Великое Тырново - Болгарский Великий Новгород. Сакральные знания Болгарии. Часть 2
Старая часть Велико Тырново расположена на трех холмах - Царевец, Трапезица и Света гора. Вид оттуда невероятно красив.(смотрите и 1 часть репортажа)
Источники:
1. Г.В. Носовский, А.Т.Фоменко. РЕКОНСТРУКЦИЯ. Изд. РИМИС. 2005 г., 552 стр. ISBN 5-9650-0020-0, 5-9650-0028-6, 5-9650-0019-7. 6.14. РАЗДЕЛ ЗЕМЕЛЬ, ЗАВОЕВАННЫХ В XV ВЕКЕ ОРДЫНЦАМИ-ОСМАНАМИ = АТАМАНАМИ. КАК ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫВАЮТ РУССКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
2. Арбанаси. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. А. А. Васильев. История Средних Веков. http://www.medievalmuseum.ru/12history/medieval_history_feodalism.htm
4.«НАВЕРШИЯ СЛАВЯНО-АРИЙСКИХ ХРАМОВ». Доктор истории Рачинский Андрей Владиславович, к.г.-м.н Фёдоров Александр Евгеньевич. Институт Восточных Языков и Цивилизаций (INALCO, Париж).
http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2014/03/rachinsky-fedorov.pdf
5. Крепость Каркасон. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Церковь Рождества Христова (Арбанаси). http://ru.wikipedia.org/wiki/)
7. А.А. Клёсов «Кто такие скифы, кто их предки и потомки?». http://pereformat.ru/2013/06/kto-takie-skify/
8. А.А. Клёсов «Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории» (М., 2013).
9. http://new.chronologia.org/volume5/katalonia.html/li>
10. «Велико Тырново». «Дар-РХ». Велико Тырново, 2008г.
Холм Царевец. Во время Второго Болгарского царства, как считается, здесь располагались царский двор, бояре и патриарх. Здесь был построен царский дворец (по версии археологов - 12-14 вв.н.э., что совпадает с эпохой Великого Монгольского завоевания), дворец патриарха и немало православных соборов. Холм окружен рекой Янтра и крепостной стеной (толщина стен до 3,6 м), воздвигнутой на естественных отвесных скалах. На холме находится одноимённая крепость Царевец, по большей части реставрированная, так как сильно пострадала во время землетрясения 1913 года. Из построенных когда-то башен сохранилась только одна, ныне именуемая «Балдуинова кула» (вообще, «Балдуиновой башней» называют крепость, расположенную на холме Царевец. Это второе название она получила благодаря истории об императоре-крестоносце Латинской империи Балдуине Фландрском. В 1205 году царь Болгарии Калоян взял его в плен. Предание гласит, что плененный Балдуин (имя пошло, возможно, от «Б+Ор(л)да») влюбился в жену Калояна, куманскую (половецкую) принцессу Анну. Поэтому, царь приказал убить его с особой жестокостью. Согласно легенде, Балдуину отрубили конечности и оставили его тело на съедение хищным птицам на склоне горы (прямо, как Прометея). Есть версия, что из черепа казненного заложника Калоян сделал себе чашу. По другой версии: Балдуин попал в плен, но находился в обычной тюрьме за участие в мятеже против болгарского царя, и смерть его не была столь трагичной, как в легенде. Всё здесь соединилось воедино: и почти - «древнегреческая» мифология, и интересные традиции-ритуалы пития из черепа знатного врага (тут вспомним и о гибели легендарного князя Святослава и печенегах, и о существующей по сей день секте в современной Индии, где практикуются такие ритуалы [4.]).
На вершине Царевеца - Патриарший собор Вознесения, восстановленный на старом фундаменте. Стены с фресками, изображающими сцены болгарской истории, работы современного болгарского художника Теофана Сокерова.
ЦАРЕВЕЦ. ВОССТАНОВЛЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
Сама крепость (что сохранилось) по своей мощи напоминает полуразрушенные крепости провинции Руссильон (иначе - «Русские Львы» - может быть), что на юге Франции. Но сохранилась болгарская крепость значительно хуже, чем, скажем, крепость Каркассон.([5.]) Вечерами холм освещают прожекторами, и проходит свето-звуковое представление. Функции крепости на холме Царевец (и других почти несохранившихся крепостей Велико Тырново) вполне могут оказаться аналогичными функциям крепостей юга Франции. То есть: некоторая оборонительная военная система для войск Ордынской имперской Руси, возможно, на некой установленной границе. Которая выполняла ту же военную функцию, что система крепостей на юге современной Франции в Руссильоне. Тем более: катары (защитники крепостей Руссильона) считаются последователями богомилов (или вообще им идентичны!) - выходцев из Дунайской (возможно, и Волжской) Болгарии. ([9.])
ЦАРЕВЕЦ
Холм Трапезица. В ходе раскопок здесь были найдены остатки каменных укреплений и 17 церквей, построенных в XII-XIV вв. В церквях сохранились следы росписей и мозаик, керамика. Под крепостным холмом - средневековый квартал ремесленников Асенова махала, где - много церквей.
Церковь Сорока Великомучеников - усыпальница нескольких болгарских царей и место провозглашения независимости страны в 1908 г. Считается, что церковь построена в 1230 г. От той эпохи до нас дошли отдельные фрагменты фресок и колонны (частью они в Национальном историческом музее в Софии). Надписи на них - на греческом и староболгарском (то есть – на старорусском, по сути. Автор) языках.
Колонна Ивана Асеня II,
на которой сделана надпись
о победе болгар в битве при Клокотнице
(взято: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Церковь Святых Петра и Павла (считается, что XIII-XIV вв.) - небольшой храм, сильно пострадавший во время землетрясения 1913 г. Хорошо сохранились фрески XIV-XVII вв. Над входом изображены оба небесных покровителя церкви - св. Петр и Павел, а также: святой Иоанн Рильский и жития святых.
Церковь Святого Димитра Солунского (1185). В его стенах прозвучал призыв к восстанию против византийского владычества (Или возможно: к отделению от Рима после Распятия Спасителя. Автор), которое привело к созданию Второго Болгарского царства. Фасад храма отреставрирован в начале 1980-х гг. Считается, самой старой церковью в этом районе. Да, и на месте, где стоит храм, найдены следы двух «фракийских» святилищ.
Заметим, что здесь ничего «античного» (в понимании традиционных историков) без плотной взаимосвязи с «ранним средневековьем» – не видно. Если есть, то всё едино.
Остальные достопримечательности, более или менее, современные: из другой эпохи.
В церкви Святого Георгия фрески выполнены в основном в XVII в.
Церковь Св. Константина и Елены - постройка Фичето (19 век н.э.), фасад церкви - одно из лучших его созданий.
На улице Раковски: старые ремесленные мастерские, там же - постоялый двор Хаджи Никола - опять почти современная постройка Фичето (1858) в стиле константинопольских караван-сараев. Улица Гурко: отреставрированные постройки XIX в., отель, рестораны, лавочки на первых этажах «позволяют представить себе, как выглядел город в старину». Очень мило, красиво, очень близко по духу – русским, но в данном случае - относительно современно.
ВЕЛИКОЕ ТЫРНОВО
Есть мнение, что название - Велико Тырново происходит от славянского корня «терн» - «колючий кустарник», которое трансформировалось в Тернов - Трынов - Тырнов - Тырновград - Тырново. «Великим» город стал в 1187 году. Это не отменяет близкого созвучия имени «Великого Тырново» с «Великим Новгородом», а добавляет ещё одну деталь, учитывая время, к которому относят первый рассвет города – 1185 г. (см. выше - год Распятия и Воскресения. Автор). Слово «терн» созвучно с «терновый венцом» из ветвей растения с шипами-«терниями», который, согласно Библии, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами.
«Древо Иессеево» (1649),
в нижнем ярусе — античные мудрецы [6]..
Достопримечательности окрестностей Велико-Тырново. Старинное село Арбанаси (3 км от Велико Тырново). ([2.])
Основано, как считается, в XV веке албанцами из Южного Эпира, выселенными сюда турецкими властями из-за их частых восстаний. «Арбанаси» - это так в Средние века называли албанцев византийские географы и историки. Национальными памятниками культуры являются пять церквей в Арбанаси: Рождества Христова, св. Георгия, св. Атанаса, св. Архангелов Михаила и Гавриила и св. Дмитрия.
Православная церковь Рождества Христова ([6.]) . Точная дата строительства которой не установлена (а известно, что в 1637-1649 годах она была расширена и расписана заново). «Церковь вкопана в землю, со скрытыми куполами, без колокольни имеет очень аскетический внешний вид. Но внутри она представляет собой подлинную галерею. 3500 образов, принадлежащих кисти неизвестных мастеров различных эпох полностью покрывают её стены изнутри». Другое мнение: nbsp;«Постройка церкви относится к концу XVI века - согласно ктиторской надписи её росписи были завершены в 1596 году. Церковь построена из камня. Предполагается, что в XVII веке храм был резиденцией Тырновского митрополита. Церковь несколько раз перестраивалась, к концу XVII века с запада были пристроены притвор (использовался как «женское отделение» храма), а в южной части придел во имя Иоанна Крестителя и галерея».
Фреска Колесо жизни
Фреска «Колесо жизни» (1649)
«Среди наиболее впечатляющих фресок притвора — «Древо Иессеево», в нижнем ярусе которой изображён уникальный ряд античных мудрецов, включая Гомера, Пифагора, Платона, Аристотеля, Плутарха и др., изображённых в виде святых с нимбами. Там же находится цикл сюжетов из акафиста Богородицы. Надписи на фресках выполнены на греческом языке». Вспомним ещё композицию «Древо Иессеево» в Благовещенском соборе московского Кремля из более 200 фигур. А также – в трапезной церкви Боровского монастыря из примерно 45 фигур. И ещё ряд подобных композиций во Франции, Англии, Италии, Греции, Сербии, Румынии и других. Сюжет очень известный и вроде бы понятный, кроме одного: почему изображены во многих христианских иконах такого рода - «античные» мудрецы, поэты и ученые, причем с нимбами? Традиционная история не даёт чёткого ответа.
«Здесь, впервые в Болгарии, изображено «колесо жизни» человека - его рождение, достижение зрелости, старость и смерть», расположенная на восточной стене галереи. Содержит 8 изображений мужчины, ползущего по внешней поверхности колеса, в возрасте от отрочества до старости. Последнее, девятое изображение пожирает адское чудовище. В одном из внутренних кругов изображены 12 знаков Зодиака». Гороскоп, дату, зашифрованную в нём, было бы интересно проверить.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(официально - 12 век н.э., 6 км от Велико Тырново)
Действующий Петропавловский (Лясковский) монастырь святых Петра и Павла - один из четырнадцати, которые расположены вокруг Велико Тырново, построенных в эпоху Второго Болгарского государства. Один из наиболее сохранившихся монастырей того времени. Расположен на берегу реки над городом Лясковец, со скалы, где стоит монастырь, прекрасный вид на равнину. С вершины запускают дельтапланы – вид сверху, наверное, с них – потрясающий! Небольшой, уютный. Временем наибольшего расцвета религиозной и культурной жизни монастыря исследователи называют XIV век н.э. Считается, что монастырь сыграл важную историческая роль в подготовке национального восстания против Византии в 1185 году. Во время турецкого правления в Болгарии обитель была несколько раз разрушена и восстановлена. Сожжен в 1393, восстановлен в 1422 году, снова сожжен в 1598, после чего восстанавливался до 1662 года. На территории монастыря - колокольня в 31 метр, как в средневековом замке.
Далее новейшая история. «Петропавловский монастырь занимает заметное место в истории болгарского освободительного движения. В течение трех лет здесь укрывался Васил Левский – энтузиаст и идеолог болгарской революции, создатель Внутренней революционной организации. С 1869 по 1871 годы монастырь посещали Бачо Киро, Матей Преображенский и другие. На время подготовки к Апрельскому восстанию это место стало убежищем для революционеров. Духовная школа (богословская школа святых Петра и Павла) была открыта в монастыре в 1874 году. Петропавловский монастырь приобретает важное просветительское значение» (источник: www.votpusk.ru/country/).
Килифаревский монастырь (середина XIV в.н.э.) - действующий православный монастырь (12 км от Велико Тырново). Основан болгарским просветителем и книжником Феодосием Тырновским, который создал в нём один из важнейших центров средневекового болгарского образования и литературы - Килифаревскую школу литературы. В монастыре переписывались и переводились богослужебные книги, писались хроники, составлялись сборники житий святых. Монастырский комплекс был построен, как крепость, его окружали укрепленными стенами, во внутреннем дворе располагалась наблюдательная башня в несколько этажей. После турецкого завоевания Болгарии он был разрушен до основания и был восстановлен в 1718 году на новом месте - соседнем холме. А не соединил ли монастырь в себе истории НЕСКОЛЬКИХ святых обителей, причём не только болгарских? Ничего пока не утверждаю. В 1842 году главный храм Килифаревскиого монастыря (церковь Рождества Богородицы) был перестроен. От старой постройки был сохранён алтарь и два притвора. В ходе этой реконструкции в монастыре в 1849 году были возведены два жилых здания в стиле Возрождения. ([10.])
Капиновский монастырь (середина XIII в.н.э.). Но реальные современные постройки - от XIX в. н.э. ([10.])
Таким образом, моё несколько беглое рассмотрение окрестностей Велико Тырново в целом подтверждает версию о трех этапах в истории этого региона и ряд других вышеприведённых выводов. Надо приезжать надолго и тщательнее всё изучить – и думаю: много интересного откроет Велико Тырново. Ну и отдохнуть. Город спокойный и душевный.
На вершине Царевеца - Патриарший собор Вознесения, восстановленный на старом фундаменте. Стены с фресками, изображающими сцены болгарской истории, работы современного болгарского художника Теофана Сокерова.
ЦАРЕВЕЦ. ВОССТАНОВЛЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
Сама крепость (что сохранилось) по своей мощи напоминает полуразрушенные крепости провинции Руссильон (иначе - «Русские Львы» - может быть), что на юге Франции. Но сохранилась болгарская крепость значительно хуже, чем, скажем, крепость Каркассон.([5.]) Вечерами холм освещают прожекторами, и проходит свето-звуковое представление. Функции крепости на холме Царевец (и других почти несохранившихся крепостей Велико Тырново) вполне могут оказаться аналогичными функциям крепостей юга Франции. То есть: некоторая оборонительная военная система для войск Ордынской имперской Руси, возможно, на некой установленной границе. Которая выполняла ту же военную функцию, что система крепостей на юге современной Франции в Руссильоне. Тем более: катары (защитники крепостей Руссильона) считаются последователями богомилов (или вообще им идентичны!) - выходцев из Дунайской (возможно, и Волжской) Болгарии. ([9.])
ЦАРЕВЕЦ
Холм Трапезица. В ходе раскопок здесь были найдены остатки каменных укреплений и 17 церквей, построенных в XII-XIV вв. В церквях сохранились следы росписей и мозаик, керамика. Под крепостным холмом - средневековый квартал ремесленников Асенова махала, где - много церквей.
Церковь Сорока Великомучеников - усыпальница нескольких болгарских царей и место провозглашения независимости страны в 1908 г. Считается, что церковь построена в 1230 г. От той эпохи до нас дошли отдельные фрагменты фресок и колонны (частью они в Национальном историческом музее в Софии). Надписи на них - на греческом и староболгарском (то есть – на старорусском, по сути. Автор) языках.
Колонна Ивана Асеня II,
на которой сделана надпись
о победе болгар в битве при Клокотнице
(взято: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Церковь Святых Петра и Павла (считается, что XIII-XIV вв.) - небольшой храм, сильно пострадавший во время землетрясения 1913 г. Хорошо сохранились фрески XIV-XVII вв. Над входом изображены оба небесных покровителя церкви - св. Петр и Павел, а также: святой Иоанн Рильский и жития святых.
Церковь Святого Димитра Солунского (1185). В его стенах прозвучал призыв к восстанию против византийского владычества (Или возможно: к отделению от Рима после Распятия Спасителя. Автор), которое привело к созданию Второго Болгарского царства. Фасад храма отреставрирован в начале 1980-х гг. Считается, самой старой церковью в этом районе. Да, и на месте, где стоит храм, найдены следы двух «фракийских» святилищ.
Заметим, что здесь ничего «античного» (в понимании традиционных историков) без плотной взаимосвязи с «ранним средневековьем» – не видно. Если есть, то всё едино.
Остальные достопримечательности, более или менее, современные: из другой эпохи.
В церкви Святого Георгия фрески выполнены в основном в XVII в.
Церковь Св. Константина и Елены - постройка Фичето (19 век н.э.), фасад церкви - одно из лучших его созданий.
На улице Раковски: старые ремесленные мастерские, там же - постоялый двор Хаджи Никола - опять почти современная постройка Фичето (1858) в стиле константинопольских караван-сараев. Улица Гурко: отреставрированные постройки XIX в., отель, рестораны, лавочки на первых этажах «позволяют представить себе, как выглядел город в старину». Очень мило, красиво, очень близко по духу – русским, но в данном случае - относительно современно.
ВЕЛИКОЕ ТЫРНОВО
Есть мнение, что название - Велико Тырново происходит от славянского корня «терн» - «колючий кустарник», которое трансформировалось в Тернов - Трынов - Тырнов - Тырновград - Тырново. «Великим» город стал в 1187 году. Это не отменяет близкого созвучия имени «Великого Тырново» с «Великим Новгородом», а добавляет ещё одну деталь, учитывая время, к которому относят первый рассвет города – 1185 г. (см. выше - год Распятия и Воскресения. Автор). Слово «терн» созвучно с «терновый венцом» из ветвей растения с шипами-«терниями», который, согласно Библии, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами.
«Древо Иессеево» (1649),
в нижнем ярусе — античные мудрецы [6]..
Достопримечательности окрестностей Велико-Тырново. Старинное село Арбанаси (3 км от Велико Тырново). ([2.])
Основано, как считается, в XV веке албанцами из Южного Эпира, выселенными сюда турецкими властями из-за их частых восстаний. «Арбанаси» - это так в Средние века называли албанцев византийские географы и историки. Национальными памятниками культуры являются пять церквей в Арбанаси: Рождества Христова, св. Георгия, св. Атанаса, св. Архангелов Михаила и Гавриила и св. Дмитрия.
Православная церковь Рождества Христова ([6.]) . Точная дата строительства которой не установлена (а известно, что в 1637-1649 годах она была расширена и расписана заново). «Церковь вкопана в землю, со скрытыми куполами, без колокольни имеет очень аскетический внешний вид. Но внутри она представляет собой подлинную галерею. 3500 образов, принадлежащих кисти неизвестных мастеров различных эпох полностью покрывают её стены изнутри». Другое мнение: nbsp;«Постройка церкви относится к концу XVI века - согласно ктиторской надписи её росписи были завершены в 1596 году. Церковь построена из камня. Предполагается, что в XVII веке храм был резиденцией Тырновского митрополита. Церковь несколько раз перестраивалась, к концу XVII века с запада были пристроены притвор (использовался как «женское отделение» храма), а в южной части придел во имя Иоанна Крестителя и галерея».
Фреска Колесо жизни
Фреска «Колесо жизни» (1649)
«Среди наиболее впечатляющих фресок притвора — «Древо Иессеево», в нижнем ярусе которой изображён уникальный ряд античных мудрецов, включая Гомера, Пифагора, Платона, Аристотеля, Плутарха и др., изображённых в виде святых с нимбами. Там же находится цикл сюжетов из акафиста Богородицы. Надписи на фресках выполнены на греческом языке». Вспомним ещё композицию «Древо Иессеево» в Благовещенском соборе московского Кремля из более 200 фигур. А также – в трапезной церкви Боровского монастыря из примерно 45 фигур. И ещё ряд подобных композиций во Франции, Англии, Италии, Греции, Сербии, Румынии и других. Сюжет очень известный и вроде бы понятный, кроме одного: почему изображены во многих христианских иконах такого рода - «античные» мудрецы, поэты и ученые, причем с нимбами? Традиционная история не даёт чёткого ответа.
«Здесь, впервые в Болгарии, изображено «колесо жизни» человека - его рождение, достижение зрелости, старость и смерть», расположенная на восточной стене галереи. Содержит 8 изображений мужчины, ползущего по внешней поверхности колеса, в возрасте от отрочества до старости. Последнее, девятое изображение пожирает адское чудовище. В одном из внутренних кругов изображены 12 знаков Зодиака». Гороскоп, дату, зашифрованную в нём, было бы интересно проверить.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(официально - 12 век н.э., 6 км от Велико Тырново)
Действующий Петропавловский (Лясковский) монастырь святых Петра и Павла - один из четырнадцати, которые расположены вокруг Велико Тырново, построенных в эпоху Второго Болгарского государства. Один из наиболее сохранившихся монастырей того времени. Расположен на берегу реки над городом Лясковец, со скалы, где стоит монастырь, прекрасный вид на равнину. С вершины запускают дельтапланы – вид сверху, наверное, с них – потрясающий! Небольшой, уютный. Временем наибольшего расцвета религиозной и культурной жизни монастыря исследователи называют XIV век н.э. Считается, что монастырь сыграл важную историческая роль в подготовке национального восстания против Византии в 1185 году. Во время турецкого правления в Болгарии обитель была несколько раз разрушена и восстановлена. Сожжен в 1393, восстановлен в 1422 году, снова сожжен в 1598, после чего восстанавливался до 1662 года. На территории монастыря - колокольня в 31 метр, как в средневековом замке.
Далее новейшая история. «Петропавловский монастырь занимает заметное место в истории болгарского освободительного движения. В течение трех лет здесь укрывался Васил Левский – энтузиаст и идеолог болгарской революции, создатель Внутренней революционной организации. С 1869 по 1871 годы монастырь посещали Бачо Киро, Матей Преображенский и другие. На время подготовки к Апрельскому восстанию это место стало убежищем для революционеров. Духовная школа (богословская школа святых Петра и Павла) была открыта в монастыре в 1874 году. Петропавловский монастырь приобретает важное просветительское значение» (источник: www.votpusk.ru/country/).
Килифаревский монастырь (середина XIV в.н.э.) - действующий православный монастырь (12 км от Велико Тырново). Основан болгарским просветителем и книжником Феодосием Тырновским, который создал в нём один из важнейших центров средневекового болгарского образования и литературы - Килифаревскую школу литературы. В монастыре переписывались и переводились богослужебные книги, писались хроники, составлялись сборники житий святых. Монастырский комплекс был построен, как крепость, его окружали укрепленными стенами, во внутреннем дворе располагалась наблюдательная башня в несколько этажей. После турецкого завоевания Болгарии он был разрушен до основания и был восстановлен в 1718 году на новом месте - соседнем холме. А не соединил ли монастырь в себе истории НЕСКОЛЬКИХ святых обителей, причём не только болгарских? Ничего пока не утверждаю. В 1842 году главный храм Килифаревскиого монастыря (церковь Рождества Богородицы) был перестроен. От старой постройки был сохранён алтарь и два притвора. В ходе этой реконструкции в монастыре в 1849 году были возведены два жилых здания в стиле Возрождения. ([10.])
Капиновский монастырь (середина XIII в.н.э.). Но реальные современные постройки - от XIX в. н.э. ([10.])
Таким образом, моё несколько беглое рассмотрение окрестностей Велико Тырново в целом подтверждает версию о трех этапах в истории этого региона и ряд других вышеприведённых выводов. Надо приезжать надолго и тщательнее всё изучить – и думаю: много интересного откроет Велико Тырново. Ну и отдохнуть. Город спокойный и душевный.
Источники:
1. Г.В. Носовский, А.Т.Фоменко. РЕКОНСТРУКЦИЯ. Изд. РИМИС. 2005 г., 552 стр. ISBN 5-9650-0020-0, 5-9650-0028-6, 5-9650-0019-7. 6.14. РАЗДЕЛ ЗЕМЕЛЬ, ЗАВОЕВАННЫХ В XV ВЕКЕ ОРДЫНЦАМИ-ОСМАНАМИ = АТАМАНАМИ. КАК ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫВАЮТ РУССКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
2. Арбанаси. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. А. А. Васильев. История Средних Веков. http://www.medievalmuseum.ru/12history/medieval_history_feodalism.htm
4.«НАВЕРШИЯ СЛАВЯНО-АРИЙСКИХ ХРАМОВ». Доктор истории Рачинский Андрей Владиславович, к.г.-м.н Фёдоров Александр Евгеньевич. Институт Восточных Языков и Цивилизаций (INALCO, Париж).
http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2014/03/rachinsky-fedorov.pdf
5. Крепость Каркасон. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Церковь Рождества Христова (Арбанаси). http://ru.wikipedia.org/wiki/)
7. А.А. Клёсов «Кто такие скифы, кто их предки и потомки?». http://pereformat.ru/2013/06/kto-takie-skify/
8. А.А. Клёсов «Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории» (М., 2013).
9. http://new.chronologia.org/volume5/katalonia.html/li>
10. «Велико Тырново». «Дар-РХ». Велико Тырново, 2008г.
Читайте также
13 сентября 2024
978