Под Солнцем Магриба, или наши 18 дней марокканских приключений. Часть 1. Начало.

День 1. Не везде белоснежная Касабланка.

В этом году мы долго определялись с направлением нашего отпуска, было несколько вариантов, из которых в итоге остановились на Королевстве Марокко. Наиболее привлекало смешение культур, обычаев, кухонь, языков, это случай, когда в рамках одной поездки получаешь впечатления, будто побывал на целом континенте. Откуда же начать знакомство с Марокко, если не с ее крупнейшего города - Касабланки. Три часа до Рима "Аэрофлотом", полтора часа пересадки, час ожидания и ещё три часа на Королевских марокканских авиалиниях - и мы в "Городе белых домов". Наши приключения начались уже в аэропорту: коляска Софии по очень вероятному стечению обстоятельств осталась в "Вечном городе". Вероятному, потому что кроме нас ещё пол-самолета пассажиров прилетело без своих авосек. Небольшой получасовой скандал на стойке Royal Air Moroc и нас пропустили без очереди с ребёнком на заполнение претензии. Иначе пришлось бы ждать часа два-три. Прилетев в 9 вечера мы к полуночи вышли из аэропорта, это с учётом двух часов ожидания на паспортном контроле без какой-либо организованности в очереди. Заранее готовясь к поездке много прочитал об особенностях местной культуры, так вот основной совет, который дают бывалые путешественники: прилетая в Марокко, забудьте о правилах, графиках, здесь время течёт совсем по-другому и пусть весь мир подождёт.
Передвигаться по этой удивительной стране мы решили на арендованном автомобиле, расстояния здесь большие, поэтому перемещаться нужно будет много. Сразу предупреждаю, что движение здесь активное и лучше брать автомобиль с КАСКО, несмотря на то, что это дополнительные 12 долларов в день для автомобиля эконом-класса.
В час ночи мы наконец добрались до нашего временного пристанища в новом мире, отеле Mogador Marina 4* Casablanca. Отель хорош, новые номера и места общего пользования, разнообразные завтраки и, в принципе, отель расположен недалеко от центра города.



Город Касабланка - крупнейший промышленный и коммерческий центр "Французской Африки", с населением 3,5 миллиона человек. Здесь сосредоточено более 60% национальной экономики Марокко.
Главная достопримечательность этого города, ради чего сюда стоит обязательно приехать - мечеть Хасана II, это вторая по размеру мечеть в мире после мечети в Мекке и у этой мечети высочайший минарет на планете - 210 метров высотой, с которого лазерный луч длинною 30 км светит в сторону Мекки, только этого достаточно, чтобы приехать сюда и увидеть это волшебное творение человеческих рук.



Открыта мечеть была в августе 1993 года и с тех пор стала главным местом притяжения туристов в Касабланке. Размер строения действительно впечатляет, входной портал настолько велик, что издалека люди смотрятся как мелкие точки.



Огромное количество местных жителей и туристов наполняет внутреннюю площадку перед входом, сюда приходят просто сесть на нагретый африканским солнцем мрамор и помедитировать.



Прекрасный экземпляр восхищающей архитектуры с гигантскими мозаиками, резными колоннами, воздушными сводами колоннад построенный марокканцами по проекту француза Мишеля Пинсо.



Пришло время обеда, долго не думая мы решили двинуться к следующей точке и там уже найти место перекусить. И мы не прогадали, ресторан Ancienne Medina в старом форте при входе в Старую Медину Касабланки оправдал наши ожидания.



Танжин запеченной говядины с миндалем, курагой и черносливом вызывает просто взрыв вкусовых рецепторов. На закуску взяли салат с помидорами и овечьим сыром. Кроме того что всё было очень вкусно, колоритный антураж вокруг тоже заслуживает вашего внимания, столики с плитками, фонтанчик в центре и всё это в тени разноцветных бугенвилий.



А теперь немного дёгтя в бочку этого сладкого мёда, город грязный, местами "неприлично" ароматный и для любителей шика-блеска вряд ли подойдёт. Мы прогулялись по узким улочкам Медины и решили что местного колорита на сегодня достаточно, пора поздороваться с великой Атлантикой.



Городской пляж Лала Мериам в десяти минутах езды от старого города оказался очень многолюдным, в основном это дети всех возрастов, но это не остановило нашу дочку от немедленного купания! Пару слов про местную погоду, даже в самые жаркие месяцы года - июль и август здесь совсем не жарко, днём около 25 градусов с учётом постоянного прохладного ветра с Атлантического океана ощущение что температура ещё ниже. Но африканское солнце не обращает на это никакого внимания, ни малейшего дискомфорта и ощущения что ты находишься под палящим солнцем и через два часа вы будете красным как рак, вот такие фокусы делает наше светило в Касабланке! Будьте с ним осторожны.



Вечером мы прогулялись по остальным достопримечательностям города, из них наибольшее внимание заслуживают по моему мнению Парижская улица с европейскими строениями с высокими окнами со ставнями и балкончиками, такое ощущение что эти дома не трогала человеческая рука лет эдак 100.



Ещё советую посетить Парк Лиги Арабских государств и рядом расположенную с ним церковь Сакре Кёр, а также две площади, которые являются излюбленным местом местных жителей - площадь ООН и недалеко расположенную от неё площадь Мухаммеда V.



На сегодня всё, завтра нас ждёт ещё один день в Касабланке с новыми интересными открытиями, продолжение следует.

День 2. Синдбад-мореход.

Начали мы наше утро со звонка в аэропорт с ресепшн гостиницы с надеждой что наша коляска прилетела тем же рейсом на следующий день, но не тут-то было, отвечать на телефоны сразу здесь не принято, парень на ресепшн сказал что это обычная практика когда работники государственных компаний просто копаются в своих смартфонах или пьют кофе и не поднимают звонки клиентов. Через полчаса, всё-таки, дождались ответа и он оказался неутешительным: "никакой информации о вашем багаже нет и когда будет неизвестно". После этого ответа ничего не осталось сделать как написать письма авиакомпании: Аэрофлот - кому была сдана коляска в Москве, Alitalia - где были куплены билеты и Royal Air Maroc - авиакомпанию, выполнявшую второму плечо рейса Москва-Рим-Касабланка. Самым быстрым оказался ответ последней, ответ был следующего содержания: Ваше письмо получено, постараемся ответить Вам не больше чем через 60 дней, вот так оперативно работают в Марокко.
Завтра нам уезжать из Касабланки, а новостей про нашу коляску так и нет.
А теперь про позитивное, на второй день в Касабланке мы запланировали посещение местного "Диснейленда" - парка Синдбад.



Расположен парк на берегу океана минут 20-25 езды от центра города и в пяти минутах от крупнейшего торгового центра Африки - Morocco Mall. Парк работает с 11, поэтому рано встающим это надо иметь ввиду, мы приехали в 10:30 в полной уверенности что парк будет уже открыт. Зато вечером парк закрывается в 22:00. Мы были в парке в будний день, поэтому было не очень многолюдно. Есть три варианта билетов для посещения парка: просто право на вход без аттракционов, дальше можно купить билеты на интересующий аттракцион, такой билет стоит 15 дирхам. Курс - чуть меньше 7 рублей за один дирхам. Второй вариант за 50 дирхам - это вход и практически все аттракционы по одному разу катания. Говорю практически, потому что два или три нужно платить дополнительно (зорбинг, катамараны и что-то ещё типа такого). После каждого катания оператор ставит печать с номером на браслет, у каждого аттракциона есть свой номер. Третий вид билета за 80 дирхам - это All inclusive или неограниченное число катаний. Мы взяли билеты за 50 дирхам - второй вариант и в принципе этого достаточно.





Условно парк можно разделить на две части - парк аттракционов и зоопарк. Из аттракционов здесь есть одни американские горки, карусели разного вида, от вращающихся кружек и качающейся лодки до стандартной музыкальной карусели, только вместо лошадей здесь дельфины и морские коньки и прочая морская живность, что объясняется тематичностью парка. Также здесь есть смотровая башня, стилизованная под подъем на воздушном шаре, не чересчур высокая, но с потрясающим видом на весь парк и океан.



Вторая часть парка заслуживает ещё большего внимания - это зоопарк, но животные здесь не в клетках, как в обычных городских зоопарках, а живут своей жизнью на огромных территориях с деревьями, ручейками и озёрами. Больше всего меня впечатлила зона с тиграми, из было двое один белый, второй обычный. Они плавали озере, спасаясь от жары, рычали друг на друга, прогуливались на поваленному через озеро дереву и, что особенно впечатляет вдоль всей территории оборудованы стеклянные камеры для наблюдения за животными, они создают ощущения реальности того, что тигр проходит мимо тебя на расстоянии 30-40 сантиметров и на прозрачное стекло просто не замечаешь.



Кроме тигров в зоопарке есть зона жирафов и газелей, дикобразы, гиббоны, лемуры, пустынные лисы-фенеки, львы, сеточный вольер с птицами (аисты и грифы), куда можно зайти внутрь сетки и наблюдать за птицами с расстояния не более пяти метров, что создаёт эмоции прикосновения к дикой природе.









Все здания и строения в парке стилизованы под африканский колорит и сделаны из натуральных материалов - глина и дерево.



Если приехать в Синдбад с утра, то можно без труда провести здесь весь день и впечатлений будет с избытком. После прогулки по зоопарку мы пообедали в ресторане Тимбукту, находящимся прямо в центре территории зоопарка, можно кушать и наблюдать за играющими друг с другом гиббонами.



В итоге могу сказать что если вы приехали в Касабланку, то парк "Синдбад" - это must, особенно если вы здесь с детьми. Закончили мы второй день на океане, на пляже города Аземур. Пляжи в Марокко все общественные, поэтому они переполнены местными жителями, даже отели, расположенные на первой линии и декларирующие наличие собственного пляжа огораживают или выделяют небольшой кусочек в непосредственной близости к самому отелю, а остальные 90% расстояния до океана отдаются на освоение местным. Необходимо учитывать что берег очень широкий и чтобы дойти до воды необходимо запастись терпением.





На этом наш второй день в "городе белых домов" подошёл к концу и нас ждут дальнейшие точки нашего маршрута.

День 3. Эль-Джадида и как "остаться в живых".

Самым оперативным с ответом про наш пропавший багаж оказался Аэрофлот, сообщение гласило: ваша коляска вчера была отправлена из Рима рейсом в Касабланку и в 21:10 прибыло в место назначение, по всем остальным вопросам обращайтесь в Royal Air Maroc. Это была прекрасная новость с учётом того что мы этим утром уезжали из Касабланки. Очередной звонок с ресепшн в аэропорт и подтверждение что коляска прилетела, но никто доставлять ее нам не собирался, сказали если она вам нужна приезжайте и забирайте в аэропорт. Другой альтернативы у нас не было, поэтому у нас вынужденно состоялся "день сурка" с парком "Синдбад", завёз семью туда пока сам поехал за коляской в аэропорт. Въезд, выезд и парковка в аэропорту платные - каждый по 6 дирхам, эти расходы авиакомпания тоже на себя брать не будет, рекомендуя приезжать за своим багаже на общественном транспорте. Кстати, платить на въезде-выезде в аэропорт можно только дирхамами, поэтому у вас всегда должна быть местная наличность, желательно монетами, чтобы ещё и чаевые, которые ждут всегда и везде, можно было давать.
Пройдя в зону прилёта к выдаче багажа, нашёл стойку забытого багажа Royal Air Maroc, минут 15 работник пытался найти коляску самостоятельно потом позвал меня с собой на склад привезённых забытых вещей и это был целый вал складированных чемоданов, сумок и колясок. Без труда найдя нашу коляску я направился в "Синдбад".
Из Касабланки наш путь шёл в город Эль-Джадида. Передвигаться по Марокко можно разными дорогами, можно через населенные пункты со средней скоростью 50-60 км/час, можно по платным скоростным где разрешённая скорость составляет 120 км/час. Например, расстояние от Касабланки до Эль Джадиды в около 90 км обойдётся Вам в 30 дирхам. Это опять же к вопросу что лучше всегда иметь при себе местные наличные деньги.
Эль-Джадида является одним из девяти памятников Марокко, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До этого город назывался Мазаган и во многих местах название упоминается именно так. Город оказался совсем небольшим, старая Медина представляет собой военную крепость, окружённую высокими толстыми стенами со сторонами около 300 метров.



Построена крепость была португальцами для защиты от арабов и так и носит название Villa Portugaise, первоначально у крепости было 5 бастионов, после разрушительного землетрясения 1769 года осталось только четыре: бастион Святого Себастьяна, Святого Духа, святого Антония и бастион Ангелов. Кроме фортификационных сооружений, одной из главных достопримечательностей города является португальская цистерна, она построена в 1514 году как зал для фехтования, немного позднее в XVI веке трансформировавшаяся в хранилище для питьевой воды во время осады города. Самое удивительное, что это строение за пять веков ни разу не ремонтировалось и сохранилось в удивительно состоятельном виде. Отверстие в потолке, через которое проникают солнечные лучи создает потрясающую зеркальность колонн и сводов в воде, которая до сих пор стоит в цистерне. Обстановка настолько магическая, что Орсон Уэллс использовал это помещение во время съёмок фильма "Отелло". Вход в цистерну обошёлся нам в 10 дирхам.









Пообедать мы решили в местном рыбном ресторане, расположенном недалеко от Старой Медины с обратной стороны большой площади с солнечными часами и с видом с одной стороны на Медину, с другой на синие рыбацкие лодки стоящие на пристани и ждущие следующего утра для нового улова. Для любителей морепродуктов Марокко - это рай, здесь они вкусные, свежие и недорогие. Мы к таким, к сожалению, не относимся, поэтому смогли только съесть половину из принесённого морского ассорти (кальмары, креветки и различные виды рыб).



Лакомившись местными деликатесами мы с одной стороны наблюдали за молодежью, прыгающей с бастионов и крепостных стен в океан, зрелище не для слабонервных, учитывая что с нашей точки не было видно крепостной ров с водой и создавалось ощущение что парни упадут прямо на центральную площадь. С другой стороны мы общались с рыбаками которые любопытно расспрашивались откуда мы и как нам в Марокко. Не смотря на все особенности местной культуры, которые нам показались немного необычными, люди здесь очень открытые, отзывчивые и коммуникабельные.



Из Эль-Джадиды мы вечером двинулись к нашей следующей остановке - городу Эс-Сувейра, дорога занимала около трёх часов. При выезде из города мы остановились на заправке Тоталь, залили полный бак и двинулись дальше, а дальше началось самое интересное... Километров через десять загорелся знак двигателя и восклицательный знак на панели нашей машины Toyota Yaris. Долго не думая начали звонить в службу поддержки Hertz, не с первого раза дозвонились, по-английски ответить не смогли, сказали подождать, в итоге ждать пришлось недолго трубку сразу положили. Несколько очередных попыток дозвониться не увенчались успехом и батарейка мобильного издохла, к невероятному стечению обстоятельств утром этого же дня зарядочный провод моего "яблока" перестал работать. Уже темнело и отель был забронирован в Эс-Сувейре, поэтому решил ехать дальше. Как только въехали на горную дорогу машина начала подергиваться и не всегда адекватно реагировать на нажатие педали газа. У меня сразу возникло подозрение что нам чего-то не того залили на заправке, так как приключения начались через некоторое время после этого. За окном автомобиля была уже кромешная тьма и было единственное желание докатиться до места назначения, а там уже разбираться, так как другой альтернативы особо в том момент не виделось. В конце концов машина заглохла в сорока километрах от Эс-Сувейры, вокруг ни одного огонька и дорога была вовсе не оживленной. На часах было в районе 22, телефон без заряда, за бортом очень холодно и ветрено, другой альтернативы кроме как остановить проезжающую мимо машину не осталось. Первый десяток попыток в течение получаса оказались безрезультатными, даже при выходе на дорогу автомобили притормаживали, но только для того чтобы не сбить махающую руками цель. Через минут 30-40 остановился мотоциклист, ни слова не понимающий по-английски, на ломаном французском в комбинации с языком жестов объяснили что сломались: "вуатюр дыдищь", телефонэ а ассистанс, он в итоге нас понял, но оказалось что его телефон был тоже в блэкауте. В итоге он уехал и начался дубль два, на этом дубле нам очень помог фонарик на лбу, который остался после "Ночного забега" в Москве и, который взяли с собой в поездку для похода в Геркулесовы пещеры. Через несколько попыток остановился первый автомобиль, второй раз мы применили все те же навыки махания руками и скудного французского языка, водитель нас понял, начал звонить куда-то, оказалось что его другу, который знает английский, так с переводчиком стало гораздо проще изъясняться. Мы сделали несколько попыток дозвониться до круглосуточной линии поддержки Hertz с телефона остановившегося марокканца, но никто так и не ответил. После этого решили вызывать из Эс-Сувейры эвакуатор, который на местном - это "депанаж", слово которые мы не понимали разговаривая с остановившимся мотоциклистом и водителем автомобиля, пытаясь францизировать понятное нам слово и обьяснить что нам нужен "эвакуасьён".
Ещё 40 минут и мы и сломанный Yaris у гостиницы, вокруг собралась уже куча зевак, это и друг-переводчик нашего водителя, парковщик гостиницы и ещё какие-то непонятные люди окружившие нас в час ночи перед гостиницей. Причиной поломки как и предполагалось стало топливо, вместо бензина нам на заправке залили дизель, поэтому будьте внимательны с этим если окажитесь в Марокко с арендованным автомобилем. Дизель здесь - это "gasoil 10", а бензин (здесь он только одной марки) - это "sans plomb". Этот день-блокбастер закончился и, к счастью, мы здоровыми и невредимыми очень оперативно добрались до гостиницы.