Не только Мона Лиза. 10 шедевров Лувра, которые обязательно надо увидеть

По многим классификациям Лувр считается самым большим музеем мира. В нём 300 тысяч экспонатов. Несмотря на то, что в залах выставляется только десятая часть, посмотреть всё за один день нереально. 

 
Один из залов Древней Греции в Лувре
 

Я составила список "Топ-10 шедевров Лувра, которые обязательно надо увидеть, если уж вы попали в музей". Предвосхищая комментарии а-ля «почему же Вы не написали об этом» или «как Вы могли не упомянуть вот это», хочу сказать, что это мой личный рейтинг. Но основан он на советах сотрудников Лувра, которые можно найти на официальном сайте музея и в буклетах при входе.
 
  
Знаменитые пирамиды - вход в музей


Начну с того, что строительство Лувра началось в 1200-х годах (на -1 этаже можно увидеть стену средневекового замка). Долгое время здание служило резиденцией французских королей. Музей здесь открылся в 1793 году, во время Французской революции.

 
  Лувр - это 300 тысяч экспонатов различных эпох и культур


В Лувре хранятся произведения искусства разных цивилизаций, культур и эпох: начиная с 7-го тысячелетия до н.э. и до 1850-х годов (произведения конца 19-20 века находятся в Музее Орсе). И, конечно, экспонаты выставлены не хаотично.

 

Коллекции располагаются на 5 уровнях в 3 крыльях, соединённых между собой переходами. Крылья названы в честь выдающихся деятелей Франции - Ришелье(министр Людовика 13), Сюлли (министр Генриха 4) и Денона (первый директор Лувра).

На каждом шагу в Лувре стоят указатели с изображением самых знаменитых шедевров музея

 
 
  
В Лувре сложно потеряться или пройти мимо самых значимых экспонатов.


На входе дают план музея. Там отмечены крылья, номера залов и главные шедевры. В каждом крыле есть указатели со стрелочками и словами «sense to visit». Так что можно заранее себе наметить план, откуда вы хотите начать осмотр достопримечательностей и куда не забыть зайти.

 

Итак, ТОП-10 шедевров Лувра


 
Многие шедевры Лувра «невыездные». Их можно увидеть только в Париже


1) Венера Милосская
 

Статуя богини любви Афродиты (у римлян - Венера). Создана примерно в 120 до н.э. неизвестным скульптором. Шедевр древнегреческой мраморной скульптуры. 

Статую обнаружили в 1820 году на острове Милос (другое название - Милон) . По одной из версий, статую, разделённую на две части, нашёл крестьянин во время работ на своём огороде. Рядом с островом тогда стоял французский корабль. Там-то и заинтересовались находкой. Статую выкупили для королевского музея за копейки у Османской империи, частью которой тогда была Греция.

  
Венеру Милосскую активно «пиарили» как самую красивую статую Древней Греции


Также некоторые источники приводят интересную информацию: когда шедевр преподнесли королю Людовику ХVIII, он подарок принял, но даже не вышел на него посмотреть, распорядившись сразу отправить статую в Лувр.
 

На популярность Венеры Милосской повлияла не только красота статуи. Скульптуру привезли в Лувр, когда Франция только-только лишилась трофеев наполеоновских войн - все античные произведения искусства вернули их хозяевам. И в Лувре фактически не осталось древнегреческой классики. 

Таким образом, Венера с острова Милос заняла основное место в греческой коллекции королевского музея.


 

И французы стали всячески "пиарить" новинку Лувра как главное сокровище античного наследия Франции и как символ женской красоты. 


Некоторые исследователи считают, что Венера вовсе не Венера, а Амфитрита. Но тогда рассыпается «красивая легенда» скульптуры
Интересно, что некоторые историки до сих пор не соглашаются, что статуя изображает именно богиню любви Афродиту. В Лувре на информационном стенде написано, что это могла быть и Амфитрита, богиня моря, особо почитаемая у жителей острова Милос. Но утрата рук, в которых должны были находиться какие-то отличительные элементы (например, оружие) на даёт возможности поставить точку в этом вопросе.

 

2) Ника Самофракийская

Это ещё один шедевр древнегреческой скульптуры. Статуя представляет собой Богиню Победы Нику, стоящую на пьедестале в виде носа корабля. Скульптура была установлена на отвесной скале над морем. Скорей всего, её поставили в честь победы в морской битве у острова Кос.

 
Богиня победы Ника лишилась не только рук, но и головы. Тем не менее она считается одним из самых знаменитых шедевров Лувра
К сожалению, до нас Ника дошла не только без рук, но и без головы (также без правого крыла, вместо него - реконструкция). Но даже это не мешает восхищаться шедевром. Я на секунду замерла, когда увидела эту 3-х метровую скульптуру, стоящую на широкой лестнице Лувра.

Предположительно, автором шедевра мог быть скульптор Пифокрит с острова Родос. Период создания - 190-180 годы до н.э.


  Я на секунду замерла, когда увидела эту 3-х метровую скульптуру


Мраморную скульптуру обнаружил французский консул и археолог-любитель Шарль Шампуазо на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в 1863 году. Находку сразу отправили во Францию.

Рядом с шедевром в Лувре - несколько информационных стендов. Указана карта участка, где располагалась величественная скульптура; карта святилища. А также даётся объяснение, с какого ракурса нужно смотреть на изваяние.  
Рядом со статуей - информационные табло, разъясняющиеся, с какого ракурса лучше смотреть на скульптуру


Становится понятно, почему с левой стороны драпировка выполнена с большой тщательностью. А справа складки немногочисленны и просто набросаны. Автор знал, что эта сторона зрителю не будет видна.

Скульптор изобразил богиню победы в самый напряженный момент: близится развязка битвы, и из морской пены появляется Ника, чтобы объявить победителя. 
 

3) Брак в Кане Галилейской

Полотно итальянского живописца Паоло Веронезе по мотиву евангельского сюжета. В городке Кане, недалеко от Назарета, во время свадебного пира Иисус Христос совершил первое чудо - претворил воду в вино.

 
  Веронезе изобразил на картине первое чудо Иисуса Христа


На картине смешаны библейская история и современность художника. На полотне изображено порядка 130 фигур, среди которых правители эпохи Возрождения - император Священной Римской империи Карл V, король Франции Франциск I, султан Османской империи Сулейман Великолепный, королева Англии Мария I.

А в образе музыкантов Веронезе изобразил знаменитых венецианских живописцев того времени - Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в белых одеждах!
 
  
Веронезе изобразил себя в образе музыканта


Холст был выполнен в 1562-1563 годах по заказу бенедиктицев Сан-Джорджо Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.

Картина попала в Париж после захвата Венеции наполеоновской армией. По мирному соглашению Венеция выплатила Французской республике дань, которая включала и картину Веронезе.

В 1815 Австрия, в чью империю тогда входила Венеция, предъявила свои права на картину. Однако Франция умудрилась подписать соглашение, оставив картину Лувру в обмен на другое полотно.

Однако несмотря на юридический статус договора 1815 года, Италия не теряет надежды вернуть шедевр себе. В 2010 году организация, защищающая культурное наследие Венеции, обратилась к первой леди Франции Карле Бруни с просьбой оказать воздействие на Лувр и помочь вернуть полотно.

В аббатство была передана цифровая копия картины, её разместили в трапезной, где когда-то находился оригинал.
Кстати, масштабное полотно Веронезе висит прямо напротив Джоконды Леонардо да Винче. Поэтому многие посетители, спешащие занять очередь к "Мона Лизе", проходят мимо "Брака в Кане", не замечая шедевр.

 

4) Великий сфинкс Таниса

Загадочное получеловеческое, полуживотное существо с телом льва и лицом фараона. В Древнем Египте сфинксы охраняли входы в храмы, в большем смысле - охраняли вечный сон фараонов. В Лувре Великий Сфинкс Таниса стоит на страже у входа в Отдел египетских древностей, где хранятся экспонаты, охватывающие почти 5000-летнюю историю Египта.

 
  Великий Сфинкс Таниса вырезан из цельного куска розового гранита


Интересно, что статуя вырезана из цельного куска розового гранита. 
Дата создания шедевра доподлинно неизвестна. На Сфинксе записаны имена нескольких фараонов. Раньше всех датируется надпись Аменемхет II (1929-1985 до н.э.).

Одни историки считают, что статуя Сфинкса была создана в это время. Другие же предполагают, что скульптура относится к началу Древнего царства, это приблизительно 2620 год до н.э. К такому выводу специалисты пришли после детального изучения отдельных элементов экспоната.


На Сфинксе записаны имена нескольких фараонов


Если вторая версия окажется правдивой, то в Лувре находится редкий экземпляр столь древнего скульптурного изображения фараона. 
 

5) Свобода, ведущая народ


«Свобода на баррикадах» – альтернативное название картины Эжена Делакруа, написавшего ее в 1830 году по мотивам Второй французской революции.

По наиболее распространённой версии, в центре картины изображена Марианна - символ Французской республики и олицетворение национального девиза "Свобода. Равенство. Братство". На голове - фригийский колпак (символ свободы со времён Римской империи), в правой руке - флаг республиканской Франции, в левой - ружьё.

 
 
В центре полотна Делакруа изобразил Марианну - символ Французской республики


Свобода шагает по груде трупов босая и с голой грудью - олицетворение того, что французы готовы с "голой грудью" идти на врага.

За Свободой - представители различных социальных слоёв - рабочий, буржуа, ребёнок.

Некоторые искусствоведы предполагают, что в образе мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил самого себя.

 
  
Возможно, подросток с оружием повлиял на создание Виктором Гюго такого персонажа как Гаврош


Считается, что именно эта картина повлияла на создание Виктором Гюго такого персонажа как Гаврош в своём романе "Отверженные" - он вдохновился мальчиком с пистолетами, бегущим за Свободой.

Также критики предполагают, что полотно Делакруа вдохновило Фредерика Бартольди на создание знаменитой Статуи Свободы, подаренной французами американцам.

 

6) Коронация Наполеона


Большинство специалистов придерживается мнения, что Наполеон I сам заказал это полотно у Жака Луи Давида. Он хотел оставить для потомков память о занятии высокой должности в стране. А также попросил изобразить на картине свою мать, которой на самом деле не было на коронации.

 
  Художник выбрал момент, когда правитель коронует Жозефину, а папа Пий VII благословляет его


Сама коронация проходила в 1804 году в соборе Парижской Богоматери.

Художник выбрал момент, когда правитель коронует Жозефину, а папа Пий VII благословляет его. 
Критики предполагают, что Давид вдохновился полотном Рубенса «Коронация Марии Медичи».

 

7) Хромоножка


Картина написана в 1642 году испанским художником Хусепе де Рибера, который любил изображать в своих работах обычных людей из народа.

Хромоножка - это нищий калека, чьё имя история не сохранила. В его руках - листок бумаги с просьбой о помощи. А на лице - искренняя детская улыбка. 
Рибера выбирает низкую линию горизонта, при которой зритель смотрит на изображённого человека снизу вверх. Подобная композиция традиционно используется в парадных портретах представителей знати, так как делает фигуру монументальной.

 
 
 Искренняя улыбка мальчишки намного больше привлекает внимание зрителей, чем хромые ноги


Такой подход мог "выпятить" на первый план уродство мальчика, но художнику удалось настолько правдиво передать искренность улыбки и блеск в глазах мальчишки, что они больше приковывают внимание зрителей.

Картина была передана Лувру в 1869 году по завещанию коллекционера доктора Луи Ла Каза.

 

8) Законы Хаммурапи


Чёрная стела из базальта с высеченным сводом законов Вавилонского царя Хаммурапи датируется 1752 годом до н.э.

Считается самым древним сохранившимся до наших дней собранием законодательства, которое регулирует все ключевые сферы жизни. 
 
 
  
Базальтовая стела датируется 1752 годом до н.э
 

В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом на аккадском языке (один из древнейших семитских языков).

 
  
Основная часть столба заполнена клинописным текстом на аккадском языке


Исследователи делят текст на 282 статьи, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. 35 статьей не сохранились на стеле, частично их удалось воссоздать по копиям, написанным на глиняных табличках, которые нашли рядом с базальтовой стелой.

Законы Хаммурапи были обнаружены французской археологической экспедицией в 1901-1902 годах на территории древнего города Сузы в Персии. 
 

9) Раб восставший и Раб умирающий 


Две работы из шести знаменитого цикла скульптур Микеланджело Буонарроти хранятся в Лувре. Они были предназначены для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в соборе Святого Петра в Ватикане.

Цикл статуй рабов (остальные четыре хранятся во Флоренции) называют вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с "Моисеем" (центральная статуя гробницы).

 
 
Цикл статуй рабов называют вершинами скульптурного творчества Микеланджело


Некоторые искусствоведы предполагают, что эти статуи символизировали завоеванные папой Юлием провинции. Другие - что являлись аллегориями различных искусств, покровителями которых считал себя Юлий II.

 
 
  
Статуи также считают противопоставлением двух темпераментов


Готовые скульптуры Восставшего и Умирающего рабов в 1546 году Микеланджело подарил одному из римских баронов. Затем их преподнесли в дар французскому королю Франциску I, позжеони хранились в замках кардинала Ришелье, а с 1793 году окончательно обосновались в Лувре.
Статуи также считают противопоставлением двух темпераментов: прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, и другого, обессиленного и смиряющегося.

 

10) Сокровища французской короны


Галерея Аполлона в Лувре хранит в себе сокровища французской короны.

Здесь короны Людовика ХIV и Наполеона I, скипетр Карла V, брошь Людовика Святого и бриллиантовые булавки королевы Марии-Антуанетты.

 
  Корона Людовика ХIV


В общем, это короны, шары, скипетры, диадемы и другие драгоценности. Символы королевской власти Франции между 752 и 1825 годами. А также коронационный меч и шпоры 13 век.
 

Здесь же - известные на весь мир бриллианты.

Галерея Аполлона в Лувре хранит в себе сокровища французской короны

 
Бриллиант Санси, который когда-то был частью коронных драгоценностей Англии до Содружества. Розовый бриллиант гортензии, ограненный в 1678 году для Людовика ХIV. И, пожалуй, самый знаменитый бриллиант Регент. Он был центральным элементом короны короля Людовика ХIV, а Мария-Антуанетта носила его в черной бархатной шляпе.

 

Вы меня спросите, а где же "Мона Лиза"? Об этом шедевре будет отдельная публикация! Так что следите за публикациями на страничке "Мир глазами журналиста", чтобы не пропустить.
 

А вы были в Лувре? Что больше всего впечатлило? Пишите в комментариях. А если не были, напишите, что бы хотели увидеть.