Рубцовск-Байкал, или «Туда и обратно». Часть 3 «Листвянка и КБЖД»

Вернувшись из Большого Голоустного и потратив половину дня на поиск нового колеса для нашего автомобиля, возвращаясь по гравийке качественно пробили корд, мы стали готовиться к следующему пункту нашего отдыха.











Он включал в себя посещение Листвянки и экскурсию по Круго-байкальской железной дороге. Эти мероприятия следовали друг за другом. Один день – Листвянка, а на следующий экскурсия.
Домчавшись от Ангарска, через Иркутск (по другому тут никак), до Листвянки по отличной дороге, в этой части Байкала мы почувствовали совершенно другой контраст погоды. Солнце немилосердно жарило, а от воды тянуло холодом. Вот и получалось, что вроде и жарко, а воздух прохладный.





Что можно сказать о поселке городского типа, которым является Листвянка? Листвянка расположилась на правой стороне истока реки Ангары и вытянута на северо-восток вдоль озера на 5 км. Поселок имеет древнюю историю. Первые упоминания о нем есть в начале 18 века как о уже существующем поселении, это означает, что облюбовали это место на берегу Байкала еще раньше. Первые жители, как принято считать, были ссыльные, катаржане и казаки. Чего греха таить практически вся Сибирь и была освоена за счет тех кто сидел и тех кто их сторожил, можно добавить и тех кто уходил из европейской части России в поисках новых земель. Но малость отвлекся. В свое время отсюда отправлялись в научные экспедиции Бенедикт Дыбовский и Бернгард Петри, здесь жили и работали многие выдающиеся исследователи Байкала. Академия наук СССР основала Лимнологический институт. Сегодня в Листвянке находится единственный в России музей озера – Байкальский музей, созданный на базе Лимнологического института СО РАН. Вот в него-то мы и заглянули.









По поводу экспозиций музея хочу заметить, что они довольно интересны. Особенно, для тех, кто про озеро ничего не знает. Неожиданностью стали, аквариумы в которых преспокойно плавали рыбы, обитающие в озере, ракообразные и даже нерпы. Дочь была просто в восторге. Жаль пришла охрана и попросила фотографировать без вспышки. Побывав на виртуальном погружении на дно Байкала, и послушав интересную историю о подводных жителях и работе ученых, мы отправились дальше по поселку.



Что собой представляет Листвянка? Это одна длинная и главная прибрежная улица. Где с одной стороны плещет Байкал, а с другой ютятся на скальных склонах дома местных жителей. Дома, если честно, разного пошиба. Есть хорошие, должно быть недавней постройки или отремонтированы и приведены в порядок, а есть и покосившиеся старые домики еще, возможно, царской постройки. Куча гостиниц, отелей, кафе и прочих заведений, где за не совсем скромную плату можно перекусить. Стоимость проживания в Листвянке в качестве туриста – не дешевое время препровождение. Чего стоит посещение небольшого сувенирного рынка. И в двойне недешевое, если ты с женщинами: супругой и дочкой. Особенно мне запомнился момент, когда нам пытались продать «алтайские сувениры». Продавщица, молодая девушка, была крайне разочарована, узнав, что Обь – не горная река. И от хана Бабыргана она никак не сбегала. Перепутав названия и имена героев одной из легенд Горного Алтая. В итоге, попросила нас не распугивать покупателей и идти дальше. Вот и вежливость, местных. Иногда, складывалось впечатление, что с Алтая понаехало столько продавцов своего товара, что на родине никого и не осталось!



Следующей и основной целью был нерпинарий. Здесь было интересно. Две дрессированные нерпы хорошо выполняли свои трюки, порой нет-нет да и обливая зрителей водой. Картину, нарисованную нерпой, продали на «импровизированном» аукционе за пару тысяч, стартовав со ста рублей.



















Побродив еще по поселку, мы отправились на берег Байкала, где нашли моторную лодку и за небольшую плату отправились к Шаман-Камню. Принято считать, что это граница водораздела озера Байкал и реки Ангары. Самая известная легенда о Шаман-камне гласит о том, что когда-то старик Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут. Но непокорная Ангара, влюбленная в богатыря Енисея, убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу – Шаман Камень. С древности его наделяли таинственной силой. По верованию бурят, на камне обитали всемогущие духи, и именно Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары – Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные молитвенные обряды, здесь же вершили правосудие – привозили преступника и оставляли его на камне. Если за ночь воды сурового Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.







К сожалению, после постройки Иркутской ГЭС уровень воды в истоке Ангары поднялся и сейчас видна лишь макушка этой скалы.



На следующий день, нас ожидала экскурсия по Кругобайкальской железной дороге.







Сейчас эксплуатируется новая железная дорога. А старая, построенная в начале 20 века закрыта и является историческим памятником. Но совсем ее не стали забывать и превратили в приносящее доход развлечение для туристов. Отдав почти три тысячи за билет, мы отправились на экскурсию.
В 8-00, погрузившись в комфортабельный вагон специального состава, на вокзале Иркутска, мы отправились до станции Слюдянка. Но этот путь проходил по новой железной дороге. В Слюдянке, как объяснил гид, поезд перевели на старое ж/д полотно и экскурсия началась. Пока состав не спеша двигался из Иркутска и далее, мы послушали историю основания Иркутска, освоения прилегающих земель, о том как было принято решение строительства ж/д дороги огибающей озеро Байкал. Все это сопровождалось показом видео.









Вернусь назад, к посадке на поезд. Данная экскурсия пользуется большой популярностью у иностранцев. Вот и хочется поделиться своими наблюдениями. Немецкая группа прибыла на платформу колонной по два человека, да так и стояли до самой посадки; китайцы, корейцы и вьетнамцы (последних было мало) втянулись на платформу длинной цепочкой и заполонили собой практически всё свободное место; несколько англичан держались особнячком; две женщины католички, как сказала супруга, тоже из Англии скромно стояли на приличном расстоянии от всех.
Вернемся к самой экскурсии. Путь проходит по живописным местам. С одной стороны от железной дороги возвышаются скалы, а с другой простирается гладь озера Байкал, на сколько хватает взгляда. Утро и день выдались тихими, безветренными. До десяти утра, над озером стоял густой туман, который вскоре рассеялся. На горизонте, время от времени показывались корабли.











Состав то вырывался на простор меж сопок, то нырял в глухие тоннели. Старые рельсы иногда нещадно скрипели, особенно это заметно было в тоннелях.









Немного о кругобайкальской железной дороге. Это уникальный памятник инженерного искусства, одна из главных достопримечательностей Прибайкалья. КБЖД обладает огромным количеством рукотворных объектов: тоннелей, мостов, виадуков, подпорных стенок. Строительство дороги продолжалось с 1896 по 1900 годы. Местных строителей почти не было. На сооружении работали вольнонаемные, ссыльные поселенцы. Работами занимались русские, итальянские и прусские инженеры. Самым сложным и дорогим было обеспечение строительства материалами.







По объему работ, сложности и затратам строительству железной дороги не было равных, недаром ее называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Все, кроме леса и камня, требовалось подвозить издалека, даже песок. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. В сутки проходили примерно на 40-50 сантиметров. На каждый километр пути в среднем израсходовано по 1 вагону взрывчатки.







До 1905 года поезда ходили до станции Байкал, а дальше переправлялись на пароме-ледоколе до станции Мысовой, от нее продолжали движение на восток. для переправы использовались специально изготовленные в Англии паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара». Завершение строительства отметили созданием своеобразного памятника — мраморного вокзала на станции Слюдянка. Кругобайкальская железная дорога — самая красивая железная дорога.







На данный момент участок от станции Култук до станции Байкал — тупиковый. После строительства ГЭС и затопления участка дороги новый путь от Иркутска до Байкала проложили по долинам рек Иркут и Олха.







Немного о маршруте следования. Иркутск-Слюдянка (новая железная дорога). Старая железная дорога начинается в Слюдянке и далее Култук, Ангасолка, Шарыжалгай, Маритуй, Половинная, Шумиха, Уланово, Порт Байкал. По ходу следования, были частые остановки приблизительно 20-30 минут. Выходили из вагонов осматривали достопримечательности, гид через громкоговоритель рассказывал о местах остановок, чем они интересны.







В Половинной мы стояли более часа. Местные жители на стихийном рынке продавали поделки, сувениры, продукты (от консервированных огурцов и до свежее сваренной картошки) ну и конечно же омуль во всевозможном виде. Не боящиеся холодной воды рискнули искупаться в Байкале. Наши соотечественники быстро научили немцев, как охладить водку в воде, да так, чтобы бутылка не всплывала и ее не уносило волной. Пока туристы отдыхали, а служба безопасности за ними присматривала, я заметил, что машинисты прихватив рыболовные снасти отправились рыбачить к небольшой речке впадающей в озеро.







На одной из остановок, решил было подняться на небольшую пологую скалу, дабы сделать панорамное фото, но бдительная служба безопасности и гид, вежливо попросили этого не делать.
Экскурсия мне понравилась, что бы ни писали и не рассказывали, эти сооружения начала 20 века нужно было увидеть. Только тут я почувствовал, сколько труда и титанических усилий было вложено в строительство железной дороги. Сколько людей (по официальной версии не более 500 человек – наемные и свободные рабочие, ссыльных и каторжан не считали, так думаю) сложили свои головы, что бы проложить сквозь скалы и через реки.





Что огорчило, так это отсутствие культуры у туристов (возможно и местные жители тоже приложили к этому свои усилия). Дело в том, что тоннели, закрытые для эксплуатации замусорены и загажены.
Есть несколько отличительных особенностей, у туристов с востока: первая – сев в вагон они достали пивас с рыбой и через час были конкретно на веселее (русские, их было немного, на удивление спиртным не злоупотребляли); вторая – обвешанные различными цифровыми гаджетами, они на каждой стоянке скопом фотографировали цветы, насекомых, камешки…





По прибытию в Порт Байкал – конечный пункт экскурсии, нас ждали два парома, что бы через Ангару доставить в Листвянку и от туда на комфортабельных автобусах довезти до вокзала в Иркутске. Пересев на рейсовый автобус в Иркутске, мы благополучно добрались до Ангарска и пересев на автомобиль вернулись в Одинск. Прибыли домой около девяти вечера. В итоге экскурсия заняла весь световой день с 8-00 и до 21-00.





Отдохнув и выспавшись мы отправились на Селенгу.