По следам Единороссов и старого Ялутороского тракта. Курганская область




День первый. По следам Единороссов. По следам сторого Ялуторовского тракта. Моими глазами.

На электричке доехали до Шадринска и впереди было 2 дня, чтобы своим ходом на велосипедах вернуться в Курган. Поехали вдвоём, я и Лида. В электричку сели удачно, зашли в последний вагон. И почему же мы раньше не садились в последний вагон, ведь там так удобно с велосипедами. Есть специальная площадка у входа, где нет мест для сидения и спокойно можно поставить 2-3 велосипеда. Сначала мы туда и поставили. Но потом зашел машинист и предложил нам поставить велосипеды в комнату для хранения пожарного инвентаря. Говорит, мол, хулиганы колеса проткнуть могут в вагоне! Велосипеды в эту комнату вместились лишь в вертикальном положении. Машинист закрыл дверь на ключ и ушел за руль поезда.
По прибытию машинист видимо забыл про наши велосипеды. Пришел охранник, сказал, что поезд дальше не едет и что нам необходимо покинуть помещение. Мы сказали, что без велосипедов не уйдем. Вскоре пришел другой машинист и открыл нам двери.


Фото: Первоначальное место перевозки велосипедов


Фото: Велосипеды в помещении для инвентаря

Город Шадринск пролетели мигом, нигде не останавливаясь. Да и честно говоря, остановливаться было негде, Шадринск объехали по объездной и выехали сразу к Погорелкам. В Шадринске заехали лишь на старое Воскресенское кладбище, которое находится в бору. Там же находится Воскресенская церковь. На кладбище много старых купеческих могил, еще 19 века. Рядом с церквью и этими старыми могилами заметили много мусора, в частности бутылок из под спиртного. Видимо отличное место для распития спиртных напитков на кладбище, не так ли?


Фото: Воскресенский Собор


Фото: Старинные могилы


Фото: Купеческая могила


Фото: Башенка в Погорелке

После Погорелок началась грунтовая широкая щебенистая дорога. Мы сразу предположили, что это и есть старый Ялуторовский тракт. Сначала дорога шла через поля и болота, потом такая же широкая грунтовка пошла через лес. На первом же месте отдыха в лесу остановились перекусить. Так как ехали по Ялутороскому тракту, то решили фотографироваться почти со всеми знаками, указывающими, какие деревни проезжаем.
В Маслянском нужно было найти, где находится памятный камень Носилову К.Д. - писателю, географу. Начали спрашивать у людей, как всегда, ответа не поступило. Один даже спросил у нас, что такое достопримечательности. Но всё-таки нашелся человек, который понял, что мы ищем и указал нам на место, где установлен памятный камень. Он установлен между школой и клубом.


Фото: В пути


Фото: Перекус






Фото: Завьялово





Константин Дмитриевич Носилов – русский ученый, полярный исследователь, писатель, журналист, член-сотрудник Императорского Русского географического общества.
Родился 29 октября 1858 года в селе Маслянском Пермской губернии (ныне это село находится в Шадринском районе Курганской области).
Зимой 1882 года К.Д. Носилов представил в Императорское Русское географическое общество проект экспедиции по Северному Уралу. Получив одобрение, он отправился исследовать гидрографию бассейнов рек Северная Сосьва и Сылва, изучал жизнь малочисленных народностей региона (манси, самоедов), проводил опытные посевы злаков и овощей в Саранпауле.
Летом 1887 года начались арктические экспедиции К.Д. Носилова. В перерывах между зимовками на Новой Земле Константин Дмитриевич выступал с лекциями о своих экспедициях в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. После возвращения в 1891 году с Новой Земли он изучал уральского бобра в верховьях реки Конды, путешествовал по Ямалу. Потом были Юго-Западная Сибирь, Восточный Казахстан и Алтай, Карское побережье полуострова Ямал, где Носилов искал поморский «мангазейский ход» и намечал русло канала через Ямал.
В 1900–1901 годах Константин Дмитриевич был корреспондентом газеты «Новое время» в Маньчжурии и Монголии, в 1904 году он – на русско-японском фронте. В 1908 году путешествует по Каспию, Казахстану, Белому морю. В последующие годы активно участвует в деле транспортного освоения Северо-Запада России и Сибири – прокладке железнодорожной ветки до Шадринска, организации речного караванного пути через полуостров Ямал, строительстве железной дороги до города Романова (Мурманск).
Умер в 1923 году в Абхазии. (Источник http://kurgan.rgo.ru/2013/10/30/yunye-geografy-na-rodine-pokoritelya-arktiki/ )

Носиловом названа одна из улиц в Маслянском, а в местной школе в 2000 году с нуля был создан музей К.Д. Носилова. Не «по-школьному» богатая экспозиция хранит подлинные фотографии самого Носилова и предметы быта и обереги народов Севера, а в одной из комнат полностью воссоздана эпоха 1950-х гг – от пионерской формы до патефона.
(Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)




Фото: Именные деревья

Возникновение самого села Маслянского относится к 1669 году. Основателем его считается некто Федька Качесов, получивший разрешение построить слободу. Устроенная им слобода Маслянская носила также название «Острога Маслянскаго», вероятно, потому, что обнесена была стеною из деревянных срубов, окопом и рвом. В ведении этой слободы находились три села и 22 деревни. В каком году был открыт в Маслянской слободе самостоятельный приход, - сведения об этом не имеется.
Первый храм в селе Маслянском был деревянный, двухпрестольный, при чем алтари были устроены рядом один подле другого. Один из престолов был освящен в честь Святыя Живоначальныя Троицы, а другой – в честь Знамения Пресвятыя Богородицы. Основание этого храма относится к 1700 г., а освящение его последовало в 1702 году. Построен он был на высоком берегу одного из рукавов р. Исети, называемаго Каргою. Как гласит местное предание, он существовал до 1772 года, когда со всеми принадлежностями и архивом был уничтожен пожаром…
(http://www.okorneva.ru/shadrinskiy-uezd/maslyanskoe-selo/)
Позже на этом месте строились и другие Храмы.


Фото: Свято-Троицкая церковь


Фото: Улица в Маслянском

Проезжая Верхозино, рядом с трассой, нельзя было не заметить целое "поле" гусей. От них стояло столько шума. И столько гусей никогда не видела! Решила подойти поближе! Они не спеша начали отодвигаться от меня всё дальше и дальше, и выстроились в одну ширенгу.
Издавна жители Маслянской слободы (сюда входили деревни Ильтякова, Калганова, Кокорина, Кондакова, Верхозина, Шушарина, Городище, Завьялова, Кондина, Ермакова, Калганчикова, Квашнина, Бабарыкина, Боровая) разводили много домашней птицы. Особой породой гусей — шадринской — торговали на Маслянской ярмарке. Птица шла и в центральные районы страны. Шадринский гусь был и на столе императрицы Екатерины Второй. В Маслянке был крупный пункт по сортировке пуха и пера.
Ежегодно, и сейчас, проводится выставка-ярмарка "Шадринский гусь". В начале 2015-го гусь стал персоной, объединившей вокруг себя массу народа и детского, и взрослого на общегородском фестивале, организованном в популярном, культурном центре города — Шадринском драматическом театре.


Фото: Гуси







Совсем недалеко, сейчас через трассу, находится село Крестовское. Это самое молодое село бывшей Маслянской слободы.
Основателями поселения Крестовского стали выходцы из соседнего села Маслянского. В первой трети ХIХ века несколько крестьянских семей вместе со своим скотом и хозяйственным скарбом спустились на необжитые и нераспаханные земли ниже по течению местной речушки Мостовки. История возникновения названия их села и храма очень необычна. На окраине Крестовского явилась икона Усекновения Головы Иоанна Предтечи – по одной версии, в лесу на берестовом пне, по другой – приплыв по Мостовке. Жители, нашедшие икону, пытались крестным ходом относить её в ближайшую церковь в Масляном (Маслянском), но, как гласит предание, каждый раз она чудесным образом оказывалась на прежнем месте. На нем поставили огромный, в несколько саженей высотой, крест, а деревню стали называть Кресты. Рядом с местом явления иконы пробился родник – святой источник. Позже для иконы построили часовню – сперва деревянную, а в 1860-е каменную. Результатом притока паломников, особенно на крестный ход в память явления иконы, стала организация ежегодной крестовой ярмарки (29 августа) с миллионами торговыми оборотами – второй по величине после Ирбитской в Южном Зауралье и третий по значимости по России. Эти события Д.Н. Мамин-Сибиряк описал в рассказе «Крупичатая»: «Торговище появилось всего лет сорок, когда в степи, на берегу Мурмонки, была найдена явленная икона Парасковеи-Пятницы. Для иконы поставили деревянную часовенку, а около часовенки вырос степной сибирский торжок. Стали наезжать по осени, когда убирался хлеб, краснорядцы из ближайшего степного городка и торговали всяким товаром прямо с возов, потом выросли ярмарочные балаганы, лары и деревянные «ряды», и в результате получилось Торговище.»
Вслед за торговым расцветом села в 1872 году на средства местных прихожан и купца В.С. Иванова началось стремительное строительство большого каменного трепрестольного храма Иоанна Предтечи. Главный престол был посвящен Иоанну Крестителю: в нем хранилась явленная икона, ставшая главной святыней всей округи и привлекавшая нескончаемый поток верующих со всей Сибири, Урала и Приуралья.
Два боковых предела освятили в честь Благовещения и Иоанна Златоуста. Украшала храм четырехярусная колокольня. Внутри поставили великолепный иконостас с золочеными образами; богатая фресовская роспись местами сохранилась до наших дней.
В 1930 году храм упразднили, разобрали завершения основного здания, притворов, трапезной, а очень прочный и красивый кирпич увезли на новые стройки. Родник засыпали. Часть икон прихожанам удалось упрятать по домам, но, к сожалению следы главной святыни затерялись. Здание задействовали под склад для зерна.
В 1992 году крестовский храм одним из первых в области вернулся Церкви. Сложное и медленное его возрождение продолжается до сих пор: все своими руками выполняют прихожане. Восстановлены пол, двери, купол с позолоченным крестом. Церковь уже смогли освятить и начать в ней службы. (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)








Фото: Отражение в куполе





В Храм заходить не стали, чтобы не машать. В это время там проходило крещение малышей. На входе в Храм, висит стенд с исторической информацией о селе Маслянском, об этом Храме и жизни сельчан.
Так же в прошлом году был сооружен музей Храма и выкопан колодец. В том же году вода в колодце была освещена. По вкусу вода пока что не очень, с каким-то привкусом опилков.
Колодец оригинальный, с рулевым колесом.
Музей представляет собой рубленую деревянную избу, в которой собраны предметы крестьянского и купеческого быта XIX века, находки с места проведения ярмарки, а также фотографии ярмарки позапрошлого века.
В 2014 году по инициативе администрации на торговой площади был установлен памятный исторический камень, в 2013 — верстовой столб, ставший излюбленным местом фотографирования туристов.


Фото: Стенд в Храме








Фото: Верстовой столб






Фото: Колодец








Фото: Музей


Фото: Внутри музея








Фото: Подшпионили в окно

Сами того не зная, проехали по "следам деревень Единороссов" Сначала проехали деревню Кокорино, а потом и Ильтяково.

А.Г. Кокорин — российский государственный и партийный деятель, Губернатор Курганской области с 26 сентября 2014 года. Глава города Шадринска — глава Администрации города Шадринска (с 1996 года по 2014 год). Секретарь Шадринского городского местного отделения партии «Единая Россия».

А.В. Ильтяков — российский предприниматель, государственный и политический деятель, депутат Государственной думы VI созыва от «Единой России», член комитета Госдумы по вопросам собственности.




Фото: Перекус


Фото: Кокорино


Фото:Ильтяково


Фото: В деревни Плоская



Почти всю дорогу ехали по широкой щебенистой дороги. Ночевали в с. Мехонском у родственников. И из-за этого пришлось сделать лишний крюк, расстоянием 50 км. Утром планировалось проехать дальше по Ялуторовскому тракту (через Мурзино), но мост через реку Исеть в этом году не собирали. А ведь очень удобно по нему пересекать реку, но, говорят, администрация с.Мехонского решила, что мост не рентабелен, бюджета денежных средств мало и собирать его не целесообразно. Обычно весной в связи с половодьем мост разбирают, а когда течение Исети и уровень воды приходит в норму, его ставят на место...
Придётся ехать вокруг, по трассе...


Фото: Гнездо с ласточками

День второй. Глазами Лиды.

Проснулись в 5 утра, позавтракали, собрались. Старт в 6, потому что с вечера узнали об отсутствии моста и до Каргаполья придется ехать по трассе. Нет особого желания ехать с фурами.
Выехали, как и планировали. Вдоль Кызылбайки и Исети с утра плотный туман. Ноги и руки сразу замерзли, но подъезжая к Юлдусу вроде бы распогодилось и вскоре солнышко прогрело воздух.
В этой поездке люди удивляли добротой. На кольце Тюмень-Екатеринбург-Курган идёт ремонт дороги, правая половина дорожного полотна снята подчистую. Машины пропускают по очереди. Мужчина-работник сказал нам, что всем включит красный свет и мы спокойно и безопасно проедем. Спасибо ему за заботу :)




Фото: Мечеть














Фото: Красный свет


Фото: Перекус


Фото: Отражение




Фото: В пути


Фото: Федеральная трасса

По федеральной трассе доехали до Каргаполья, свернули направо на Тагильском совхозе. Хотели заехать на местную достопримечательность, где весной приобрели себе валенки — Пимокатный цех, но в тот день был выходной. «Да мы там все равно уже были», - подумали мы и поехали дальше по асфальтовой дорожке.
Село Тагильское находится впритык к Каргаполью. На границе общий дорожный знак о том, что заканчивается одно и начинается другое. Проехав Тагильское, встретили на дороге несколько кобыл с жеребятами. Каждый жеребёнок шел рядом со своей мамой, у лошадей были связаны канатами передние ноги. Зачем же так мучать животных? Зрелище было печальное: лошадки шли по проезжей части, то и дело пытаясь спуститься вниз, в поле, получалось у них с большим трудом, спотыкались, чуть ли не падали. Жеребята радостно скакали возле измученных мам.
Перекусили неподалёку от деревни Шляпниковой и взяли путь на Твердыш, откуда запланировали доехать до Кургана вдоль железной дороги по грунтовке.