Елена Баранова
28 июня 2019
8093

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных фантазий. Наш путь лежал в сторону Чивиты ди Баньореджо, и мы решили, сделав небольшой крюк, заехать еще в одно занятное место - старый маньеристский парк «Священный лес» (по-итальянски Sacro Bosco), но сейчас больше известном как «Сад чудовищ» (Parco dei Mostri), что у подножия городка Бомарцо. Это название закрепилось за парком благодаря народным поверьям об обитающих здесь злых духах.



Небеса смилостивились над нами, и начавшийся еще в Баньяйя проливной дождь, закончился как раз к моменту, как наша машина остановилась на парковке под Бомарцо рядом с садом. Парковка бесплатная, большая. Вход на территорию парка в мае 2019-го стоил 11 евро. При входе есть небольшое кафе и книжная лавка.

Парк, появившийся в этих местах во второй половине 16 века, известен коллекцией каменных скульптур мифологического, а порой и вовсе фантастического характера. Ведь произведения времен увлечения стилем маньеризм были призваны “ошеломлять” зрителя, и, думаю, да, с этой задачей создатели парка справились-:) А создателями парка был представитель знатного рода Вичино Орсини и приглашенный им для выполнения работ известный архитектор Пирро Лигорио, что построил виллу Д’Эсте в Тиволи, дворец Казино в садах Ватикана, и вместе с Джакомо Виньола заканчивал работу над собором Святого Петра после смерти Микеланджело.



Считается, что Орсини посвятил парк своей погибшей от несчастного случая жене Джулии Фарнезе, и в ее честь построил небольшой, но очень гармоничный ренессансный храм, который, возможно, спроектировал все тот же Виньола, работу которого мы уже оценили по достоинству на вилле Ланте, и который работал с Пирро Лигорио в Риме. На одной из колонн павильона высечено: «Лишь для того, чтобы дать выход чувствам».
Сейчас здесь похоронены Джанкарло и Тина Севери Беттини, люди, благодаря которым мы имеем возможность сегодня гулять по этому замечательному парку, ведь именно они возродили его к жизни в 20-м веке, поскольку несмотря на внимание к нему известных персон, Сальвадора Дали, например, и вереницу именитых владельцев (Орсини, Боргезе, Ланте) много лет это место находилось в запустении и гибло.



Мы ступили на территорию парка, и, миновав сфинксов, заглянули сначала к фигуре мифологического персонажа Протея, вернее к его гигантской голове, увенчанной земным шаром и замком Орсини над ней (очень скромно, не так ли?-:) Протей, сын Посейдона - морское божество, он мог менять свое обличье и предсказывать будущее.



Изначально парк был задуман как сад диковин, такая непроходимая лесная чаща, в глубине которой затаились страшные монстры-:) Есть версия, что идею о монстрах Лигорио почерпнул из загадочного романа «Любовное борение во сне Полифила» (“Гипнэротомахия Полифила”), в котором главный его персонаж Полифил в своем сне бродит по Герцинскому лесу в поисках любимой и сражается с монстрами.

А наше воображение поразили каменные великаны, застывшие в смертельной схватке друг с другом. По одной из версий, это сцена битвы Геркулеса с огнедышащим великаном Какусом. По древнегреческим сказаниям, Как (или Какус), будучи сыном бога огня Гефеста, был способен изрыгать пламя, и был настоящим чудовищем - великаном и людоедом. По легенде, когда Геркулес (Геракл), совершавший по приказу микенского царя один из своих знаменитых подвигов, перегоняя по территории Италии украденных у Гериона коров, Какус похитил у него несколько голов стада и спрятал их в своем логове. Но Геркулес нашел пропажу, привлеченный мычанием одной из похищенных коров, и, отодвинув, словно камушек, огромную скалу, загораживавшую вход в пещеру, сразился с огнедышащим чудовищем и убил великана.



Есть и другая интересная версия. Скульптурная композиция может напоминать и сюжет известной поэмы 16-го века “Неистовый Роланд” о приключениях и деяниях безответно влюбленного рыцаря Роланда (Орландо) к царевне Анджелике. В одной из историй обезумевший рыцарь голыми руками разрывает встретившегося ему в лесу дровосека. Вообще, предполагается, что отсылок к этому старинному произведению в парке гораздо больше. И сама идея использования главной темы старой поэмы - неразделенная любовь и потеря - может быть ключом к разгадке тайн философского сада Вичино Орсини.
Авторство скульптур, предполагается, за Симоне Мосчино, он создал эти фигуры, высекая из скал в грубоватой ремесленнической манере, отчего они выглядят такими древними, словно находились здесь, в этом лесу, тысячелетиями.
Вот, например, большая каменная черепаха с крылатой женской фигурой на спине - символом Фортуны и Славы. В интернете попадались интерпретации этой композиции, связанные со старой латинской поговоркой: Торопись медленно”. Вспомнился фонтан с черепахами на площади Маттеи в Риме, символическое значение которого тоже связывали с этой пословицей.



Рядом с каменной черепахой обнаруживается огромная широко раскрытая пасть кита, и если мысленно продолжить траекторию движения черепахи, то окажется, что она неминуемо попадает на съедение морской твари. Может, в этом и заключается символизм этой сцены - говоря по-русски, “не спеши, а то успеешь”?-:) Ну, не зря же автор расположил их вместе вот так вот?



Одним из удивительных сооружений парка является накренившийся, словно вот-вот упадет, двухэтажный дом.
Правда, по мнению некоторых историков, никакой загадки здесь нет, и изначально стоявший ровно дом наклонился в результате оползня. Так это или нет, не знаю, по другим версиям, он и был таким задуман, чтобы “снести башню” любопытному посетителю, заглянувшему внутрь, что в целом укладывается в общую концепцию восприятия парка-:) И что самое интересное, зайдя внутрь, действительно ощущаешь, как пол буквально уходит из-под ног, начинает кружиться голова, и хочется поскорей выбраться. Мой вестибулярный аппарат не справился с предложенной задачей, а может, я просто слишком впечатлительна. Если это и правда задумка создателей парка, и дом был задуман, как своеобразный аттракцион, то идея, конечно, прикольная, не знаю только, как относились средневековые гости парка к такой шутке-:)



Неподалеку от падающего дома мы попадаем в пространство целой россыпи впечатляющих скульптур. Вот, например, фигура морского божества Нептуна с выпрыгивающим из морских вод дельфином рядом с ним.





Удивительно то, что скульптуры были высечены из скал прямо тут на месте. Где-то прочла, что формы камней словно сами подсказывали мастеру, какой персонаж выйдет из-под его резца. Вот здесь, например, спящая нимфа.




Совсем другой характер у этого мифологического персонажа женского рода - Фурии по одной версии, или Гарпии по другой. Всем ведь знакомо значение нарицательного существительного “фурия”-:) В упрощенном значении - разъяренная до предела женщина, требующая возмездия. Так и есть: богини мщения фурии по легенде появились на свет в тот момент, когда капли крови раненого собственным сыном Кроносом бога Урана упали на землю, обращаясь в жаждущих отмщения существ. А крылья им были даны, чтобы быстрее настигать свою жертву. И горе было тому, кто решился на страшное преступление, не было пощады грешнику, когда богини возмездия настигали его. От них невозможно было избавиться, и они не оставляли грешника до тех пор, пока он не сходил с ума или не заканчивал жизнь самоубийством.



Если же мы перед собой все же видим Гарпию, то намного легче от этого не становится. Эти отвратительные существа тоже насылались на людей в наказание за проступки, что, в общем, объединяет их отчасти с родом фурий. Они были символом ненасытности, жадности и подлости. Изображались, как крылатые существа с когтистыми лапами, но с женским лицом и грудью.
Есть интересная легенда о том, что когда-то они были женщинами - дочерьми морского божества, но за склочность и злобность характера были обращены в отвратительных существ, а лицо и грудь в облике им была сохранена в память о человеческом прошлом. Объединяет обоих существ, следуя мифам, не только предназначение - наказание, но и сопутствующий эффект: где бы ни появлялись эти отвратительные создания, там распространялось страшное зловоние, и спасенья от него не было. Однако, внимательно почитав в некоторых источниках описания существ, я все же немного не поняла, откуда тогда у этого каменного изваяния такой мощный, похожий на драконий, хвост?

Напротив одной страшной полуженщины-полуптицы восседает другая, на этот раз без крыльев, но с двумя чешуйчатыми хвостами вместо ног, и двумя каменными львами перед ней.



Одни считают, что это Ехидна - полуженщина-полузмея или дракайна (дракон женского рода). А отдыхающие у ее ног, пардон, хвостов, вероятно, это порожденные ею дети. В этом свете, один из них похож на Немейского льва, того самого, что убил Геракл, совершая свой первый подвиг, и что изображен в соответствующем сюжете самого прекрасного фонтана Петергофа. Со второй фигурой ясности нет-:) Мне немного напоминает разновидность Сфинкса, возможно, ту, что с головой сокола (вероятно, клюв отвалился, мне кажется, это отчетливо видно). Или это Эфон, тот, что клевал печень Прометея? Версия о принадлежности женской фигуры к роду русалок встречалась мне намного реже.



Церера, древнеримская богиня плодородия и урожая и покровительница материнства, в древнегреческой мифологии нареченная Деметрой, тоже являющейся покровительницей земледелия.



Оба мифа необычайно схожи, в обеих легендах дочь богини (в древнеримском наименовании Прозерпина), была похищена воспылавшим любовью богом подземного царства Плутоном (в древнегреческой версии Аид похитил Персефону). Безутешная мать отправилась на долгие поиски дочери. А пока она скиталась по земле, повсюду перестали всходить урожаи, наступил голод. Тогда отец всех богов Юпитер (греч. Зевс) распорядился отпускать Прозерпину к матери. Подземный бог не посмел ослушаться и отпустил девушку, но дал ей зерна священного граната, чтобы она время от времени возвращалась к нему в подземное царство. А богиня плодородия вернула жизнь угасающей природе и научила людей земледелию.



Не очень понятна только картина, которая предстает, если обойти эту скульптуру кругом. За спиной Цереры, по версии одного англоязычного сайта, женские фигуры с крыльями бабочки и рыбьими хвостами - нереиды, морские божества.



Почитав про них, узнала, что это вполне себе мирные существа, ведут спокойную жизнь на дне моря, танцуют и поют. Непонятно тогда, в таком свете, что они делают с еще одним персонажем сцены, держа его вверх ногами, словно душу из него хотят вытрясти. На тритона не похож - ноги на месте. И что вообще делают морские персонажи в такой загадочной композиции за спиной у богини плодородия? Не смогла найти ответ на этот вопрос.




А вот другая скульптура, которая тоже не имеет однозначного толкования. И если общий ее облик не вызывает сомнений - мы видим здесь боевого слона с башенкой на спине (такие слоны использовались во время Пунический войн в 3-2 веках до н.э.), то каковы его намерения относительно римлянина, обвитого слоновьим хоботом - тут мнения расходятся.



Одни считают, что слон поддерживает воина. Другие, что убивает, и эта версия превалирует. Возможно, даже, что здесь мы видим изображение любимого слона великого карфагенского полководца Ганнибала, по древним источникам, он был самым храбрым и выносливым слоном из всех, кто был на вооружении вторгшихся на италийскую землю войск.



Еще один страж зачарованного леса - дракон, сражающийся с собакой, львом и волком. Здесь тоже существуют разные толкования - одно из которых борьба добра со злом, добродетели с пороком.



Есть и другая версия - дракон, как символ вечности и мудрости, а нападающие животные - олицетворения прошлого, настоящего и будущего.



Такие убедительные стражи лесной чащи, вероятно, размещены здесь не случайно. Возможно, все они, по задумке автора, охраняют вход в главное сокровище парка - каменный грот, замаскированный под страшную маску орка с распахнутым ртом.



Устрашающий образ символизирует собой вход в Преисподнюю, и по идее должен нагонять оторопь на прохожего. Вероятно, в 16-м веке так и было. Внутри грота устроен простой каменный стол, наводящий на мысль, что здесь могли проходить средневековые ужины в экстравагантном антураже, и можно себе только представить, какой ужас испытывали поздно вечером проходящие мимо набожные крестьяне, увидев мерцающий свет от факелов в пустых глазницах монстра и услышав звуки поедания пищи-:)



Кстати, над входом в грот на губах маски сохранилась часть начертанных когда-то слов OGNI PENSIERO VOLA, что в переводе означает примерно следующее - любая мысль летуча, что по версии англоязычной Википедии намекает на акустические свойства пещеры: любой звук внутри пещеры хорошо слышен снаружи. Есть и другая интересная трактовка: что это всего лишь часть сохранившихся букв от надписи LASCIATE OGNI PENSIERO VOI CH'ENTRATE (оставь всякие мысли, входящий), что напоминает об известной фразе Данте из “Божественной комедии” - “Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate (Оставь надежду, всяк сюда входящий)”.



________________

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Витербо

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Чивита Баньореджо

Возвращение в Тоскану. Сована

Возвращение в Тоскану. Сорано

Возвращение в Тоскану. Питильяно

Возвращение в Тоскану. Термы Сатурнии (Cascate del Mulino)

Возвращение в Тоскану. Аббатство Сант-Антимо и Монтальчино

Возвращение в Тоскану. Сан Квирико д’Орча и ретро-автомобили

Возвращение в Тоскану. Живописные окрестности долины Валь д’Орча

Возвращение в Тоскану. Пьенца 

Возвращение в Тоскану. Баньо Виньони и Баньи Сан Филиппо

Возвращение в Тоскану. Монтепульчано

Возвращение в Тоскану. Кортона

Возвращение в Тоскану. Аббатство Монте Оливето Маджоре

Возвращение в Тоскану. Аббатство Сан Гальгано

Возвращение в Тоскану. Кьянти. Замок Бролио - Радда ин Кьянти - Греве ин Кьянти - Монтефьоралле

Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно

Возвращение в Тоскану. Вольтерра

Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Чинкве Терре

Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Портофино

 

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
21:45
Наука сна. Как спать лучше. Постановка проблемы
22:45
Вокруг света с Ману Фиделем. Токио
23:35
Рейтинг Тимофея Баженова. Война миров. Белый клык
21:55
Звериный репортёр
22:25
Звериный репортёр
22:55
Планета кошек. Британская короткошёрстная
Не люди создают путешествия, а путешествия создают людейДжон Стейнбек