Перу. Коста. Путевые заметки. Часть 3. Трухильо, Чан-Чан, Уака де ла Луна




В первой части моего обзора о перуанском побережье я рассказала об Ике, оазисе Уакачина и заповеднике Паракас , во второй - о провинции Барранка и ее примечательных местах .
Теперь отправимся дальше на север. Ближе к экватору.

Трухильо (Trujillo) – достаточно крупный город, столица провинции. Основан был в 1534 году, и пестрит памятниками колониальной архитектуры. В отличие от многих других городов, его центр очень ухожен, и выглядит крайне чисто, мило и очень ярко. Впрочем, своей планировкой напоминает другие города Перу: главная площадь Plaza de Armas, собор, статуя.



Кафедральный собор города – сочного оранжевого цвета, как игрушка.



А эти прекрасные кованые решетки на окнах домов…


Именно в Трухильо находилась штаб-квартира Симона Боливара, и была провозглашена независимость Перу. Центр города невелик, и обойти его можно довольно быстро. Но приезжают сюда туристы не только за этим…
В доколумбовую эпоху эти земли населяли индейцы чиму (XIII-XVвв.) и мочика (I-VIII вв.), оставившие после себя множество древних памятников, которые располагаются как в самом городе, так и за его пределами.

Близ Трухильо находится поселок Уанчако (Huanchaco). Многие туристы останавливаются именно здесь. И я бы смело рекомендовала именно этот вариант!
Городок растянут вдоль тихоокеанского побережья, а потому облюбован серферами со всего мира.
Главная достопримечательность Уанчако – вид на океан. Это нечто!



Вдоль набережной расположено множество гостиниц, в том числе совершенно не бьющих по бюджету. Наблюдать из окна за кроваво-красным стремительным закатом и, подсвеченной уходящим солнцем, оранжевой набегающей волной – бесценно!


Еще одна достопримечательность и развлечение для туристов – лодки Caballito de totora (дословно «Лошадка из тростника»). Они стоят чередой вдоль набережной, украшая местный пейзаж, и за некоторую плату можно на них покататься.


К слову, в Уанчако очень вкусно кормят – нет ничего вкуснее блюд из свежих морепродуктов!



Теперь о захватывающих памятниках древних культур, расположенных поблизости.

Первый, и, пожалуй, самый зрелищный – город Чан-Чан. Это древний город культуры чиму, он являлся ее центром и столицей. Построен Чан-Чан был около 1300 года и занимал площадь более 20 кв. км. Можете представить, насколько это много по тем временам. Чан-Чан был очень могущественным городом во времена чиму, но с приходом инков утратил свое значение. Однако разрушен был позже – испанскими конкистадорами. Чан-Чан был создан из самана (это смесь песка, воды, соломы и, возможно, других материалов), и поэтому природа его не щадит. Раньше в этих местах дождя не бывало. Теперь же климат несколько изменился, и осадки разрушают город. Почти весь Чан-Чан сейчас – песчаные руины, но храмовый комплекс расчищен и отреставрирован, и открыт для посещений. От пагубного воздействия осадков его защищают тенты. Они несколько портят облик, но что поделаешь?



Теперь о впечатлениях – это потрясающе! Во-первых, масштабы. Огромные церемониальные залы, толстенные стены. Сохранившиеся орнаменты выполнены с невероятной четкостью. Мотивы в основном морские – пеликаны, животные, которые водятся в океане и на побережье, рыболовные сети, волны, рыбы, океанские течения – все, чем жило местное население несколько веков назад. Из информации об объектах Чан-Чана можно узнать, что эти орнаменты дают понять, насколько много знали индейцы о законах природы. И это удивительно!


Здесь небольшой видеорепортаж из Чан-Чана:


Некоторая справочная информация: добраться из Трухильо или Уанчако до поворота на Чан-Чан можно на местной маршрутке. Дальше такси или пешком. Туда мы дошли пешком, минут 20 наверно идти.



Обратно, уставшие, уже на такси. Причем, такси можно взять вместе с другими туристами, поделив плату. В стоимость билета также входит посещение музея, посвященного Чан-Чану и культуре чиму, но находится он уже ближе к Трухильо. Солнцезащитный крем, кстати, будет не лишним.

Следующие объекты, которые мы планировали посетить, были более труднодоступными, поэтому мы решили взять тур, о чем нисколько не пожалели. Нам попался прекрасный экскурсовод, очень эрудированный и явно любящий свою профессию. И даже мне, не на лучшем уровне владеющей испанским, было все понятно (есть туры на английском). В качестве ложки дегтя все же скажу, что автобус и организация были мягко говоря так себе. Но ждать лучше в Перу за такие деньги не приходится. К этому я уже привыкла и старалась не обращать внимание на подобные издержки… Тур мы приобрели в центре Трухильо в одном из многочисленных турагенств.
Итак, мы отправились в Уака де ла Луна (Huaca de la Luna) – храм Луны. Это сооружение высотой 21 метр построено, так же как и Чан-Чан, из самана, и относится к культуре Мочика, о которой я уже упоминала. Храм большой и имеет несколько ярусов, которые возводились в разные периоды один над другим. В нем расположены церемониальные залы, в которых проводились различные религиозные обряды. На самом верху – место жертвоприношений. Там и сейчас над собравшейся группой летают урубу (птицы-падальщики вроде кондоров, только меньше размером). Я стала подозревать их в нечистых помыслах, и, как оказалось, не ошиблась – на мой вопрос о том, что делали с трупами жертв, экскурсовод ответил, что их оставляли там же на съедение птицам.
В некоторых церемониальных залах расчищены потрясающие фрески, цвета которых – черный, белый, красный, синий и оранжевый - прекрасно сохранились. На фресках изображены божества мочика.



Поднимались мы на храм с одной стороны, а спускались с другой, и зрелище, которое предстало перед глазами, казалось невероятным – огромная стена, сплошь покрытая фресками. Рядом с ней чувствуешь себя крошечной, и понимаешь, насколько развитой была цивилизация, которая смогла создать все это. На фреске (по сути это одна огромная фреска) рядами изображена вся иерархия социальной жизни Мочика. Рядом с ней ворота, на которых в сложном запутанном рисунке также проиллюстрирован уклад жизни индейцев.


Напротив расположился другой храм - Уака дель Соль (Huaca del Sol), или храм Солнца. По одной из теорий он служил для политических нужд, а также для проживания элиты. Этот грандиозный храм высотой 43 метра пока еще полностью покрыт песком, и раскопки из-за нехватки средств не ведутся, хотя территория оцеплена.



Раньше Уака де ла Луна был такой же грудой песка, как и храм напротив – природа сделала свое дело. Гид рассказал, что именно поэтому храм и уцелел во время испанских завоеваний и грабежей последующих столетий.
А в пространстве между храмами располагался город, который с I века до нашей эры и до IX века был столицей культуры Мочика, и от которого сейчас остались лишь немногочисленные руины. Но исследования этих руин дают нам понять, насколько высоко организовано было то общество в социальном, политическом, религиозном и экономическом смысле.
В программу тура также входил просмотр выступлений танцоров маринера. Marinera – это национальный перуанский танец. Он похож на некоторый микс перуанских, испанских и неизвестно каких еще танцев. Музыка громкая, чем-то напоминающая марш. Танцуют обычно в паре, но есть и другие варианты. Мужчины держат в руках шляпы, а девушки – платочки, и пляшут босиком. Из других вариантов – танец с лошадью. Лошади как на подбор - красавцы, ухоженные, гарцуют, поднимают высоко копытца – этому их долго и усиленно обучают. В общем, в рамках экскурсии или где-то в другом месте, но посмотреть на это стоит.


Несколько видео.
Парный танец:



Танец лошади и девушки:



Танец лошади и мужчины (в сопровождении кахона):



Танец лошадей:



Далее о путешествии по побережью читайте в следующей, заключительной статье .
Спасибо за внимание!