Александр Хитров
16 октября 2017

По следам Арсеньева: PrimDiscovery первыми прошли по новой экотропе. День 4-5

О первых трех днях можно прочитать на сайте Моя Планета:

День 1
День 2-3

День четвертый. 20 сентября 2017 года

Этот день стал похожим на все предыдущие. В лесу так часто бывает. Встали, позавтракали, собрались, вышли. А дальше - красота, ароматы смолы, рыбных рек, увядающих цветов и осыпающихся листьев...

Мы шли под крики кедровки (не пение и не щебет, а именно крики), разглядывали все те же пихты, ели, кедры. Встретили бурундука. Он умывался и совсем никуда не спешил. Мы тоже, поэтому Саша устроил зверьку целый фотосет.

Затем попали в мари. Это болотистые открытые места, покрытые мхом и багульником. Аромат стоит неимоверный - сладкий, душистый. Будто не вдыхаешь, а пьешь его. Михаил сразу предупредил, что задерживаться в такой местности не стоит - либо голова заболит, либо сознание потеряешь.

Два раза такие вещи повторять не надо - скорость команды в миг значительно возросла. Правда, ненадолго - наши фото- и видеохудожники не смогли пройти мимо такой красоты без кадров.

Мари чередовались с елово-пихтовыми лесами. В одном таком мы наткнулись на старую развалившуюся избу. Саша увидел чайник на тропе, в полуметре от него - бутылку (еще советскую), а потом уже обратил внимание, что все это лежит на полусгнивших досках какого-то строения. По центру "дома" уже давно растет крепкая лиственница, что не оставило сомнений - дом очень старый, скорее всего, был построен еще до основания заповедника (позже мы пытались выяснить информацию об этом доме - инспекторы рассказали, что так и есть. Это изба охотников, давно промышлявших в этих местах).

А к своей избе мы добрались только к 18.30, проведя в дороге в этот день 7,5 часов. По пути к Усть-Проходной увидели еще и настоящие солонцы - место, где на открытом пространстве разливается река, почва болотистая, в воде много соли. Здесь стоит лабаз, из которого ведут съемку фотографы и видооператоры-анималисты.

Может, поэтому пятая изба маршрута посвящена животным, которых описывал и изучал Владимир Арсеньев? Книга Усть-Проходной - это сборник цитат из трудов Владимира Клавдиевича о диких зверях. Пожалуй, самая знаменитая из них:

"Боже мой! Как бы процветала фауна и флора, если бы человека не было. И он еще осмеливается называть себя царем природы. Нет, он бич земли! Это самый ужасный хищник, беспощадный, свирепый, ужасный. Чем мне чаще приходится бить разного зверя, тем все более и более я убеждаюсь, что рано или поздно я брошу этот вид охоты", - из дневников В.К. Арсеньева, 1906 год.

В своих дневниках Арсеньев описал поведение, ареалы животных, рассказал о собственных встречах с тигром, медведем, лосем.

Мы, выслушав эту часть истории, стали взволнованы - если Владимир Клавдиевич встретил всех этих зверей здесь, то и мы ведь можем?..

День пятый. 21 сентября 2017 года

Утром пятого дня мы и знать не знали, что встретимся с хищником. Еще и на близком расстоянии.

Мы наконец-то встали в 6 утра, вышли в 9.00 (акклиматизировались). Затем, - разувшись, в резиновых сапогах или у кого-то на руках, - перешли вброд реку Колумбе и попали в какой-то совершенно другой лес.

Березы. С белыми-белыми стволами, желтыми-желтыми листьями. Солнце свободно окутывало их рощи, отражаясь в светлой коре, ветерок медленно выпрашивал по листочку. Чуть дальше составлять компанию им стали лиственницы.

Михаил рассказал, что такие леса появляются на месте старых пожаров. Первой всегда захватывает местность береза, а уже затем остальные деревья ее вытесняют. Что ж, видимо, неспроста здесь протекает ключ под названием Горелый...

Сказочные пихтовники, увешанные уснеей, стали чередоваться с лиственичниками, уже немного пожелтевшими. Иногда мы снова выходили в мари, дышали ароматом багульника и шли дальше.

Ели ягоду. С самого первого дня тайга нас встретила и малиной, и смородиной, и жимолостью, и барбарисом, и шиповником. Были еще дёрен и элеутерококк, рябина, черемуха. Осенью медведям настоящее раздолье.

Кстати, о медведях. Когда мы увидели медведицу с медвежонком в 50 метрах от тропы, время замерло. Звуки стали глухими, краски осени - более яркими. Ветер слабо гладил по щекам, будто успокаивая: " Она вас не учует". И хотя огромная бурая махина смотрела прямо в нашу сторону, мы не паниковали - просто двинулись дальше, сделав пару снимков на память.

Не знаю, что нас спасло. Известно, что медведь от пятерых туристов запросто убежит, будучи трусливым и подслеповатым животным. А вот медведица даже сотню раскидает, издай ее дитя хоть один жалобный звук. Мы сначала увидели медвежонка, но приняли его за небольшого гималайца. А уже после обнаружили рядом его бурую родительницу. Они уходили на косогор - наверное, услышали нас и уходили с тропы.

Конечно, страшно. Хорошо, что не запаниковали, не побежали. Хотя дальше пошли быстрее, по пути обсуждая опасную встречу и пугаясь каждого трескучего дерева.

Обедали мы в этот день тоже на избе - на Хитрой. Она не включена в маршрут, но здесь часто ходят люди. Правда, мимо - слишком близко Усть-Проходная с ее развилкой на 4 кордона.

После перекуса вышли в перевал. Здесь тоже высота 800 метров, но подъем шел не так гладко. Крутой склон уже не позволял в полной мере получать удовольствие от прогулки, тело болело (особенно плечи и стертые ноги), легкие пытались вместить больше кислорода, стало жарко.

Целый час я шла вверх. Парни, конечно, были быстрее у цели. Но покорять вершину перевала меня одну не бросили - как бы медленно ни шел турист, его всегда сопровождает замыкающий. Запомните это - те, кто не слишком-то верит в свои силы. Каждые 200 метров у нас с замыкающим был привал, фотографирование окрестностей, светские беседы. Наконец, к 14.15 все были в сборе наверху. Там-то Дима мне и сказал, что Евгений недавно увидел еще одного медведя на нашей тропе - убегающего.

Как же мне в тот момент захотелось никогда не отставать от группы.

До машины оставалось еще полтора часа. Мы вновь шли сквозь лес, все чаще попадали на следы пребывания животных, любовались природой и старались надышаться этим воздухом еще и еще...

В 15.30 всё закончилось - нас встречали улыбающиеся инспекторы и УАЗ-"буханка". Мы это сделали! Стали первыми туристами на "Тропе Арсеньева"!

Итак, о тропе.

"Тропа Арсеньева" сегодня самый сложный экскурсионный маршрут в Сихотэ-Алинском заповеднике. Туристам предлагается в группе из 3-4 человек (+ 1 сопровождающий сотрудник заповедника) за пять дней пройти по подготовленной тропе 56 км пешком. Ночевки группы организуются в пяти избах - Усть-Шандуй, Нижняя Сахалинская, Деревнинская, Еловая и Усть-Проходная. В каждой туриста ждет специальная книга, рассказывающая об Арсеньеве и его исследованиях на определенную тематику.

Для посещения "Тропы" заповедник определил лучшее время - август, сентябрь и октябрь. И ограничение - до 100 человек за сезон.

В этом году образовательный маршрут тестируют несколько групп, но для туриста "Тропа Арсеньева" станет доступна лишь в 2018 году.

И еще кое-что. Сотрудники заповедника утверждают, что маршрут рассчитан на опытного и подготовленного туриста. Не пугайтесь этих слов. По мнению PrimDiscovery, это преувеличение. Раз уж наша Даша, далеко не самая спортивная и "походная" девушка, с удовольствием и без труда прошла весь маршрут - то и у вас получится. Хотя утверждать не можем, конечно. Но намекаем.

Провести пять суток в осенней дальневосточной тайге - настоящая сказка. При возможности не отказывайте себе в таком удивительном и незабываемом приключении.

***

Тизер к фильму "По следам Арсеньева"