Можно ли ходить в музей в водолазном костюме и с аквалангом?

М О Ж Н О. Если это подводный музей Муза в Канкуне, Мексика.
Крупнейший в мире подводный музей искусств Муза (MUSA Museo Subacuatico de Arte), состоящий из 450 скульптур, был создан в ноябре 2010го года английским скульптором и защитником природы Джейсоном де Кайрес Тейлором. С тех пор музей является одной из главных достопримечательностей Канкуна, и мы не могли его не посетить, будучи в Мексике на отдыхе в прошлом году.



День тогда выдался отличный, ветер не сильный... Мы поехали на автобусе на пристань, в школу дайвинга Solo Buseo. До этого мы ни разу не ныряли на глубину с аквалангом и в воздухе витала легкая взволнованность, смешанная со страхом: а вдруг не получится занырнуть? Не все люди могут справиться с давлением, ведь подводный мир, как и вершины восьмитысячников, не предназначен для людей, и организм может просто сказать "нет". Было бы обидно...



После небольшого инструктажа нам выдали костюмы и снаряжение, и мы пошли сдавать предварительный тест на адаптацию.



Кислородный баллон оказался на удивление тяжелым, а в ластах ходить - сплошное удовольствие, если вы понимаете, о чем я. Появилась мысль, что было бы здорово устроить эстафету в ластах на свой день рождения :)



Инструктор оказался человеком терпеливым и немногословным, и он два раза спросил, намазались ли мы солнцезащитным кремом. Вся в мыслях о подводном музее, я нетерпеливо кивала головой.



Адаптация проходит просто: на небольшой глубине мы попробовали дышать с аквалангом, повторили все жесты для общения, научились стабилизировать давление и выдувать воздух. Непривычно, когда такому естественному процессу, как дыхание, надо переучиваться... Надо дышать медленно и глубоко. Дыхание превращается в работу.

Успешно пройдя тест, мы сели в катер и понеслись в сторону рифов, в сторону долгожданного музея...
Красота Карибского моря завораживает. Бескрайняя лазурь и белые капюшоны волн. Зависающие на потоках ветра чайки, и терпкий запах морской воды. Поездка на катере на бешеной скорости обещала стать незабываемой, она и стала...но не совсем так, как я себе представляла. У меня началась морская болезнь (!!!) и все 40 минут до музея меня рвало и перекручивало, как никогда в жизни.

Каждое лето в детстве мы всей семьей ездили в Намский улус, в деревню Кобяконцы (это в Якутии), к бабушке с дедушкой. Нам часто приходилось пересекать реку Лену на моторной лодке, высоко прыгая по волнам и оставляя за собой белую борозду в неугомонных водах реки. Я любила отпускать руки и поднимать их вверх, и подставлять лицо ветру и брызгам воды. Мне нравилось это чувство скорости, дикости и беззаботности.

Кто бы мог подумать, что спустя несколько лет, меня свалит с ног морская болезнь. Море - это не река, скажете вы. Но полное неподчинение моего тела мне самой оказалось неожиданным пинком в спину.
Инструктор поспешил спустить меня вниз, под воду, первой. Я понимала, что под водой мне станет лучше и, зажмурившись, прыгнула за борт.



Подводный мир встретил меня глухой тишиной и спокойствием. Не было волн, морская болезнь ушла, оставив за собой слабость и дрожь по всему телу. Я вдруг вспомнила, что совсем не дышу. Медленный, глубокий вдох до полного заполнения легких, затем медленный и полный выдох, повтор. Взявшись за веревку, которая шла вниз, на дно, я медленно начала свое погружение, останавливаясь каждый раз, чтобы "продуть" уши и стабилизироваться. Вода вокруг меня остывала, становилось холоднее. Следом за мной спустились остальные. Я сосредоточилась на дыхании и своих ощущениях, оглянулась вокруг. И тут увидела их.



На глубине 12 метров под водой стояли люди, безмолвные, неподвижные. Тогда я поняла, что имеют в виду, когда говорят, что волосы на голове встали дыбом. Зрелище было жутковатое... Мне на ум пришла мысль, что так могла бы выглядеть гибель легендарной Атлантиды, которую поглотила морская пучина. Я представила, как жители Атлантиды так же устремили свои взгляды наверх, тщетно взывая к богам и моля о пощаде, перед тем как зеленые воды моря накрыли их с головой.



Но, увы, музей не имел ничего общего с легендой об Атлантиде. Идея создания подводного музея заключалась в создании нового «дома» для морской флоры и фауны — искусственного рифа. Более того, проект представляет собой творческое желание рассказать о людях, проживающих в Исла-Мухерес, в Канкуне. Скульптурные композиции охватывают исторические и современные сцены, и все скульптуры расположены так, чтобы образовался сложный искусственный риф. Национальный Морской парк в Канкуне посещает ежегодно не менее 750 000 человек, что создает угрозу естественным рифам. Подводный музей, расположенный на 420 кв.м., привлекает людей, защищая натуральные кораллы. Для создания своего морского города скульптор два года проводил исследования в местности и пытался понять природу коралловых рифов, сотрудничая со специализированными компаниями, занимающимися морской инженерией (Facts for You).

Все скульптуры сделаны из специальных материалов, используемых для роста кораллов. Вот так выглядела одна из скульптур вскоре после ее погружения на дно моря:



Источник: BigPicture.ru


Такой мы увидели ее несколько лет спустя:



450 фигур на дне моря - подводный музей Муза считается одим из самых амбициозных подводных проектов нашего времени. Общий вес скульптур вместе с платформами составляет около 200 тонн (!).



Мы медленно скользили среди безмолвных фигур, и я боялась ненароком коснуться их, как будто не желая разбудить. Такое чувство у меня всегда возникает на кладбищах, хотя это место, по сути, было колыбелью.



Кораллы и рыбы быстро приняли подарок скульптора и жизнь на рифе играла красками. Для меня музей стал олицетворением нашего мира, где жизнь и смерть идут под руку, и где покой царствует наравне с суетой и хаосом.



Я уже не помню, как долго мы пробыли на дне, время под водой идет по-другому. Мир вокруг был другим, не на чужой ли мы планете, думала я. Все живое вокруг, да и мы сами, двигалось в другом измерении.



Мы все плыли и плыли, и из сумрака вырисовывались очертания все новых и новых скульптур.



Рассказывают, что музей пополняется новыми фигурами и по сей день, так как руководство парка дало разрешение всего на 1200 скульптур. Кто знает, может, к тому времени, когда вы попадете туда, под толщами моря будет целый мегаполис.



Как бы мы ни хотели остаться подольше, долгое пребывание на глубине 12 метров давало о себе знать. Я чувствовала удары пульса в своей голове, и стало трудно думать. Пора было подниматься на поверхность.



Успешно выйдя на поверхность, я завалилась на дно катера, накрывшись с головой полотенцем. Увиденный подводный мир потряс меня до глубины души - forever shocked, как говорится в популярном меме. Я до сих пор вижу лучи солнца, пробивающиеся сквозь толщу воды и играющие бликами на чешуе рыб, я вижу это мерное движение водорослей, выросших на плечах каменных людей, вижу серебристые потоки рыбок, плавно обтекающих Коллекционера потерянных надежд - мужчину, охраняющего людские желания, спрятанные в бутылки. Как же прекрасно, когда человеческое искусство служит природе.


P.S. Доехав до гостиницы, мы обнаружили, что наш инструктор был прав насчет солнцезащитного крема - мы изрядно сгорели. Но все это было не так уж и важно - этот день стоил и ожога, и морской болезни.