Лариса Новицкая
1 сентября 2020
855

Крым. Олива. Вилла Штирлица

Крым в жизнь человека-легенды, писателя, публициста, сценариста, создателя знаменитого Исаева/Штирлица вошёл в 1956 году. В Ялте он начал писать первую книгу об Исаеве "Пароль не нужен". В Крыму родились книги "ТАСС уполномочен заявить". "Петровка, 38", "Огарёва, 6". В 1983 году писатель решил обосноваться здесь более прочно, тем более, что начиная с первых осенних холодов у него поднималась температура и не проходила до весны. Был куплен участок земли в посёлке Олива (бывшая Мухалатка) и начато строительство дачи. По задумке Юлиана Семёновича, дача должна была полностью походить на берлинский дом Штирлица, каким мы видим его в фильме "Семнадцать мгновений весны. Задумка удалась, и дача получила название "Вилла Штирлица".

Музеем "Вилла" стала в 2000 году. Так решила нынешняя владелица дома Ольга Юлиановна, младшая дочь писателя. Выйдя замуж за француза ливанского происхождения, она ещё при жизни отца уехала в Париж, но каждое лето с семьёй приезжает в Оливу. Чтобы попасть на "Виллу", нужно на автобусе "Ялта- Севастополь" или маршрутке "Ялта-Фарос" доехать до остановки "Олива". Затем около километра подниматься в гору по дороге через лесопарк и посёлок, по пути вдыхая в себя терпкий целебный аромат можжевельника.

Я оказалась в доме-музее в сентябре 2017 года. Ольга Юлиановна уже уехала, а забота о гостях музея лежала на смотрителе Андрее Евсееве.

Знакомство с "Виллой" началось в кабинете писателя. По фотографиям на стенах и стеллажах прослеживалась история многочисленных путешествий Семёнова. Сначала, после окончания в 1954 году Института Востоковедения, как специалиста по Афганистану и переводчика с пушуту в советстких дипмиссиях на территории Восточной Азии. Затем в качестве зарубежного спецкора "Литературной газеты".

Учась в институте, Юлиан Семёнович познакомился с будущим министром иностранных дел и руководителем российской разведки Е. М. Примаковым, а некоторые его друзья-однокурсники стали сотрудниками контрразведки и периодически консультировали писателя в работе над романами о разведслужбе. Отсюда и родился миф о Семёнове, как агенте КГБ. Андрей рассказал по даному поводу следующее. На самом деле Семёнов  сторонился данной организации и работал в архивах, открытых для  писателей и журналистов. А встречи с чиновниками госбезопасности нужны были для получения допуска в архив. Кроме того, все записи при выходе из архивных помещений проверялись и "неположенное" изымалось. Ситуация изменилась с приходом на должность Председателя КГБ Ю. В. Андропова. Ему нравилось творчество писателя и было неприятно видеть в книгах "искромсанные" сотрудникми архивов материалы. Андропов взял Семёнова под своё покровительство, встречался с ним, позволял звонить. Но он же и предупреждал: "Многие знания, многие печали, выдумывайте лучше, ройтесь в архивах". Только один раз Юлиана Семёновича допустили в архив КГБ во время работы над романом "ТАСС уполномочен заявить". Писателя хватило на один час, после чего он вернул секретарю тома документов и со словами: "Я всё проглядел... остальное выдумаю" выскочил из помещения. С другой стороны, любивший пошутить Семёнов на некорректный вопрос, правда ли, что он полковник КГБ, отвечал, что он уже не полковник, а генерал КГБ.

Среди фотографий большое количество связанных с работой по розыску похищенных в годы войны в Советском Союзе и вывезенных в Германию культурных ценностей. Вместе с исследователем-искусствоведом, немецким бароном, имевшим русские корни,  Э. Фальц фон Фейном был учреждён Международный комитет "За честное отношение к русскому искусству". Комитет занимался поиском Янтарной комнаты, решил вопрос о перевозе в Россию и перезахоронении праха великого Шаляпина. А в романе "Аукцион" Семёнов описал историю возвращения в Ливадийский дворец "засветившегося" на аукционе персидского ковра, подареного шахом российскому императору в честь 300-летия правления Романовых и исчезнувшего в годы революции. Это событие есть и на фотографиях в кабинете.

Куда только не заводили поиски Семёнова. Ему даже удалось попасть в закрытые колонии нацистских преступников в Латинской Америке. Впрочем, как рассказал смотритель музея, хорошо знавший Семёнова, и в поисках, и в репортёрской работе ему помогал жизненный принцип "Я всегда добьюсь, чего хочу".

Возле окна кабинета стоял рабочий стол с печатной машинкой, рядом лежали журнал "Детектив и политика" и газета "Совершенно секретно".

Главным редактором журнала Семёнов стал после избрания в 1986 году Президентом международной ассоциации детективного и политического романа. Газету он основал и начал выпускать в 1989 году параллельно с одноименной телепередачей. Концепция газеты была абсолютно новой для того времени: давать информацию, изначально предназначенную только для источника и поучателя. И газета, и её главный редактор Семёнов вызвали у многих "важных" людей очень негативную реакцию. Ещё больше негатива "полилось", когда начались переговоры с медиамагнатом  Р. Мердоком о его финансовой поддержке и помощи в продвижении издания на международный уровень. Тогда же был отравлен и умер первый заместитель главреда, его друг А. Плешаков. У самого Семёнова произошёл инсульт, и даже лечение у лучших нейрологов в австрийской клинике не вернули ему здоровье и творческую активность. Этот инсульт предсказала Юлиану Семёновичу в середине 80-х годов здесь же, на "Вилле Штирлица", цыганка Маргарет, жена итальянского коллеги-журналиста и в прошлом близкая подруга кубинского лидера Фиделя Кастро. "Просто лопнет сосудик", - сказала Маргарет и "утешила", что всё произойдёт очень быстро. Но она ошиблась со сроками: "быстро уйти" не получилось. Семёнов с 1990 по 1993 год перенёс три инсульта, став практически беспомощным инвалидом. Заканчивая грустную тему, добавлю, что после смерти, согласно распоряжению писателя, его прах развеяли над Чёрным морем, а по желанию супруги в Москве на Новодевичьем кладбище установили памятник-кенотаф.

На следующих снимках - фрагменты экспозиции кабинета и комнаты отдыха: фотографии, книги, сувениры, в том числе осколок американского военного самолёта. Самолёт в присутствии Юлиана Семёновича подбили вьетнамские партизаны и вручили ему часть трофея.

Осмотрев первый этаж, мы поднялись на второй, в библиотеку. На стеллажах библиотеки - книги самого Семёнова, подшивки журналов и газет, где он работал: "Огонёк", "Москва", "Смена", "Правда", "Литературная газета", "Совершенно секретно".

Среди других авторов - большое число томов Э. Хемингуэя. Оказывается, бороду Юлиан Семёнович отпустил, желая быть похожим на знаменитого американца, чьё творчество и брутальность очень уважал и ценил. Ещё было намерение по примеру Хемингуэя писать по 500 страниц в день. Но затея не удалась, и было решено ограничиться ежедневными десятью страницами. 

 На протяжении всей экскурсии меня не покидало чувство, что сейчас откроется дверь, и появится сам Семёнов, шумный и весёлый.  Я сказала об этом Андрею, а он показал на лежавшую на столе записку, где первый хозяин "Виллы Штирлица" от руки  написал: "Я скоро вернусь".

 

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
23:35
Ритуалы. Силы природы
06:00
Мировой рынок. Широта Казанская
06:50
Мечтатели. Вьетнам. Планета кофе
23:45
Зверята и их друзья. Ещё больше осенних зверят
06:00
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
06:55
Звериный репортёр
Сложно осознать, насколько прекрасно путешествие до тех пор, пока не положишь голову на старую, знакомую подушкуЛин Ютан