В заповедном краю Беловодья – автомобильное путешествие по Восточному Казахстану к Белухе, и на озёра Рахмановские ключи и Маркаколь




Этим кратким авторским эпиграфом я решил предварить свой рассказ об экстремальном автомобильном путешествии в самые дальние, труднодоступные уголки Казахстана. Именно о них этот мой рассказ.

В заповедном краю непролазных лесов,
Буйства красок, стихий, горных рек и озёр,
Снежных шапок вершин, и лугов красоты, -
Здесь слились воедино Мать Природа, и мы.


Задумывалось и разрабатывалось это путешествие-приключение около шести месяцев. Маршрут проходил из Астаны, через Талды-Курган на Усть-Каменогороск, и далее на оз. Рахмановские ключи, и уже оттуда по старой австрийской дороге к оз. Маркаколь. За круг километраж набегал под несколько тысяч км, по дороге надо было ещё и родственников повидать, ведь когда ещё в такой отпуск вырвешься. И вот маршрут проложен, машина подготовлена, вещи упакованы - в путь!



Погода летом выдалась дождливая, и были опасения, что часть маршрута пройти нам не удастся, поскольку почти весь июль крепко заливало. Мы выехали в начале второй декады августа, буквально вслед дождям. Прогноз погоды подсказывал солнечную погоду на всю предстоящую неделю. И, о чудо, так в итоге и произошло!!!

Итак, мы в Усть-Каменогорске. В местной турфирме купили пропуск в пограничную зону (это обязательно, иначе на Рахмановские ключи и на Маркаколь не попасть), погостили у родни - и в дальний, трудный путь! Вёл машину я сам, и даже не представлял, насколько эта дорога окажется сложной и опасной. Благо мы передвигались на настоящем рамном джипе, он нас и выручал постоянно, за что огромное спасибо японским автомобилестроителям!



Запомнились все почти пятьсот км пути до Рахмановских ключей, но самыми особенными были последние семьдесят.



Глухой край, уже вечерело, кругом - ни души. Куда ехать, неизвестно. Только зайцы да лани перебегают дорогу, мелькая своими силуэтами в свете фар. В сумерках мы прозевали нужный нам поворот, и через почти двадцать км упёрлись в пограничную деревеньку. Дальше дороги нет - горы, граница.



Срочно развернулись - и обратно. Летели с горы по каменистой просеке под восемьдесят, торопились наверстать, вокруг уже почти ночь. Но это ещё ничего, ведь последние двадцать км мы проехали по горному перевалу в полной темноте! Малейшая ошибка, и могли бы улететь кувырком вниз по склону с высоты нескольких сотен метров.



И это не байки ради похвальбы. Как нам позже рассказали, пятью часами ранее с этих же склонов улетел вниз уазик-буханка с более чем десятком ребятишек внутри. Правда всем крупно повезло: скорость была небольшая, машина удачно проскользила вниз по склону метров двадцать, и буквально легла боком на мощные стволы сосен и кедров, откуда её вытащили с помощью лебёдки.

Когда уже в полной темноте в одиннадцатом часу ночи мы приехали в палаточный городок, этому очень удивились. А нас уже ждал костёр, песни, и чай на травах.

На следующий день мы осуществили пару походов в горы, искупались в горячих источниках, и угостились удивительным по своему неповторимому вкусу и чистоте местным МЁДОМ! Да, друзья, этот МЁД незабываем! Он самый что ни на есть настоящий – алтайский! Мы набрали домой 12 полуторалитровых бутылок. Его можно было пить прямо из горлышка, и ни один зуб ни разу не заболел! А какую силу он пробуждал - это ни в сказке сказать, ни пером описать!

А вот такой чудесный вид на оз. Рахмановские ключи открывается с перевала Радостный, высота 2000 м.




На высокогорном лугу пасутся лошади,




и цветут прекрасные альпийские цветы.




С другой стороны перевала хорошо видны морены и лески,


и сама хозяйка этих заповедных мест Беловодья - Белуха! На данных фото Белуха снята с другого места, так как снять её с перевала мне не удалось из-за плотных туч. Но главное, что фото всё же есть, значит ездили сюда мы не зря!


А ещё мне в кадр попались вот такое удивительное дерево,




эта вкуснейшая земляника,




осторожный сурок, вылезший из своего укрытия, чтобы просушить свою густую шубку, и погреться под солнышком,




и этот чистый и живописный горный ручей!




Поскольку приходилось постоянно далеко и высоко перемещаться, это вызывало значительную усталость, поэтому фотографировать порою уже не хватало никаких сил. Это стоит учесть всем, кто готовится к такому походу. Ведь пока поднимешься хотя бы на один перевал, пока спустишься с него по непролазному лесу, пока отлежишься от усталости и окунёшься в почти ледяное озеро, а потом в горячие воды лечебного радонового источника - глядь, а день то и прошёл!


Так и мы, отдохнули пару дней, кстати, без сильного дождика, - и дальше в путь, теперь к заповедному озеру Маркаколь!


К десяти утра доехали до п. Урыль, и недалеко от него свернули с дороги налево, прямо в горы. Нам предстояло проехать всего-то около 80-ти км. И мы предполагали, что уже через пару часов будем на месте. Как же мы заблуждались. Здесь, у подножия первого хребта, для нас началось самое сложное и интересное!




Сначала горный серпантин, на котором две машины местами не могут разъехаться, причём подъём в горы идёт под весьма крутым углом!




Первый перевал высотой под 1500 м преодолели благополучно, и остановились перекусить у речной переправы.




Преодолели вброд первую встретившуюся у нас на пути горную реку, и продолжили наш путь. Появились сначала один потом другой разрывы высокогорных дорог, через которые были под каждую колею просто перекинуты брёвна, по которым мы и переезжали с одной стороны пропасти на другую. Стоило бы колесу соскользнуть с такой неширокой опоры, и всё - кувырком вниз метров так 500. Мой проводник, из местных, побелел как полотно, когда мы переезжали эти пролёты.
Мы благополучно преодолели эти две смертельно опасные переправы, и продолжили свой путь к очередному перевалу, по дороге преодолевая вброд, по огромным валунам и наперекор сильному течению, одну реку за другой, т.к. все мосты были основательно разрушены мощными потоками этих быстрых, и порою, очень полноводных горных рек.


Иногда мы делали короткие остановки, чтобы успеть запечатлеть с высоты горных вершин вот такие живописные картины! Жаль, что фото не передают благоухание горных лугов, и дуновение бодрящего своей кристальной чистотой освежающего ветерка!




Время шло уже к вечеру, и усталость брала своё, а озера всё не было видно. Дорога выдалась опасной, изматывающей, и долгой. Прошло уже почти 8 часов, как мы были в пути. По дороге мы преодолели три перевала высотами почти от 1400 м до 1800 м, и несколько рек. И вот наконец, на высоте более 1300 м, справа от дороги засеребрились воды Маркаколя! Ураааа!!! Мы наконец-то приехали!!! Маркаколь, встречай своих гостей!!!




На постой мы остановились в единственной здесь деревушке под названием Урунхайка, в местном доме туриста. Сходили в магазинчик за продуктами, где кстати был неплохой выбор. После короткого ужина, уже изрядно уставший, я всё же решился подняться в гору и запечатлеть чарующий закат. Эти картины запомнились мне удивительно необыкновенной теплотой красок, и своей неповторимостью!


Рано утром, наскоро умывшись, я первым делом направился на фото-сафари. Залёг в болоте, и понаблюдал утренний моцион бакланов. Повезло подобраться к ним на расстояние в 20-25 метров. Пара десятков птиц сидели на своём, очевидно, излюбленном для этого мероприятия месте, и вели себя очень активно. Я наблюдал из своего укрытия, как они сушили своё оперение на крыльях, как общались между собой, как ухаживали друг за другом, и даже флиртовали. Но, у меня под ногой хрустнула ветка, и идиллия закончилась – птицы меня заметили, и улетели.




Сделав ещё снимок чаек на озере...




... я направился в гору, где мне открылись вот такие красивые пейзажи. Это вид на деревню Урунхайку.




А это панорама уже самого заповедного озера Маркаколь, растянувшегося на десятки километров.



Днём нам удалось посетить местный краеведческий музей.


Мы были довольны и счастливы от того, что реализовали свою давнюю мечту, что налюбовались удивительными пейзажами, что справились со всеми трудностями на нашем пути, и что при этом остались живыми и невредимыми. Первоначально мы хотели остаться на Маркаколе ещё на одну ночёвку, но план пришлось пересмотреть. И уже после обеда мы выдвинулись в не менее сложный переезд в Усть-Каменогорск, по незнакомой нам дороге, поскольку в обратный путь мы решили ехать кружным путём через Курчум, вдоль границы с Китаем. У самой границы мы запечатлели вот такой интересный пейзаж.




Вдалеке, уже на китайской территории, видны горы, сплошь покрытые песками. Ближе они выглядят вот так.




Попался нам на глаза и вот такой оригинальный останец.




Мы увозили с собой огромный "букет" незабываемых впечатлений, подпитанный вкусом прекрасных спелых дынь и арбузов, купленных прямо у дороги у местных фермеров. Именно фермеров, а не продавцов, т.к. в этих краях нам попались именно такие люди - они сами выращивают прекрасные плоды, и сами же их продают.


Мы благополучно доехали до Курчумской переправы, и уже поздно ночью были на месте, в Усть-Каменогорске.




В гостях у родных за накрытым столом до самого утра мы наперебой рассказывали и показывали близким те места, где они сами ещё ни разу не бывали!
Серьёзных поломок нам повезло избежать благодаря хорошей подготовке автомобиля к такому экстремальному путешествию. От серьёзных перегрузок лопнула одна пружина задней подвески, пришлось поменять обе. В остальном всё было в норме. Ну а теперь домой!
И как в русской сказке говорится: "И я там был, мёд-пиво пил…". А мёд здесь знатный, рекомендую!




На этом позвольте мне закончить сей краткий рассказ о таком непростом, долгом и длинном путешествии. Рад, если он вызвал ваш читательский интерес.

И если вам когда-нибудь захочется так же, как и Биллу Брайсону, автору и главному герою книги «Прогулка по лесам», бросить всё и пуститься в захватывающее и наполненное испытаниями путешествие, то знайте, друзья, что Восточный Казахстан, край Беловодья, Рахмановские ключи и Маркаколь, самым наилучшим образом подойдут вам для такой затеи!

Удачных вам путешествий!
Читайте также