Под Солнцем Магриба, или наши 18 дней марокканских приключений. Часть 6
День 11. Взлеты и падения столицы.
Наше пребывание в Марракеше подошло к концу и теперь нас ждал путь в Рабат, столицу Королевства Марокко. Расстояние между городами около 320 км и дорога занимает порядка 3,5 часов. Практически вся поездка идёт по платной Autoroute du Maroc с ограничением 120 км/час, в итоге поездка обошлась нам в 100 дирхам. Очень интересная система, при въезде на трассу вы получаете карточку в автомате стоящем перед шлагбаумом, где фиксируется точка вашего въезда , а при выезде отдаёте эту карточку в киоск местному жителю, который вам на французском озвучивает сумму к оплате. При перемещении по Марокко очень желательно иметь монеты, здесь самый распространённый номинал - 10, 5, 2 и 1 дирхам. Один раз мы даже получили на сдачу монету в 1/2 дирхама. Лучше на пути контролировать уровень заполнения бензобака, так как на трассе заправки расположены не всегда равномерно, поэтому чтобы наш автомобиль не издох от голода мы вынуждены были съехать с трассы в аэропорт Касабланки чтобы подпитать нашего железного коня.
Расстояние между двумя столицами - одной коммерческо-индустриальной, другой общественно-политической всего 90 км, поэтому всего час пути от нашей технической остановки и мы в Рабате. В этом городе живет почти 2 млн. человек, здесь расположены все посольства зарубежных государств, здесь же административные органы управления государством. Город многократно менял своих владельцев и названия: он был пуническим, римским, берберским, пока в 1170 году не получил своё имя - "Рибат-Эль-Фатх", что в переводе означает - "победоносный".
Своего расцвета город достиг в XII веке когда было принято решение перенести сюда столицу из Марракеша, именно тогда началось строительство минарета ныне известного как башня Хасана и являющегося одной из главных достопримечательностей столицы. Минарет так и не достиг своей запланированной высоты в 86 метров, остановившись на уровне половины (44 метра) и в XIII веке после переноса столицы в Фес город начинает приходить в упадок. Шесть веков город находился в тени и забвении и только в 1912 году при переходе Марокко под французский протекторат в город возвращается столичный статус, который Мухаммед V сохранил при обретении государством независимости в 1956 году.
Знакомство с городом мы начали с кафе при национальном театре, где отведали пасты карбонаты, так как на удивление в ресторане при национальном государственном театре не было блюд национальной кухни кроме обязательного атрибута наших приемов пищи - the a la menthe. Здесь же мы через подключённый wi-fi определили место нашего жительства на ближайшие два дня. Им оказался Рияд Сиди Фатах, расположенный в центре городской Медины. Почему-то я был уверен, что все рияды должны быть более или менее одного уровня и фотографии отеля к этому располагали. Но нет, рияд в Рабате кардинально отличался от оного в Марракеше, здесь было много жильцов, что очень напоминало хостел, первую ночь рияд оккупировали шумные китайские представительницы слабого пола; в рияде пахло не совсем приятно или даже совсем неприятно натуральными запахами в сочетании с запахами освежителя воздуха, здесь не было антикварной мебели и дверей, здесь отваливались вешалки, и дорога к рияду была частично гравийной, что затрудняло перемещение с коляской и сумками. В итоге рияд получил от нас оценку на booking в 5.2. Сразу хочу отметить что выбор мест для проживания в Рабате совсем скудный, в основном это рияды и пара-тройка классических отелей с необоснованно завышенной ценой.
Рабат очень слабо напоминает столицу, город в 2012 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, из памятников истории наибольший интерес представляет крепость Касба Удайя, которая была построена в период расцвета города в XII веке, куда мы первым делом и направились. Высокая песочного цвета стена и ворота защищают бело-голубые здания старого города. Здесь мы отведали апельсинового фреша за пять дирхам и направились дальше изучать узкие фотогеничные улочки со спусками и подъемами. Как обычно при входе к нам обратился местный житель с предложением составить нам компанию и провести по наиболее интересным местам Касбы. Но самостоятельное изучение окрестностей обладает гораздо большими плюсами и гибкостью, да и размер крепости не велик, чтобы бегать за местным гидом.
Уже на выходе из Касбы вдалеке четко просматривался строгий силуэт башни Хасана, прямоугольник которой символизирует в своё время несостоявшееся величие города. Дорога из Касбы к башне идёт вдоль набережной реки, разделяющей столичную агломерацию Рабат-Сале на два города и впадающей здесь же в Атлантический океан. Вдоль набережной устроен небольшой парк развлечений и аттракционов для детей с прокатом электромобилей, который София не могла пройти мимо. 6 минут счастья на Range Rover за 10 дирхам.
И вот наконец мы на огороженной площади у минарета, оказалось, что город сохранил не только недостроенный минарет, но и колонны недостроенной мечети, которыми уставлена вся площадь перед минаретом. С другой стороны площади располагается ажурный мавзолей Мухаммеда V, изготовленный из белого итальянского мрамора построенный по проекту вьетнамского архитектора в мавританском стиле в период 1961-1971 гг. после смерти первого короля независимого государства. Здесь же в этом мавзолее похоронены два сына короля. Вход в мавзолей постоянно стережёт почетный караул королевских гвардейцев. На площади между мавзолеем и башней минарета было огромное количество людей, практически на каждую незавершённую колонну мечети забиралась или уже забралась местная молодёжь, кто-то для позируя для фотографирования родителями или друзьями, кто-то просто карабкался наверх для того чтобы испытать свои физические возможности.
На этом наша прогулка вместе с закатом солнца в туманной дымке подошла к концу, а фруктовый салат с йогуртом на обратном пути заполнил место в наших желудках. Завтра нас ждал новый день и знакомство с ещё одним знаковым местом столичного Рабата.
День 12. В единении с природой или зелёный пояс Рабата.
На завтрак в нашем столичном рияде было стандартное меню: марокканский хлеб, фруктовый джем, оливки, кексы, по одному банану и чайник с кофе. Каждый вечер нас спрашивали на какое время подать завтрак, к этому времени на следующее утро уже всё было накрыто на столе. Завтрак подавали на внутреннем дворике первого этажа, там же мы проводили активное время нахождения в рияде, так как в комнатах было темно и по причине этого, не очень уютно. Здесь же София раскрашивала раскраски, взятые с собой и подаренные Royal Air Maroc во время перелёта из Рима в Касабланку. Кстати, хочу отметить что практически все авиакомпании, которыми мы летали, выдают детям на борту какие-нибудь игры для того чтобы ребёнок мог более интересно проводить время в полёте, на тот случай если родители забыли взять то чем можно занять ребёнка с собой. Исключение, это Alitalia, которая, видимо, больше беспокоится не о пассажирах, а о чем то ином.
Как уже говорил ранее, в ходе нашего вояжа мы стараемся найти золотую середину между осмотром исторических достопримечательностей и возможностью вырваться из урбанистических клетей в природный мир флоры и фауны. Поэтому в планах у нас стояло посещение зоопарка марокканской столицы (Jardin zoologique de Rabat). Нам настоятельно рекомендовала посетить этот зоопарк сестра Асмик, которая вот уже десять лет живет в Марокко и регулярно с детьми проводит здесь время. До этого из африканских зоопарков мы уже были в парке Фригия в Тунисе, зоопарке Касабланки и крокодиловом парке в Агадире и все они оставили исключительно положительные впечатления и эмоции.
До зоопарка, расположенного на самом юге города, из нашего рияда дорога заняла около 25 минут, зоопарк является частью так называемого "зеленого пояса Рабата", который отделяет столицу от ниже расположенных городов - Темары и Хархуры. Кроме зоопарка в зеленом поясе расположены спортивный комплекс Мулая Абдуллы и лес Хархуры.
При входе в зоопарк стоит огромная статуя песчаного цвета льва, разинувшего пасть, ставшего символом парка. Вход в зоопарк обошёлся нам в 55 дирхамов на человека, детям до трёх лет вход бесплатный. Билет в зоопарк включает посещение музея с различными скелетами животных, найденных на территории Марокко. Музей совсем небольшой, десять минут вполне хватит на его осмотр. Но самое интересное в этом парке конечно же не музей, а животные.
Территориально зоопарк разделён на пять климатических зон, с разным оформлением ландшафта и флоры, с наполнением животными, которые обитают в каждой из зон: тропический лес, саванна, пустыня, атласские горы и приморские районы. В то время, как первые зоны представлены преимущественно животными, последняя заполнена птицами, наибольшее разнообразие которых можно встретить именно на побережье. В этом зоосаду представлены только животные, которые обитают на африканском континенте.
Особенностью данного зоопарка является также то что животные здесь живут не в клетках, а огромных вольерах, которые максимально соответствуют естественным условиям обитания.
Особенно впечатляют крупные африканские представители животного мира - белые носороги, слоны, жирафы и гиппопотамы. Мы настолько засмотрелись на плавающих бегемотов с маленьким бегемотиком, что оставили около них любимого игрушечного чебурашку Софии. Этот красный чебурашка был привезен из олимпийского Пекина в 2004 году, где он выполнял роль талисмана нашей сборной.
В зоопарке есть отдельный участок с домашними животными - козами и баранами, петухами и курицами, а также гусями. Этот участок выполняет роль образовательной фермы и даже при нас эту ферму посетили несколько групп марокканских школьников, одетых в школьную форму - мальчики в синюю, девочки в розовую.
Территория зоопарка достаточно большая и хорошо ухоженная, перемещаться здесь нужно на значительные расстояния, поэтому для желающих предоставляется возможность взять электромобиль зоо-такси, который отвезёт вас к интересующему вас вольеру. По зоопарку также расставлен ряд киосков с возможностью заказать свежевыжатый апельсиновый сок, чипсы, сладкое и воду. Вдоль смотровых площадок на животных установлены удобные лавки в тени, что дети и родители могли присесть и никуда не торопясь понаблюдать за жизнью животных. Смотровая мансарда на вольер жирафов сделана здесь двухъярусной и на втором этаже можно с бесконечным интересом наблюдать за грациозными движениями удивительных представителей животного мира нашей планеты. Кроме животных в парке огромная коллекция птиц, от пеликанов до фламинго, от павлинов до попугаев, которые без устали чирикают,
Пообедать можно здесь же, но мы решили поехать в местный марокканский ресторан Chez Ouazzani Harhoura неподалёку от зоопарка в пешей доступности от пляжа Ги Виль. Здесь можно отведать настоящий марокканский тажин, кускус с курицей, марокканский салат и другие местные лакомства. Наш обед плавно перерос в ужин и этот замечательный зоологический день подошёл к своему логическому завершению.
Наше пребывание в Марракеше подошло к концу и теперь нас ждал путь в Рабат, столицу Королевства Марокко. Расстояние между городами около 320 км и дорога занимает порядка 3,5 часов. Практически вся поездка идёт по платной Autoroute du Maroc с ограничением 120 км/час, в итоге поездка обошлась нам в 100 дирхам. Очень интересная система, при въезде на трассу вы получаете карточку в автомате стоящем перед шлагбаумом, где фиксируется точка вашего въезда , а при выезде отдаёте эту карточку в киоск местному жителю, который вам на французском озвучивает сумму к оплате. При перемещении по Марокко очень желательно иметь монеты, здесь самый распространённый номинал - 10, 5, 2 и 1 дирхам. Один раз мы даже получили на сдачу монету в 1/2 дирхама. Лучше на пути контролировать уровень заполнения бензобака, так как на трассе заправки расположены не всегда равномерно, поэтому чтобы наш автомобиль не издох от голода мы вынуждены были съехать с трассы в аэропорт Касабланки чтобы подпитать нашего железного коня.
Расстояние между двумя столицами - одной коммерческо-индустриальной, другой общественно-политической всего 90 км, поэтому всего час пути от нашей технической остановки и мы в Рабате. В этом городе живет почти 2 млн. человек, здесь расположены все посольства зарубежных государств, здесь же административные органы управления государством. Город многократно менял своих владельцев и названия: он был пуническим, римским, берберским, пока в 1170 году не получил своё имя - "Рибат-Эль-Фатх", что в переводе означает - "победоносный".
Своего расцвета город достиг в XII веке когда было принято решение перенести сюда столицу из Марракеша, именно тогда началось строительство минарета ныне известного как башня Хасана и являющегося одной из главных достопримечательностей столицы. Минарет так и не достиг своей запланированной высоты в 86 метров, остановившись на уровне половины (44 метра) и в XIII веке после переноса столицы в Фес город начинает приходить в упадок. Шесть веков город находился в тени и забвении и только в 1912 году при переходе Марокко под французский протекторат в город возвращается столичный статус, который Мухаммед V сохранил при обретении государством независимости в 1956 году.
Знакомство с городом мы начали с кафе при национальном театре, где отведали пасты карбонаты, так как на удивление в ресторане при национальном государственном театре не было блюд национальной кухни кроме обязательного атрибута наших приемов пищи - the a la menthe. Здесь же мы через подключённый wi-fi определили место нашего жительства на ближайшие два дня. Им оказался Рияд Сиди Фатах, расположенный в центре городской Медины. Почему-то я был уверен, что все рияды должны быть более или менее одного уровня и фотографии отеля к этому располагали. Но нет, рияд в Рабате кардинально отличался от оного в Марракеше, здесь было много жильцов, что очень напоминало хостел, первую ночь рияд оккупировали шумные китайские представительницы слабого пола; в рияде пахло не совсем приятно или даже совсем неприятно натуральными запахами в сочетании с запахами освежителя воздуха, здесь не было антикварной мебели и дверей, здесь отваливались вешалки, и дорога к рияду была частично гравийной, что затрудняло перемещение с коляской и сумками. В итоге рияд получил от нас оценку на booking в 5.2. Сразу хочу отметить что выбор мест для проживания в Рабате совсем скудный, в основном это рияды и пара-тройка классических отелей с необоснованно завышенной ценой.
Рабат очень слабо напоминает столицу, город в 2012 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, из памятников истории наибольший интерес представляет крепость Касба Удайя, которая была построена в период расцвета города в XII веке, куда мы первым делом и направились. Высокая песочного цвета стена и ворота защищают бело-голубые здания старого города. Здесь мы отведали апельсинового фреша за пять дирхам и направились дальше изучать узкие фотогеничные улочки со спусками и подъемами. Как обычно при входе к нам обратился местный житель с предложением составить нам компанию и провести по наиболее интересным местам Касбы. Но самостоятельное изучение окрестностей обладает гораздо большими плюсами и гибкостью, да и размер крепости не велик, чтобы бегать за местным гидом.
Уже на выходе из Касбы вдалеке четко просматривался строгий силуэт башни Хасана, прямоугольник которой символизирует в своё время несостоявшееся величие города. Дорога из Касбы к башне идёт вдоль набережной реки, разделяющей столичную агломерацию Рабат-Сале на два города и впадающей здесь же в Атлантический океан. Вдоль набережной устроен небольшой парк развлечений и аттракционов для детей с прокатом электромобилей, который София не могла пройти мимо. 6 минут счастья на Range Rover за 10 дирхам.
И вот наконец мы на огороженной площади у минарета, оказалось, что город сохранил не только недостроенный минарет, но и колонны недостроенной мечети, которыми уставлена вся площадь перед минаретом. С другой стороны площади располагается ажурный мавзолей Мухаммеда V, изготовленный из белого итальянского мрамора построенный по проекту вьетнамского архитектора в мавританском стиле в период 1961-1971 гг. после смерти первого короля независимого государства. Здесь же в этом мавзолее похоронены два сына короля. Вход в мавзолей постоянно стережёт почетный караул королевских гвардейцев. На площади между мавзолеем и башней минарета было огромное количество людей, практически на каждую незавершённую колонну мечети забиралась или уже забралась местная молодёжь, кто-то для позируя для фотографирования родителями или друзьями, кто-то просто карабкался наверх для того чтобы испытать свои физические возможности.
На этом наша прогулка вместе с закатом солнца в туманной дымке подошла к концу, а фруктовый салат с йогуртом на обратном пути заполнил место в наших желудках. Завтра нас ждал новый день и знакомство с ещё одним знаковым местом столичного Рабата.
День 12. В единении с природой или зелёный пояс Рабата.
На завтрак в нашем столичном рияде было стандартное меню: марокканский хлеб, фруктовый джем, оливки, кексы, по одному банану и чайник с кофе. Каждый вечер нас спрашивали на какое время подать завтрак, к этому времени на следующее утро уже всё было накрыто на столе. Завтрак подавали на внутреннем дворике первого этажа, там же мы проводили активное время нахождения в рияде, так как в комнатах было темно и по причине этого, не очень уютно. Здесь же София раскрашивала раскраски, взятые с собой и подаренные Royal Air Maroc во время перелёта из Рима в Касабланку. Кстати, хочу отметить что практически все авиакомпании, которыми мы летали, выдают детям на борту какие-нибудь игры для того чтобы ребёнок мог более интересно проводить время в полёте, на тот случай если родители забыли взять то чем можно занять ребёнка с собой. Исключение, это Alitalia, которая, видимо, больше беспокоится не о пассажирах, а о чем то ином.
Как уже говорил ранее, в ходе нашего вояжа мы стараемся найти золотую середину между осмотром исторических достопримечательностей и возможностью вырваться из урбанистических клетей в природный мир флоры и фауны. Поэтому в планах у нас стояло посещение зоопарка марокканской столицы (Jardin zoologique de Rabat). Нам настоятельно рекомендовала посетить этот зоопарк сестра Асмик, которая вот уже десять лет живет в Марокко и регулярно с детьми проводит здесь время. До этого из африканских зоопарков мы уже были в парке Фригия в Тунисе, зоопарке Касабланки и крокодиловом парке в Агадире и все они оставили исключительно положительные впечатления и эмоции.
До зоопарка, расположенного на самом юге города, из нашего рияда дорога заняла около 25 минут, зоопарк является частью так называемого "зеленого пояса Рабата", который отделяет столицу от ниже расположенных городов - Темары и Хархуры. Кроме зоопарка в зеленом поясе расположены спортивный комплекс Мулая Абдуллы и лес Хархуры.
При входе в зоопарк стоит огромная статуя песчаного цвета льва, разинувшего пасть, ставшего символом парка. Вход в зоопарк обошёлся нам в 55 дирхамов на человека, детям до трёх лет вход бесплатный. Билет в зоопарк включает посещение музея с различными скелетами животных, найденных на территории Марокко. Музей совсем небольшой, десять минут вполне хватит на его осмотр. Но самое интересное в этом парке конечно же не музей, а животные.
Территориально зоопарк разделён на пять климатических зон, с разным оформлением ландшафта и флоры, с наполнением животными, которые обитают в каждой из зон: тропический лес, саванна, пустыня, атласские горы и приморские районы. В то время, как первые зоны представлены преимущественно животными, последняя заполнена птицами, наибольшее разнообразие которых можно встретить именно на побережье. В этом зоосаду представлены только животные, которые обитают на африканском континенте.
Особенностью данного зоопарка является также то что животные здесь живут не в клетках, а огромных вольерах, которые максимально соответствуют естественным условиям обитания.
Особенно впечатляют крупные африканские представители животного мира - белые носороги, слоны, жирафы и гиппопотамы. Мы настолько засмотрелись на плавающих бегемотов с маленьким бегемотиком, что оставили около них любимого игрушечного чебурашку Софии. Этот красный чебурашка был привезен из олимпийского Пекина в 2004 году, где он выполнял роль талисмана нашей сборной.
В зоопарке есть отдельный участок с домашними животными - козами и баранами, петухами и курицами, а также гусями. Этот участок выполняет роль образовательной фермы и даже при нас эту ферму посетили несколько групп марокканских школьников, одетых в школьную форму - мальчики в синюю, девочки в розовую.
Территория зоопарка достаточно большая и хорошо ухоженная, перемещаться здесь нужно на значительные расстояния, поэтому для желающих предоставляется возможность взять электромобиль зоо-такси, который отвезёт вас к интересующему вас вольеру. По зоопарку также расставлен ряд киосков с возможностью заказать свежевыжатый апельсиновый сок, чипсы, сладкое и воду. Вдоль смотровых площадок на животных установлены удобные лавки в тени, что дети и родители могли присесть и никуда не торопясь понаблюдать за жизнью животных. Смотровая мансарда на вольер жирафов сделана здесь двухъярусной и на втором этаже можно с бесконечным интересом наблюдать за грациозными движениями удивительных представителей животного мира нашей планеты. Кроме животных в парке огромная коллекция птиц, от пеликанов до фламинго, от павлинов до попугаев, которые без устали чирикают,
Пообедать можно здесь же, но мы решили поехать в местный марокканский ресторан Chez Ouazzani Harhoura неподалёку от зоопарка в пешей доступности от пляжа Ги Виль. Здесь можно отведать настоящий марокканский тажин, кускус с курицей, марокканский салат и другие местные лакомства. Наш обед плавно перерос в ужин и этот замечательный зоологический день подошёл к своему логическому завершению.
Читайте также
13 сентября 2024
367