Путешествие на юг за снегом. Часть первая. Высоко в горах
![](http://www.moya-planeta.ru/upload/images/xl/1d/05/1d05d3e6383871b95e72027a525a151a.jpg)
Наше путешествие началось с желания увидеть горы снега, так как зима в Подмосковье этим явлением не радует. Началось оно с девиза –«На юг за снегом», а закончилось вечным воспоминанием о снежных вершинах Кавказских гор. В поездку собрались быстро. В машину было загружено самое необходимое - лыжи и борд. И в пятницу вечером мы отправились на поиски. Район поисков был намечен на Северном Кавказе в самой высокогорной республике России – Кабардино - Балкарии, где расположены самые крутые лыжные трассы – горнолыжный курорт Азау. Из г.Жуковский МО наш маршрут лежал по трассе М4 Дон через Воронеж, Ростов-на-Дону, далее по автодороге «Кавказ» через города - Тихорецк, Кропоткин, Армавир(переночевали), Невинномысск, Минеральные Воды, Пятигорск, Баксан. Выехав из Подмосковья мы совсем потеряли снег из виду, чем ближе мы приближались к югу, тем зеленее становились поля, тем больше было дождей и тумана, но не снега. Нашей целью было увидеть высочайшую вершину Европы - седой двуглавый Эльбрус, на вершинах которого даже летом лежит снег. Поэтому у г. Баксан мы покинули трассу "Кавказ" и свернули в Бансанское ущелье, по дну которого вьется единственная дрога ведущая до поляны Азау, конечной остановке у подножья Эльбруса. Поляна Азау, наивысшая обитаемая точка Приэльбрусья, находиться на высоте около 2300м над уровнем моря, г. Баксан на 475 м. Мы начали свой 106 километровый подъем к поляне Азау по живописной дороге, которая тянется вдоль реки Баксан, берущей свое начало в ледниках Кавказских гор. Стелился туман, по обе стороны дороги начали появляться все более и более высокие сопки, равнина начала превращаться в горную местность. Вдоль дороги мелькали балкарские селения - Исламей, Атажукино, Заюково, Лаутука… И тут горы резко окружили нас, большие голые вершины взмывали в небо, пряча свои макушки в облаках -мы въехали в ущелье. После бескрайних равнин горы завораживают, взгляд неустанно скользит по склонам, спускается с вершин в долину реки, устремляется вдаль, за каждым поворотом все новый и новый пейзаж, а мы все выше и выше - с. Былым 1035м, г.Тырнауз 1307м, с.Верхний Баксан 1590м, с.Нейтрино 1670м, с.Эльбрус 1775м, с.Терскол 2144м , горнолыжный курорт поляна Азау 2300м и мы на месте. В дальнейшем мы не раз ездили по этому маршруту. И каждый раз, в зависимости от погоды, ущелье рисовалось в разных красках. Замечались все новые и новые безумные высокогорные пейзажи - то мы ехали по залитой лучами долине, то видели песчаную бурю на заброшенном заводе в г. Тырнауз, то вместе с нами по дороге плыли облака.
Общий маршрут от МО до КБР занял у нас меньше 2х суток. Из г. Жуковского МО - выехали в 23.00 4.03.2016, а в Приэльбрусье были 6.03.2016 в 15.00.
Мы не были ограничены рамками отпуска, поэтому времени хватило как для снежных трасс, так и для путешествий по всем доступным нашему автомобилю горным дорогам КБР. День – лыжи, снег и захватывающий вид на Эльбрус, день – горные ущелья, водопады, горные аулы и новые открытия, и так две недели не считая дороги.
В Приэльбрусье мы остановились в пансионате Чегет, у знакомых. Пансионат расположен на поляне у подножья одноименной горы Чегет. От пансионата до поляны Азау около 4 км -добираться можно на машине или на маршрутке. До подъемников на гору Чегет около 70м. Очень тихое и удобное место для проживания в Приэльбрусье – вокруг сосны, горы, есть стоянка, лыжехранилище, сауна, кинозал, вечером вокруг работает много кафе и баров, где можно посидеть отдохнуть, и есть рынок, где можно купить все разнообразные сувениры КБР по доступным ценам. Плюс ко всему пансионат Чегет является лавина надежным зданием во всей округе.
В первые дни было тяжело привыкнуть к высоте - голова тяжелая, тело вялое, сердце бьется как дятел. Поэтому дня два-три мы особо не катались, акклиматизировались на высоте. Лишь сделали пару вылазок на станцию Кругозор 3000м(первая очередь подъемников на Эльбрусе) и гору Чегет (максимальная высота подъема на кресельнике 3050м).
На г.Чегет (3769,3м) мы поднялись лишь один раз, и то, как туристы. Спуски с Чегета слишком крутые и бугристые, и для тех, кто не слишком долго стоит на лыжах, не рекомендуются. Ратраки не чистят склоны по причине сильной их крутизны, снежных пушек нет. Трассы Чегета отданы на волю природы. Поэтому сколько выпало снегу и как накатана трасса решает случай. Благодаря этому Чегет является уникальным местом для любителей фрирайда. Говорят, в горных лыжах даже есть особый стиль – “спуск с Чегета”. Но я его даже пробовать не стала, уж слишком серьезными мне показались бугристые крутые спуски с горы.
На Чегет подняться стоит всем, кто будет в этих местах, так как с горы открывается красивейший вид на Баксанское ущелье, посёлок Терскол и двуглавый Эльбрус (высота западной вершины 5642м) с одной стороны и на горы Донгуз-Орун (высота 4454м), Большой (3891м) и Малый (3850м) Когутаи и Накра-тау (4277м) с другой. На склоне Чегета можно посидеть, полюбоваться потрясающими пейзажами, а когда замерзнешь - погреться и вкусно перекусить в кафе на вершине. Лагман, хычина, приятная компания и темы для разговора с местными спасателями тебе там будут обеспечены.
Более менее акклиматизировавшись мы начали кататься и на поляне Азау стали подниматься выше Кругозора (3000м) – до станции Мир ( 3500м), Гарабаши (3780м), Приют 11 (4130м) ,Скалы Пастухова (4670м). Самые лучшие спуски выше 3000м. Ниже 3000м - спуск Кругозор-Азау - это сплошная ледяная корка в начале и мягкая подтаявшая каша из снега внизу. По этому маршруту мы катались только тогда, когда нужно было спускаться вниз на поляну. Остальное время проводили на высоте.
С поляну Азау до станций Кругозор, Мир и Гарабаши можно подняться на подъемниках. Их на Эльбрусе два типа: старая маятниковая канатная дорога (цена абонемента на день 800 рублей) и новая дорога гондольного типа ( цена абонемента на сутки около 2 тыс рублей). Мы всегда пользовались услугами маятниковой дороги. До станций Кругозор и Мир ходит вагончик, далее до станции Гарабаши работает канатно-кресельная дорога, а если хочешь подняться еще выше, то надо пользоваться ногами, либо услугами снегоходов (750 рублей с человека) или ратраков (15 тыс рублей за аренду целого ратрака), которые отправляются от станции Мир.
Самостоятельный подъем на такой высоте для неподготовленного человека очень тяжел, каждый шаг дается с трудом, а с лыжами он оказывается вообще не под силу. Поэтому от Гарабашей мы взяли снегоход. Подъем на снегоходе на высоте очень захватывающее приключение – лихой водитель несется ввысь, мимо мелькают ущелья, альпинисты, снег, пытаешься держаться, чтобы не выпасть и еще удержать лыжи с палками. Впереди две макушки Эльбруса и кажется что до них рукой подать, но тут водитель останавливается, высота 4400 м, дальше только пешком – лед. Скалы Пастухова, отправная точка всех альпинистских маршрутов, видны чуть выше – высота 4670м. От нижней границы скал Пастухова (4600 м) до западной вершины Эльбруса около 10 часов пешком. Альпинистские группы выдвигаются обычно рано утром (2-4 часа ночи), чтобы одним днем успеть подняться и спуститься с вершины. Днем альпинисты тренируются, совершая подъемы от Приюта 11 до скал Пастухова и обратно. Сказать, что это тяжело – ничего не сказать. Проезжая на снегоходе мы видели усталые загорелые лица альпинистов, каждый шаг вверх дается на высоте с трудом, горы не прощают ошибок и неподготовленности.
Мы же, как дилетанты, забрались на высоту 4400 м легко и быстро. И только потом ощутили свою ошибку. Долгий утомительный подъем альпинистов это своего рода акклиматизации организма к высоте, постепенное привыкание к нехватке кислорода, мы же преодолев подъем в 1км за 5-7 минут получили завораживающий вид на Кавказский хребет и горную болезнь. Лично я спуститься сама обратно не смогла – ноги стали ватными и чуть ли не темнело в глазах. На полпути спуска от 4400м до «бочек» 3750 м поймала снегоход и спустилась обратно так же, как заехала.
Но подъем стоит всех усилий. С высоты 4400м открывается потрясающая панорама на вершины Западного Кавказа. Голубое небо, снежные вершины на горизонте, слышно только тишину и стук своего сердца. Можно подолгу блуждать, скользить взглядом по вершинам и думать о обо всем сразу: сколько альпинистов пыталось покорить, покорило и сейчас покоряет эти вершины; что ты сейчас стоишь вышей всех 4000 метровых каменных великанов; что за спиной две макушки высочайшей горы Европы – Эльбруса и кажется, что до вершин осталось совсем чуть-чуть (но это только кажется). Из всех вершин в панораме больше всего мне запомнилась гора Ушба (4710м, Грузия), ее южная вершина как акулий плавник выступает на гребне Кавказского хребта, рассекая голубую гладь неба.
Здесь наверху стоит смотреть не только вдаль горизонта, но и под ноги. Сквозь снег проглядывают черные вулканические камни, свидетельство бывшей активности вулкана Эльбрус, а также сложенные из них основания каменных блиндажей времен великой отечественной войны. Сложно поверить, но это факт – в годы войны за вершину Эльбруса шли бои. Сложно поверить, потому что на высоте проблематично двигаться, а вести бой, затаскивать оружие, вести наступления кажется вообще нереальной задачей. Но, как факт, в Приэльбрусье проходил самый высокогорный фронт второй мировой войны и благодаря доблести и выносливости наших солдат в 1943 году Эльбрус был отбит у фашистов. 13 февраля 1943 года на западной вершине Эльбруса был установлен советский флаг. Как свидетельства этих битв до нас дошли отверстия от пуль на камнях, оружие и останки тел советских солдат, которые до сих пор находят в тающих ледниках Эльбруса. На станции Мир расположен самый высокогорный в мире музей (высота 3500м) – Музей Обороны Эльбруса. Музей всегда открыт для посещения, вход свободный. Экспозиция музей представлена историческими фотографиями, документами и коллекцией военного советского и немецкого оружия периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), найденного в горах на местах боевых действий в Приэльбрусье в 1942-1943 гг.
Погода в горах переменчивая, утром – солнце и чистое небо, а к обеду все может затянуть облаками и дымкой. Мы же столкнулись еще с другим явлением - смена погоды и практически времен года по высоте. На высоте от 2300м до 1035м над уровнем моря может быть яркое солнце, горы снега, небо без единой тучки, начиная с высоты 1035 м въезжаешь в облака, а на высоте 500 м попадаешь в дождь, вокруг зеленые луга и туман.
Такие погодные явления мы видели каждый раз, когда спускались с гор. А спускались мы часто, так как чтобы попасть в другие районы КБР нужно обязательно спуститься до г. Баксан и дальше, выбрав нужное направление пути, начать подъем в другие ущелья республики или остаться на Кабардино-Балкарской равнине.
Кабардино-Балкария самая высокогорная республика нашей страны разделена условно на Балкарию -горный район и Кабарду -равнину. Все дороги, ведущие в горы, идут вдоль горных рек, которые берут свое начало в ледниках Кавказких гор. Горные дороги КБР, их всего 4, получили свои названия согласно ущельям по которым проходят или месту до которого идут – Чегемское, Черекское, Бансанское и дорога ведущая в Долину Нарзанов. Каждая дорога по своему красива, заманчива, тянется высь Кавказких гор и имеет на своем пути уникальные природные и исторические достопримечательности. Мы постарались проехать по всем доступным нашей машине местам горной Балкарии и запомнили кучу мест куда хотели бы вернуться, чтобы проехать до конца. Об этом читайте в следующих частях "путешествия на юг за снегом".
Общий маршрут от МО до КБР занял у нас меньше 2х суток. Из г. Жуковского МО - выехали в 23.00 4.03.2016, а в Приэльбрусье были 6.03.2016 в 15.00.
Мы не были ограничены рамками отпуска, поэтому времени хватило как для снежных трасс, так и для путешествий по всем доступным нашему автомобилю горным дорогам КБР. День – лыжи, снег и захватывающий вид на Эльбрус, день – горные ущелья, водопады, горные аулы и новые открытия, и так две недели не считая дороги.
В Приэльбрусье мы остановились в пансионате Чегет, у знакомых. Пансионат расположен на поляне у подножья одноименной горы Чегет. От пансионата до поляны Азау около 4 км -добираться можно на машине или на маршрутке. До подъемников на гору Чегет около 70м. Очень тихое и удобное место для проживания в Приэльбрусье – вокруг сосны, горы, есть стоянка, лыжехранилище, сауна, кинозал, вечером вокруг работает много кафе и баров, где можно посидеть отдохнуть, и есть рынок, где можно купить все разнообразные сувениры КБР по доступным ценам. Плюс ко всему пансионат Чегет является лавина надежным зданием во всей округе.
В первые дни было тяжело привыкнуть к высоте - голова тяжелая, тело вялое, сердце бьется как дятел. Поэтому дня два-три мы особо не катались, акклиматизировались на высоте. Лишь сделали пару вылазок на станцию Кругозор 3000м(первая очередь подъемников на Эльбрусе) и гору Чегет (максимальная высота подъема на кресельнике 3050м).
На г.Чегет (3769,3м) мы поднялись лишь один раз, и то, как туристы. Спуски с Чегета слишком крутые и бугристые, и для тех, кто не слишком долго стоит на лыжах, не рекомендуются. Ратраки не чистят склоны по причине сильной их крутизны, снежных пушек нет. Трассы Чегета отданы на волю природы. Поэтому сколько выпало снегу и как накатана трасса решает случай. Благодаря этому Чегет является уникальным местом для любителей фрирайда. Говорят, в горных лыжах даже есть особый стиль – “спуск с Чегета”. Но я его даже пробовать не стала, уж слишком серьезными мне показались бугристые крутые спуски с горы.
На Чегет подняться стоит всем, кто будет в этих местах, так как с горы открывается красивейший вид на Баксанское ущелье, посёлок Терскол и двуглавый Эльбрус (высота западной вершины 5642м) с одной стороны и на горы Донгуз-Орун (высота 4454м), Большой (3891м) и Малый (3850м) Когутаи и Накра-тау (4277м) с другой. На склоне Чегета можно посидеть, полюбоваться потрясающими пейзажами, а когда замерзнешь - погреться и вкусно перекусить в кафе на вершине. Лагман, хычина, приятная компания и темы для разговора с местными спасателями тебе там будут обеспечены.
Более менее акклиматизировавшись мы начали кататься и на поляне Азау стали подниматься выше Кругозора (3000м) – до станции Мир ( 3500м), Гарабаши (3780м), Приют 11 (4130м) ,Скалы Пастухова (4670м). Самые лучшие спуски выше 3000м. Ниже 3000м - спуск Кругозор-Азау - это сплошная ледяная корка в начале и мягкая подтаявшая каша из снега внизу. По этому маршруту мы катались только тогда, когда нужно было спускаться вниз на поляну. Остальное время проводили на высоте.
С поляну Азау до станций Кругозор, Мир и Гарабаши можно подняться на подъемниках. Их на Эльбрусе два типа: старая маятниковая канатная дорога (цена абонемента на день 800 рублей) и новая дорога гондольного типа ( цена абонемента на сутки около 2 тыс рублей). Мы всегда пользовались услугами маятниковой дороги. До станций Кругозор и Мир ходит вагончик, далее до станции Гарабаши работает канатно-кресельная дорога, а если хочешь подняться еще выше, то надо пользоваться ногами, либо услугами снегоходов (750 рублей с человека) или ратраков (15 тыс рублей за аренду целого ратрака), которые отправляются от станции Мир.
Самостоятельный подъем на такой высоте для неподготовленного человека очень тяжел, каждый шаг дается с трудом, а с лыжами он оказывается вообще не под силу. Поэтому от Гарабашей мы взяли снегоход. Подъем на снегоходе на высоте очень захватывающее приключение – лихой водитель несется ввысь, мимо мелькают ущелья, альпинисты, снег, пытаешься держаться, чтобы не выпасть и еще удержать лыжи с палками. Впереди две макушки Эльбруса и кажется что до них рукой подать, но тут водитель останавливается, высота 4400 м, дальше только пешком – лед. Скалы Пастухова, отправная точка всех альпинистских маршрутов, видны чуть выше – высота 4670м. От нижней границы скал Пастухова (4600 м) до западной вершины Эльбруса около 10 часов пешком. Альпинистские группы выдвигаются обычно рано утром (2-4 часа ночи), чтобы одним днем успеть подняться и спуститься с вершины. Днем альпинисты тренируются, совершая подъемы от Приюта 11 до скал Пастухова и обратно. Сказать, что это тяжело – ничего не сказать. Проезжая на снегоходе мы видели усталые загорелые лица альпинистов, каждый шаг вверх дается на высоте с трудом, горы не прощают ошибок и неподготовленности.
Мы же, как дилетанты, забрались на высоту 4400 м легко и быстро. И только потом ощутили свою ошибку. Долгий утомительный подъем альпинистов это своего рода акклиматизации организма к высоте, постепенное привыкание к нехватке кислорода, мы же преодолев подъем в 1км за 5-7 минут получили завораживающий вид на Кавказский хребет и горную болезнь. Лично я спуститься сама обратно не смогла – ноги стали ватными и чуть ли не темнело в глазах. На полпути спуска от 4400м до «бочек» 3750 м поймала снегоход и спустилась обратно так же, как заехала.
Но подъем стоит всех усилий. С высоты 4400м открывается потрясающая панорама на вершины Западного Кавказа. Голубое небо, снежные вершины на горизонте, слышно только тишину и стук своего сердца. Можно подолгу блуждать, скользить взглядом по вершинам и думать о обо всем сразу: сколько альпинистов пыталось покорить, покорило и сейчас покоряет эти вершины; что ты сейчас стоишь вышей всех 4000 метровых каменных великанов; что за спиной две макушки высочайшей горы Европы – Эльбруса и кажется, что до вершин осталось совсем чуть-чуть (но это только кажется). Из всех вершин в панораме больше всего мне запомнилась гора Ушба (4710м, Грузия), ее южная вершина как акулий плавник выступает на гребне Кавказского хребта, рассекая голубую гладь неба.
Здесь наверху стоит смотреть не только вдаль горизонта, но и под ноги. Сквозь снег проглядывают черные вулканические камни, свидетельство бывшей активности вулкана Эльбрус, а также сложенные из них основания каменных блиндажей времен великой отечественной войны. Сложно поверить, но это факт – в годы войны за вершину Эльбруса шли бои. Сложно поверить, потому что на высоте проблематично двигаться, а вести бой, затаскивать оружие, вести наступления кажется вообще нереальной задачей. Но, как факт, в Приэльбрусье проходил самый высокогорный фронт второй мировой войны и благодаря доблести и выносливости наших солдат в 1943 году Эльбрус был отбит у фашистов. 13 февраля 1943 года на западной вершине Эльбруса был установлен советский флаг. Как свидетельства этих битв до нас дошли отверстия от пуль на камнях, оружие и останки тел советских солдат, которые до сих пор находят в тающих ледниках Эльбруса. На станции Мир расположен самый высокогорный в мире музей (высота 3500м) – Музей Обороны Эльбруса. Музей всегда открыт для посещения, вход свободный. Экспозиция музей представлена историческими фотографиями, документами и коллекцией военного советского и немецкого оружия периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), найденного в горах на местах боевых действий в Приэльбрусье в 1942-1943 гг.
Погода в горах переменчивая, утром – солнце и чистое небо, а к обеду все может затянуть облаками и дымкой. Мы же столкнулись еще с другим явлением - смена погоды и практически времен года по высоте. На высоте от 2300м до 1035м над уровнем моря может быть яркое солнце, горы снега, небо без единой тучки, начиная с высоты 1035 м въезжаешь в облака, а на высоте 500 м попадаешь в дождь, вокруг зеленые луга и туман.
Такие погодные явления мы видели каждый раз, когда спускались с гор. А спускались мы часто, так как чтобы попасть в другие районы КБР нужно обязательно спуститься до г. Баксан и дальше, выбрав нужное направление пути, начать подъем в другие ущелья республики или остаться на Кабардино-Балкарской равнине.
Кабардино-Балкария самая высокогорная республика нашей страны разделена условно на Балкарию -горный район и Кабарду -равнину. Все дороги, ведущие в горы, идут вдоль горных рек, которые берут свое начало в ледниках Кавказких гор. Горные дороги КБР, их всего 4, получили свои названия согласно ущельям по которым проходят или месту до которого идут – Чегемское, Черекское, Бансанское и дорога ведущая в Долину Нарзанов. Каждая дорога по своему красива, заманчива, тянется высь Кавказких гор и имеет на своем пути уникальные природные и исторические достопримечательности. Мы постарались проехать по всем доступным нашей машине местам горной Балкарии и запомнили кучу мест куда хотели бы вернуться, чтобы проехать до конца. Об этом читайте в следующих частях "путешествия на юг за снегом".
Читайте также
16 января 2025
353