Путешествие по Черногории. Восхождение на вершину Черногории - гору Боботов Кук
Ехать в Черногорию меня вдохновили именно они, горы..
Увидев на фото горный массив Дурмитора, гладь Черного озера, окруженного непроходимыми, но удивительно красивыми хвойными лесами, я поняла, что хочу и должна увидеть это вживую.
Первые дни я пробыла на побережье в городке Будва, успев, несмотря на изначально плаксивую погоду, искупаться в лучах солнца и удивительно чистом море, походить по галькам и булыжникам и покормить кусающихся рыбок на пляже Могрен; прогуляться по небольшому старому городу – исторической части Будвы с узкими улочками и, сожалению, россыпью сувенирных лавок, ресторанов и рекламных вывесок; отведать местной кухни - простой, но не скупящейся на размеры порций, и даже встать в позу балерины у одноименной статуи!
Помимо этого, съездила в город Котор и покорила 1350 ступеней к крепости св. Иоанна, откуда открывался шикарный вид на город.
Покаталась по Бока-Которской бухте с заездом на остров Богоридицы-на-Рифе и в город Пераст – аутентичный городок, нетронутый индустрией и многоэтажками. Небольшие домики, как и на всем побережье, разрастаются вверх по склону, куда можно подняться по ступенькам. Кажется, конца и края им нет..
Дошла вдоль побережья до курортного городка Свети Стефан – зеленого, свежего, приятного и спокойного местечка, лишенного толп шумных туристов и ресторанных зазывал, где волны, бьющиеся о камни, заставляют забыть о времени, где солнце падает в море, даря приятные и теплые воспоминания и оставаясь в памяти в виде красочных картинок.
В горном городке Жабляк, рядом с которым и находится национальный парк Дурмитор, я остановилась на две ночи и два с небольшим дня, уже на третий день планировала уехать в Подгорицу, откуда вернуться в Москву.
В первый день я, потратив почти все дневное время на дорогу с побережья, планировала съездить к знаменитому мосту Джурджевича и увидеть каньон реки Тара - самый глубокий каньон в Европе, глубина его – около 1300 метров.
Поскольку на месте договориться об этом мне не удалось, а автобусы, делающие остановку у моста, уже не ходили, то я решила прогуляться до Черного озера и забрела в лес.
Удивительные пенечки, деревья, прозрачная и зеркальная гладь озера, свежий, чистый воздух (дневная температура держалась около 10 градусов тепла), возвышающиеся и такие далекие горы в голубоватой дымке - всё это затуманивало и опьяняло рассудок. Только вечерняя осенняя прохлада и темный силуэт ночи оторвали меня от этого созерцания.
Встреча с местными жителями, неспешно прогуливающимися по парку.
И удивительный по красоте закат. Закат перед восхождением.
Ранним утром предстояло отправиться на покорение горы Боботов Кук - высшей точки Черногории - высотой 2523 метра.
Понимая, что световой день в сентябре довольно короткий (в 7 уже непроглядная темень), было решено доехать по высокогорной дороге до перевала Седло, откуда ведет относительно короткий путь до вершины, а возвращаться более долгой дорогой, которая, судя по словам бывалых, занимает 6 - 7 часов. Утром горы были затянуты густым туманом. Хозяин апартаментов, в которых я остановилась, отговаривал от похода, убеждая, что это может быть опасно.
«Я приехала сюда ради этого!» - я мотала головой и отказывалась его слушать.
Уже через 20 минут мы резво мчались к перевалу. Только выбрались из машины, как нас обдул холодный пронизывающий ветер.
«Нужно было брать теплую куртку и шапку», - промелькнуло в голове. Я надела кепку, затянула капюшон потуже, и мы с моим попутчиком двинулись в путь. Время было уже около половины десятого..
Через минуту позади начал кричать дядька, прося на ломаном русском оплаты за вход в парк (оплата взимается по 3 евро за каждый вход на территорию). Поскольку спорить совсем не хотелось, пришлось отдать дурмиторскому сторожиле мзду.
Поначалу, на равнине и на несложных подъемах, было желание делать много красивых кадров, останавливаться, чтобы проникнуться атмосферой гор, настоящих гор, коих еще никогда не было в моей жизни. Открывались удивительные по своей красоте панорамы с пепельными горами, устланными у подножия зелеными пятнами и окутанными утренним туманом. Казалось, протяни руку - и достанешь ватное облако рукой.
Одни горы вдалеке были похожи на слоеный пирог всех оттенков серого. При мыслях о пироге я поняла, что завтрак был давно, и немного разгрузила рюкзак, перекусив бананами.
Начались сложные бесконечные подъемы. Сложные в первую очередь потому, что уклон довольно сильный, иногда доходящий до 90 градусов, где нужно карабкаться по камням, выбирая наиболее устойчивые и цепкие, ползти по тропке, потому что иначе можно свалиться, подобно тем камешкам, которые сыпались под ногами и улетали в бездну. Телефонный навигатор и красные метки на всем пути не давали заплутать.
Дыша, как старый паровоз, и изредка останавливаясь, чтобы сделать кадр и немного отдышаться, мы продвигались вперед. По мере продвижения и увеличения высоты становилось всё сложнее, требовалась полная концентрация, чтобы сохранять равновесие и продолжать лезть вверх. Рюкзак стал ощущаться в несколько раз тяжелее.
И вот впереди последние 20-30 метров к вершине, протянутые тросами, о которых пишут и рассказывают бывалые. Тело не слушается, колени непроизвольно начинают трястись, внутри пробегает холодок. «Я просто пройду по этой тропке и все дела», - успокаиваю я себя.
Да, паника тут ни к чему. Впереди вижу пару, возвращается назад. «Я не стала идти по тросам, слишком страшно», - сказала женщина.
Редкие попутчики встречались в основном на подходе к вершине горы, возвращались они, видимо, той же дорогой, ведущей к перевалу Седло: на обратном пути нам не встретилось никого.
Проходя этот участок, держалась за тросы, максимально натягивая их, чтобы в случае неловкого движения можно было удержаться за счет силы рук.
Поднялся ветер, благо, не очень сильный. Вниз не смотрела, чтобы не нагнетать страх. Тросы закончились, а меток впереди видно не было, как и обещанной площадки на вершине, где можно было присесть и насладиться своей маленькой победой. Понимая, что идти дальше некуда, а последняя пара метров без всякой страховки может стать действительно последней, повернули назад.
Подъем занял у нас около 4 часов вместо 3 - 3,5 планируемых: видимо, сказалось любование видами. Буквально проскочили тросы и пошли на спуск.
Вот тут-то и началось самое сложное. Если на подъем была видимая тропа, то на спуск на её наличие в ряде случаев указывали только метки, разбросанные неравномерно по каменистым склонам.
Первый участок оказался самым опасным, именно здесь я чуть не слетела в пропасть: больших, устойчивых камней было мало, спуск довольно крутой, а ноги скользили по сыпучим мелким камешкам. В один такой момент, я, сидя на попе (в самые страшные для себя моменты я спускалась именно так - лицом вперед) нащупала и поставила ногу на камень, пытаясь опереться о него. Камень коварно слетел вниз, а я зависла, боясь шелохнуться, чтобы не улететь окончательно. Выдохнув и впившись ногтями и пальцами в песок, повернулась спиной и, едва дыша, спустилась ниже. Фраза «земля уходит из-под ног» была ощутима в полной мере. Спуск на этом участке занял около двух часов. Корила себя за медлительность, но понимала, что безопасность превыше всего.
Дальше были огромные камни на равнине, разбросанные повсюду, где можно было попрыгать и проверить на прочность свои колени.
Было много спусков и подъемов, извилистых поворотов… Казалось, кто-то сверху ехидно посмеивается, видя, как пара туристов идет по нескончаемым тропам, спускается и радуется относительно простым участкам, и подкидывал новые подъемы, которые сводили на нет всю радость спуска.
Решая, стоит ли завернуть еще и к Ледяной пещере, мы немного поспорили, но я согласилась с аргументом «когда, как не сейчас» и мы пошли к ней. Поняв, что к пещере снова идти на подъем, притом довольно долго, я просто обняла скалу и заплакала. Сил не оставалось вовсе, руки дрожали от напряжения, тело ныло и сопротивлялось новой нагрузке. Только понимание, что назад пути нет, и бодрый голос друга заставляли черпать силы и идти вперед.
Ледяная пещера не впечатлила: к сентябрю почти весь лед растаял (или так показалось снаружи), а сама пещера похожа на длинный узкий карман посреди скал. Спуск к ней напоминал широкий язык, который ведет в пасть зверю. Лезть внутрь не стали – побоялись, что будет сложно выбираться без какого-либо снаряжения, а экстрима в этот день хватило с лихвой, да и времени до темноты оставалось совсем немного.
Пройдя еще какое-то расстояние, которое казалось бесконечным, и уже потеряв счет времени, увидели кусты соснового стланика, поросшего среди камней. Удивительно, как они там уживаются, эти небольшие, но красивые и зеленые создания, с грудой камней?
От присутствия зелени стало немного полегче, появилось ощущение близости дома, которое, правда, оставило нас, когда мы взглянули на карту с навигацией. Восприятие и удовольствие от окружающей красоты из-за усталости ослабевало, да и видам, бывшим на подъеме, здешние явно уступали. Начинало темнеть, и мы шли почти без остановок. Начали шутить, рассказывать друг другу какие-то истории, чтобы время бежало быстрее.
Подойдя к очередному спуску, ведущему в лес, и увидев озеро, я закричала: «Да! Еще полчаса - и мы будем у Черного озера! А там до дома недалеко!»…
…Последнюю пару часов мы спускались в темноте, светя телефонными фонариками, по лесной тропе с торчащими повсюду камнями и корнями деревьев. Увидев, что по карте мы прошли чуть не десятую часть лесного участка, я начала злиться и почти побежала, чтобы хоть как-то приблизить теплый ужин и постель. Споткнувшись, упала и больно ударилась. Желание бежать отпало. Колени от постоянных прыжков и ударов гудели и готовы были рассыпаться.
Наконец мы вышли к дороге, от которой идти до городка не больше получаса. С ощущением победы в этом непростом испытании зашагали бодрее. Удивлялась, откуда берутся силы, ведь пару часов назад я готова была упасть и лежать без движения.
В полной темноте, не различая границ неба и земли, я задрала голову и увидела небо, устланное самыми яркими звездами, которые когда-либо видела.. Это было удивительно красиво!..
Теплый говяжий суп в уже полюбившемся ресторанчике был необычайно вкусным, а дневное приключение казалось, произошло и не со мной вовсе. Было тепло, уютно и совсем не страшно. Одиннадцать часов в пути уже позади, а впереди – новые… Но это будет уже совсем другая история…
Читайте также