Велопутешествие через горы к морю. Армавир - Туапсе. Продолжение. День восьмой

День 8-ой. Горные перевалы и просторы. 20.07.2015 год.

Пешие прогулки закончились, пришло время крутить педали. Хоть и ночами прохладно, днями всё равно жарко, палящее солнце юга не дремлит и не прячется за тучками. Путь предстоял до плато Лаго-наки. По середине дороги, между встречным и попутным движением автотранспорта, как бы образуя кольцевое движение, находится Казачий камень. Это большая глыба, памятник природы республиканского значения.
Много столетий назад, под влиянием различных природных факторов, среди которых могли быть ветры и дожди, морозы, землетрясения, каменная глыба откололась от каменной стены хребта Уна-Коз, после чего скатилась в долину р. Белой, и с тех самых пор преграждает дорогу путникам.

О Казачьем камне сложено много сказаний, легенд и преданий, даже шуточных историй, одна из которых рассказывает о том, как этот самый камень возили на Парижскую выставку, как самый большой в Европе камень. Хотя в районе Адыгеи, где стоит Казачий камень, есть и скальные отломы и большего размера. Также рассказывают о том, что это пограничный, межевой камень между земельными наделами хаджохских и даховских казаков, когда между ними возникали разногласия, то даховские казаки увеличивали свои земли, перекатывая камень вглубь ущелья, а затем казаки Хаджоха возвращали камень на его прежнее место.




Фото: Казачий камень



Дальше дорога приобрела затяжной подъём и этот подъём до плато Лаго-наги составляет 36 км. Проехав 1/3 пути, забравшись до смотровых площадок, которые шли одна за другой, решили не вкручивать по полной, да ещё и по самой жаре. Попалась нам на пути грузопассажирская газель около кафешки, спросили водителя, он согласился нас подвести до самого плато Лаго-наки. Машина у него иногда глохла - тяжело было ей. Хорошо, что своим ходом не поехали, к вечеру бы только добрались, а погулять когда? Ведь ночевать на высоте 2000 метров холодно, всё равно спускаться нужно было бы. А Сережа недовольный остался, сказал, что лучше бы своим ходом заехал сюда... Ему важнее километраж и нагрузка, а нам красоту посмотреть! Нагрузку можно и в нашей области запросто организовать - встал на асьфальт и поехал вокруг города, хоть каждый день езди!


Фото: Дорога в гору


Фото: Подъем




Фото: На смотровой площадке






Фото: Погрузка в газель


Фото: Недовольный Серёжа



И вот мы на высоте 2000, перед нами, как на ладони все просторы этого мира. Съэкономили некоторое количество времени, часов так 5-6 и поэтому решили прогуляться по Кавказскому заповеднику.
Вход в заповедник платный независимо от километража, который можно пройти за день. Плата за сутки 200 руб. Кто-то проходит лишь до смотровой площадки, а кто-то идёт с ночевкой на несколько дней.
В территорию заповедника входит само плато Лаго-наки, горы Оштен, Фишт, водопады и пещеры и многое другое. Не хватит и недели, чтобы всё обойти.

У входа в сам заповедник значительно холоднее, пришлось потеплее одеться. Посмотрев на карту заповедника, долго думали, куда нам пойти. На кассе записывают каждую группу и направление группы. Решили прогуляться до Оштена. Ни много ни мало, всего 9 км. Остальные объекты находятся намного дальше и нам всё равно не успеть их посетить.

Тропы туристические, в основном пешеходные. Но мы всё равно отправились с велосипедами. Екать в первую дорогу, вверх, не пришлось. Вели велосипеды рядом с собой, а в некоторых местах даже тащили на себе.
Уже в начале пути перед нами открылись живописные пейзажи, альпийские луга с красивыми цветами, а на вершинах гор ещё виднеется снег.
В журнале расписались, что обещаем не рвать цветы! А коровы тем самым не в курсе, не расписывались за цветы, и спокойной поедают их, зализывая снегом, сохранившемся до сих пор в воронкообразных озерцах. Повсюду огромные воронки, некоторые из них со снегом. Коровы используют снег вместо воды.
Время нас поджимало, Денис остался караулить вещи. Мы дошли по подножия Оштена. Перед нами высокие горы со снежными вершинами и зеленой поверхностью. За Оштеном виднеется Фишт.
Фишт - горная вершина в западной части главного Кавказского хребта. Высота — 2867,7 метров.

Оштен - чуть меньше по высоте, 2804 метра. В переводе с адыгейского Оштен означает "гора собирающая непогоду." Над ней всегда собираются тучки. И действительно, когда перед нами открылись просторы горы, вершина Оштена была в тучках.
Причем когда шли, перед нами долго не открывался вид на гору, и мы всё шли и шли, не зная, что нас ждёт впереди и куда мы идём. И вот она!
Неподалеку установлен памятник и флаг, видимо участникам ВОВ.

Обратный путь оказался быстрее. Мы уже не шли пешком, ведя рядом велосипед, а быстро скатились вниз, огибая камни и булыжники, попадающиеся на пути. Не зря всё-таки взяли с собой велосипеды!


























Фото: Оштен










Фото: Коровки



Вернулись опять ко входу в заповедник, а тут опять холодно. Пока гуляли не было заметно холода, наоборот жарко было. Стали спускаться с Плато, так ещё холоднее стало, руки мерзли, да и сами уже промерзать начали. Но нужно было спуститься, иначе ночью вообще можно замерзнуть. Спускались по дороге из камней, постоянно на тормозах. Ехали-ехали и спустились до уровня 1600 метров. Ниже спускаться смысла не было, потому что по плану нужно было посетить Большую Азишскую пещеру. Время уже вечер, в пещеру идти с утра нужно...


Фото: Спуск





Ночь в лесу. Лес глазами Дениса.

На ночевку мы расположились в лесу в 100 метрах от дороги и в километре от Большой Азишской пещеры. Выбрали полянку почти без уклона и начали разбивать лагерь, одновременно озираясь по сторонам и рассматривая удивительные громадные деревья. В лесу с такой растительностью мы ночевали впервые. Вокруг нашей поляны возвышались буки-гиганты в два человеческих обхвата и высотой метров 40. По соседству с буками растут красавицы пихты, а в подлеске подрастают их детишки – маленькие пихточки. Хвоя у пихт мягкая и нежная, темно-зеленая, а у побегов текущего года – салатового цвета.

Пока ставили палатки, готовили ужин, солнце зашло и начало смеркаться. И тут началось сказочное представление. По всему лесу засверкали веселые огоньки. Они сверкали то тут, то там, вокруг нас, описывали дуги. Это начали вечерний облет светлячки. В густом лесу быстро стемнело, и мы разошлись по палаткам спать.

Ночью я проснулся от шороха и сопения, какой-то небольшой зверь ткнулся носом в палатку. Я хлопнул пару раз в ладоши и зверек убежал. Очень темно в лесу, даже палатки не видно, хотя я только из нее вылез и сделал шаг в неизвестность. Да, без фонарика сейчас ощущаешь себя в черной дыре…

Второй раз я проснулся от приближающегося издалека звона колокольчика, долго не могу понять что это может быть. Наконец вспомнил, что когда мы съезжали с Лаго-Наки, видели небольшой табун лошадей. У одной лошади висел колокольчик на шее и позвякивал, также как и сейчас. И точно, вместе со звоном колокольчика стал слышен топот лошадиных копыт.
Вот так мы провели ночь в таинственном кавказском лесу.


Фото: Ядовитый борщевик