Тбилиси потрясающе гостеприимный, чудесный, вкусный, великолепный...

Проснулась рано и отправилась гулять. Спустилась с улицы Грибоедова на проспект Руставели. Повернула налево к метро. Шла, рассматривая сувениры, разложенные в арках роскошного дома.
Здание треста "Грузуголь" в Тбилиси было построено в 1953 году (архитекторы: Константин Чхеидзе и Михаил Чхиквадзе) на проспекте Руставели, 52 в стиле сталинского ампира. Создателям предъявили претензии за колоссальный расход средств на строительство, особенно за декоративную почти неиспользуемую башню и облицовку здания дорогостоящими материалами.
Сейчас здесь находятся Академия Наук, Союз Кинематографов Грузии...
Часто проходя мимо этого замечательного здания, мысленно благодарила архитекторов за красоту и обширные арки, в которых можно купить сувениры, устроиться в кресле с кофе или спрятаться от ливня.
И вот сейчас подумала, а почему я не попыталась попасть в башню? Наверняка оттуда замечательные виды:)
По переходу перешла на другую сторону проспекта, поймала в объектив девушку среди портретов, перешла площадь Революции Роз, хороший здесь велосипед установлен, ни на что не годный, кроме как давать пищу для ума и смешных фотографий.



Голубой отель Рэдиссон и небоскреб-отель The Biltmore Hotel Tbilisi. Возвращаюсь на Руставели и иду искать старый город, ориентируясь на вчерашний комментарий таксиста про Улицу Константина Леселидзе – сосредоточение отелей, ресторанчиков и клубов (мне название запомнилось, потому что я вначале неправильно расслышала, улица Веселидзе, где все гуляют и веселятся). Эта улица официально сейчас называется Котэ Абхази, раньше была Армянским Базаром, а совсем давно - Шуабазари. Но туда нужно дойти, и это как раз отлично, мне нравится гулять. Тем более по такому замечательному городу, как Тбилиси, где масса всего интересного и красивого. И каждый встреченный человек – подарок.
Супермаркет, кулинария и кафе, куда можно заходить за продуктами, если возникнет желание готовить в хостеле. Шагаю дальше, радуясь архитектуре, теплому погожему дню. Между Национальной Галереей и церковью Кашвети сворачиваю в парк. Болтаю с сидящим на лавочке человеком. Спросила дорогу, а он еще и про многочисленные скульптуры вокруг рассказал. Прошла парк, попала на цветочный базар.



Подземным переходом вышла к башне старой крепостной стены, свернула в узкий переулок и затерялась среди старых малоэтажных симпатичных домов. Остановилась около заброшенной церкви. Заскучавший ювелир зазвал меня в лавку, напоил кофе, дал попробовать коньяк и свежий торт, которым его угостили. Мне было интересно наблюдать за его работой – впаивал старую золотую подвеску в новый контур. Тигран рассказывал о том, как из резчика по кости превратился в ювелира, с гордостью показывал свои работы, переходил на многочисленное семейство, ходил по мастерской, расширялся до размеров Серебряной улицы и Тбилиси, превращался в драгоценные камни и материализовывался самим собой. Такое потрясающее шоу одного прекрасного рассказчика, мастера своего дела и хорошего человека.



Воспользовавшись пришедшими клиентами, поблагодарила гостеприимного Тиграна за завтрак и истории, и отправилась дальше. Около винного подвальчика сидел молодой человек с бутылкой красного, предложил присоединиться и продегустировать вино. Поблагодарив, отказалась – утро давно перестало быть томным, спасибо коньяку, отличным людям и городу, в который я уже влюбилась по уши. Как будто, надышавшись из ящика Пандоры, излечиваешься, попав туда, где нашли сосуд Любви.


У магазина с разноцветной ароматной чурчхеллой попадаю на улицу Леселидзе, вливаясь в поток туристов и местных жителей. В просвет между домами и деревьями ловлю в кадр, приблизив, чтобы рассмотреть, статую «Грузия-Мать», возвышающуюся над городом на холме Сололаки.
Около собора Сиони со мной заговаривает парень, предлагает сопровождать с экскурсией по городу. Вежливо отказываюсь, сегодня мне нравятся случайности без запланированного профессионалом хода событий. Он внимательно на меня смотрит и понимающе улыбается.
От собора перехожу к церкви, прикидывая, как бы вместить в объектив разом всю красоту, чтобы еще и музей запечатлеть. Надо же, на одном пяточке расположились храмы разных времен, народов, конфессий. От этого занятия меня отвлекает парень, спрашивающий по-английски, где находятся бани. Отвечаю, что не знаю, но можно спросить у кого-нибудь еще. Парень самостоятельно пытается справиться, спрашивая у охранника собора, тот смотрит на меня, я повторяю вопрос по-русски. Охранник отвечает, что это очень близко, нужно спуститься по улице до площади, пройти под канатной дорогой, перейти сквер, и мы у цели.
Мне становится интересно, присоединяюсь к Амину, он из Ирана. Спрашиваю, зачем ему бани? Отвечает, что благодаря природным источникам, согревающим бани и наполняющим лечебные бассейны, появился город и получил свое название, «тбили» - тёплый. Ну, и попариться.



Мы заходим в деверь с вывеской Royal Bath, спускаемся по ступеням и попадаем в сверкающий белым мрамором холл. Стены украшают ретро фотографии грузинского массажа, напоминающего акробатические номера. Узнаем цены, обещаем подумать, выходим на улицу. Амин решает, что нужно набрать компанию человек 5, чтобы сэкономить. Я спрашиваю, где он остановился, говорит, что арендовал квартиру. Рекомендую переехать на день-другой в хостел – там с компанией проблем не будет. Предлагаю пройтись вдоль бань в сторону горы, посмотреть, что там. В этот момент к нам подходит девушка, предлагает посетить другие бани, находящиеся в банном комплексе, они дешевле. Мы не успеваем ничего сказать, а она уже ведет нас туда, чтобы посмотрели. Достойно и в 3 раза дешевле, чем в королевских. Спасибо, подумаем.
Выходим вместе с ней, неугомонный супрвайзер уже увлекает нас к дегустационному залу. По дороге мы еще зазываем компанию из 5 человек, все обмениваемся веселыми замечаниями про грузинские вина, бани, знакомимся, узнаем, кто откуда. Ребята из Сибири.



В винном подвальчике с вывеской «Wine Therapy Tbilisi» нас приветствует Ладо. Мы осматриваем многочисленные полки с винами, коньяками, чачей, подарочными бутылками, сувенирами. Ладо предлагает нам присесть за стол, раздает бокалы, расспросив о наших предпочтениях, начинает разливать саперави. Параллельно рассказывает о кахетинской технологии изготовления, когда ягоды с косточками, кожурой, мелкими веточками, раздавив, помещают в глиняный сосуд, называемый квеври, вкопанный в землю, где происходит брожение. Потом предлагает попробовать саперави, произведенное по европейской технологии. Дальше пробуем еще одного производителя. А также полусладкое саперави. Потом ребята просят белое вино. Я интересуюсь чачей. Сомелье предлагает мне попробовать крепкую, мужскую, 65-градусную чачу. Как ни странно, вкусно. Бывает еще женская. Виноградный спирт (обычно используют сорта винограда Ркацители, Изабелла, Качич) разбавляют до 40 градусов. Цены очень приятные.



Надегустировавшись, идем с Амином посмотреть, что за банями. А там – водопад. Жаль, подойти близко нельзя – ведутся работы. По мостику переходим горный ручей, по винтовой лестнице, устроившейся между красивых резных деревянных домов, поднимаемся вверх. Амин нашел Джума мечеть, решил зайти, я его жду снаружи, высматривая красивые виды, потихоньку поднимаюсь по улице вверх.



Он меня догоняет у входа в Ботанический сад. Покупаем билеты, идем по тенистым аллеям. Водопад. Старинная башня. Красивые цветы и деревья. По лестнице поднимаемся вверх, наша цель – цитадель Нарикала на вершине горы. Здесь же посадочная площадка канатной дороги. Здесь и сейчас столпотворение, поэтому, насладившись великолепными видами на Тбилиси, идем посмотреть, что там дальше слева. Оказываемся у огромной статуи «Грузия – мать».



Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый. В 1990-е годы старый монумент был демонтирован, и установлен новый. Мать Грузии сменила платье с удлиненными рукавами на более современное, а также получила новый головной убор – менее традиционную косынку и лавровые листья.
Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.
Находим археологический музей под открытым небом. Дальше – крытая парковка отеля и дорога, уходящая в горы.



Возвращаемся и заходим внутрь старой крепости. Церковь. Колокола на крепостной стене. По лестнице можно забраться выше. Спускаемся и забираемся по горе на следующие полуразрушенные стены. Потрясающие виды! И еще одна башня с крестом наверху.



Заходим в церковь Святого Георгия. Здесь идет служба, поет мужской хор. Прекрасное исполнение до мурашек по коже. Просто невероятно!!!
Выходим на улицу, пора подкрепиться. Чуть спустившись, заходим в ресторанчик и вкусно обедаем. Амину приходит сообщение от отца: «Мой дорогой сын. Желаю тебе интересно и познавательно провести время в замечательной стране Грузии. Уважай местные обычаи и помни о своих. Береги себя. Твой отец».
Дальше мы идем через улицу Шардена с ресторанами и барами. Амин интересуется о работе клубов, а мое внимание приковывает скульптура летящего человека – это памятник кинорежиссеру Сергею Параджанову.



Выходим на набережную Куры (по-грузински – Мтквари), любуемся видом на конную статую основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала рядом с церковью Метехи (построенной в 13 веке), переходим реку по мосту Мира, и попадаем в парк Рике. Там гуляем в предзакатном свете.



Амин размышляет, не прокатиться ли на речном кораблике. Потом просит узнать, что это за конструкция в виде раздвоенной трубы. Я обращаюсь к девушке, которая тут же с удовольствием рассказывает, что это полностью уже завершенное здание, которое должно было стать галереей и концертным залом. Но, поскольку инициатор строительства Миша Саакашвили, ушел в отставку, нынешнее правительство никак не придумает, что бы здесь открыть. В стилистический комплекс также входит Мост Мира, Авлабарская резиденция, новое здание Министерства внутренних дел Грузии, архитектор Микеле де Лукки. Был также приглашен дизайнер освещения француз Филипп Мартино, благодаря которому мост теперь «умеет» светиться флагами Грузии, Евросоюза и азбукой Морзе выдавать химические элементы. Если смотреть на мост со стороны, он может напомнить рыболовную сеть, перекинутую через реку.
Оказывается, моя собеседница родом из Пятигорска, вышла замуж за грузина и 3 года здесь живет. Ей очень нравится, считает, что Саакашвили – большой молодец, благодаря ему Тбилиси стал очень красивым, привлекательным для туристов со всего мира. Я спросила, как здесь зимой, она показала мне волшебные фотографии заснеженного города. Спросила, видели ли мы Самебу – Кафедральный собор Святой Троицы. Я попросила объяснить, как туда попасть. Попрощалась с моей замечательной собеседницей, и мы с Амином стали подниматься по лестнице.



Вышли на улицу Бараташвили, дошли до Армянской церкви рядом с метро Авлабари, повернули и поднялись к собору, светящемуся в темноте. Внутри он оказался огромным и красивым. Амин всерьез интересовался христианством, подвис внутри, а я вышла на свежий воздух, села на лавочку и залюбовалась вечерним Тбилиси. Искать моего знакомого не хотелось, потихоньку пошла в направлении дома через центральные ворота, стала спускаться вниз по тихим вечерним улицам старого города.



Уточнила дорогу у пожилой женщины, она все объяснила, а потом мы просто стояли и разговаривали с ней обо всем на свете. Ей хотелось поделиться, а мне послушать. Обнялись на прощанье, как старые знакомые.



Спустилась по лестнице к памятнику поэту Николаю Бараташвили, прошла по мосту, вышла на площадь Свободы. Послушала немного концерт уличных музыкантов. В кафе поужинала и по проспекту Руставели вернулась в хостел (Tbili hostel, рекомендую!). Устала и уснула.
Читать продолжение в книге "Заносы на дорогах. Путешествия по России и Кавказу"