Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте
Начав “фонтанную” тему в старинном городе Витербо, мы продолжили знакомство с водно-инженерным искусством этих мест в шести километрах от старого города папской вотчины. В нашем родном Петербурге тоже есть фонтаны, не говоря уж о ближайшем Петергофе, поэтому было вдвойне интересно взглянуть на это инженерно-архитектурное чудо.
От Витербо до города Bagnaia, где расположена вилла Ланте, всего 15 минут езды на машине. Припарковаться прямо рядом с входом на виллу вряд ли получится - мест поблизости очень мало, а желающих достаточно даже утром. Поэтому мы припарковались на большой бесплатной парковке неподалеку (подъезжая к старому городу, перед каменным мостом нужно не пропустить знак на парковку), и оттуда поднялись на уровень центра города по лесенке, ведущей наверх. От парковки пешком до входа в парк примерно 10 минут пешком. На май 2019 года стоимость входного билета была 5 евро.
Прекрасная вилла с фонтанно-парковым ансамблем появились здесь в середине 16-го века, когда на холм была подведена вода акведука. Но обрела знакомые нам сегодня черты она только при своих следующих владельцах - кардиналах Джованни Гамбара и, впоследствии, Алессандро Монтальто. Первому из этих двух служителей церкви мы обязаны появлением удивительных фонтанов и постройкой одного из двух парковых дворцов.
Надо сказать, Джованни Гамбара не жалел средств на обустройство территории, считается, что он пригласил для проведения работ известного архитектора Джакомо да Виньола, по другим данным устройством фонтанного комплекса занимался инженер-гидравлик Томмазо Гинуччи, в Википедии написано, что он устроил на территории парка фонтаны-шутихи. Как бы то ни было, благоустройство архитектурно-фонтанного комплекса шло со всей дозволенной кардиналу роскошью, однако подобному расточительству пришел конец, когда на виллу с визитом прибыл известный своим аскетизмом архиепископ Милана Карло Борромео. Он остановил растрату церковных средств, порекомендовав кардиналу Гамбара использовать богатство для богоугодных дел, строительство церкви или монастыря. Поэтому законченный облик вилла приобрела только при своем следующем владельце, который продолжил обустройство парка, и построил второй палаццо, зеркально похожий на предшественника, а также украсил дворцы фресками.
Название Ланте вилла приобрела позднее, по имени последних владельцев комплекса, во владении которых вилла была около трехсот лет. А вот прежние создатели чудесного парка с фонтанами и павильонами оставили в архитектурном оформлении элементы гербов обеих фамилий: рак (“gambero”) от геральдического изображения ветви Гамбара и гора со звездой от линии Монтальто.
При входе, почти сразу после касс, на нижнем уровне парка наше внимание сразу привлекает Fontana del Pegaso (фонтан Пегаса).
Центральной фигурой композиции является мифологический конь Пегас, бьющий копытом о камень на горе муз Геликон, высвобождая из недр земли источник Гиппокрена, что стал источником вдохновения поэтов. Статуи муз окружают прекрасного коня, а из воды выступают маленькие скульптуры путти с крылышками и миниатюрными духовыми инструментами, из которых вместо звуков музыки льются струи воды.
Этот фонтан словно является прелюдией к красотам парка, попасть к которым можно поднявшись по нескольким каменным ступенькам.
Строго говоря, начинать осмотр рекомендуется сверху вниз, чтобы оценить всю задумку создателя великолепных водных каскадов по достоинству.
Поэтому расскажу и покажу эти фонтаны именно в таком порядке, как предполагалось автором.
Итак, образ фонтанного комплекса был задуман, как символическое отображение перехода от начала жизни к ее окончанию. Поскольку парк расположен на нескольких уровнях, с высоты 16 м вода источника жизни из царства дикой природы естественным образом стекает к нижней террасе, в регулярный сад к фонтану Мавров, где природа покорена человеком, по пути проходя сквозь 4 стихии: воды (фонтаны Потопа и Дельфинов), земли (фонтан Гигантов), огня (фонтан Факелов) и воздух (фонтан Мавров).
На верхней террасе в маленьком дворике между двумя павильонами устроен Fontana del Diluvio (фонтан Потопа). Заросшая зеленью каменная стена извергает из себя потоки воды, символизируя собой восставшую из вод Потопа гору Парнас, давшую шанс новой жизни для оставшихся в живых.
В этом дворике можно увидеть каменное четырехликое изваяние - изображение римского бога. Пишут, что эта одна из водных “шутих” создателя фонтанного комплекса, по задумке которого из уст мифологических существ время от времени вырываются струи воды, приводя в изумление зазевавшегося зрителя.
Погуглив немного про четырехликого римского бога, я нашла интересную информацию о божестве Древнего Рима Янусе, которого обычно изображают двуликим, но известна и его четырехликая ипостась. Почитался как древнейший и первый из римских богов, бог всякого начала, он охраняет каждого человека с первых моментов его утробной жизни, а первый месяц в году, январь, назвали в честь этого божества. И эта интересная информация несколько проливает свет на задумку автора фонтанного комплекса, разместившего каменное изваяние божества именно здесь, у источника жизни (ранее оно находилось посреди более старого фонтана в Общественном парке рядом). Можно еще добавить, что Януса почитали еще как первого царя области Лаций, а вилла, как мы помним, расположена в Лацио, близ Витербо.
Более того, как бог всякого начала, Янус был божественным привратником, Замыкающий и Отворяющий, божеством дверей, входов и выходов, а атрибутами его служили ключ и оружие привратника посох, дабы отгонять непрошеных гостей. И этот нюанс позволяет оценить шутку архитектора, который использовал каменного идола-привратника в качестве водной “шутихи”.
Увы, мы не наблюдали “каменного привратника” в действии во время своего визита, как не наблюдали и еще одного инженерного “сюрприза” этого фонтана - брызг воды, летящих на ничего не подозревающего туриста с крыш симметрично расположенных павильонов, во дворике которого и расположен фонтан. Видела эту “шутку” в одном из роликов в инете. То ли еще не сезон был, то ли администрация парка пожалела редких посетителей в столь холодную и сырую погоду, что выпала нам, но попасть под перекрестный огонь “шутих” 16-го века нам не пришлось-:)
А с погодой нам действительно не очень повезло. Когда мы приехали в парк, время от времени начинал накрапывать дождь, но, с точки зрения эстетики , это не особенно испортило восприятие парка. а может, даже добавило некоторую изюминку, привнося дополнительно больше влаги в воздух, который без того был напитан влагой, отдаваемой старинными фонтанами. Ну, и народу было не так много, немногочисленные гости виллы предпочитали прятаться от дождя в павильонах-:) В которых, впрочем, тоже было на что взглянуть - росписи 16-го века.
“Шутихи” не работали, и, увы, не работал и фонтан Fontana dei Delfini (фонтан Дельфинов), в который вода попадает из бассейна Потопа, прежде, чем отправиться вниз на следующую террасу комплекса.
Вырываясь из-под земли сквозь пасть огромного каменного рака (мы ведь помним о фамильной эмблеме рода Гамбара), бурлящие потоки воды отправляется в свое путешествие вниз, по причудливо оформленному каменному желобу Fontana della Catena (фонтан Цепи), что соединяет фонтан Дельфинов и фонтан Гигантов.
Этот ажурный, сформированный из каменных завитушек и порожков, водный путь заставляет поток бурлить и закручиваться.
В конце пути вода сквозь каменные клешни гигантского рака изливается в следующий прекрасный фонтан, расположенный на втором уровне парка и носящий название La Fontana dei Giganti (фонтан Гигантов), впрочем у него есть еще и другое название - фонтан Рек.
По обе стороны полукруглой каменной чаши отдыхают два исполинских каменных речных божества, символизирующих реки Тибр и Арно, подчеркивая политическую связь Рима и Флоренции.
Композиция и размер этой сцены, вероятно, были призван поражать воображение гостей кардинала, которых принимали здесь же у Tavola del Cardinale (Стол Кардинала) - продолжении фонтана, выполненном в виде огромного каменного стола с высеченным в его середине углублением для текущей дальше по своему маршруту воды, и для охлаждения напитков в процессе приемов. Очень многие детали в оформлении фонтанного комплекса выполнено из черного вулканического туфа - пеперино, который нам уже был знаком по Витербо.
Миновав кардинальское застолье, вода изливалась через открытую пасть маскарона, чтобы после попасть к следующему фонтану - La Fontana dei Lumini (фонтан Свечей).
Три уровня круглых ступеней украшены семьюдесятью каменными изливами, некоторые из которых действительно напоминают маленькие подсвечники, и 70 струй воды, извергающихся из них, у меня лично почему то вызвали ассоциацию с праздничным тортом, утыканном свечками-:)
Говорят, когда-то его освещали факелами, так что струи воды красиво подсвечивались колеблющимся огнем, думаю, это было очень эффектно.
Отсюда от этого фонтана открывается отличный вид на нижний уровень парка с его самым впечатляющим фонтаном Fontana dei Mori (фонтан Мавров).
Здесь я сразу вижу знакомые виды и ракурсы, которые запомнились по сериалу "Медичи. Повелители Флоренции", ведь именно у этого фонтана было снято несколько сцен второго сезона, а этот красивейший водный комплекс призван был изображать владения папы по сюжету повествования.
Во второй части видеоролика, получившегося по результатам этой поездки, можно увидеть кадры, о которых я говорю:
Фонтан расположен в центре аккуратного сада, сформированного самшитовыми аллеями. Бассейн фонтана, разделен на четыре строгих квадрата, а в центре композиции скульптурная композиция. Изящные мостики ведут к внутренней балюстраде, плавно огибающей по кругу центр фонтана.
Этот геометрически расчерченный пруд символизирует “Море смерти”, и внутри каждой из четырех запруд можно увидеть лодку, ожидающую путников, направляющихся в царство Аида. Фигуры атлетично сложенных юношей, как и многие детали архитектурного убранства фонтанного комплекса, созданы из вулканического туфа, со временем так почерневшего, что юношей стали называть маврами. Привлекает внимание и эмблема рода Монтальто, которую держат в руках каменные атлеты - вершина горы со звездой над ней.
_____________________________________________
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Витербо
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Чивита Баньореджо
Возвращение в Тоскану. Питильяно
Возвращение в Тоскану. Термы Сатурнии (Cascate del Mulino)
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сант-Антимо и Монтальчино
Возвращение в Тоскану. Сан Квирико д’Орча и ретро-автомобили
Возвращение в Тоскану. Живописные окрестности долины Валь д’Орча
Возвращение в Тоскану. Баньо Виньони и Баньи Сан Филиппо
Возвращение в Тоскану. Монтепульчано
Возвращение в Тоскану. Кортона
Возвращение в Тоскану. Аббатство Монте Оливето Маджоре
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сан Гальгано
Возвращение в Тоскану. Кьянти. Замок Бролио - Радда ин Кьянти - Греве ин Кьянти - Монтефьоралле
Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно
Возвращение в Тоскану. Вольтерра