Александр Хитров
16 октября 2017

По следам Арсеньева: PrimDiscovery первыми прошли по новой экотропе. День 2-3

День 1.
***

День второй. 18 сентября 2017 года

Следующим утром выйти удалось только в 11.45. После вчерашней прогулки по лесу организмы отказались просыпаться ни свет ни заря и долго раскачивались с непривычки. Позавтракав, оставив после себя порядок в избе и связавшись с дежурным заповедника по спутниковой связи (каждая группа туристов дважды в день отзванивается с отчетом, что всё хорошо), мы выдвинулись в путь. По дождю.

Погоду еще "на берегу" обещали не самую прекрасную - в первый день солнце, в остальные - дождь. Поэтому теоретически мы были к нему готовы. А вот практически... В целом, идти было вполне комфортно, но спустя несколько часов обувь становилась мокрой. Всё-таки лучше брать с собой резиновые сапоги, как советовали в заповеднике.

Зато во время дождя краски осени ярче. Листья, трава, цветы переливаются на свету, отражаясь в лужицах и ручьях. Хорошо, что мы ни разу за пять дней не попали в настоящий ливень.

Во второй день путешествия наша славная компания впервые за поход схватила хорошую дозу адреналина. Шли мы по тропе, разговаривали, и вдруг справа, совсем рядом, раздался странный протяжный звук. То ли "мяу", то ли рык, то ли рев, то ли какое-то зевание. Даже наши сопровождающие, сотрудники заповедника, не смогли вот так сходу определить, с кем нас так близко свела тропа. Все притихли и стали доставать фальшфейеры, потихоньку рассуждая вслух: "Единственный зверь, который может издавать такой звук - тигр". "Не, ну может и медведь". "Да нет, медведь так не орет"...

Постояв немного, двинулись дальше. Я в тот момент и боялась, и не боялась одновременно. Во-первых, говорят, что если тигр захочет напасть, то нападет и никого спрашивать и предупреждать не станет. У жертвы просто вдруг "выключится свет". Во-вторых, еще не факт, что это тигр - звук был слишком странный.

Через метров сто звук повторился где-то рядом. Что ж, видимо, зверь нас провожает. Это хорошо или плохо?

Пока я вела самые философские внутренние диалоги, мои товарищи явно расслабились и успокоились. Загадочный зверь выдал себя - следующие его ревы были вполне обычными, и сотрудникам заповедника и Саше не составило труда определить в нем изюбря в брачный период.

Такими "криками" рогатые самцы призывают сородичей сразиться в мужской схватке, чтобы выяснить кто лучший и завладеть всеми самками "района". Осень - пик игры гормонов изюбря, поэтому в лесу становится шумновато.

Рев изюбрей сопровождал нас еще несколько дней, но мы уже не так пугались. Теперь будем знать, что у голоса изюбря богатая палитра звуков.

Это были не все приключения во второй день экспедиции. Мы наткнулись на след медведя, обнаружили фотоловушку, перешли несколько ручьев вброд по бревнам и камням. Пытались обнять тополя Максимовича, заглянуть в берлогу (не решились), перешагивали через маленького щитомордника. Мы видели юрких пеструшек в прозрачнейшей воде небольшого ручейка, свежие пикеты и еле заметные старые засечки на вековых кедрах.

Через пять часов пути наши 10 км на сегодня закончились - показалась изба Деревнинская. О ней рассказывали в заповеднике еще до того, как она стала одной из "арсеньевских". Денис Евстафьевич Деревнин, в честь которого и назвали кордон, жил и оберегал лес на Сихотэ-Алине еще в начале прошлого столетия. Экспедиция под руководством К. Г. Абрамова (сейчас его имя носит заповедник) в 1930-х годах проводила исследования будущей охраняемой территории и определяла ее границы - Дениса Евстафьевича тогда привлекли к работе как опытного таежника. Так и остался он здесь работать, отдав более 30 лет во благо охраны Сихотэ-Алинского заповедника. Его потомки продолжают дело заслуженного егеря - и уже внук Дениса Евстафьевича принимал участие в строительстве избы Деревнинской.

Все мокрые, мы с радостью ринулись к избе, едва ее увидев среди деревьев. Быстро переодевшись и развесив одежду сушиться, завели печь, приготовили ужин. К слову сказать, меню у нас было разнообразным: на гарнир - рис, гречка или макароны, из мяса - тушенка или соевое. Везде мы клали сушеные овощи и приправы. Кроме того, были бутерброды с колбасой и сыром или с салом.

Этот вечер не стал исключением для историй на ночь. Третья изба на маршруте посвящена геологии. Ее книга будет рассказывать о горном царстве под названием Сихотэ-Алинь: читатель узнает об особенностях хребта, о его значении и влиянии на флору и фауну, на жизнь людей, населявших Уссурийский край.

- Сихотэ-Алинь — эта целая горная страна, занимающая три четверти территории Приморского края, и представляет собой систему из ряда хребтов, массивов, плато, разделённых глубокими долинами многочисленных рек, - рассказывал нам Михаил. - В 1906 году Владимир Клавдиевич на протяжении всего маршрута исследует рельеф, добывает образцы горных пород, неустанно ведет записи в дневнике, читая которые, можно представить, какое впечатление произвели на него горы Сихотэ-Алиня.

Позже мы заглядываем в дневники Арсеньева того года: "Что-то страшное, таинственное, грозное, таящее ужас кроется в молчаливом величии гор. Боже! Какой пигмей человек. Даже столетние высокие кедры кажутся тоненькими маленькими (паршивыми) иглами там где-то внизу...".

Мы слушали Михаила, затаив дыхание. Назавтра группе предстояло пройти тот самый перевал, где экспедиция Арсеньева провела ужасные два дня.

День третий. 19 сентября 2017 года

В третий день нам предстояло пройти 12 км, поэтому было решено встать пораньше - в 7.00. Встали, но ускориться не смогли, поэтому вышли только в 11.00 и собирались торопиться и нагонять.

Торопиться всё же не получалось, - мы впервые пошли в горку. Перевал уже начинался, хотя и очень плавно. Дождя не было, но и солнца тоже - вполне приятная погода для восхождения. Мы шли вверх и обсуждали, почему Арсеньев именовал этот перевал перевалом Терпения. Сошлись на том, что надо искать ответы в его дневниках.

Тем временем, к 12.00 мы вдруг очутились на хребте. Перевал оказался совсем простым. Да и высота у него всего 800 метров. Наверное, это самое приятное место, где можно перевалить Сихотэ-Алинь.

На "вершине" туристам Тропы Арсеньева предлагается совершить несколько ритуалов, что мы с радостью и сделали. Во-первых, возложили вкусности местному идолу. Во-вторых, опустили сверток с приветами и пожеланиями в специальную бутылку. В-третьих, испили чаю с лабазником.

Третий пункт мы добавили от себя, потому что поднявшись наверх, сразу продрогли. Хоть было и не холодно, но ветерок сделал свое дело.

Мы уже читали у Арсеньева, что восточная сторона (откуда пришли) и западная (в которую только что зашли) сильно отличаются. Он писал, что теперь природа станет скуднее. Но то ли мы не ботаники, то ли со времен Арсеньева что-то изменилось, но изменений именно в богатстве лесного убранства мы не заметили.

Хотя другой лес появился. На смену кедрово-широколиственным лесам пришли пихтово-еловые. Те самые, которые в сказках называют "дремучими" и "темными". Стройные хвойные красавицы вытягиваются к небу, закрывая пушистыми лапами землю от солнечных лучей, лишайник уснея свисает с их веток почти до самой земли, укрытой мхом, кукушкиным льном (это такие маленькие елочки ростом с травинку) и красными ягодками - дёреном. Такой лес характерен для чуть большей высоты, где мы шли в предыдущие дни, поэтому теперь стал для всех нас завораживающим открытием.

Выйдя из него, мы спустились к ручью Спутник, затем свернули к реке Резвушке. Вновь лес вокруг стал пойменным: береза, ольха, клен, чозения, ясень, бузина, липа. Все они, по-разному желтые, зеленые и красные, смешались в одном хороводе осенних красок, по пути то и дело встречая нас листопадом.

В этот день мы имели честь увидеть лишь тритона и лягушек. Хотя меточных деревьев на пути было предостаточно - со следами присутствия и медведей, и тигров. Несколько раз разным членам нашей команды слышались звуки, похожие на сигналы присутствия крупных хищников, но обошлось.

К 18.00 группа пришла в очередную избу - Еловую. В первую очередь, кордон поразил нас размерами - этот дом явно больше предыдущих. Во-вторых, внутри мы обнаружили сейф для продуктов с приправами, запасами продовольствия. А также зеркало, репелленты, шампунь, терку и другие прелести жизни. Евгений и Михаил уверили нас, что такой набор (а может, и лучше) в скором будущем появится на всех избах "Тропы Арсеньева". Туристам не придется нести завтраки и ужины за плечами - всё будет дожидаться их в местах ночевок.

На четвертом по пути кордоне мы решили-таки опробовать старую избу в качестве бани. Вполне хорошо получилось. Топим печь, греем ведро воды, разбавляем холодной и моемся. Жар идет, шампунь есть - что еще надо для счастья?

После банных процедур и ужина все заметно повеселели и долго не хотели укладываться в спальники. Ливень за окном добавил вечеру уюта - уже третьему на Тропе. Когда мы, наконец, приготовились слушать Михаила, стало совсем поздно. Но кое-что он успел нам рассказать.

Изба Еловая посвящена природопользованию - в книге рассказывается обо всех видах промысла, описанных Владимиром Клавдиевичем.

- Трудно переоценить вклад Арсеньева в анализ экологической обстановки, сложившейся в крае во времена его экспедиций, - говорил Михаил. - Скрупулезная работа, проведенная Владимиром Клавдиевичем, дает нам не только общее представление о положении дел в крае в области природопользования, но и позволяет реально оценить те объемы хищнического пользования природными ресурсами...

Отголоски варварского лесопользования, царившего в то время, слышны до сих пор. Животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, когда-то стали объектом беспощадного промысла. Ради наживы люди убивали всё без разбору, даже беременных животных. Выдирали растения так, что не оставляли шансов взрасти новым побегам...

Жуткие истории, после которых и спать-то сложно. Но надо, завтра нам тоже предстояло пройти 12 км.

Тизер к фильму "По следам Арсеньева"