Весенний гимн азулежу и мануэлину
Португалия, страна хоть и европейская, но не очень хорошо нам известная. До своей поездки в Португалию я думал, что Европу уже всю изъездил и хорошо ее знаю. К счастью, это оказалось совсем не так. Не только у нас, но даже в Западной Европе Португалия известна в основном по стереотипам: портвейн, фаду и треска. А страна на самом деле намного богаче и интереснее, к тому же очень своеобразная.

Горбатые улочки и треугольный дом в Синтре
Первое своеобразие – рельеф: здесь почти нет ровных дорог в любом из городов. В Лиссабоне, Порту, Коимбре, Синтре ты все время должен либо подниматься круто вверх, либо так же резко спускаться вниз. Все самое западное побережье Европы – это крутая скала-корабль, своим гигантским носом врубающаяся в Атлантический океан, со всеми вытекающими последствиями.

С самой западной точки континентальной Европы - мыса Рока хорошо видно, что Земля круглая
В любой стране, куда приезжаешь впервые, невольно пытаешься найти что-то знакомое и похожее на то, что видел раньше. Географическая близость Португалии к Испании позволяет предположить наличие сходства. Оно, конечно, обнаруживается: в языке (хотя немного), культуре, кухне и отчасти – в истории. С этой точки зрения Испанию и Португалию объединяет средневековая борьба с нашествием арабов - Реконкиста и, в конечном итоге, освобождение всего Пиренейского полуострова от владычества мавров. Но различий у соседей все-таки больше.

Средневековая крепость мавров в Синтре
Самое главное историческое сходство с соседними странами - Испанией и Британией, заключается в их имперском прошлом крупнейших колониальных держав. Великие морские походы, инициированные Васко да Гама, обеспечили Португалии обширные морские владения: в Бразилии (где до сих пор португальский является государственным языком), Анголе, Мозамбике, Гане, Гвинее-Бисау, Шри-Ланке, Кабо-Верде и т.д. Кстати, статуя Христа-Искупителя с распростертыми руками, которой знаменит бразильский Рио-де-Жанейро, стоит также и в Лиссабоне, хотя она немного меньше и воздвигнута была позже.
Одним из культурных результатов колониального величия Португалии стало возникновение «мануэлину» - чисто португальского архитектурного стиля, источником которого послужило Возрождение, но с декором, до предела насыщенным морскими элементами: кораблями, парусами, канатами, а также всевозможными завитками и раковинами, близкими уже к стилю рококо. Но здесь, на берегу Атлантики, это не выглядит вычурным излишеством – просто мануэлину зеркально отражает эпоху, когда все порты страны были заполнены кораблями, до отказа забитыми всякой всячиной. Назван стиль в честь короля Мануэла I «Счастливого», при котором португальскими мореплавателями совершались великие географические открытия конца XV - начала XVI в.

Портал королевского дворца Пена в стиле мануэлину, богато украшенный азулежу

Эркер портала с изображением морского чудища
Всегда в истории эпоха расцвета государства рождала великих деятелей не только предпринимательства и науки, но и изобразительного искусства. Удивительно, но это не в случае Португалии: здесь не родились, как в это же время в соседней Испании, великие художники такого масштаба, как Гойя, Веласкес или Мурильо. Как это также ни странно, но, в отличие от всех остальных европейских монархов, короли Португалии почти не собирали живопись, за исключением собственных портретов и батальных картин очень посредственного качества. Отсутствие средств никак не могло быть причиной. Единственное разумное объяснение, которое я могу этому найти – отсутствие необходимости хранить произведения искусства «под крышей» при таком его изобилии на улицах: кроме роскошного каменного кружева мануэлино, это еще и украшенные керамикой азулежу стены зданий, причем от самой простой облицовки глазурованной плиткой до огромных живописных панно.

Церковь в Порту, целиком украшенная панно из азулежу
Что касается азулежу, то, строго говоря, его нельзя назвать португальским изобретением: искусство изготовления керамических плиток и украшения ими строений было принесено на Пиренейский полуостров Европы арабами в VIII веке. На юге Испании, в Андалусии, это искусство получило название «азулехос» от слова «азул» (синий, из-за первоначального цвета росписи). В Испании искусно раскрашенными плитками отделывали внутренние дворы (патио) домов и дворцов.

Плитки азулежу дворца Монсеррат в Синтре
В Португалии пошли дальше: плитками азулежу стали украшать целые фасады и стены зданий: аристократических особняков, соборов и даже вокзалов. Это имело не только эстетические, но и практические цели: глазурованная керамика защищала здания от атмосферного разрушения, а также давала прохладу.

Лиссабонские азулежу
Интересно, что со временем мотивы орнаментов мануэлино и азулежу стали как бы отражаться в мостовых португальских городов: тротуарную плитку также стали выкладывать похожими узорами. Эта особенность не сразу бросается в глаза, но, когда ее подмечаешь, то уже видишь повсюду.

Мостовые-азулежу в Лиссабоне
Говоря о Португалии, невозможно не коснуться искусства фаду – городского романса с ярко выраженным лиссабонским характером. Жанр шансона существует во многих странах, но здесь он настолько своеобразен, что, услышав один раз фаду, его уже невозможно перепутать ни с чем другим. Главная мысль и идея любой из песен фаду – это «саудаде» - непереводимое португальское слово, обозначающее все оттенки грусти: от ностальгии по родным местам до тоски по утраченной любви. Жанр городского романса считается настолько легким, что его может исполнить любой мальчишка в каждой подворотне. Но у нас, например, Леонид Утесов, Петр Лещенко и Владимир Высоцкий до сих пор являются непревзойденными. Так и в Португалии - лучшей исполнительницей остается Амалия Родригеш, ушедшая уже двадцать лет назад. Она была поющей душой Португалии. Послушайте ее в интернете – не пожалеете.

Современное лиссабонское фаду, хотя и не в исполнении Амалии Родригеш, все равно звучит очень искренне, сиюминутно и душевно: на нем нет попсового глянца
Немного о самой западной точке Португалии и всего европейского континента - мысе Рока: до его посещения я думал, что это просто некий символический пункт, который нужно посетить, чтобы «поставить галочку» о пребывании там, сфотографироваться на фоне обелиска и получить сертификат. В действительности мыс Рока оказался очень красивым местом с цветущими зелеными лугами и огромными обрывистыми скалами, взбивающими в пену воды бурной Атлантики. Но самое интересное – здесь действительно отчетливо видно, что Земля круглая: края океана на самом деле, закругляясь, уходят вниз. Думаю, что есть еще места на Земле, в которых также это видно, но здесь удачно сходятся три вещи: океанская гладь, высота скалы в 150-200 метров над уровнем моря и обзор на 200-250 градусов. Конечно, все это работает только в хорошую погоду с идеальной видимостью, что для Атлантики не всегда само собой разумеется.

Касса на железнодорожном вокзале в Синтре
В Португалии достаточно своеобразный транспорт. Логично было бы предположить, что он функционирует по стандартам Евросоюза, но это не совсем так. Внешне – да: поезда, автобусы и станции похожи на среднеевропейские, но вот расписание уникально. Поезд, отбывающий по расписанию в 18:00, может оказаться прибывающим. Но здесь никто не переживает по этому поводу, потому что точно знает: реально отбывающий отправится через 10-15 минут. Автобус, который должен следовать в определенном направлении, придет на остановку точно по расписанию, только будет следовать в прямо противоположную сторону или в нужную сторону, но по кружному маршруту. Но и по этому поводу португальцы не волнуются: нужный автобус также придет через 15-20 минут. То есть транспорт в Португалии работает по определению Марка Твена: «своевременно или несколько позже».

Исторический трамвай на улицах старинного города Порту
И еще, конечно, весенняя Португалия не может не удивлять обильным цветением всего зеленого. В начале апреля, когда у нас еще лежит усталый за долгую зиму снег и стоят в грустном забытьи голые деревья, здесь уже радуют глаз розы, глициния, бугенвиллия, цветущие кактусы и даже алоэ. Не говоря уже о цветении плодовых деревьев. Кстати, на многих апельсиновых деревьях одновременно можно наблюдать и цветки, и завязь, и зреющие плоды.

Цветущий парк Монсеррат в Синтре

Цветение суккулентов в парке Монсеррат

Дворец и парк Монсеррат

Горбатые улочки и треугольный дом в Синтре
Первое своеобразие – рельеф: здесь почти нет ровных дорог в любом из городов. В Лиссабоне, Порту, Коимбре, Синтре ты все время должен либо подниматься круто вверх, либо так же резко спускаться вниз. Все самое западное побережье Европы – это крутая скала-корабль, своим гигантским носом врубающаяся в Атлантический океан, со всеми вытекающими последствиями.

С самой западной точки континентальной Европы - мыса Рока хорошо видно, что Земля круглая
В любой стране, куда приезжаешь впервые, невольно пытаешься найти что-то знакомое и похожее на то, что видел раньше. Географическая близость Португалии к Испании позволяет предположить наличие сходства. Оно, конечно, обнаруживается: в языке (хотя немного), культуре, кухне и отчасти – в истории. С этой точки зрения Испанию и Португалию объединяет средневековая борьба с нашествием арабов - Реконкиста и, в конечном итоге, освобождение всего Пиренейского полуострова от владычества мавров. Но различий у соседей все-таки больше.

Средневековая крепость мавров в Синтре
Самое главное историческое сходство с соседними странами - Испанией и Британией, заключается в их имперском прошлом крупнейших колониальных держав. Великие морские походы, инициированные Васко да Гама, обеспечили Португалии обширные морские владения: в Бразилии (где до сих пор португальский является государственным языком), Анголе, Мозамбике, Гане, Гвинее-Бисау, Шри-Ланке, Кабо-Верде и т.д. Кстати, статуя Христа-Искупителя с распростертыми руками, которой знаменит бразильский Рио-де-Жанейро, стоит также и в Лиссабоне, хотя она немного меньше и воздвигнута была позже.
Одним из культурных результатов колониального величия Португалии стало возникновение «мануэлину» - чисто португальского архитектурного стиля, источником которого послужило Возрождение, но с декором, до предела насыщенным морскими элементами: кораблями, парусами, канатами, а также всевозможными завитками и раковинами, близкими уже к стилю рококо. Но здесь, на берегу Атлантики, это не выглядит вычурным излишеством – просто мануэлину зеркально отражает эпоху, когда все порты страны были заполнены кораблями, до отказа забитыми всякой всячиной. Назван стиль в честь короля Мануэла I «Счастливого», при котором португальскими мореплавателями совершались великие географические открытия конца XV - начала XVI в.

Портал королевского дворца Пена в стиле мануэлину, богато украшенный азулежу

Эркер портала с изображением морского чудища
Всегда в истории эпоха расцвета государства рождала великих деятелей не только предпринимательства и науки, но и изобразительного искусства. Удивительно, но это не в случае Португалии: здесь не родились, как в это же время в соседней Испании, великие художники такого масштаба, как Гойя, Веласкес или Мурильо. Как это также ни странно, но, в отличие от всех остальных европейских монархов, короли Португалии почти не собирали живопись, за исключением собственных портретов и батальных картин очень посредственного качества. Отсутствие средств никак не могло быть причиной. Единственное разумное объяснение, которое я могу этому найти – отсутствие необходимости хранить произведения искусства «под крышей» при таком его изобилии на улицах: кроме роскошного каменного кружева мануэлино, это еще и украшенные керамикой азулежу стены зданий, причем от самой простой облицовки глазурованной плиткой до огромных живописных панно.

Церковь в Порту, целиком украшенная панно из азулежу
Что касается азулежу, то, строго говоря, его нельзя назвать португальским изобретением: искусство изготовления керамических плиток и украшения ими строений было принесено на Пиренейский полуостров Европы арабами в VIII веке. На юге Испании, в Андалусии, это искусство получило название «азулехос» от слова «азул» (синий, из-за первоначального цвета росписи). В Испании искусно раскрашенными плитками отделывали внутренние дворы (патио) домов и дворцов.

Плитки азулежу дворца Монсеррат в Синтре
В Португалии пошли дальше: плитками азулежу стали украшать целые фасады и стены зданий: аристократических особняков, соборов и даже вокзалов. Это имело не только эстетические, но и практические цели: глазурованная керамика защищала здания от атмосферного разрушения, а также давала прохладу.

Лиссабонские азулежу
Интересно, что со временем мотивы орнаментов мануэлино и азулежу стали как бы отражаться в мостовых португальских городов: тротуарную плитку также стали выкладывать похожими узорами. Эта особенность не сразу бросается в глаза, но, когда ее подмечаешь, то уже видишь повсюду.

Мостовые-азулежу в Лиссабоне
Говоря о Португалии, невозможно не коснуться искусства фаду – городского романса с ярко выраженным лиссабонским характером. Жанр шансона существует во многих странах, но здесь он настолько своеобразен, что, услышав один раз фаду, его уже невозможно перепутать ни с чем другим. Главная мысль и идея любой из песен фаду – это «саудаде» - непереводимое португальское слово, обозначающее все оттенки грусти: от ностальгии по родным местам до тоски по утраченной любви. Жанр городского романса считается настолько легким, что его может исполнить любой мальчишка в каждой подворотне. Но у нас, например, Леонид Утесов, Петр Лещенко и Владимир Высоцкий до сих пор являются непревзойденными. Так и в Португалии - лучшей исполнительницей остается Амалия Родригеш, ушедшая уже двадцать лет назад. Она была поющей душой Португалии. Послушайте ее в интернете – не пожалеете.

Современное лиссабонское фаду, хотя и не в исполнении Амалии Родригеш, все равно звучит очень искренне, сиюминутно и душевно: на нем нет попсового глянца
Немного о самой западной точке Португалии и всего европейского континента - мысе Рока: до его посещения я думал, что это просто некий символический пункт, который нужно посетить, чтобы «поставить галочку» о пребывании там, сфотографироваться на фоне обелиска и получить сертификат. В действительности мыс Рока оказался очень красивым местом с цветущими зелеными лугами и огромными обрывистыми скалами, взбивающими в пену воды бурной Атлантики. Но самое интересное – здесь действительно отчетливо видно, что Земля круглая: края океана на самом деле, закругляясь, уходят вниз. Думаю, что есть еще места на Земле, в которых также это видно, но здесь удачно сходятся три вещи: океанская гладь, высота скалы в 150-200 метров над уровнем моря и обзор на 200-250 градусов. Конечно, все это работает только в хорошую погоду с идеальной видимостью, что для Атлантики не всегда само собой разумеется.

Касса на железнодорожном вокзале в Синтре
В Португалии достаточно своеобразный транспорт. Логично было бы предположить, что он функционирует по стандартам Евросоюза, но это не совсем так. Внешне – да: поезда, автобусы и станции похожи на среднеевропейские, но вот расписание уникально. Поезд, отбывающий по расписанию в 18:00, может оказаться прибывающим. Но здесь никто не переживает по этому поводу, потому что точно знает: реально отбывающий отправится через 10-15 минут. Автобус, который должен следовать в определенном направлении, придет на остановку точно по расписанию, только будет следовать в прямо противоположную сторону или в нужную сторону, но по кружному маршруту. Но и по этому поводу португальцы не волнуются: нужный автобус также придет через 15-20 минут. То есть транспорт в Португалии работает по определению Марка Твена: «своевременно или несколько позже».

Исторический трамвай на улицах старинного города Порту
И еще, конечно, весенняя Португалия не может не удивлять обильным цветением всего зеленого. В начале апреля, когда у нас еще лежит усталый за долгую зиму снег и стоят в грустном забытьи голые деревья, здесь уже радуют глаз розы, глициния, бугенвиллия, цветущие кактусы и даже алоэ. Не говоря уже о цветении плодовых деревьев. Кстати, на многих апельсиновых деревьях одновременно можно наблюдать и цветки, и завязь, и зреющие плоды.

Цветущий парк Монсеррат в Синтре

Цветение суккулентов в парке Монсеррат

Дворец и парк Монсеррат
Читайте также