О чем поведала Земля словенов (древняя Словения). Старый Изборск или в простонародье – Труворово городище

Одно из самых моих любимых мест – это маленький уголок земли в окрестностях деревни Изборск, что во Псковской области. И в народе, и в археологии он носит название Труворово городище. Каждый раз, бывая на Псковской земле, я обязательно посещаю это место.




Существует несколько легенд и местные краеведы, и экскурсоводы ими с вами с удовольствием поделятся. В первый приезд нам повезло! Наш экскурсовод-краевед был человек, думающий и, сопровождая нас по окрестностям, делился не только информацией из экскурсионной методички, но и своими знаниями, рассуждениями. А может, просто в нас он увидел не формальных экскурсантов, а людей, стремящихся докопаться до исторической правды, насколько это возможно. В любом случае это была счастливая встреча!


Легенда первая (согласно Новгородской летописи, приписываемой первому епископу Иоакиму):

Вандал, потомок Славена, основавшего град Славенск на севере, имел трех сынов: Избора, Володимира и Столпосвята. Каждому из них построил по единому граду и в их имена нарече. Всю землю им разделя, сам пребывал в великом граде (Славенске) лета многа и в старости глубоце умре. А по себе Избору град великий и братию его во власть преда. Потом изомроша Избор и Столпосвят, а Володимир власть прият на всей земли.

Чрез несколько поколений славянских князей на севере княжил Гостомысл, сын Буривоев. Старшая дочь Гостомыслова была за Изборским князем, от коей родилась княгиня Ольга. Вторая дочь за Варяжским князем, отцом Рюрика.


Легенда вторая, основанная на Подробной летописи от начала России до Полтавской баталии, изданной Н. А. Львовым:
:
Славен, сын Гостомыслов, отшед от отца своего в Чудь и тамо постави град
на месте, нарицаемом Сходница, и нарече граду имя Славенск и княжи в нем три лета
и умре. Сын же его Избор премени тому граду Славенску имя и нарече его
во свое имя Изборск; а сей князь Избор змием уяден умре.


А почему Труворово? Ведь летописи говорят об Изборе. Во всем виновата «Повесть временных лет»:


И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли,
и сел старший, Рюрик, в Новгороде,
а другой, Синеус, — на Белоозере,
а третий, Трувор, — в Изборске.



Но будем лояльны к Нестору. Ведь он был с Киевской земли и в работе пользовался не первоисточником, а переписанной копией («списком»).


К сожалению, в позднейшие переводы («на русский») вкралась ошибка, на которую указал российский историк Арист Аристович Куник. В результате буквального перевода «древнешведских» слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной» Синеус и Трувор вдруг стали людьми и братьями Рюрика. А ведь все просто – Рюрик действительно прибыл на место постоянного жительства с семьей, которую на первых порах поселил в Белоозере, и дружиной, основные силы которой определил на постой в Изборе.




Труворово городище или, правильнее Избор, было образовано в месте отхода ледника, на высоком труднодоступном мысу при впадении ныне безымянного ручья в Городищенское озеро (ранее ‒ Изборское), связанное системой вод с Балтийским морем. По данным археологов жизнь в нем кипела уже в VII веке.


…в отдалении от первого города и кладбища на пашенных полях сохами отрывалось много могил с человеческими остовами, коих головные черепы увенчаны кольцеобразными медными змеями, на шеях медные ожерелья, цепочки и бляхи, а на руках кольчатые и широкие медные запястья, какие носят доныне соседние чухонские и латышские женщины...
- из археологических записей, опубликованных в 1825 году

Само городище, если приехать туда сегодня, представляет собой плато треугольной формы, возвышающееся над стремительно мелеющей системой из двух озер метров на 10 (6 метров вал и 3 метра – ров), заросшее травой. На Труворовом городище применяется современная система раскопов. Это значит – ученые раскопали, зафиксировали, сделали выводы, и … закопали обратно. Если удастся попасть во время раскопок или сразу после них, когда не начались работы по консервации – значит, вам повезло! Но даже если не повезло, то, все равно, стоя на территории Городища, не просто понимаешь – чувствуешь, что ничего, кроме оборонительной крепости позднее IX века, здесь быть не могло. Эти ощущения верны.



Историки выделяют три этапа жизни Избора:

VIII – X века – племенной центр.
Хотя, по мнению ученых, Избор в эти времена являлся ремесленно–торговым центром округи, летописи позиционируют его как достаточно важное и крупное поселение. Недаром Гостомысл (согласно легенде) дал «добро» на замужество своей дочери за князя Изборска. Площадь града составляла в те времена около 6 000 кв. м. Поселение было укреплено двумя валами ‒ дугообразным, сложенным из очень плотной глины и камня, с напольной стороны, и небольшим в мысовой части. В средней части поселения была устроена вечевая площадь, округлая в плане, диаметром около 25 метров. Жилые постройки располагались кучно и бессистемно. Были они, в основном двух типов: с печью-каменкой, характерной для северо-восточнославянских племен и целиком глиняные, на деревянном каркасе.


… Также в слоях IX в. зафиксированы две срубные постройки с глинобитными полами и открытыми очагами из песка, глины и камней. Эти черты указывают на связи с «дославянскими» древностями раннего железного века лесной полосы…



Состав населения отличался этнической пестротой, что характерно для торгово-ремесленного града. Временной культурный пласт, включая погребальные захоронения, предоставляет свободу мысли. Височные серповидные кольца с ребром – кривичи, змееобразные венцы – чудь, небольшие серпы с отогнутой под прямым углом пяткой и пинцеты с расширенными лопастями – культура «длинных курганов» и пр.




Принципиально важные изменения облика и топографии Избора произошли в первой половине X века, после сильного пожара. Град расширил свою территорию до 1 га и был поделен на две части. Мысовую часть с вечевой площадью занял княжеско-дружинный Детинец, который по периметру был обнесен мощеной оборонительной стеной, а за стенами расположился торгово-ремесленный Посад.


X – XI века – древнерусский город.

Времена меняются, и град меняется вместе с ними. В этот период Избор окончательно теряет себя как торгово-ремесленный центр и становится форпостом на западных рубежах Новгородского княжества (Новгородско-Псковской земли). К концу XI века Детинец ликвидируется, и по периметру всего поселения сооружаются каменные крепостные стены. На «мысу» возводиться мощная каменная башня. Рядом с башней в стене крепости оборудуется скрытый лаз, дающий возможность защитникам устраивать неожиданные вылазки во время осады.




XI – XIV века – город-крепость Новгородско-Псковской земли.

Уже Изборск, а не Избор, одним из первых встает на защиту земель Северо-Западной Руси от неуемной алчности Ливонского ордена, превращаясь в сторожевую крепость. За это время она выдержала немало осад и штурмов! Но к началу XIV века, построенная два века назад, уже не отвечает технологиям оборонительных укреплений. В 1330 году в 400 метрах, на Жеравьевьей горе возводиться современная оборонительная крепость, а Старому Изборску достается функция сторожевой башни.




А до этого… На протяжении полных 600 – 800 лет на этом участке земли жили гордые и славные венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы, племена кривичей и ильменских словен. Перечисление народов, проживающих на территории Новгородской земле (Словении, Новгородское княжество) занимает в древней летописи целый абзац:
въ Афетовѣ же части сѣдять Русь, Чюдь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочьская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Утра, Литва, Зимѣгола, Корсь, Лѣтьгола, Любь, Ляхъве же и Пруси и Чюдь присѣдять къ морю Варяжьскому



Они оставили на этой земле свою память. Кто в изделиях (на городище обнаружено множество отливок для изготовления украшений и предметов быта), кто в былинах и сказаниях, кто в названии рек и речушек… И когда ходишь по этому чудесному месту – Избору (Труворову городищу), обосновано понимаешь, что здесь действительно жили и творили твои пращуры. Смотря на склоны холмов, на озеро, созданное еще в эпоху Ледника, начинаешь всем своим существом осознавать, откуда твои корни. А некоторые, может, поймут, и какая внутренняя сила скрыта в них самих.