдыха (походов или горных лыж) хочется отдохнуть. Плывя на катере, мы отдыхали.
Пишу и думаю, насколько я обнаглел!
По пути нас то и дело приветствовали выглядывающие из воды нерпы, а чуть позже встретились и касатки. Погода, пускай и не солнечная, была совсем и не дождливая. Свежий морской воздух и простор вокруг. И не надо никуда идти, никуда спешить (и есть можно, когда захочешь! удивительно, но это дополнение оказалось очень приятным). Слава Богу за это путешествие! При всём желании, мне кажется, я бы не смог придумать чего-либо, что сделало бы его еще лучше.
25 августа – день 11
Запах цивилизации
Природный парк Налычево
По тропе бежит Дима. За ним Инна, а следом волочусь с рюкзаком я. Действительно, почему бы не пробежаться с утра по лесной тропе с рюкзаком наперевес? Оказывается, что сил еще вполне для этого достаточно. Так происходит несколько раз, отчего у одних резко поднимается настроение, а у других в уме начинают ковыряться червяки-бунтовщики. И только Таня, ровно, в своем темпе продолжает движение и обгоняет нас во время остановок – тише едешь, дальше будешь.
– Could you ask Dima, why do we run so much? – слышу голос Дориана сзади.
– Run for fun! – отвечаю я, но Дориан не понимает моей шутки.
По тропе приходим в Налычево. Дикие места! Здесь поселились люди и запрещают собирать дрова в лесу, берут деньги за вход на территорию, границы которой ни коем образом не обозначены, и ходят слухи, что даже ягоду не дают собирать, т.к. это является внедрением в жизнь местной флоры и фауны. А еще (это я лично видел) люди прилетают сюда на вертолётах в брюках и с кожаными портфелями… По сравнению с тундрой, ольхачём и прочими непролазными дебрями эти места показались мне поистине дикими.
Так называемый Грифон. Струя кипятка вырывается из земли.
***
Я, кажется, натёр мозоль. На 11 день, пройдя жерла вулканов и горные реки, леса и бурьяны, здесь, на туристической тропе я натер мозоль!
Мозоли нет… но пластырь всё равно клею, а то мало ли чего ещё от этой цивилизации ждать.
30.08.2016
26 августа – день 12
Запах цивилизации
Перевал
Тёплые солнечные дни начинают сменяться холодными и ветреными ночами. С утра, выходя из палатки, надеваю на себя всё, что есть под рукой и вдыхаю холодный и свежий лесной воздух. Вот чувствуется, как потихоньку, но уверенно, вступает в свои права сентябрь.
Близость к городу расслабляет и ум, и тело, и оно уже смело и нагло начинает заявлять о своей усталости. Ладно, ещё чуть-чуть. Ещё один перевал, и почти финишировали. По тропе каждый идет в своём темпе. Это последний подъём и хочется побыстрее с ним разделаться. Капает с носа, подбородка и, кажется, даже с ушей. К счастью, в этот раз видимый край гребня действительно оказывается краем и не скрывает за собой сюрпризов в виде дополнительных подъемов.
И снова взгляду открываются бесконечный линии вулканов и сопок. Позади виден недавно пройденный перевал вулкана Дзен-Дзур. Глядя на него, становится ясно, что именно после этого перевала с появлением первых признаков туристической тропы, закончился для меня наш дикий тур. В последние дни присутствие человека чувствуется на каком-то животном уровне и становится ясно насколько нетронутой и естественной была среда там, на оставшихся позади просторах Камчатки. Понимаю, что то, что я хотел получить от этой поездки, я уже получил. Теперь осталась просто обязательная часть программы, без которой мы не сможем добраться до города. Разве что не хватило одного дня на океане – но это уже очевидные капризы.
27 август – день 13
Запах цивилизации
Возвращение
Новое утро начинается с открытия новой мозоли. Не устаю удивляться возможностям туристической тропы. Нам три часа до места, откуда нас должны забрать машины, а я продолжаю обклеивать ногу пластырем. А еще чувствуется (и очень отчетливо), как болит место стыковки левой ноги с попой, а также ахилловы сухожилия, икры, бёдра и т.д. Всё. Тело совсем распоясалось.
***
В час дня из поселка Пиначевский нас забирают машины и отвозят в город. Впереди еще два дня программы – восхождения на вулканы Мутновский и Горелый, но по сравнению с пройденным это кажется обычной туристической экскурсией.
***
Встреча с миром в этот раз дается как-то особенно тяжко. Смотрю по сторонам и оцениваю происходящее с каким-то диким любопытством. Появилась связь, но рабочий телефон выключен, и я уверен, что не включу его до тех пор, пока не вернусь в Москву и не зайду в офис (такое впервые).
Мозг, который за это время научился отключаться от посторонних забот, с трудом учится включаться снова. А может быть, он просто катапультировался где-то по ходу маршрута, то ли от шока, то ли как лишний, ненужный вес.
Вспоминаются дни, когда я вернулся из армии и тоже смотрел вокруг круглыми глазами. Тогда, правда, это состояние было несколько иного качества.
Удивительно, но, уходя в отпуск, у меня было такое чувство, как будто бы я закрываю свои дела и увольняюсь. И сейчас мне кажется, что я возвращаюсь в уже не совсем знакомую среду.
По-моему, только сейчас, когда мозг снова включается в работу (видимо всё-таки не катапультировался) а сам я возвращаюсь к привычной жизни, начинает приходить осознание пережитого и увиденного за эти две недели.
28 августа – день 14
Мутновский
Погода снова начала портиться.
– Вы что, серьезно собираетесь на Мутновку? – спросил нас Базин, когда мы грузились в вахтовку на базе Урала, и покрутил у виска.
Чего уж там, надо завершить программу! Не в городе же сидеть, да и Мутновский посмотреть стоит.
Я не ошибся. Казалось, что мы видели уже столько всего, что удивить нас невозможно. Но, начав восхождение, я снова почувствовал себя в каком-то совершенно ином мире. Снова туман, снова облака и снова камни вокруг. Полное отсутствие чего-либо живого. Яркие краски камней, запах серы, пар, кипящая вода и вековые ледники. Все вместе. Если убрать туристические группы и людей, то можно довольно скоро начать сомневаться в том, что находишься на планете Земля. Если бы я был художником, решившим нарисовать преисподнюю, то, безусловно, восстанавливал бы в памяти именно эти виды.
Второй кратер Мутновского.
***
Спускались мы уже под дождём. Оставаться в такую погоду на ночёвку никто не хотел, да и сам Дима относился к этой идее со скептицизмом. Решено, завершаем программу и возвращаемся в город сегодня.
Тем временем, продолжают сбываться мои желания, и Дима предлагает нам отправиться на следующий день на прогулку в океан, поесть уху, крабов и подышать морским воздухом. Чувствую, как в душе растекается радостное и благодарное чувство за это путешествие. В нём было всё, чего я искал в этом походе: и дикость, и трудности и хорошая погода, и замечательный коллектив, и прекрасные соседи в палатке, ставшие теперь моими друзьями, и многое другое. И вот даже теперь, в предпоследний день, осуществляется мой каприз, и Дима обещает помочь желающим с поездкой на океан.
Мои мечты прерывает суровая реальность. Посреди дороги, в ночи, водитель вдруг разворачивает машину и едет назад. Никакой реакции на звонки в кабину. Через минуту, Дима, высунувшись из окна вахтовки бьёт палкой в водительское стекло, и машина, наконец останавливается.
– Выходим! – командует Дима.
Не знаю, как мы до сих пор целы, с учётом того, что последний час, как выясняется, мы ехали по горной дороге с пьяным вдрызг водителем.
По GPS Дима быстро находит озеро в 15 минутах ходьбы и отправляет туда Урал с нашими рюкзаками.
Смотрю на растерянные лица иностранцев, и мне становится смешно. В Москве, когда к нам приезжают наши зарубежные коллеги, я всегда искренне стараюсь оставить у них хорошее впечатление о России, с удовольствием гуляю с ними по городу, организую их день и т.д. Не знаю почему, но здесь мне почему-то совсем не стыдно, что сбываются их стереотипы о России с медведями и пьяными мужиками. В принципе, они ведь отчасти за этим и ехали. Какой цивилизации они ждали в диком туре на Камчатке? Так что нечего теперь нюни распускать!
А вот если из-за пьяного водилы сорвётся поездка на океан!.. Хотя о чём это я? Слава Богу, что мы вообще живы!
Вскоре Дима по спутниковому телефону связывается с организатором и просит оставить для нас места. Завтра утром пораньше уедем отсюда и должны успеть.
29 августа – день 15
Нашествие саранчи
Дождь, сырость, и никакого желания ехать на океан. Часть людей сразу же отказываются, но мы вчетвером (Саша, два Макса и я) решаем, что надо плыть. Зачем? Не хочется же. Но как-то неудобно уже. Дима старался.
– Вы главное там не теряйтесь там, если увидите еду. Сразу налетайте. А то вон какие туристы с животиками приехали, проморгаете, и ничего вам не достанется, – дает последние наставления Дима.
Смешно, но зайдя на судно и увидев перед собой блюдо с нарезкой, овощами и булками, мы, сначала неуверенно, а потом достаточно смело, начали уминать еду, еще до отправления. Забыл сказать, что предварительно, мы зашли пообедать.
С первых же минут после отправления становится ясно, насколько правильным было решение поехать на океан. Как правило, после активного отдыха (походов или горных лыж) хочется отдохнуть. Плывя на катере, мы отдыхали.
Пишу и думаю, насколько я обнаглел!
По пути нас то и дело приветствовали выглядывающие из воды нерпы, а чуть позже встретились и касатки. Погода, пускай и не солнечная, была совсем и не дождливая. Свежий морской воздух и простор вокруг. И не надо никуда идти, никуда спешить (и есть можно, когда захочешь! удивительно, но это дополнение оказалось очень приятным). Слава Богу за это путешествие! При всём желании, мне кажется, я бы не смог придумать чего-либо, что сделало бы его еще лучше.
Читайте также