Вдоль и поперек Байкала - от Бугульдейки до Турки в конце марта пешком и на коньках

После того, как нам довелось впервые прогуляться вдоль Байкала, в планах практически сразу появилось желание продолжить путешествие. Ведь мы видели, как можно весной передвигаться по льду - и пешком, и на велосипеде, и на коньках. Поэтому было решено:
1. Начать новый поход в месте окончания предыдущего, т.е. в поселке Бугульдейка.
2. Взять с собой коньки.
3. Взять с собой санки для рюкзака.
4. Отправиться в конце марта, так как в начале марта, по описаниям, ещё холодно.
5. Так как значительная часть будет проходить по безлесой зоне, взять с собой газ и горелку.
Вот мы и в Иркутске. Добираемся до автовокзала - и первая новость. Частные перевозчики сейчас с автовокзалом не дружат (финансовые проблемы - кто-то кому-то не заплатил), и их микроавтобусы рассредоточены на довольно большом промежутке от автовокзала до рынка. Расписания (письменного) тоже нет, приходится узнавать всё у водителей. И получается, что мы сможем попасть в Бугульдейку только к ночи. Такой вариант нас не устраивает, и мы решаем ехать на перекладных. Садимся на микроавтобус до МРС (их ходит несколько штук в день), и вот через несколько часов езды мы выходим на повороте до Бугульдейки. Итак, перед нами 30 км до пункта назначения и совершенно неясные перспективы, но большие надежды. Холодно, около -15, ветер. Правда, солнце греет, что внушает надежды. Минут через 20 около нас остановилась легковушка, и нас предложили подвезти около 10 км, до пос. Алагуй. Водитель оказался фанатом местных достопримечательностей, и мы очень подробно обсудили красоты около пос. Онгурен, и какие замечательные целебные грязи находятся в озере рядом с поселком. Так как через Онгурен мы как-то проходили, то и разговор велся в форме оживленного диалога. Но вот водитель приехал, а нам ещё добираться. Стоим на дороге час, полтора. Движения нет, только снуют туда-сюда самосвалы, но похоже они ездят куда-то недалеко. Но вдруг, нам на счастье, около нас останавливается Ока. Спросив нас, куда нам надо, водитель-бурят сказал: "Что-то давно я в Бугульдейку на заезжал, соскучился. Привязали рюкзаки сверху, сами разместились внутри - и вперед!



Всю дорогу проговорили. Нам показали место, где раньше стоял дом, где жили родители водителя. Естественно, по местному обычаю помянули предков и духов. Сейчас там пусто. Поговорили о погоде - зимой почти два месяца стояло около -40. И пока ещё не сильно потеплело, что чувствуется. За разговорами дорога вверх-вниз по горкам кончилась, и мы добрались до нашего старта. Осталось малое - остановиться там же, где мы закончили первый поход, закупиться в магазине и выйти на лёд. Покупаем вкуснейшие позы (местная разновидность мант), куриную грудку, пельмени. Во время движения надо хорошо кушать! Остаток дня отдохнули, сходили в баньку, и с утра следующего дня выходим. По реке - наледь. Вот по ней и пойдём до самого Байкала. Снимаем рюкзаки, располагаем их на санках - и пошли, пошли, пошли!



Пара километров по реке - и перед нами открывается долгожданная панорама Байкала. На небе - облачность, мрачновато. Но лёд есть - можно надевать коньки и двигаться.



Первые километры ещё есть сотовая связь, и можно ехать на коньках и выражать свой восторг, рассказывая далёкому собеседнику, как тебе хорошо и интересно. Временами появляется солнце, и лёд сразу становится ярким. Берега - довольно крутые обрывы, распадков почти нет. От одного распадка до другого может быть 7-8 км. Торосы идут полосой вдоль берега, и чтобы выйти к месту ночлега, надо выбирать место, где их меньше всего.



Вечером выходим в распадок, где находим оборудованное для костра место. Недалеко можно найти и дрова. У костра не посидеть - ветер, холодно. Ночью по ощущениям температура опустилась почти под -20.



Утреннее солнце добавляет бодрости. Опять выходим на лёд и идем вдоль берега. На скалах - замерзшие наплески и натеки льда.



Потихоньку едем. Время от времени встречаем таких же, как и мы, туристов.



Необходимо отметить, что этот район посещают гораздо реже, чем район около Листвянки и бухты Песчаная. Пока мы шли, за 10 дней нам встретилось только 5 групп, и то одна прошла от нас километрах в трех мористее.



Характер берегов меняется, они приобретают более степной характер, лес на склонах гор исчезает. Мы идем вдоль Тажеранской степи. Пещерки в скалах встречаются по-прежнему, и мимо них пройти без фотосъёмок невозможно - уж очень большие сосульки свисают со стен и потолка.



Вечера на берегу - в этом году, к сожалению, не дают возможности посидеть и полюбоваться. Посидеть и полюбоваться восходящей над озером Луной, рисующей дорожку на льду, конечно, можно, но долго не высидишь. Холодно, ветер. Даже в пуховке и меховых варежках не очень комфортно.



А ещё желание спать на берегу может обернуться более чем часовым прорубанием через торосы. Концентрируются они почему-то в тех же местах, которые наиболее пригодны для установки палатки. Порубишь торосы, полюбуешься на красоту льда - и снова рубить.



На середине маршрута зашли в поселок МРС. Отдохнули, подзарядили фотоаппараты - и снова вышли по проливу "Ольхонские Ворота" на просторы Байкала. Перед выходом нас расспросили о маршруте местные МЧС-ники, рассказали, что им пришлось где-то 10 дней назад снимать с середины Байкала туриста, у которого ночью ветром разодрало палатку и унесло почти все вещи, и порекомендовали звонить, если что. Оказывается, на середине озера связь есть во многих местах, но около берега её может и не быть из-за гор. Передвижение по проливу "Ольхонские ворота" впечатляет тем, что под льдом видно дно.



Передвигаемся вперемежку на коньках и пешком. Снега выпало много, и ещё не весь сдуло. Двигаться на коньках помогают торосы. Параллельная берегу гряда (на расстоянии около 1 км) является снегозадерживающим барьером, и торосы засыпаны снегом, около торосов снег тоже лежит, а потом идет чистая полоса льда шириной около 40-50 м, зато длиной несколько километров. Для коньков - самое то! Лёд, хоть и блестящий, но не идеально ровный, и при движении коньки постукивают на небольших неровностях.



Большую скорость тоже развивать нежелательно - можно случайно попасть коньком в трещину с последующим падением. Оптимальная скорость - 6 - 9 километров в час. Тем более, что всё время смотришь во все стороны - даже пузырьки во льду так привлекают внимание игрой света, что глаз не оторвать.



А куски льда вообще могут приобретать такую причудливую форму, что не веришь, что рука человека не касалась этого кусочка льда.



Интересные наблюдения можно сделать вечером. Лёд начинает остывать, сжимается, и когда конёк прорезает лед, впереди носка конька бежит небольшая трещинка.
При подходе к мысу Ухан можно заметить, что гряд торосов становится больше. Здесь одно из узких мест, и соответственно при движении льда под воздействием ветра напряжения максимальны именно в таких местах. Ещё одно торосное место - между мысом Ижимей и Горячинском.



Ухан интересен не только тросами, красивыми закатами, маяком, работающим и зимой, но и расположенными рядом с мысом участками чистой воды. Замерзнуть воде не дают постоянно поднимающиеся со дна пузырьки газа. Несколько таких участков расположены рядом с берегом, метрах в 30. Заметить их бывает трудно, так как они могут быть расположены в середине поля торосов.



После ещё одного дневного перехода вдоль Ольхона решили начать пересечение Байкала поперек. Посмотрев ещё раз на остров вблизи, направились в сторону пос. Турка на противоположном берегу.



Ветер, всё время дувший вдоль берега, при отходе от Ольхона на 5 километров изменил направление и стал дуть в спину. Снег под действием ветра уносило вперед, и он нас будет ждать у противоположного берега.



Пешком идти на получается - санки под действием ветра догоняют и бьют под ноги. Необходимо или бежать от санок, или одевать коньки и выпрямляться. Тогда ветром тебя несёт быстрее санок. Отойдя от Ольхона километров на 15, смотришь на него - а он всё кажется рядом, только уже не видно береговой линии. Вот когда осознаешь, что земля - круглая! Также не видно пункта нашего назначения - выпуклая поверхность озера мешает. В результате мы немного ошиблись с направлением, и отойдя почти на 20 км, пришлось сделать поправку градусов на 15-20. Оказалось, что в результате мы обошли поля торосов, и значительно выиграли. Вечером посмотрели закат над Ольхоном, разбили палатку на льду. Ветер стих, и наступила тишина. Но это если стоишь. Если ляжешь - ты окажешься в центре жизни ледового Байкала. Слышны похрустывания, треск, из-под льда доносится булькание, кто-то бьется изнутри, стучит по льду. А встанешь - тишина. Спать на льду посередине Байкала - нужны очень хорошие нервы! Умом понимаешь, что метровый лёд - очень надежно, но звуки всё-таки нервируют. Но ко всему можно привыкнуть. И даже спать под этот непрерывный концерт живого озера.



С утра началось самое сложное - слой снега, который несло через Байкал, начал увеличиваться, и идти становилось всё тяжелей. Сани в виде корыта шли по снегу хорошо, а ледовые сани, с узкими полозьями, снег прорезали, и тащить их становилось всё тяжелее. А берег всё не приближается - хотя уже по бокам появились мысы, а Турка всё ещё далеко. Наконец выскочили на колею, по которой ездят местные рыбаки, и по ней через 3 часа выбрались на берег. Уже начало темнеть, и к берегу подъезжали машины - полюбоваться закатом. Полюбовались им и мы.



Завтра - уезжать, переполненными впечатлений.
Итоги.
Пройдено пешком и на коньках больше 200 км.
Сани лучше брать универсальные, чтобы могли передвигаться и по снегу, не проваливаясь.
Газ - обязательно брать зимний. Летний при отрицательных температурах (ниже -15) использовать практически невозможно.
Маска - желательна, но не обязательна.
Ветрозащитная одежда - само собой.
Коньки - любые, чтобы свободно, но плотно сидели на ногах, желательно с двумя носками, и высокие, чтобы голеностоп не гулял. Большую скорость развивать не надо.