Михаил Янченко
28 февраля 2015
3352

Вдоль и поперек Байкала - от Бугульдейки до Турки в конце марта пешком и на коньках

После того, как нам довелось впервые прогуляться вдоль Байкала, в планах практически сразу появилось желание продолжить путешествие. Ведь мы видели, как можно весной передвигаться по льду - и пешком, и на велосипеде, и на коньках. Поэтому было решено:
1. Начать новый поход в месте окончания предыдущего, т.е. в поселке Бугульдейка.
2. Взять с собой коньки.
3. Взять с собой санки для рюкзака.
4. Отправиться в конце марта, так как в начале марта, по описаниям, ещё холодно.
5. Так как значительная часть будет проходить по безлесой зоне, взять с собой газ и горелку.
Вот мы и в Иркутске. Добираемся до автовокзала - и первая новость. Частные перевозчики сейчас с автовокзалом не дружат (финансовые проблемы - кто-то кому-то не заплатил), и их микроавтобусы рассредоточены на довольно большом промежутке от автовокзала до рынка. Расписания (письменного) тоже нет, приходится узнавать всё у водителей. И получается, что мы сможем попасть в Бугульдейку только к ночи. Такой вариант нас не устраивает, и мы решаем ехать на перекладных. Садимся на микроавтобус до МРС (их ходит несколько штук в день), и вот через несколько часов езды мы выходим на повороте до Бугульдейки. Итак, перед нами 30 км до пункта назначения и совершенно неясные перспективы, но большие надежды. Холодно, около -15, ветер. Правда, солнце греет, что внушает надежды. Минут через 20 около нас остановилась легковушка, и нас предложили подвезти около 10 км, до пос. Алагуй. Водитель оказался фанатом местных достопримечательностей, и мы очень подробно обсудили красоты около пос. Онгурен, и какие замечательные целебные грязи находятся в озере рядом с поселком. Так как через Онгурен мы как-то проходили, то и разговор велся в форме оживленного диалога. Но вот водитель приехал, а нам ещё добираться. Стоим на дороге час, полтора. Движения нет, только снуют туда-сюда самосвалы, но похоже они ездят куда-то недалеко. Но вдруг, нам на счастье, около нас останавливается Ока. Спросив нас, куда нам надо, водитель-бурят сказал: "Что-то давно я в Бугульдейку на заезжал, соскучился. Привязали рюкзаки сверху, сами разместились внутри - и вперед!



Всю дорогу проговорили. Нам показали место, где раньше стоял дом, где жили родители водителя. Естественно, по местному обычаю помянули предков и духов. Сейчас там пусто. Поговорили о погоде - зимой почти два месяца стояло около -40. И пока ещё не сильно потеплело, что чувствуется. За разговорами дорога вверх-вниз по горкам кончилась, и мы добрались до нашего старта. Осталось малое - остановиться там же, где мы закончили первый поход, закупиться в магазине и выйти на лёд. Покупаем вкуснейшие позы (местная разновидность мант), куриную грудку, пельмени. Во время движения надо хорошо кушать! Остаток дня отдохнули, сходили в баньку, и с утра следующего дня выходим. По реке - наледь. Вот по ней и пойдём до самого Байкала. Снимаем рюкзаки, располагаем их на санках - и пошли, пошли, пошли!



Пара километров по реке - и перед нами открывается долгожданная панорама Байкала. На небе - облачность, мрачновато. Но лёд есть - можно надевать коньки и двигаться.



Первые километры ещё есть сотовая связь, и можно ехать на коньках и выражать свой восторг, рассказывая далёкому собеседнику, как тебе хорошо и интересно. Временами появляется солнце, и лёд сразу становится ярким. Берега - довольно крутые обрывы, распадков почти нет. От одного распадка до другого может быть 7-8 км. Торосы идут полосой вдоль берега, и чтобы выйти к месту ночлега, надо выбирать место, где их меньше всего.



Вечером выходим в распадок, где находим оборудованное для костра место. Недалеко можно найти и дрова. У костра не посидеть - ветер, холодно. Ночью по ощущениям температура опустилась почти под -20.



Утреннее солнце добавляет бодрости. Опять выходим на лёд и идем вдоль берега. На скалах - замерзшие наплески и натеки льда.



Потихоньку едем. Время от времени встречаем таких же, как и мы, туристов.



Необходимо отметить, что этот район посещают гораздо реже, чем район около Листвянки и бухты Песчаная. Пока мы шли, за 10 дней нам встретилось только 5 групп, и то одна прошла от нас километрах в трех мористее.



Характер берегов меняется, они приобретают более степной характер, лес на склонах гор исчезает. Мы идем вдоль Тажеранской степи. Пещерки в скалах встречаются по-прежнему, и мимо них пройти без фотосъёмок невозможно - уж очень большие сосульки свисают со стен и потолка.



Вечера на берегу - в этом году, к сожалению, не дают возможности посидеть и полюбоваться. Посидеть и полюбоваться восходящей над озером Луной, рисующей дорожку на льду, конечно, можно, но долго не высидишь. Холодно, ветер. Даже в пуховке и меховых варежках не очень комфортно.



А ещё желание спать на берегу может обернуться более чем часовым прорубанием через торосы. Концентрируются они почему-то в тех же местах, которые наиболее пригодны для установки палатки. Порубишь торосы, полюбуешься на красоту льда - и снова рубить.



На середине маршрута зашли в поселок МРС. Отдохнули, подзарядили фотоаппараты - и снова вышли по проливу "Ольхонские Ворота" на просторы Байкала. Перед выходом нас расспросили о маршруте местные МЧС-ники, рассказали, что им пришлось где-то 10 дней назад снимать с середины Байкала туриста, у которого ночью ветром разодрало палатку и унесло почти все вещи, и порекомендовали звонить, если что. Оказывается, на середине озера связь есть во многих местах, но около берега её может и не быть из-за гор. Передвижение по проливу "Ольхонские ворота" впечатляет тем, что под льдом видно дно.



Передвигаемся вперемежку на коньках и пешком. Снега выпало много, и ещё не весь сдуло. Двигаться на коньках помогают торосы. Параллельная берегу гряда (на расстоянии около 1 км) является снегозадерживающим барьером, и торосы засыпаны снегом, около торосов снег тоже лежит, а потом идет чистая полоса льда шириной около 40-50 м, зато длиной несколько километров. Для коньков - самое то! Лёд, хоть и блестящий, но не идеально ровный, и при движении коньки постукивают на небольших неровностях.



Большую скорость тоже развивать нежелательно - можно случайно попасть коньком в трещину с последующим падением. Оптимальная скорость - 6 - 9 километров в час. Тем более, что всё время смотришь во все стороны - даже пузырьки во льду так привлекают внимание игрой света, что глаз не оторвать.



А куски льда вообще могут приобретать такую причудливую форму, что не веришь, что рука человека не касалась этого кусочка льда.



Интересные наблюдения можно сделать вечером. Лёд начинает остывать, сжимается, и когда конёк прорезает лед, впереди носка конька бежит небольшая трещинка.
При подходе к мысу Ухан можно заметить, что гряд торосов становится больше. Здесь одно из узких мест, и соответственно при движении льда под воздействием ветра напряжения максимальны именно в таких местах. Ещё одно торосное место - между мысом Ижимей и Горячинском.



Ухан интересен не только тросами, красивыми закатами, маяком, работающим и зимой, но и расположенными рядом с мысом участками чистой воды. Замерзнуть воде не дают постоянно поднимающиеся со дна пузырьки газа. Несколько таких участков расположены рядом с берегом, метрах в 30. Заметить их бывает трудно, так как они могут быть расположены в середине поля торосов.



После ещё одного дневного перехода вдоль Ольхона решили начать пересечение Байкала поперек. Посмотрев ещё раз на остров вблизи, направились в сторону пос. Турка на противоположном берегу.



Ветер, всё время дувший вдоль берега, при отходе от Ольхона на 5 километров изменил направление и стал дуть в спину. Снег под действием ветра уносило вперед, и он нас будет ждать у противоположного берега.



Пешком идти на получается - санки под действием ветра догоняют и бьют под ноги. Необходимо или бежать от санок, или одевать коньки и выпрямляться. Тогда ветром тебя несёт быстрее санок. Отойдя от Ольхона километров на 15, смотришь на него - а он всё кажется рядом, только уже не видно береговой линии. Вот когда осознаешь, что земля - круглая! Также не видно пункта нашего назначения - выпуклая поверхность озера мешает. В результате мы немного ошиблись с направлением, и отойдя почти на 20 км, пришлось сделать поправку градусов на 15-20. Оказалось, что в результате мы обошли поля торосов, и значительно выиграли. Вечером посмотрели закат над Ольхоном, разбили палатку на льду. Ветер стих, и наступила тишина. Но это если стоишь. Если ляжешь - ты окажешься в центре жизни ледового Байкала. Слышны похрустывания, треск, из-под льда доносится булькание, кто-то бьется изнутри, стучит по льду. А встанешь - тишина. Спать на льду посередине Байкала - нужны очень хорошие нервы! Умом понимаешь, что метровый лёд - очень надежно, но звуки всё-таки нервируют. Но ко всему можно привыкнуть. И даже спать под этот непрерывный концерт живого озера.



С утра началось самое сложное - слой снега, который несло через Байкал, начал увеличиваться, и идти становилось всё тяжелей. Сани в виде корыта шли по снегу хорошо, а ледовые сани, с узкими полозьями, снег прорезали, и тащить их становилось всё тяжелее. А берег всё не приближается - хотя уже по бокам появились мысы, а Турка всё ещё далеко. Наконец выскочили на колею, по которой ездят местные рыбаки, и по ней через 3 часа выбрались на берег. Уже начало темнеть, и к берегу подъезжали машины - полюбоваться закатом. Полюбовались им и мы.



Завтра - уезжать, переполненными впечатлений.
Итоги.
Пройдено пешком и на коньках больше 200 км.
Сани лучше брать универсальные, чтобы могли передвигаться и по снегу, не проваливаясь.
Газ - обязательно брать зимний. Летний при отрицательных температурах (ниже -15) использовать практически невозможно.
Маска - желательна, но не обязательна.
Ветрозащитная одежда - само собой.
Коньки - любые, чтобы свободно, но плотно сидели на ногах, желательно с двумя носками, и высокие, чтобы голеностоп не гулял. Большую скорость развивать не надо.
Читайте также
Комментарии
Екатерина Гавриленко
2 марта 2015, в 14:59

Молодцы! Здорово!!! Еще бы побольше сказочных фотографий воды сквозь лед)))

Михаил Янченко
2 марта 2015, в 16:17

Всё-таки мы от берега в основном далеко отходили (до 1 км), а там уже глубоко. Даже исключительно прозрачная вода Байкала не даёт рассматривать дно на глубине более 30-40 метров.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбуДжек Керуак