Записки мотоциклиста. Полуостров Свободы - Крым
Публикацию своих путевых записок об одиночном мотопутешествии в Беларусь я начал с рассказа о том, как добирался до границы по территории России. Потом делился первыми впечатлениями о Республике, и рассказал, какими мне запомнились города Витебск, Минск и Могилев. Отдельная глава посвящена Брестской крепости. После Белорусской части пути я вернулся в Россию и неожиданно повернул к Черному морю, рассказал о пути от Смоленска до Анапы. В этот раз я расскажу о Полуострове Свободы - о Крыме.
Дорога от Анапы до порта "Кавказ" мне запомнилась постоянной борьбой с боковым ветром. Мой мотоцикл весит больше двухсот килограмм, сам я - за сотню в экипировке, плюс багаж - еще килограмм тридцать, но и при таком весе меня все равно сдувало с дороги, приходилось ехать в наклон.
Возле поселка Ильич выстроили огромную парковку с турникетами и кассами. Все это для того, чтобы в самом порту не скапливалась пробка перед таможней, как это было раньше. Есть электронные билеты, но можно купить и на месте в кассе. Мне билет на паром обошелся в 624 рубля. Очевидный плюс мотоцикла – меня опять пропустили без очереди, при этом паром ждал пару минут, пока я доеду от парковки до причала.
Пока мы выходили из гавани, я прошелся по палубе. Паром греческий, намного больше тех, что были в Керчи в 2013 году, но даже эти огромные суда раскачивало ветром так, что я спешно вернулся к мотоциклу и всю дорогу боялся отойти от него, держал, чтоб не упал при качке!
Когда в прошлый раз я был в Крыму, то почему-то проехал мимо мемориального комплекса в Аджимушкайских каменоломнях. В этот раз я решил исправиться. Тема Великой Отечественной войны меня всегда волновала, огромная трагедия человеческих судеб, массовый героизм и преступные ошибки командующих в первых этапах войны. Всегда стараюсь посещать места боевой славы и места трагических событий, посещаю чтобы знать, чтобы помнить. Но история обороны Аджимушкая, как и история Брестской Крепости, достойна отдельно поста, об этом я расскажу в следующий раз.
В первый день на полуострове я решил заночевать на берегу Азовского моря. От Аджимушкая расходится целая сеть тропок и дорожек, ведущих во все стороны. Кататься по ним на моем мотоцикле – одно удовольствие! Увлекшись, чуть не улетел в карстовый провал, метров пять глубиной: нужно быть осторожным, когда гоняешь по старым каменоломням. Вокруг торчат причудливые скалы, кое-где похожие на римские арки, кое-где - на греческие амфитеатры.
Через «Долину Любви», именно так она обозначена в навигаторе, я поехал в сторону моря. С горки открывается отличный вид на долину, а вот спуски вниз выглядят страшновато крутыми, но вполне проезжабельными. В долине очень много заброшенных или недостроенных дачных домиков, грешным делом, подумывал вломиться в один из них, но решил на море поехать. По песчаному берегу постарался уехать как можно дальше от домов. Далеко уехать не вышло, через метров триста закопался задним колесом в песок. Есть старинная мудрость, где закопал мотоцикл, там и ночевать.
Ночью разошелся ветер, и я каждые двадцать - тридцать минут просыпался, боялся, что палатку смоет волнами. Захлестнуло палатку уже утром, когда я уже почти собрался. А когда выехал на дорогу в Феодосию, то на большом световом табло сияло штормовое предупреждение.
В сентябре туристический сезон в Крыму еще не заканчивается, много машин с регионами всей России. Пляж Феодосии битком, хотел в Судаке пройтись по Генуэзской крепости, но не нашел даже куда приткнуть мотоцикл! В такой толпе оставлять его с пристегнутым багажом побоялся, да и не люблю я в толпе толкаться…
С огромным удовольствием прокатился по извилистой дорожке вдоль моря от Судака до Нового Света. С одной стороны возвышается почти отвесная скала, с другой – обрыв и плещущееся у подножия море. Солнце припекает, а свежий ветер с моря несет прохладу, отличная дорожка.
Друзья из Ростова рассказывали, что в Орджоникидзе есть заброшенный завод, показывали фотографии, я решил заехать, посмотреть. По тропкам забрался на сопку и пошел вдоль забора искать дырку. Пролез на территорию, уже прошел половину пути до завода, как за моей спиной, на сопке за забором, группа туристов стала орать и свистеть. Это они так радовались покорению «вершины»… Своими пьяными воплями они привлекли внимание охраны, которая все-таки была на заводе, мне пришлось ретироваться…
Южный берег Крыма не перестает радовать пейзажами, открывающимися с серпантинов, каждый день получал эстетическое удовольствие от езды.
Уже подъезжая к Алуште, заметил, что мот как-то странно себя ведет. Спустило переднее колесо. Жара стояла страшная, заниматься монтажом не хотелось совсем. Подкачал, через пять километров картина повторилась. Еле доехал до города, на первой шиномонтажке сказали, что мотоциклетные колеса не делают, мол, снимать не умеют. Говорю, сам сниму, только домкрат надо, говорят, что домкраты только для машин… Рассердился, обматерил нерадивого работника, плюнул и поехал в обратную сторону, где в частнике я видел стрелку на заборе и надпись «ШЫНОМАНТАЖ».
Во дворе частного дома стоял Форд с московскими номерами без переднего колеса - оно лежало рядом, и на нем стоял парень, лет тридцати с загоревшим до шоколадного оттенка лицом и кувалдой «правил» помятый диск.
- Здравствуйте, - обратился я, - на мотоцикле колесо проколол, сможем починить?
- Ну, если надо, значит починим, - ответил парень, остановив кувалду на полувзмахе, - только вот с фордом закончу.
Через полчаса я уже ставил колесо на место и убирал заклеенную камеру в багаж.
- Сколько с меня?
- Хм… - парень с прищуром посмотрел на меня оценивающе, - сколько же с тебя взять? Ну, давай сто рублей, идет?
В Екатеринбурге за ту же самую работу и еще одну заклеенную дырку на камере с меня взяли 1200 рублей в шиномонтажке «Подкова»…
Вообще, Крым меня постоянно удивлял: остановился у частного дома, спросил как проехать к Аджимушкаю, меня молоком свежим напоили, когда колесо в Алуште проколо, его за сотку починили, при этом за неделю ни разу не дали чек на заправке и дали сдачу меньше рубля. Мне не то чтобы нужен был чек или я каждую копейку считаю, просто все совсем не так, как в большинстве случаев в России.
Вообще, Крым меня постоянно удивлял: остановился у частного дома, спросил как проехать к Аджимушкаю, меня молоком свежим напоили, когда колесо в Алуште проколо, его за сотку починили, при этом за неделю ни разу не дали чек на заправке и дали сдачу меньше рубля. Мне не то чтобы нужен был чек или я каждую копейку считаю, просто все совсем не так, как в большинстве случаев в России.
Когда я в 2013-м году катался по Крыму на велосипеде, то жутко завидовал мотоциклистам, проносящимся мимо, пока я, обливаясь потом, взбирался на очередной перевал. Сейчас же мне подумалось, что на велосипеде я видел куда больше, чем на мотоцикле, погружение в среду было полнее. Но мне все равно понравилось проезжать знакомые места, вспоминать и сравнивать тогда и сейчас, Крым заслуживает того, чтобы туда возвращаться.
Одним из самых любимых уголков в Крыму для меня стала Балаклава. Небольшая бухта, слегка изогнувшись среди скал, стала отличной тихой гаванью для бессчетного числа яхт и нескольких кораблей береговой охраны. Сам городок находится на узкой полосе относительно ровной поверхности между водой и скалой. По большому счету, в Балаклаве всего две крупных улицы, идущие по обе стороны бухты к морю.
На правом берегу есть музей на бывшей базе подводных лодок. Некогда это был один из секретных объектов СССР. База устроена прямо под огромной скалой, там должны были укрываться советские подводные лодки, а сама база могла выдержать прямой ядерный удар. База потеряла свое военное значение после того, как размеры новых подлодок перестали позволять им проходить через шлюзы базы.
На правом берегу есть музей на бывшей базе подводных лодок. Некогда это был один из секретных объектов СССР. База устроена прямо под огромной скалой, там должны были укрываться советские подводные лодки, а сама база могла выдержать прямой ядерный удар. База потеряла свое военное значение после того, как размеры новых подлодок перестали позволять им проходить через шлюзы базы.
На левом берегу Балаклавской бухты, на горе, стоят руины крепости Чембало. К ним можно подняться по лестнице, а можно подняться по грунтовому серпантину и дальше по гребню. Конечно, я выбрал второй вариант. Время шло к вечеру, и я стал подыскивать себе место под ночлег. С горы как раз открывался отличный вид на город и залив. Хорошее место нашлось в тупике одной и дорожек, площадка мне показалась идеальной: ровная, много хвороста, вид на бухту и руины крепости.
Только я запарковал мотоцикл и снял баул, как услышал «БАБАХ-Х», а следом «ТРА-ТА-ТА». Очень много боевиков я посмотрел в жизни, эхо разносит по долине звуки разрывов, пулеметных очередей и винтовочных выстрелов. На склоне горы под крепостью, через завесу дыма я увидел человек тридцать матросов и солдат, яростно палящих в сторону еще десятка бойцов. Очередной разрыв, следом громкое «УРА-А-А!» и вот уже бойцы в бескозырках, пехотных касках, зеленых фуражках пограничников и синих НКВДшных бегут на пулеметные расчеты, среди наступающих реет красное знамя с золотыми буквами. Отчаянный бросок, выстрелы, крики, рукопашная, весь склон усеян убитыми и ранеными, но пулеметы подавлены, а двое матросов уже ведут пленного немецкого офицера. Я никогда раньше не присутствовал на военных реконструкциях, да и в этот раз получилось случайно. Самое интересное, что ни афиш, ни предупреждений с ограждениями, ни даже зрителей я не заметил, это еще усиливало эффект от увиденного. Окончательно я расслабился и перестал подозревать себя в безумии, когда и русские и немцы, не выпуская оружия, побежали топтать ногами зажжённую взрывпакетами траву.
В Балаклаве своя особая, я бы даже сказал - душевная атмосфера, красивейший закат, ночная подсветка города, все сходится в одной точке.
В Балаклаве своя особая, я бы даже сказал - душевная атмосфера, красивейший закат, ночная подсветка города, все сходится в одной точке.
Я проснулся от звука выстрела. Неужели опять реконструкторы, – пронеслось в мыслях, – но чего ж так рано-то? Стрелки часов показывали 4:30 утра. Я высунул голову из палатки и увидел цепь людей в оранжевых жилетах, идущих по полю. Собака одного из них рванула вперед, из куста вылетела пичуга, раздался выстрел, и вот пес уже несет подстреленную добычу хозяину. Да уж, везло мне в поездке на всякие неожиданности. Подумал, что раз уж проснулся, и застал туманный рассвет над Балаклавой, то непременно нужно поснимать.
Одна из самых красивых дорог в Крыму, на мой взгляд – Старая Ялтинская дорога. Начинается перед Бахчисараем и идет по широкой долине между почти отвесных скал. Над извилистой дорогой нависают ветви деревьев, дарящие защиту от палящего солнца. Машины практически не встречались, я ехал, наслаждаясь изгибами серпантина, в тишине и одиночестве. Кстати, езда по узким горным серпантинам – это один из самых приятных видов езды на мотоцикле, близость деревьев и ограждений дает ощущение скорости, а частые повороты – чувство легкости и маневренности мотоцикла, возникает ощущение свободы.
На Ай-Петри меня ждало разочарование… Вершину плотно окутывало облако. Видимость периодически падала до пары метров, чуть не сбил велосипедиста, который решил попить воды посреди дороги. Позабавила табличка «Панорамный вид» на перилах, за которыми молоко тумана. Несмотря ни на что, на вершине горы было полно народу, шла бойкая торговля сувенирами, дымились казаны с пловом и чаны с лагманом и шурпой.
Проезжал мимо лагеря «Артек», не мог не остановиться. Большая стела на повороте в лагерь теперь представляет собой огромную светодиодную панель с меняющимися картинками. Забавное обновление, но «АРТЕК мижнародний дитячий центр» лично мне нравился больше.
На выезде из Феодосии я догнал фольксваген с шильдиком «Skydive» и фигуркой парашютиста под куполом, приклеенных к багажнику, а на зеркале висела целая копна затяжек. Мне захотелось поздороваться с единомышленником, к тому же за рулем ехала девушка. Я все пытался поравняться с ней и как-то дать понять, что тоже парашютист, но поток машин и ширина дороги не давали возможности, к тому же я не мог придумать, как же на ходу объяснить девушке, чего мне надо от нее. У машины были ростовские номера, и я решил, что едет она туда же, куда и я – на паром в Керчь, так что расслабился и пристроился за ней. Но возникла новая трудность: в порт-то мы приехали, но у девушки уже был электронный билет, а мне еще предстояло покупать... Однако, меня опять пропустили без очереди везде, нашел ее фольксваген в колонне ожидавших погрузки.
- Здравствуйте! - сказал я, остановившись рядом.
- Здравствуйте, - ответила девушка, не отрываясь от чтения книги.
- Я увидел у вас на багажнике шильдики, - начал я, - вот, все хотел поздороваться, я тоже парашютист.
- Вот оно что! – облегченно рассмеялась девушка, наконец посмотрев на меня, - я-то думаю, чего я ему сделала? Прицепился от самой Феодосии и не обгоняет!
Посмеялись вместе, поболтали пять минут, пока не пришел сотрудник переправы и не потребовал убрать мотоцикл с дороги. Пришлось распрощаться с новой знакомой.
Меня опять пустили последним на паром, без очереди, в объезд всей колонны, а через пять минут мы уже отчалили. На этом закончилась неожиданная крымская глава моей поездки в Беларусь. Остался финальный отрезок пути Анапа – Екатеринбург. В голове как-то сама собой появилась мысль, что отпуск на этом заканчивается, впереди только дорога домой. Хотя… Дорога домой – это тоже дорога, полная неожиданностей и курьезов.
В следующий раз я расскажу об обороне Аджимушкайсих каменоломен.
В следующий раз я расскажу об обороне Аджимушкайсих каменоломен.
#мотопутешествие #путешествие #travel #moto #Крым #Crimea #ЧерноеМоре #BlackSea #ХрабрыйЧайник
Читайте также