Северо-Запад России. Часть 2: Сортавала. Краткий фоторепортаж
Часть 1 (Великий Новгород. Фотоочерк) здесь
Часть 3 (Валаам. Впечатления туриста, не паломника) здесь
Часть 4 (Выборг. Фотоочерк) здесь
Вчера легли пораньше. С расчетом, чтобы выспаться и выдвинуться из Великого Новгорода в девять утра. Завтракаем домашними запасами, не спеша собираемся и вперед. На улице пасмурно, но без дождя. Задачка на сегодня выглядит не сложно – добраться до Сортавалы. Кстати, есть мнение, что название города не должно склоняться. Может быть, но что-то нет уверенности, что это так. Поэтому, буду придерживаться привычных правил русского языка.
При выборе маршрута есть вариант поехать по восточному берегу Ладожского озера, но мы решили, что быстрее будет мимо Питера по его кольцевой дороге - КАД, а далее через Приозерск. Езды по навигатору – 570 километров и восемь часов. До Питера добрались быстро. Перед КАД чуть-чуть постояли на светофорах, дальше – без проблем. До Приозерска шоссе отличного качества, к тому же транспорта стало меньше. Выглянуло солнце, стало веселей. Мы расслабились и наслаждались живописной природой, пока прибор не показал, что пора на заправку. А их так и не попалось ни одной до самого Приозерска. Но все обошлось, однако! Топлива хватило.
Кстати, Приозерск оставил приятные впечатления. Рядом Ладожское озеро, кругом сосновые леса, курорт да и только! Заправились, передохнули, пообедали.
А вот дальше начались дорожные интересности. Первый сюрприз – перед въездом в Карелию четыре километра грунтовки с ямами. На улице жарко и сухо. Трясемся при закрытых окнах в жаре и пыли. Вторым сюрпризом стало само Сортавальское шоссе. Покрытие – хороший асфальт, но по сути это горная дорога в лайт варианте. Крутые подъемы-спуски, резкие повороты с ограниченной видимостью не дадут расслабиться или разогнаться. Изредка можно отвлечься на восхитительные пейзажи вокруг. Правда, лучше этого не делать – трасса опасная.
Зато здесь легко представить, что мы уже не в России: названия деревень финские. Читаем их вслух, стараясь произносить как истинные финны, с придыханием и удлиняя гласные: Хийтола, Куркиёки, Ихала… Вот городок с примечательным названием Лахденпохья!
В половине пятого мы уже в Сортавале. Немного укачанные выходим из машины около гостиницы «Скандинавия». Номер я бронировал из Москвы. Гостиница недорогая. Просто жилая пятиэтажка из силикатного кирпича, где второй этаж оборудован для гостей. Пользуется популярностью среди постояльцев-финнов. Персонал говорит по-фински.
Очухавшись и передохнув, идем на разведку в город. Кстати, зачем мы здесь? Затем, что отсюда отправляются теплоходы на Валаам! С ночлегом на острове мы определились: еще в Москве я договорился с одним валаамцем – частником. Этот дядя пообещал приютить нас у себя на одну ночь. А вот транспортный вопрос нужно было решать здесь, на сортавальском причале.
Если вы собрались на Валаам, если вы не экстремал и не пойдете зимой на лыжах по ладожскому льду, то скорее всего, озаботитесь покупкой билета на теплоход. Я пытался сделать это из Москвы. В 21-м веке кажется естественным забронировать через Интернет место на нужную дату, оплатить картой и вуаля! Остается не опоздать к отплытию. Но с Валаамом это не проходит. Туда ходит водный транспорт из Приозерска, и даже из Питкяранты. Но большинство туристов и паломников перевозятся скоростными «метеорами» через Сортавалу. В сети же можно найти только время отправления, стоимость (1050 рублей!) - и примерное количество рейсов в день: от 2-х до 5-ти! Сколько их будет - зависит от числа пассажиров и погоды, что вполне понятно. А вот чтобы с гарантией попасть на «метеор» надо купить экскурсию! Именно этого нам не хотелось. В наших планах - попасть на заветный остров без всяческих религиозных экскурсий, проще говоря «дикарем»!
Так как же попасть туристу-дикарю на Валаам? В Интернете написано: на причале договориться с капитаном и если есть места – он возьмет вас на борт. Именно для прояснения этой возможности теплым солнечным вечером мы идем на прогулку. И сразу на причал!
В отеле нам подсказали телефончик сотрудника местной турфирмы. Созвонившись, получили кое-что для размышления: самая дешевая «обзорная» экскурсия стоит у них 200 рублей. А без нее билет на теплоход светит нам только через «договориться с капитаном». Разведка показала, что никаких «капитанов», как, впрочем, и билетной кассы, на причале нет и в помине. Правда, есть охраняемая стоянка, где мы оставим машину. Но, как же быть с «метеором»? Решили взять-таки экскурсию!
На дворе теплый вечер жаркого воскресного дня! Ну, наконец-то! Завтра с утра пойдем в турбюро и купим билет туда-обратно. С нагрузкой, конечно. А сейчас – гулять!
Маленькая Сортавала вполне туристический город. «Фишек» несколько. Во-первых это место отправления на Валаам. Во-вторых, финская архитектура конца 19-го – начала 20-го веков. В-третьих, недалеко находится горный парк Рускеала. И конечно же, ладожские шхеры.
Интересно прошлое этих мест. С 17-века они были в составе Швеции. После Северной войны город (скорее, поселок) в 1721 году отошел к России и до 1918 года назывался Се́рдоболь. Был населен финнами. В 1918 году, когда Финляндия стала независимой от Российской империи, Сердоболь переименовали в Сортавалу. В результате советско-финской войны 1939-1940 годов город стал советской территорией. Сюда начали прибывать русские переселенцы. Но в 1941-м снова грянула война. Вплоть до 1944 года. Сортавала была под финской оккупацией. Теперь понятно, почему в отеле много финнов: ностальгический туризм.
Мост на въезде в город. Вид с причала

Сквер на площади Кирова

Здание национального акционерного банка. 1905-й год

Пожарное депо с каланчой. Памятник архитектуры

Дом купца Сиитонена

Здание издательства религиозной литературы. Карельская, д.42. 1914-й год

Улица Карельская
Улица Садовая
Памятник рунопевцу

Сортавальский причал

На прогулке мы открыли для себя новое имя – Кронид Гоголев, выдающийся художник и резчик по дереву. Жил и работал здесь. На Комсомольской улице есть музей и выставка его работ, посвященных в основном тематике русского Севера.
Рядом с причалом обычная для подобных мест суета. Недалеко недешевый отель, кафе и огромный сувенирный магазин. Глядя на тучки над озером, заводим разговор с продавцом экскурсий, предлагающим прогулки на катере.
– Не знаете, какая завтра погода на Валааме?
– Ну, там всегда теплее, чем у нас. Там монахи арбузы выращивают! Правда, кислые они, эти ихние арбузы…
На том и заканчиваем свое знакомство с бывшим Сердоболем. Кстати, завтра я отдыхаю от руля. Почему бы не поднять тост за знакомство со славным городом. Благо закуски в багажнике полно. Долгих лет тебе, Сортавала!
Часть 1 (Великий Новгород. Фотоочерк) здесь
Часть 3 (Валаам. Впечатления туриста, не паломника) здесь
Часть 4 (Выборг. Фотоочерк) здесь
Часть 3 (Валаам. Впечатления туриста, не паломника) здесь
Часть 4 (Выборг. Фотоочерк) здесь
Вчера легли пораньше. С расчетом, чтобы выспаться и выдвинуться из Великого Новгорода в девять утра. Завтракаем домашними запасами, не спеша собираемся и вперед. На улице пасмурно, но без дождя. Задачка на сегодня выглядит не сложно – добраться до Сортавалы. Кстати, есть мнение, что название города не должно склоняться. Может быть, но что-то нет уверенности, что это так. Поэтому, буду придерживаться привычных правил русского языка.
При выборе маршрута есть вариант поехать по восточному берегу Ладожского озера, но мы решили, что быстрее будет мимо Питера по его кольцевой дороге - КАД, а далее через Приозерск. Езды по навигатору – 570 километров и восемь часов. До Питера добрались быстро. Перед КАД чуть-чуть постояли на светофорах, дальше – без проблем. До Приозерска шоссе отличного качества, к тому же транспорта стало меньше. Выглянуло солнце, стало веселей. Мы расслабились и наслаждались живописной природой, пока прибор не показал, что пора на заправку. А их так и не попалось ни одной до самого Приозерска. Но все обошлось, однако! Топлива хватило.
Кстати, Приозерск оставил приятные впечатления. Рядом Ладожское озеро, кругом сосновые леса, курорт да и только! Заправились, передохнули, пообедали.
А вот дальше начались дорожные интересности. Первый сюрприз – перед въездом в Карелию четыре километра грунтовки с ямами. На улице жарко и сухо. Трясемся при закрытых окнах в жаре и пыли. Вторым сюрпризом стало само Сортавальское шоссе. Покрытие – хороший асфальт, но по сути это горная дорога в лайт варианте. Крутые подъемы-спуски, резкие повороты с ограниченной видимостью не дадут расслабиться или разогнаться. Изредка можно отвлечься на восхитительные пейзажи вокруг. Правда, лучше этого не делать – трасса опасная.
Зато здесь легко представить, что мы уже не в России: названия деревень финские. Читаем их вслух, стараясь произносить как истинные финны, с придыханием и удлиняя гласные: Хийтола, Куркиёки, Ихала… Вот городок с примечательным названием Лахденпохья!
В половине пятого мы уже в Сортавале. Немного укачанные выходим из машины около гостиницы «Скандинавия». Номер я бронировал из Москвы. Гостиница недорогая. Просто жилая пятиэтажка из силикатного кирпича, где второй этаж оборудован для гостей. Пользуется популярностью среди постояльцев-финнов. Персонал говорит по-фински.
Очухавшись и передохнув, идем на разведку в город. Кстати, зачем мы здесь? Затем, что отсюда отправляются теплоходы на Валаам! С ночлегом на острове мы определились: еще в Москве я договорился с одним валаамцем – частником. Этот дядя пообещал приютить нас у себя на одну ночь. А вот транспортный вопрос нужно было решать здесь, на сортавальском причале.
***
Если вы собрались на Валаам, если вы не экстремал и не пойдете зимой на лыжах по ладожскому льду, то скорее всего, озаботитесь покупкой билета на теплоход. Я пытался сделать это из Москвы. В 21-м веке кажется естественным забронировать через Интернет место на нужную дату, оплатить картой и вуаля! Остается не опоздать к отплытию. Но с Валаамом это не проходит. Туда ходит водный транспорт из Приозерска, и даже из Питкяранты. Но большинство туристов и паломников перевозятся скоростными «метеорами» через Сортавалу. В сети же можно найти только время отправления, стоимость (1050 рублей!) - и примерное количество рейсов в день: от 2-х до 5-ти! Сколько их будет - зависит от числа пассажиров и погоды, что вполне понятно. А вот чтобы с гарантией попасть на «метеор» надо купить экскурсию! Именно этого нам не хотелось. В наших планах - попасть на заветный остров без всяческих религиозных экскурсий, проще говоря «дикарем»!
Так как же попасть туристу-дикарю на Валаам? В Интернете написано: на причале договориться с капитаном и если есть места – он возьмет вас на борт. Именно для прояснения этой возможности теплым солнечным вечером мы идем на прогулку. И сразу на причал!
В отеле нам подсказали телефончик сотрудника местной турфирмы. Созвонившись, получили кое-что для размышления: самая дешевая «обзорная» экскурсия стоит у них 200 рублей. А без нее билет на теплоход светит нам только через «договориться с капитаном». Разведка показала, что никаких «капитанов», как, впрочем, и билетной кассы, на причале нет и в помине. Правда, есть охраняемая стоянка, где мы оставим машину. Но, как же быть с «метеором»? Решили взять-таки экскурсию!
На дворе теплый вечер жаркого воскресного дня! Ну, наконец-то! Завтра с утра пойдем в турбюро и купим билет туда-обратно. С нагрузкой, конечно. А сейчас – гулять!
***
Маленькая Сортавала вполне туристический город. «Фишек» несколько. Во-первых это место отправления на Валаам. Во-вторых, финская архитектура конца 19-го – начала 20-го веков. В-третьих, недалеко находится горный парк Рускеала. И конечно же, ладожские шхеры.
Интересно прошлое этих мест. С 17-века они были в составе Швеции. После Северной войны город (скорее, поселок) в 1721 году отошел к России и до 1918 года назывался Се́рдоболь. Был населен финнами. В 1918 году, когда Финляндия стала независимой от Российской империи, Сердоболь переименовали в Сортавалу. В результате советско-финской войны 1939-1940 годов город стал советской территорией. Сюда начали прибывать русские переселенцы. Но в 1941-м снова грянула война. Вплоть до 1944 года. Сортавала была под финской оккупацией. Теперь понятно, почему в отеле много финнов: ностальгический туризм.
Мост на въезде в город. Вид с причала

Сквер на площади Кирова

Здание национального акционерного банка. 1905-й год

Пожарное депо с каланчой. Памятник архитектуры

Дом купца Сиитонена

Здание издательства религиозной литературы. Карельская, д.42. 1914-й год

Улица Карельская
Улица Садовая
Памятник рунопевцу

Сортавальский причал

На прогулке мы открыли для себя новое имя – Кронид Гоголев, выдающийся художник и резчик по дереву. Жил и работал здесь. На Комсомольской улице есть музей и выставка его работ, посвященных в основном тематике русского Севера.
Рядом с причалом обычная для подобных мест суета. Недалеко недешевый отель, кафе и огромный сувенирный магазин. Глядя на тучки над озером, заводим разговор с продавцом экскурсий, предлагающим прогулки на катере.
– Не знаете, какая завтра погода на Валааме?
– Ну, там всегда теплее, чем у нас. Там монахи арбузы выращивают! Правда, кислые они, эти ихние арбузы…
На том и заканчиваем свое знакомство с бывшим Сердоболем. Кстати, завтра я отдыхаю от руля. Почему бы не поднять тост за знакомство со славным городом. Благо закуски в багажнике полно. Долгих лет тебе, Сортавала!
Часть 1 (Великий Новгород. Фотоочерк) здесь
Часть 3 (Валаам. Впечатления туриста, не паломника) здесь
Часть 4 (Выборг. Фотоочерк) здесь
Читайте также