Велопутешествие через горы к морю. Армавир - Туапсе. Продолжение. День девятый

День 9-ый. Пещера Азишская. Спуск. 21.07.2015 год.

На утро лес превратился в настоящую сказку, лучи солнца пробирались сквозь деревья, образуя ярко выраженный световой поток. Позавтракали, и пораньше пошли в пещеру пока народа нет, чтобы всё спокойно посмотреть. На кассе оставили заряжаться телефоны и батарейку от фотоаппарата. Пещера платная - 400 руб. Пошли с экскурсоводом, стоимость от этого не менялась, а вдруг что интересного расскажут?

Пещера оборудована для посетителей, но я не думала, что настолько, что можно идти туда на каблуках! Меня очень удивило, когда я увидела девушку на каблуках. Действительно, все спуски и подъемы оборудованы лестницами, по которым можно ходить, как по ступеням в подъезде. С одной стороны это хорошо - каждому доступно посмотреть пещеру, а с другой стороны - нет возможности самим полазить, посмотреть, исследовать.

Как сообщил экскурсовод, что если бы пещеру не оборудовали, то вандализм бы её в скором времени разрушил совсем. Люди откалывают осколки на память себе, а аккуратно сделать это не возможно, да и не нужно им, они один раз зайдут в пещеру, нахулиганят и забудут о её существовании.

Узнали очень много интересной информации про пещеры. Например, как отличить живые пещеры от мертвых. В живых пещерах всегда постоянная температура на протяжении всей пещеры. И из-за этого она никогда не рушится. Она живая, она по-своему дышит, в ней протекают естественные процессы жизни: образуются различные наросты на стенах. Живых пещер сквозных не бывает, поэтому и температура в пещере постоянная, не зависит от время года снаружи. Если в пещере есть вход и выход, то это уже мертвая пещера, она может обваливаться и рушиться.

Узнали о таких понятиях как сталагмиты, сталагтиты и сталагнаты, и чем они отличаются.

Сталагмиты (от др.-греч. — капля) — натёчные минеральные образования (большей частью известковые, реже гипсовые, соляные), растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей.
Сталактиты (греч. — «натёкший по капле») — хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.).
Сталагнаты представляют собой колонноподобные образования, возникающие при соединении сталактитов и сталагмитов.

В Азишской пещере несколько залов, в одном из которых находится подземная река. На стенах пещеры сами по себе вырисовываются различные фигурки: дух пещеры, лягушка, деды морозы, крылья ангела, корона и многое другое.
В последнем зале находится пальма желаний. Можно к ней прикоснуться и загадать желание. Некоторые пары в подземелье "венчаются". Церковь категорически против таких обрядов.
Также в пещере существует ещё нижний зал, но что там неизвестно, так как проход туда стоит ещё + 1000 рублей. И что там, для нас пусть будет тайной...


Фото: Утренний лес








Фото: сталогнат Пальма желаний


Фото: Крылья


Фото: Лугушка




Фото: Результат вандализма






Фото: Корона


Фото: Подземная река


Фото: Гномики


Фото: в пещере

Если пройти от пещеры чуть выше, то можно наткнуться на смотровую площадку. Дорожка до неё вся в корнях: корни старых деревьев давно вылезли на поверхность и уже зарастают мхом. Со смотровой площадки открываются виды на близнаходящиеся хребты. Причем каждая гора и каждый хребет тут подписан на табличке. Видна гора Большой Тхач, Малый Тхач, хребет Дунгуш, Джуга, гора Тыбга и другие. Вершины их различной высоты от 2000 до 3000 метров.


Фото: дорога к смотровой площадке


Фото: Большущее дерево




Фото: Обрыв вниз


Фото: Познавательная табличка


Фото: Теперь всё знаю!



А теперь нам нужно спуться ещё ниже в Мезмай! Часа 2, если не больше мы только спускались, не отпуская тормоза. Да ладно бы дорога была гладкая, было бы одно удовольствие от спуска. А дорога вся в камнях, в маленьких и больших, местами даже выступ целого горного плата на дороге, как кусок асфальта или бетонная плита. Но всё равно, спуск легче подъема, какой бы он не был. Спустились. Вот перед нами Мезмай. За поселком большие скалы. Вдоль этих скал нам и предстоял путь через известное Гуамское ущелье. Купили продуктов в Костином магазине, заправились водой и отправились по ущелью до Гуамки.


Фото: Спуск




Фото: Падуб






Фото: Мезмай


Фото: Магазин в Мезмае

Дорога в Гуамское ущелье начинается около заброшенной железнодорожной станции. Раньше тут ходил паровозик по узколейки. Но потом произошло бедствие. Часть склона обвалилось вместе с потоками сели и железнодорожные пути снесло вместе с деревьями вниз. Станция стала не востребована и паровозик не стал доезжать до нее.

В начале нашего пути мы ехали рядом с узкоколейкой по тропе, вытоптанной туристами. Потом проехали несколько мостов, через которые приходилось перетаскивать велосипед на себе. Мы оказывались то справа от рельс, то слева. Вскоре рельсы превратились в зеленые клумбы, паровозик не ходит. Читали, что во время движения паровозика проход людей в Гуамское ущелье запрещен! Теперь мы спокойны, никакого паровозика можно не ожидать!

Пройдя чуть дальше, увидели, что рельсы вообще висят в воздухе над обрывом. Берег давно обвалился, а нагрузки на рельсы нет, поэтому они пока что целые и невридимые висят в воздухе.
А потом опять заросшие рельсы, уже совсем большущими лопухами! А дальше всё, результат бедствия на лицо, рельсы совсем пропали. В этом месте и произошел обвал. Велосипед и багаж пришлось переносить через упавшие деревья, камни скал отдельно.

Прошли это место и железная дорога снова появилась.. Она уже более ухоженная, нет никаких зарослей, и похоже, как будто по ней ходит паровозик. Прошли ещё немного и дошли до места, где ущелье огорожено воротами. Расположены различные предупреждающие таблички, одна из которых запрещала движение на велосипеде. Оно и понятно, везде обрывы, можно не заметить и сорваться вниз! Стало понятно, что лучше здесь не ехать, а спешиться.


Фото: Заброшенная железнодорожная станция в Мезмае


Фото: Мостик


Фото: Дорога в воздухе




Фото: Заросли






Фото: Обвал дороги


Фото: Бездорожье







Гуамское ущелье "прорезает" Гуамский Хребет с северо-запада на юго-восток. Длина ущелья 3300 метров. Перепад высот между входом в ущелье и выходом из него 80 метров. В средней части ущелья от верхней точки хребта до уровня реки Курджипс более 400 метров. В самом узком месте расстояние между скал - всего 2 метра.

Местами притоки Курджипса впадают в Курджипс с высоких обрывов и образуют водопады. Самый большой водопад находится около самого длинного моста. Но он прячется за выступами скалы и не кажется таким большим, как является на самом деле. Иногда, после дождей, вода падает прямо на рельсы. Но нам это увидеть не удалось, так как дождей не было и в этом месте со скалы стекал лишь спокойный ручеёк.

В сентябре 1942 года группа партизан (Гончаров, Закопайко, , Ломако, Носов, Савенко, Суровцев, Фадеев под командованием В.З. Стаконова дважды взрывала железнодорожный мост в ущелье через реку Сухая Балка. Партизаны предотвратили продвижение гитлеровцев через Кавказский заповедник к поселку Красная поляна для нанесения удара по городу Сочи..












Фото: Мост, который взрывали партизаны.




Фото: Водопад


Фото: Водопад



Дошли до какой-то промежуточной станции, где стоял служебный паровозик. "Вот он то тут и хотит!", - вдруг почему-то подумалось мне! Идём дальше, а в ущелье, в реке лежит вагон паровозика. То ли камнями его сбило, то ли просто сорвался на повороте, а может и наводнением тем самым смыло. Место опасное, скалы далеко уносятся вверх, и всякое оттуда может упасть.

Теперь этот вагон местная достопримечательность, не убирают его оттуда - лежит для устрашения туристов!
И тут мы услышали, что что-то движется по рельсам. Это туристический паровозик!!! Он всё таки существует! Один небольшой вагончик ехал по ущелью и вез туристов. Конечно до Мезмая он уже не доезжает и не соединяет 2 поселка.
Сережа, как обычно сразу же начал паниковать, что если бы встретились с паровозиком в узком месте, то не разошлись бы с ним.

Оказывается эта узкоколейная железная дорога была тут проложена в 1934 году и соединяла 2 отдаленных горных поселка между собой - Мезмай и Гуамку.
Ущелье оставила сильные впечатления в глубине души. С одной стороны - очень опасное место, а с другой стороны - красивее ничего не найдешь. Здесь в одном месте сосредоточены высокие скалы, горная река и водопады!

Проехали ущелье и на берегу реки Курджипс разбили лагерь для ночлега. Берег реки каменистый и колышки палатки вбивались с трудом. Когда начало темнеть, в запруде сосредоточились жабы и как давай между собой переквакиваться! Немного поквакали да успокоились.






Фото: Промежуточная станция


Фото: Служебный транспорт


Фото: Механизмы








Фото: Отголоски бедствия


Фото: Современный паровозик


Фото: Водопад




Фото: Путешествие по ущелью окончено.


Фото: Лягушки




Фото: Лагерь

День 10-ый. Водопад Матуско и термальные источники. 22.07.2015 год.

С утра постирали наши вещи, оставили их сушиться, и пока есть время поехали на водопад реки Матуско, что стекает со скалы горы Матуск. Поехали с Лидой вдвоём, остальные остались в лагере. Велосипеды "приковали" у подножия горы и по описанию пошли искать водопад. Дорогу нашли почти сразу. К нему ведет натоптанная тропа сквозь сказочный лес. Тропа выложена из камней и ведет к самому водопаду. Водопад малопосещаемый туристами, но навстречу нам всё-таки попалась группа пеших туристов. Мы на всякий случай у них уточнили правильность движения. Идём верным путем, и как сказали туристы, водопад ещё не высох! Пока его было не слышно и мы немного огорчились. Прошли ещё немного вниз, перешли реку, потом чуть-чуть вверх и вот он перед нами.
Вода плавно стекает по скале небольшой стуйкой, поэтому шума воды и не было слышно. Скала, по которой стекает вода, уже давно заросла мхом. А камни около водопада обвил вьюн, внешне похожий на искусственный. На ощупь листы жесткие, но живые! Жесткие листья потому, что такие растения способны накапливать в себе влажность и сохранять её продолжительное время в жару.
С горы Матуск открываются живописные виды на Гуамку.


Фото: Сушка одежды


Фото: Велосипеды, спрятанные в лесу


Фото: Водопад Матуско




Фото: Растение, похожее на искусственное






Фото: Мини водопад


Фото: Вид с горы Матуск на Гуамку

Одежда подсохла, по достопримечательностям погуляли, можно ехать дальше. От Гуамки дорога вела нас вниз, ехали почти накатом до поворота на термальные источники. Не самое подходящее время для термальных источников, итак жарко, да вода ещё горячая, но посетить это место хотелось, тем более оно по пути. Пришлось перейти маленькую речушку вброд, воды в ней по щиколодку. Пришлось разуться.
И уже вдали увидели что-то, похожее на медведя. Это и был термальный источник. Подъезжая к нему, чувствуется запах сероводорода. Из оборудованной трубы вода вытекает градусов 60. Если сунуть руку, то ее сразу же обжигает водой. Вода стекает в маленькое углубление, типа бассейна, в котором уже вода немного остывает и можно купаться. Вода там уже без сероводорода, он успевает испариться. Говорят, что эта вода лечит спину, но какие именно заболевания спины, не знаю.


Фото: Дорога вниз


Фото: Брод через реку


Фото: Термальный медведь



Искупавшись в горячей воде, стало ещё жарче. Да ещё и дорога пошла резко вверх. И тут началось! Большие затяжные подъемы сменялись небольшими спусками. Несмотря на спуски происходил набор высоты. Нам казалось, что впереди такой же подъём, как на плато Лаго-Наки. Но всё таки мы добрались до точки, где открылись красивейшие виды на горы. После чего был продолжительный спуск до станицы Ширванской. Потом более равнинная местность до Апшеронска, где мы и остановились ночевать на берегу реки.


Фото: Любимый спуск










Фото: Храм в Апшеронске






Фото: Ночевка


Фото: Закат