Тандем движение. Скандинавские хроники.

Тандем движение. Скандинавские  хроники.

     В этом сезоне были воплощены в жизнь  два интересных тандем-проекта: «Ехать. Доверять. Жить» и «III Международный вело-водный пробег на тандемах». Эти проекты, как мы надеемся, привлекут внимание общественности к проблемам образования людей с ограниченными возможностями, развитиям Параолимпийских видов спорта в России и обменяться опытом с международными организациями.

Наша тандем история началась в 2007 году, когда специализированный туристический клуб «Масштаб плюс» для инвалидов по зрению впервые реализовал велопробег на тандемах по маршруту, соединяющему коррекционно-образовательные и реабилитационные учреждения Северо-Западного региона, посвященный 200-летию создания первого в России учебно-воспитательного учреждения для незрячих детей.

 

В этом году благотворительный фонд «Дом слепоглухих» осуществил еще более глобальный  Челлендж проект «Ехать. Доверять. Жить». Маршрут велопробега от  Москвы до Венерсборга (Швеция) объединил  знаковые исторические места и школы, в которых формировались современные традиции обучения людей с нарушениями слуха и зрения. Петербуржские же спортсмены в рамках «III Международного  вело-водного пробега на тандемах» проехали по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Турку - Аландские острова – Стокгольм осуществили свою мечту попасть на Аландские острова, которые во всём мире считаются своеобразной «Меккой» велотуризма.

 

Сильные качества личности, стремление к цели, мужество и воля, креативность и умения реагировать на вызовы лучше всегда проявляются тогда, когда незрячий человек оказывается в несвойственных ему условиях, но… в окружении надёжных спутников.

Также происходит обмен опытом, расширяется коммуникативная сфера  и, наконец, главное, появляются яркие эмоции. Здесь важно отметить, что все смелые идеи можно осуществить лишь тогда когда человек этого очень захочет и, найдутся отзывчивые люди, которые помогут в этом. Можно сказать, тоже своеобразный тандем.

 

На первоначальном этапе участникам велопробегов понадобилось тщательным образом изучить маршруты, узнать транспортную  логистику, вникнуть в мельчайшие детали предстоящих путешествий (гостиницы, кемпинги, предполагаемые стоянки), установить контакты с международными организациями и специалистами, занимающимися проблемами образования и реабилитации среди  людей с ограниченными возможностями.  Подготовить ресурсную базу необходимую для велосипедного туризма. Подготовка физической формы участников, формирование экипажей тандемов, привлечение волонтеров, техническая подготовка тандемов, подготовка и проверка экипировки и снаряжения. Определение источников финансирования, поиск благотворителей и др. И, наконец, оформление документов, заграничный паспорт, визы Шенгенской Еврозоны и приобретения билетов на паромы, поезда, автобусы, с учетом транспортировки тандемов.

 

Со скандинавами, в силу их нордического характера, очень трудно договариваться о взаимодействии. Так, Елена перед стартом написала письма в школы и ассоциации незрячих и слепоглухих людей Финляндии и Швеции с робкой надеждой встретиться с кем-то из числа их представителей... Но школы, как и полагается летом, оказались закрыты на каникулы, а ассоциации, хотя и обрадовались её сообщению, ограничились обменом ссылок на страницы в социальных сетях, где они опубликовали информацию о предстоящем велопробеге. Предварительная же работа «Масштаб плюс» позволила найти активистов в Турку, которые работают с незрячими своего региона, и договориться о будущем партнёрстве. Как выяснилось, установление контактов проходит значительно эффективнее через звонки по системе WhatsApp. В Хельсинки же, не смотря на наши энергичные попытки, договориться о встречи не удалось.

Первым стартовал проект «Ехать. Доверять. Жить» с участием Елены Федосеевой - незрячая спортсменка, журналистка, преподаватель и директор благотворительного фонда «Дом слепоглухих».

Велопробег прошел по территории России, Финляндии и Швеции и затронул места, связанные с обучением слепоглухих людей. Цель - привлечь внимание к проблеме обучения людей с нарушением слуха и зрения и собрать деньги на оплату тьютора для слепоглухой Алены Капустьян, чтобы она смогла получить среднее профессиональное образование в колледже РГСУ.

  29 июня 2019г. первые 120 километров проехала Елена с пилотом Романом Даньшиным от деревни Пучково (Новая Москва) «Дом слепоглухих» до Сергиева Посада, где есть единственная в России школа для слепоглухих детей.

 Елена делится впечатлениями: «Ох, это первый и один из самых непростых отрезков маршрута — с юга на север, через центр Москвы, с выездом на Ярославское шоссе. Осложнился отрезок стопроцентной влажностью, снизу и сверху, сильным ветром и низкой температурой воздуха. Сказать, что промокли насквозь — не сказать НИЧЕГО».

 

От Сергиева Посада участники поехали дальше — теперь в направлении Санкт-Петербурга. Этот отрезок — на машине (вещи в состоянии сушки развешаны по салону).

 

В автомобиле ехали коллега Елены с мужем, где должны были перемещаться вещи, инструменты, насосы, палатки, спальные мешки, продукты питания и прочие необходимые в походе атрибуты. Предполагалось так, но получилось все немного иначе...

 

Сценарий путешествия, как показывает практика, может поменяться. Поэтому, умение выходить из сложных ситуаций складывается из готовности самих участников проекта и их жизненного опыта.

 

На следующем этапе велопробега 30 июня состоялась встреча Елены с петербургскими спортсменами и тренером - консультантом Ильёй Кириенко, а так же с руководителем нашего клуба «Масштаб плюс» Андреем Гостевым.

 

Елена пишет в своём дневнике: «Небольшой отрезок маршрута, но, наверное, самый яркий и веселый — проехали его пять велотандемов! Встретились возле школы им. Грота. Добрались до Павловска, сделали красивые фото, поговорили об истории замка Бип, где раньше было  Императорское училище для глухих детей. Перекусили печеньками  и  велосипедными запасами.  А вечером Илья научил девушек передвигаться на электропоезде с велотандемом! Навык чрезвычайно полезный».

Елена рассказала о том, что предполагалось выехать в Финляндию двумя тандемами — она с пилотом Виолеттой и слабовидящая спортсменка Ольга с пилотом и тренером в одном лице Ильей из Санкт-Петербурга. Вместе с ними и машина сопровождения. Но Виолетте и Ольге задержали выдачу визы. Машина сопровождения осталась ждать их.

 

Так как был риск остаться без машины, самые необходимые вещи, в том числе палатки и спальники, им пришлось взять с собой. Они поместились в рюкзак-прицеп килограммов на 30, и это создало дополнительные сложности в виде груза, который не подкручивал вместе с нами велосипед, а просто ехал вхолостую.

Добрались до здания Первой в Финляндии школы для слепоглухих детей (Йювяскюля) не далеко от  Хельсинки. И вынуждены были отправиться обратно в Санкт-Петербург,  чтобы утром уже новым составом с машиной сопровождения еще раз пересечь границу Финляндии и направиться в сторону Швеции. От Хельсинки на пароме до Стокгольма.

На одиннадцатый день добрались до Венерсборга! Здесь в 1886 году при приюте для незрячих детей было открыто отделение для нескольких слепоглухих учеников. Пройдя обучение, они оставались в приюте и трудились в мастерских, выполняя посильные работы. Это отделение стало первой в мире школой для слепоглухих детей. Спустя годы она была преобразована в институт для детей с множественными нарушениями, который затем был переведен в город Эребру. Сейчас именно там обучаются слепоглухие дети, а в здании школы в Венерсборге получают образование глухие и слабослышащие люди.

Теперь можно было точно сказать, что велопробег «Ехать. Доверять. Жить» был благополучно завершен. Велопутешествие длиной в тысячу километров свершилось.

Обязательно стоит поблагодарить Елену за важную информационную миссию, когда она ежедневно писала в facebook материал о том, что с их экипажем происходило на маршруте.

  19 июля стартовал второй проект скандинавских хроник по маршруту СПб-Хельсинки-Турку-Аландские острова - Стокгольм. В этом нас поддержали неравнодушные люди и благотворительные организации.

Участники проекта - члены турклуба «Масштаб плюс» для людей с ограниченными возможностями зрения: Неуступкин Дмитрий - инвалид по зрению 1 гр., Шарапов Сергей, Шарапова Олеся – инвалиды по рению 2 гр., а так же волонтёры - Александр Григорьев, Вера Григорьева, Антон Романюк.

  Перед нами стояла цель – сэкономить время на маршруте. Поэтому в походе были использованы следующие виды транспортного сообщения: международные паромы (Санкт-Петербург – Хельсинки, Мариенхамн – Стокгольм, Стокгольм - Хельсинки), локальные паромные переправы (Osnäs-Åva, Torsholma-Hummelvik, Ekerö-Slagsta), поезд (Хельсинки-Турку), автобус (Хельсинки – Санкт-Петербург). Маршрут в своей велосипедной части составил следующее расстояние: около 350 км по территории Финляндии и около 60 км по территории Швеции.

Ссылка на маршрут и основные маршрутные точки:

https://www.gpsies.com/map.do?fileId=hoqeptffhtcjhzfd

Ночевки проводились в кемпингах (Mussalo, Soltuna, Kattnäs, Gröna Uddens, Ängby), 2 ночевки «дикарями» и одна – в центре культуры и спорта «Сфера» (Турку).

Из основных достопримечательностей, которые произвели наибольшее впечатление можно отметить:

 Велодорожки Хельсинки и Стокгольма. Размеченные веломаршруты.

  Города покрыты обширной сетью велодорожек, которые отделены либо разметкой, либо разделителями, как от пешеходных зон, так и от проезжей части. Дополнительной дорожной разметкой и «велосипедными» светофорами обеспечены пересечения велодорожек и автомобильных дорог. До ближайших пригородов также можно добраться по велодорожкам, которые на тротуарах часто совмещены с дорожками для пешеходов. На протяженных малолюдных велодорожках организованы «шумовые полосы» для привлечения внимания велосипедистов перед каким-либо препятствием (например, велодорожка «огибает» остановку общественного транспорта).

Для перемещения между достопримечательностями Аландских островов, минуя скоростные и нагруженные трассы по второстепенным дорогам, проложена сеть вело маршрутов - обозначена на информационных стендах. На каждом значимом перекрестке и повороте установлен соответствующий указатель. Отдельно порадовало, что на указателях вело маршрутов изображён велотандем.

  Дороги и дорожная сеть на Аландских островах.

Качественный асфальт, выложенный из красной гранитной крошки. Дороги пролегают через насыпи и мосты, соединяют множество маленьких и не очень островков архипелага. Удивительно отмечать, что за 20-30 км вроде бы одной и той же дороги при этом проезжаешь множество островов, между которыми раньше можно было добраться только лишь по воде. А сейчас они все связаны. Отдельного внимания заслуживают такие инфраструктурные вопросы как, например, доставка бензина и почты на острова, вывоз мусора. При перевозке бензовозов с топливом на паром разрешается дополнительно брать не более 20 пассажиров – в то время как обычно можно разместить до 100 пассажиров.

Самая высокая точка Аландских островов.

Прекрасная панорама на всевозможное природное разнообразие архипелага: острова, проливы, бухты, каналы, леса, скалы.

Мельницы Аландских островов

Сохранилось много красивых мельниц. Примечательно, что они продолжают стоять и поддерживаются местным населением даже в таких местах, которые являются обычной частной территорией и не являются каким-либо туристическим местом.

Кемпинги

Оказывается, помимо обычных ночевок «дикарем», можно так же ночевать в кемпингах, где предоставляются такие важные возможности, как: электричество для зарядки всех гаджетов и пауэрбанков, сауна, душ, пляж, кухня, оборудованное место для гриля, облагороженное место под палатку.

Центр культуры и спорта «Сфера» в Турку.

Прекрасный центр, организованный небезразличными русскоязычными людьми, обеспечивающий дополнительное развитие в совершенно разных направлениях. На территории центра мы провели встречу с социальными активистами и членами обществ по работе со слабовидящими людьми. На встрече мы представили доклад о методах и результатах работы клуба «Масштаб плюс», а также договорились о направлениях дальнейшего взаимодействия.

   Достопримечательности Турку: Кафедральный собор, последовательность Фибоначчи на дымовой трубе Turku Energia,  Замок Турку.

 Достопримечательности Аландских островов: крепость Бомарсунд, паромы и паромчики,  парусник Поммерн, медузы и креветки.

 Достопримечательности Стокгольма: огромное множество.

     Случаются, однако, очень драматические сценарии, к которым надо быть готовым и относиться философски. А именно, в финальный день велопробега, двигаясь с горы по асфальтовому шоссе и резко повернув на грунтовую дорожку экипаж тандема, падает и самое грустное, что у стокера Олеси Шараповой что-то хрустнуло. Вызывают скорую помощь, везут пострадавшую в больницу. Перелом ключицы. Самая популярная велосипедная травма.

   В этих условиях важно помнить о том, что при выезде за границу необходимо оформлять спортивную страховку.  

   Ребята уже понимают, что опаздывают на паром. В этот трагический момент, незрячий Дмитрий Неуступкин остаётся один. И каким-то образом договаривается с отзывчивыми выходцами из Средней Азии, и их добрасывают на фургоне, вместе с велосипедами и тандемами до парома. И они успевают к отправлению. Саша и Олеся, в этот момент летят в самолёте местной авиалинии до Хельсинки.

   Чтобы благополучно добраться автобусом до Питера они снова разделяются, чтобы не шокировать водителей автобусов обилием велосипедной техники.

Всё удалось! И сейчас Олеся благополучно восстанавливается после полученной травмы.…  И готовится к будущим путешествиям!

Наши зрячие спутники Александр и Вера Григорьевы (волонтёры) делятся личными впечатлениями:

Для меня было удивительно наблюдать, как внутри меня происходит переход от моего ложного ощущения «слабости и немощности» Дмитрия (моего стокера) к пониманию его значимости, ощущению его поддержки и возможности положиться на него. В процессе похода в разных эпизодах взаимодействия я обнаруживал себя то в роли спасателя, то командира, то обслуживающего персонала – в ролях, которые мне совсем не хотелось применять. А хотелось партнерства, потому я прямо-таки исследовал и изучал – что я могу делегировать, а что нет. И каким именно образом можно организовать такое эффективное взаимодействие. Сложно описывать детали и оттенки каждого эпизода. Наверное, самое яркое открытие для меня было – когда я приноровился перемещаться с Дмитрием по сложной пересеченной местности (подъемы, спуски, камни, валуны, тропинки, обрывы) – в этом процессе было много внимания к деталям. Выглядело это примерно так – на сложных или узких тропах я семенил коротким шагом, обозначая собственным подъемом и спуском все значимые неровности, чтобы Дмитрий, следуя за мной, ощущал какие преграды ему необходимо преодолеть (в одиночестве я их перешагиваю). Идеальной получалась ситуация, когда ему удавалось наступать в мои же «следы». После преодоления сложного участка на ровных тропинках можно было значительно ускорить шаг. Только на сложных «обрывистых» участках приходилось «подруливать», ощущая стокера как свое продолжение. К концу похода у меня сложилась стабильная схема – в чем и где можно на Дмитрия полагаться и как при этом взаимодействовать.

Вера Григорьева. Личные впечатления:

В июле я участвовала в велосипедном походе на Аландские острова. Это был социальный проект, в котором участвовали слабовидящие (и очень слабовидящие) люди. Да! На велосипедах! И это удивительно! Активная жизнь (помимо велосипеда еще и гребля, скалолазание, восхождение на вершины о-го-го-гор, походы выходного дня и все, о чем я, может, не знаю) слабовидящих людей вдохновляет. Нет ограничений - можно и в горы топать! Это заставляет задуматься о том, что многие-многие здоровые относительно люди сидят дома, предпочитая, возможно, любоваться красотами с экранов дорогущих (или не очень) компьютеров.

Я, как работник Детского хосписа, наблюдаю разные ситуации в семьях. То, как принимают и переживают горе разные люди. И меня вдохновляет, когда я вижу семьи, которые смогли принять (даже в голове не укладывается как! - невообразимая духовная работа) и жить активной жизнью. Бывает, что даже с очень "тяжелыми" детьми.

Когда я пришла работать в это место (которое, безусловно, ПРО ЖИЗНЬ), до меня донесли, что важно брать в расчет и использовать те возможности, которые доступны. Не то, что ребенок не может, а то, что он МОЖЕТ.

Так же меня вдохновляют инвалиды, которые не концентрируются на недостатках и ограничениях, а используют ресурсные стороны и ЖИВУТ! Еще полнее, чем многие из нас (не инвалидов).

Какие бы мы не были поломанные (физически или духовно), может наша задача научиться жить и любить именно в этих обстоятельствах? Меняя то, что поменять, возможно...

Осенью мы снова встретились с Еленой Федосеевой и утвердили перспективы развития в будущем сезоне.