Ирина Шираченко
8 июня 2015

Отдыхаем в России: 10 майских дней на Азовско-Черноморском побережье (часть 1)

В мае этого года, имея две недели отпуска, мы решили отправиться в путешествие по Азовско-Черноморскому побережью Краснодарского края на автомобиле. Маршрут разрабатывался около полугода. Достопримечательностей для посещения было выявлено огромное количество, но из-за ограниченности во времени, мы посетили примерно десять процентов, из имеющихся. По той же самой причине, уже на местах, было решено проживать на базах отдыха или в гостиничных домах, а не в автокемпингах, как было запланировано. Поэтому палатка, спальники и прочие нужные в кемпинге вещи, без дела пролежали в багажнике.
В итоге, в течение десяти дней мы совершили марш-бросок от города Темрюка до поселка Красная Поляна, а также на экскурсионном автобусе одним днем, посетили Абхазию. Заявленные десять дней – это чистое время, не учитывая почти четыре дня на дорогу из Саратова и обратно.
Перемещались мы в основном на автомобиле, но было очень много пеших маршрутов, велосипедных прогулок и катаний на канатных дорогах. В ходе нашего короткого, но емкого путешествия, мы посетили массу самых интересных, удивительных, необычных, уникальных и единственных в своем роде мест, которыми так богата Краснодарская прибрежная курортная зона. Мы привезли домой багаж ярких впечатлений, непередаваемых эмоций и приятных воспоминаний. В каждое место, где мы побывали, хочется вернуться вновь. И я горжусь, что отдыхала этой весной именно в Краснодарском крае, потому что это моя страна – моя Россия!
Кратко, хотелось бы описать наши приключения, и надеюсь, многих мой рассказ подтолкнет на поездку в эти прекрасные места. Единственное, что хочу опустить, это цены, бытовую информацию, и разные ненужные подробности. Кстати, различные описания и исторические справки, приводить не имею права, интересующиеся могут с легкостью найти их в интернете.

1 день
По приезду в город Темрюк, мы имели в запасе еще полдня, и не стали расслабляться - сразу же посетили грязевой вулкан «Гефест», который нетрудно найти в центре города.

Это очень интересный объект, оборудован неплохо, но в полную силу начинает работать с июня, поэтому нам разрешили только осмотр.

Позже мы попытали счастье на «Крокодиловой ферме» в станице Голубицкой, но и она еще не работала. Здесь же, в Голубицкой, мы нашли работающую уже базу отдыха и на ночь остановились именно там. В сезон, конечно, выбор огромен. Вдоль побережья Таманского залива Азовского моря подряд идут всевозможные базы и дома отдыха, отели и автокемпинги. Все они имеют выход к морю и удобные пляжи. Вода здесь довольно чистая, а пляж местами усыпан ракушечником.

Тем же вечером мы наблюдали, красивейший закат над Азовским морем.

2 день
На утро мы поехали в соседний поселок За Родину, на еще один грязевой вулкан, под названием «Тиздар». Отлично обустроенная территория, нас очень порадовала. К тому же рядом плещется море, исключительного ярко-голубого цвета.

Далее через станицу Ахтанизовскую наш путь лежал в поселок Сенной, на завод по производству вина «Фанагория». По дороге встречались виноградники и лиманы с полями лотосов, которые цветут, к сожалению, только в июле-августе.

На фоне относительно равнинной местности, высилась Ахтанизовская сопка, окруженная полем цветущей горчицы.

Следующей остановкой была Тамань. Очень уютный, чистый и тихий городок. Там мы посетили парк, дом-музей М.Ю. Лермонтова и Таманский археологический музей.

Еще одно разочарование ждало нас на раскопках древнего городища Гермонасса-Тмутаракань, т.к. они еще были закрыты. Но на выезде из города, удалось попасть в интересный этнографический музейный комплекс «Казачья станица А-Тамань».

Последний удивительный объект Таманского полуострова, на который мы отправились, была насыпная коса Тузла – место слияния Черного и Азовского морей. По самой косе проехаться мы не решились, зато отлично рассмотрели ее красоту со смотровой площадки, а где-то там, в туманной дымке, был Крымский берег.

Общие впечатления о полуострове остались самые приятные. Здесь очень тихо и легко, а местные пейзажи успокаивают и расслабляют.
Ну вот, Тамань уже позади, и буквально через полчаса мы в городе-курорте - Анапа. Покой наш нарушен. Этот город очень динамичный, живой, с множеством людей и машин. Первым делом бежим осматривать парк 30-летия Октября.

Он протянулся вдоль набережной. Среди огромного количества кафе, аттракционов, дискотек, мы откапали интересные объекты. В деревьях спрятались остатки турецкой крепости - «Русские ворота», а недалеко от них археологический музей-заповедник «Горгиппия».

В Анапе много зелени, фонтанов, красивейшая набережная и обширная полоса песчаного пляжа. Все же задержались мы здесь всего на одну ночь.

3 день
Утром третьего дня мы отправились в поселок Большой Утриш. От Анапы он находится в получасе езды по серпантину. Здесь уже местность приобретаем горный характер. При подъезде к поселку и в его окрестностях виды просто сказочные, я бы осталась там жить.

Помимо этого, около двух часов мы прогуливались здесь по фисташково-можжевеловому лесу, который имеет статус заказника. Полезность таких прогулок общепринята, ведь насыщенный фитонцидами лесной воздух в сочетании с морским, помогает при заболеваниях верхних дыхательных путей. К тому же неповторимые панорамы здешней природы, дарят эстетическое удовольствие.

Очень не хотелось уезжать из этого рая, но время поджимало.
Едем дальше! Прямо на трассе у станицы Натухаевской, набрали воды из родника «У Орла».

До следующего пункта маршрута мы добирались порядка полутора часов, колеся по извилистым горным дорогам. А вот и оно, затерянное между гор, озеро Абрау-Дюрсо.

Красота его изумрудной воды поражает. Можно сидеть в парке на берегу часами с запотевшим фужером игристого вина, произведенного на местном заводе и думать, мечтать о чем-то своем.

От озера мы взяли курс на город-герой - Новороссийск. Он встретил нас довольно ветреной погодой. Но это не помешало прогуляться по грандиозной набережной имени адмирала Серебрякова и полюбоваться музеем-крейсером «М. Кутузов».

Из города мы выезжали уже поздно вечером, и незабываемая картина открылась с панорамной площадки: вся бухта была залита вечерними огнями, а в закатном небе уже светился тонкий серп Луны и Венера.

Через несколько минут нам улыбалась Кабардинка, а сразу за ней еще один прекрасный курорт – Геленджик. В нем мы остановились уже на две ночи, о чем ни капли не пожалели.

4 день
Радостное и солнечное утро подарил нам Геленджик! Чтобы подышать этим чудесным городом, мы пересели на велосипеды, которые любезно предоставили нам в гостиничном доме. Прокатились по улице Островского, Платановой аллее, потом по набережной.

День продолжился посещением «Сафари-парка», который является реабилитационным центром для животных. Они все очень милые и любят угощения.

Здесь же начинается канатная дорога на Маркотхский хребет. Подъем занимает 20 минут.

Потом предлагается прогулка до дольмена и посещение выставки бабочек и террариума.

Самое захватывающее зрелище ожидало нас на смотровой площадке. Это была фантастическая панорама Геленджикской бухты с высоты 640м н. у. м., вдоль которой раскинулся изумительный Геленджик.

Спускаясь, мы продолжали наслаждаться этой красотой под музыку из динамиков на опорных столбах.

Заряд позитива и адреналина вел нас навстречу приключениям! И мы их нашли в сорока минутах езды от Геленджика, близ поселка Просковеевка. Это довольно известные достопримечательности на самом берегу моря. Мы оставили машину недалеко от пляжа и шли пешком около 25 минут до уникального геологического образования – скалы «Парус».

По дороге к ней, есть не менее потрясающие геологические отложения – «Флиши», и они вместе со скалой объявлены памятниками природы.

Идти было очень трудно, а купаться еще труднее, потому что весь берег усыпан огромными валунами. Когда подходишь к скале, чувствуешь себя букашкой, и поражаешься, как такая громадина не падает.

В город мы вернулись только на закате.

5 день
Выехав из Геленджика ранним утром уже через 15 минут за поселком Возрождение, мы отыскали удивительное место для слияния с природой и общения с духами. Это, известная своими водопадами, дольменами и курганными могильниками, долина реки Жанэ. Первый водопад был в ста метрах от трассы. Далее тропа длилась 2,5 км вдоль реки, и в некоторых местах была довольно крутой. По пути встречались группы дольменов, у которых мы зарядились энергией. Впереди шумели небольшие водопады с чистейшей водой.

Тропа вела через густой лес, который пытался спрятать в своей зелени разрушенные дольмены и курганные могильники, неразгаданные и непонятые.

Впереди нас ждали еще водопады и небольшие природные ванны «Геракла» и «Афродиты». Конечно же, мы искупались в них, хотя вода была прохладной.

Получилось очень бодрящая прогулка, и чувствовался прилив сил и энергии. Кто знает, может и правда такие места откроют в нас что-то новое. Такие необычные по красоте объекты, не редкость в нашей стране, просто нужно о них рассказывать, делать известными.
Весь маршрут занял примерно три часа, и с грустью расставшись с этим местом, мы отправились дальше. По пути у самой дороги набрали воды в роднике «Наташа», и вскоре не смогли проехать мимо еще одной дольменной группы. Так как она находилась у трассы, то порядком пострадала от рук человека и была отдана в частную собственность. Территория вокруг них сейчас облагорожена, и дольмены имею свои имена: Тор, Мая, Хан и Нежность, и как говорят, обладают различными целительными свойствами.

Мы осмотрели все дольмены и поехали в бухту Инал. Погода подвела, и море было неспокойным, но от этого не менее привлекательным. В солнечный день эта бухта имеет голубой цвет, из-за пластов голубой глины на дне, в которой, кстати, можно измазаться и на самом пляже.

Силы были на исходе! И этот, интереснейший и насыщенный день, закончился для нас поздним вечером в Туапсе.