День 7. Легзира или как почувствовать себя песчинкой.
При планировании нашего маршрута поездки по Марокко мы исходили из гибкости как набора городов и мест для посещения, так и продолжительности пребывания в каждом из них. Две ночи проведённые в Агадире были явно достаточны для ознакомления с наиболее интересными местами города и окрестностей. Мы двинулись дальше на юг, впереди нас ждал путь в 160 километров в самую южную точку нашего путешествия - пляж Легзира. Это место известно своими "исполинными ногами-волнорезами" краснокирпичного цвета. Если открыть любой поисковик в Google, Instagram или Pinterest, забить ключевые слова "morocco beaches", то перед вами сразу покажутся фотографии этих гигантских арок, образованных чудом природы.
Дорога до Легзиры заняла у нас около 2,5 часов и сопровождалась сильным туманом от океана, особенно после города Тизнит, проезжая который мы также обратили внимание на местную городскую крепость, стена которой имеет 36 башен и протяженностью 6 км. Чем дальше мы ехали на юг тем больше чувствовалось влияние величайшей пустыни нашей планеты - Сахары. Воздух здесь уже более сухой и жаркий.
Перед поворотом с трассы мы увидели указатель "Legzira plage", но навигатор вёл нас дальше, туда где был показан съезд к океану. Всё-таки, мы решили повернуть в соответствии с указателем на дороге, на повороте стояли двое жандармов, которые направляли автомобилистов по грунтовой дороге, вторая асфальтированная была закрыта шлагбаумом. Пять минут пути по грунтовой дороге и мы на хаотично образованной парковке. В Марокко надо иметь ввиду что практически все парковки платные, местный парковщик как только заметит малейшее желание найти временное прибежище для своего железного коня, сразу подбежит к вам и начнёт помогать найти место и навигируя сам процесс парковки. Эти услуги стоят от 5 дирхам и выше, в зависимости от места и срока парковки автомобиля, если это парковка на ночь, то завяленная цена может доходить и до 50 дирхам. В итоге с помощью местного парковочного гида мы нашли место для нашего Яриса и двинулись по тропинке вперёд. Оказалось что дойти до пляжа было непросто, метров 500 дороги по территории местной гостиницы с бассейнами, кафешками и бегающими туда-сюда детьми, а потом спуск по крутой каменной лестнице с горы протяжённостью минут на 15. С учётом наличия коляски, сумок с пляжными вещами, пакетов с фруктами, закупленными в Агадире, среди которых был 12-ти килограммовый арбуз, мы решили что этот квест должен стать крайним случаем до которого мы должны попытаться использовать все прочие возможности. Итак, опция номер два - ехать дальше по навигатору, также оказалось неудачной, 7 минут пути и мы у поворота на грунтовую дорогу, которую сможет осилить только УАЗик или Хаммер. Опция номер три, назовём её так - "что же за дорога скрывается на шлагбаумом на развилке". Она была последней надеждой перед возвращением к плану А - альпинистскому спуску по каменной лестнице с вещами и ребёнком. И, о счастье, опция номер три сработала, подъехав к жандармам у шлагбаума на английском попытался объяснить что у нас маленький ребёнок и нам нужно поехать, но пока я не открыл окно и не показал спящую Софию контакта не было. Так, София, сама того не понимая, стала нашим пропуском в Легзиру. Асфальтовая дорога вела практически до самого океана, лишь последний рывок необходимо было сделать спустившись по крутой дороге, куда въезд был окончательно ограничен "кирпичом", да и рисковать въехать на эту горку на Ярисе под таким углом вряд ли бы решился.
Намаявшиеся с поиском дороги и спуском вещей, единственным желанием было найти точку для привала. Это был далеко не дикий пляж, у спуска были обустроены кафешки и небольшие гостиные домике, это были розовые домики, каскадом ниспадающие с обрыва к берегу океана. Мы повернули направо и это было нашей ошибкой, эта часть пляжа была очень многолюдна и сильно замусорена если назвать это дипломатическим словом. Жажда съесть чего-то сочного привела к тому что наш багаж уменьшился на пол-арбуза и где-то через час после привала, после того как были восстановлены силы мы приняли решение двигаться налево, где вдалеке в тумане виднелись так долгожданные арки. Уже издалека было видно насколько масштабные это сооружения, сооружённые силами ветра, воды и камня.
Когда мы добрались до самих арок и зашли под их своды возникло ощущение нереальности этой конструкции марсианского краснокирпичного цвета. Сюда стоит приехать на весь день, чтобы прогуляться вдоль высоких практически вертикальных красных скал, защищающих океан и сквозь гигантские скальные волнорезы с пещерными проходами, как будто специально созданные для прохода людей.
Прогуливаясь по пляжу с нашей зеркальной фотокамерой местные жители очень внимательно на неё поглядывали, видимо, не так часто иностранные туристы добираются до таких удалённых мест.
Трое марокканских парней из города Сиди-Ифни не сдержались и попросили их сфотографировать и отправить потом фотографии по WhatsApp. Баш на баш и у нас теперь есть снятые марокканцами семейные фотографии из Легзиры.
Пять часов, проведённые в Легзире пролетели незаметно, было около восьми вечера, а нам ещё предстояла пятичасовая дорога до Марракеша. Мы решили последний светлый час этого дня посвятить горной дороге до Тизнита и поужинать уже там. Мы остановились в кафе Assaka в одноименном отеле в центре Тизнита. Не сказать что ужин стал пределом мечтаний, но голодные желудки после дня проведённого на океане, были готовы принять практически любую пищу. К счастью, платная дорога из Тизнита до Марракеша оказалась идеальной, трасса с ограничением 120 км/час и почти полностью отсутствием машин обошлась нам в 66 дирхам за примерно три сотни километров пути.
Около двух часов ночи мы добрались до нашего рияда в одном из самых колоритных городов Марокко. Что такое рияд и чем особенен Марракеш нам предстояло узнать завтра.
День 8. Как не потеряться в Медине или лабиринты Марракеша.
Мы оставили нашу машину у одних из ворот в огороженный стеной старого города- Медину. Въезд в Медины марокканских городов для автомобилистов запрещён, поэтому по более или менее широким улица на колёсах можно встретить только мотоциклистов и торговцев с тележками. За ночь остановки своего авто парковщику необходимо заплатить 30 дирхам, что по местным меркам не так уж и мало. Здесь можно как и везде (за исключением супермаркетов) в Марокко торговаться, но только в том случае если найдёте общий язык с парковщиком, большинство из которых на английском даже цифр не понимают, в этих случаях калькулятор в телефоне нам был в помощь.
Везде нам старались помочь, но после первых трёх случаев принимать помощь пропало всякое желание, любое движение или даже помысел требовали вознаграждения.
Мы заранее предупредили менеджера гостиницы что приедем поздно и он отправил к нам навстречу Исмаила, который помог нам донести вещи от машины до рияда и, честно скажу, путь без него мы бы вряд ли нашли. А теперь остановлюсь более подробно на том что же такое рияд. Рияд - это небольшая бутичная гостиница с минимальным количеством номеров. В течение нашего пребывания в рияде мы жили там одни, не считая Исмаила, который готовил нам завтрак и убирал комнату. Наш рияд в Марракеше Riad Dar Zaya представлял собой трехэтажный дом с открытым внутренним двориком, в центре дворика был глубокий мраморный бассейн, два столика со стульями, диван и кадки с цветами. Позднее оказалось что это арабский дом XVIII века, который в прошлом году выкупил бельгиец и переделал в рияд. Здесь всё было антикварное, деревянная мебель, окна со ставнями, двери с засовами, резная лепнина и деревянные узоры на стенах. На крыше третьего этажа была обустроена открытая мансарда с видом на мансарды других домов Медины. Сверху открывался отменный вид на внутренний дворик, на бассейн, внутренние балконы второго этажа и резные архитектурные изыски дома.
В июле-августе в Марракеше очень жарко, в дни нашего пребывания было около 42 градусов, поэтому отели и рияды заполняются где-то с середины сентября. Могу сразу сказать, что побывать в Марокко и не остановиться хотя бы на пару ночей в местном рияде, означает что вы не были в Марокко. Кстати, название Марокко произошло от имени города о котором мы немного поговорим дальше, местные называют его "Маркеш". Этот город был столицей государства и сохранил свой колорит как ни один другой город страны.
Знакомство с городом мы начали с сада Мажорель и музея Ив Сен Лорана, который именно в Марракеше находил вдохновение для своих работ. В первый раз он приехал сюда в 1966 году в поисках уединения, но нашёл нечто большее. Модельер адаптировал местные краски и узоры для европейской публики, став проводником марокканской культуры и стиля в Европу. Он приезжал в Марракеш постоянно два раза в год на две недели, 1 декабря и 1 июня. Фактически он использовал идеи местных берберских мастеров, которые ткали национальные кафтаны-джеллабы и создавал свои модели на основе этих идей. В 1980-е годы Лоран выкупил себе в Марракеше виллу и сад художника Жака Мажореля, фактически спасся сад от уничтожения. Сейчас вилла дизайнера и сад Мажорель открыты для посещения публики, а в октябре прошлого года открыто отдельное здание музея Ив Сен Лорана, где представлены личные вещи и работы кутюрье.
Входной билет в сад, музей Лорана и виллу, где сейчас организован музей берберской культуры стоит 180 дирхам на человека. Можно посетить отдельно сад, тогда билет обойдётся 70 дирхам, музей дизайнера стоит 100 дирхам, берберский музей - 30 дирхам. Нам с Софией для полного вдохновление достаточно было сада. Сад небольшой, но изумительный, здесь всё сделано со вкусом, а в тени растений жара совсем не ощущается. Здесь есть и беседки, и прудики с кувшинками и золотыми рыбками. Единственным недостатком этого места стала его многолюдность. Fashion блоггеры съезжаются сюда со всего мира посмотреть на африканский уголок великого гения моды, а, может быть, и подпитаться вдохновением или найти новые идеи для своих работ. Также интересна цветовая гамма оформления парка и виллы, это синий и жёлтый цвет, что на фоне яркого зеленого цвета буйства местной флоры смотрится ещё колоритнее.
Мы перекусили в местном ресторане и решили немного охладиться в рияде после удушающей жары. Пока моя семья отдыхала я решил проникнуться духом улочек Медины. И, надо сказать, сделать это очень просто, достаточно повернуть за угол и вполне элементарно забыть откуда вышел, улицы, которые больше похожи на узкие коридоры настолько хаотично переплетаются, что найти дорогу к месту назначения или старта не так уж просто. Одно из самых красивых мест Марракеша - это Медресе Бен Юсуфа. Не сказать что я был в состоянии активного поиска, скорее прогуливался и глазел на местных, их лавочки и их средневековый урбанистический хаос. Но тем не менее, мне на каждом углу кто-то норовил помочь с навигацией. В конце концов я сдался и пошёл за одним колоритным марракакешцем лет 50-55, одетым в национальную одежду. Пять минут пути и я начинаю осознавать что лабиринты улиц становятся всё менее многолюдными, а места всё более подозрительными. Это не могло не насторожить и возникло желание сопоставить проделанный путь с навигатором в телефоне, оказалось что мы шли совершенно в иную сторону от Медресе. Резко развернувшись назад, я быстрым шагом направился по тому же пути, восстанавливая в памяти повороты и отличительные знаки. Через десяток секунд слышу крики этого марроканца, оборачиваюсь назад и вижу что он уже не один, а как минимум в компании 4-5 других товарищей. Становится понятно что разговора не избежать, агрессивно настроенный Сусанин начинает пытаться хватать меня за руку громко крича что-то на арабском, пришлось тем же тоном на английском отправить его искать медресе самостоятельно и не тратить мое время. Что-то проворчав про то что он заработал на чаевые и получив в ответ нежелание продолжать нашу дальнейшую коммуникацию он скрылся из вида вместе со своими сопровождающими. Остался только один, который начал объяснять мне что здесь в Марокко нужно уважать традиции. Но продолжать этот разговор я был не намерен.
Джемаа-Эль-Фна - сердце древнего Марракеша, это центр Медины и эпицентр всего происходящего в этом городе. "Площадь мертвых" с 2001 года площадь находится под охраной ЮНЕСКО, именно так переводится её название на русский по причине того что здесь до XIX казнили преступников и вывешивали их головы на стену чтобы другим не повадно было. С приходом прохлады с 19:30 площадь преображается и кардинально не похожа на то что она представляла днём.
Она становится местом похожим на огромный хаотичный театр, где тысячи актеров одновременно выполняют свои роли, причём с осознанием что его роль самая главная в этой пьесе, здесь торговцы соком выкрикивают приглашения опробовать магический эликсир - их собственную комбинацию десятков фруктов, здесь заклинатели змей сидя на асфальте заигрывают со своими кобрами, здесь молодые и старые марракешки активно приглашают вас сделать татуировку хной, уличные музыканты с барабанами и другими инструментами бродят вокруг площади, торговцы джеллабами демонстрируют свой товар, плюс огромное количество попрошаек, тянущих к вам свои руки. В этом балагане мы решили провести наш семейный вечер, поужинав на крыше "Зейтун" (оливка), здесь нас ждали места в партере на третьем этаже с потрясающим видом на динамику ночного восточного базара. Уже потом после возвращения в гостиницу мы узнали что в апреле 2011 года в соседнем ресторане "Argana" дистанционно взорвалась начинённая гитара и унесла жизнь 18 человек. Ресторан был открыт заново через несколько лет, а "площадь мертвых" не обратив внимание на произошедшее продолжила дальше своё бытиё.